0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Реальное и фантастическое в повести Н. В

I . Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Своеобразие фантастики в повести «Вий» Н.В. Гоголя»

Работа поступила в учебную часть:

Содержание.

I.Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя…………………………..4

II. Вий. Сведения из мифологии………………………………………………. 7

III. Хома Брут. Личность героя………………………………………………….9

IV. Страх перед женщиной. Ведьма……………………………………………11

V. Три дня и три ночи Хомы Брута…………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………..18

Введение.

Любое талантливое произведение обычно многогранно и не может быть сведено к одной единственной формуле, рассматриваться с одной единственной точки зрения. Истина эта в полной мере относится к известной повести Николая Васильевича Гоголя. Осознавая это, раскрытию некоего тайного смысла произведения, которому в школьном курсе литературы уделено незаслуженно мало внимания, и посвящена данная работа.

В изучении замысла повести Гоголя «Вий» наибольшее внимание было уделено установлению ее фольклорных источников. Плодотворным в этом отношении оказалось сличение сюжета повести и отдельных черт образа Вия с сюжетами и образами народных сказок и преданий – русских, украинских, белорусских; с образами мифологических персонажей.

В примечании к «Вию» автор указывает, что «вся эта повесть есть народное придание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет которого точно напоминал бы повесть. Лишь некоторые мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.

I . Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя.

Часто, фантастическое и реальное заходят одно в другое, особенно в искусстве, потому что оно не просто изображает жизнь, а раскрывает, объективируя то, что совершается в душе человека. Бывает, наоборот, что случай действительный имеет совершенно фантастический характер.

Что такое фантастическое? Вымышленное, чего не бывает и не может быть. Что такое реальное? В жизни то, что может быть. Искусство сближается с жизнью вовсе не в действительности, а в правде, тоесть в различении добра и зла. Торжеству же правды фантастическое служит так же, а может быть, еще лучше, чем реальное.

В «Вии» фантастическое развилось на почве мистической — отсюда его особенная интенсивность. Характерной чертой мистического у Гоголя вообще является мажорный тон его сверхъестественных созданий. В «Вии» ведьма и колдун — существа мстительные и злобные, а не ноющие.

Основной психологический мотив «Вия» — страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным — мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх. Цель автора, как он сам говорит в примечании, рассказать слышанное предание о Вии как можно проще. Предание действительно передано просто, но если мы подвергнем анализу это так естественно и свободно развивающийся рассказ, то увидим сложную психическую работу и увидим, как безмерно далеко отстоит он от предания. Поэтическое создание как цветок: прост с виду, а в действительности ведь бесконечно сложнее всякого паровоза или хронометра.

Автору надо было, прежде всего, заставить читателя почувствовать тот мистический страх, который послужил психической основой предания. Явление смерти, представление о жизни за гробом всегда особенно охотно расцвечивались фантазией. Мысль и воображение нескольких тысяч поколений пристально и безнадежно устремлялись в вечные вопросы о жизни и смерти, и эта пристальная и безнадежная работа оставила в душе человека одно властное чувство — боязнь смерти и мертвецов. Это чувство, оставаясь в существе своем одинаковым, изменяется бесконечно в формах и группировке тех представлений, с которыми оно связывается.

В художественной концепции повести появляются такие элементы, которые существенно отличали её и от фольклорной традиции. Эти новые элементы свидетельствовали о том, что в общественном самосознании Гоголя произошли важные перемены. В «Вии» уже нет единства мира, а есть, наоборот, мир, расколотый надвое, рассечённый непримиримым противоречием. Хома Брут живёт как бы в двух измерениях. В беспросветную прозу его нелегко бытия вторгается романтическая легенда. И он живёт попеременно — то в одном мире, реальном, то в другом фантастическом. Эта раздвоённость бытия героя повести отражала раздвоённость человеческого сознания, формирующегося в условиях неустроенности и трагизма современной действительности.

Примечательным для нового этапа гоголевского творчества явился образ философа Хомы. Простой и великодушный, он противопоставлен богатому и надменному сотнику, точно так же как Хома Брут — совершенно земной человек, со свойственными ему причудами, удалью, бесшабашностью и презрением к «святой жизни» — противостоит таинственно-романтическому образу Панночки.

Вся фантастическая история с Панночкой-ведьмой просвечена характерной гоголевской иронией и юмором. Социальная проблематика повести кажется несколько приглушённой. Но она, тем не менее, явственно проглядывает. Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому подстерегают опасности и лишения. Страшный образ Вия становится словно поэтическим обобщением этого лживого, жестокого мира.

Для этой повести характерно трагическое восприятие мира. Жизнь сталкивает человека со злыми и жестокими силами. В борьбе с ними формируется человек, его воля, его душа. В этой борьбе выживают лишь мужественные и смелые. И горе тому, кто смалодушничает и убоится, погибель неотвратимо постигнет того, кого пришибёт страх. Вот так и случилось с философом Хомой Брутом. Действие происходит здесь не в вымышленном, романтизированном мире, а в реальном. Вот почему человеку не так легко удаётся совладать с ведьмой. Соотношение сил между добром и злом, светом и тьмой в реальном мире иное, чем в сказке. Тут человек всегда выходит победителем, там — всё сложнее. В реальной жизни всё становится жертвой зла. И он пал жертвой ведьмы.

Читать еще:  С кем пел джей зи. Биография

Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Разделы: Литература

Цели:

  • Расширение представлений учащихся о творчестве Гоголя, помочь увидеть мир реальный и фантастический в повести «Портрет».
  • Формирование умений исследования, сравнительного анализа.
  • Укрепить веру в высокое назначение искусства.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, два варианта повести, иллюстрации к повести.

Подготовка к уроку. Заранее учащимся дается задание прочитать повесть «Портрет»: первой группе — вариант «Арабесок», второй группе — второй вариант. Подготовить ответы на вопросы:

  1. Каково идейное содержание повести?
  2. Каким образом портрет появился у героя?
  3. Кто изображен на портрете?
  4. Как художник пытался избавиться от страшного портрета?
  5. Как происходит духовное падение художника?
  6. Какова дальнейшая судьба портрета?

Организационная часть. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Одна из особенностей творчества Н.В. Гоголя — видение мира через фантастику. Его как романтика увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей из народа. Любимые многими читателями повести «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или утопленница», «Вий», «Страшная месть», «Заколдованное место» похожи на сказку, потому что в них мир поделен на обычный, реальный и необычный, «потусторонний». В его произведениях реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом.

Такую связь реальности с фантастикой мы видим и в повести «Портрет». Она считается одной из самых противоречивых и сложных повестей петербургского цикла; интересна не только как своеобразное выражение эстетических взглядов писателя, но и как произведение, в котором сказались противоречия мировоззрения Гоголя. Мир Петербурга у Гоголя — реальный, узнаваемый и в то же время — фантастический, ускользающий от понимания. В 30-годы пользовались особой популярностью повести о людях искусства, музыкантах, художниках. На фоне этих произведений гоголевский «Портрет» выделялся значительностью идейного замысла, зрелостью обобщений писателя.

Беседа об истории создания повести.

Учитель. Обратите внимание на дату издания повести.

-Первоначальный вариант повести был напечатан в сборнике «Арабески» в 1835 году. Второй, переработанный вариант напечатан в 1942 году в журнале «Современник». Они и похожи, и различны.

Учитель. Зачем же автору необходима была переработка повести? Ведь первый вариант повести более увлекательный!

-Оказывается, первоначальная редакция повести вызвала ряд отрицательных отзывов критики. Особенно резко отозвался о ней великий критик В.Г. Белинский. В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» он пишет: «Портрет» есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя: Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия: Вообще надо сказать, фантастическое как-то не совсем дается г. Гоголю».

-И это об авторе знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода»! Нам трудно согласиться этим мнением. Однако Гоголь очень серьезно отнесся к критическим замечаниям.

Под воздействием критики Белинского Гоголь переработал повесть в 1841-1842 годах во время пребывания в Риме и послал Плетневу для издания, сопровождая словами: «Она была напечатана в «Арабесках», но вы этого не пугайтесь. Прочитайте ее: вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь. В Риме я ее переделал вовсе, или, лучше, написал вновь, вследствие сделанных еще в Петербурге замечаний» — писал он Плетневу.

Сравнительный анализ произведения.

Учитель. О чем же эта повесть?

-В центре внимания писателя — трагическая судьба художника в современном обществе, где все продается, вплоть до красоты, таланта и вдохновения. Столкновение идеалов искусства, прекрасного с действительностью составляет основу содержания и первой, и второй редакции.

-Талантливый, но бедный молодой художник приобрел на последние деньги старый портрет. Странность портрета — в глазах, пронзительном взгляде изображенного в нем таинственного человека. «Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Это были живые, это были человеческие глаза! Они были неподвижны, но, верно, не были бы так ужасны, если бы двигались». Молодой художник провел ночь, полную кошмаров. Он видел то ли во сне, то ли наяву, как изображенный в портрете страшный старик выпрыгнул из рам: Вот он стал приближаться к художнику, стал разворачивать свертки, а там — золотые монеты: «Боже мой, если бы хотя часть этих денег!» — мечтал художник, и его мечта сбылась. Но с этого дня стали происходить странные изменения в душе молодого человека. Польстившись богатством, не без вмешательства портрета постепенно он превратился из подающего надежды талантливого художника в жадного, завистливого ремесленника. «Скоро нельзя было в нем узнать скромного художника: Слава его росла, работы и заказы увеличивались: Но даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они все еще пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы. Золото сделалось его страстью и идеалом, страхом и наслаждением, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках его». Чартков опускался все ниже, дошел до того, что стал уничтожать талантливые творения других мастеров, сошел с ума и, наконец, умер. После смерти на аукцион были выставлены его картины, среди них был и тот портрет. Узнанный одним из посетителей, таинственный портрет исчез, чтобы продолжить свое губительное влияние на людей.

Читать еще:  Когда играет столото. Отзывы о лотерее столото

Учитель. Сравним два варианта повести. Какое различие между повестями двух редакций вы найдете?

-Каким образом портрет появился у героя?

-Кто изображен на портрете?

-Как художник пытался избавиться от страшного портрета?

-Как происходит духовное падение художника?

«Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» урок – исследование

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок по литературе

«Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Учитель русского языка и литературы

Барышева Надежда Ивановна

Форма организации образовательного процесса: урок – исследование.

Тип урока : урок внеклассного чтения.

Учебно-воспитательные цели и задачи:

научить учащихся проводить самостоятельное исследование текста;

проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания;

рассмотреть понятия «реальность» и «фантастика» в творчестве Н. В. Гоголя на примере повести;

сделать вывод об особенностях художественного мира писателя;

закрепить навыки работы учащихся со словарем;

развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за совместные результаты деятельности;

развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение;

способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре;

способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических чувств.

Материал для учащихся: текст повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова.

Зрительный ряд: интерактивная доска, презентация, книжная выставка «Жизнь и творчество Гоголя», рисунки учащихся.

Музыка: П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки».

Эпиграф: Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их.
/В.Г.Белинский/

I. Организационный момент.

— психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии;

— обеспечить условия для проведения урока;

— воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.

-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение творчества Н.В. Гоголя. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова великого русского критика В.Г. Белинского (Учитель читает эпиграф, ученик отвечает на вопрос, кто такой критик).

II. Вступительное слово учителя.
Задачи:

— обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

— актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы.

-У нас есть уникальная возможность на некоторое время стать настоящими учеными и провести самостоятельное исследование по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». А тема исследования будет такой: «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (тема на слайде №1).

-Чтобы провести эту работу у нас есть все. Во-первых, есть предмет изучения — текст повести, во-вторых, наш кабинет, который можно назвать научной лабораторией, а в-третьих, мы с вами — научные сотрудники. Моим помощником на уроке будет автор презентации Белкин Артем.

III. Подготовка учащихся к исследовательской работе на основном этапе занятия.
Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Учитель: Ребята, знаете ли вы, с чего начинается любое исследование?
Ученик: Сначала ученый определяет цель своей работы.
Учитель: Посмотрите на тему урока. Что мы должны сделать?
Ученик: Определить, что в повести Гоголя реально, а что фантастично.
Учитель: Кроме этого, мы рассмотрим особенности художественного мира писателя. А как мы можем это сделать? С помощью чего?
Ученик: Прочитаем текст, подумаем, что можно отнести к реальному миру, а что к фантастичному, т.е. мы будем анализировать текст, сопоставлять понятия, эпизоды, героев.
Учитель: Таким образом, мы уже определили методы своей работы. Теперь нам нужно решить актуально ли будет наше исследование, т.е. является оно важным для вас сейчас и будет ли полезным для вас и других людей в будущем? (отвечают ученики).
Учитель: Еще раз посмотрите на тему урока.
— Ребята, вы знаете, что такое повесть? (ученик говорит, что такое повесть) (слайд №2).
— Смысл каких слов нам нужно выяснить?
— Как вы думаете, что такое реальность? (То, что действительно существует не в воображении).
-А что, по-вашему, означает слово фантастика? (То, что основано на вообра-жении, вымысле, что-то причудливое, волшебное, невероятное) (слайд №3).
Вывод учителя: Итак, мы выяснили смысл важных для нас понятий.
А теперь давайте перенесемся в мир повести «Ночь перед Рождеством».
IV. Работа по содержанию повести.
Задачи:
— обеспечение восприятия, осмысление и запоминание изучаемого материала; -организация внимания, сотрудничества, совместной творческой деятельности, исследовательской работы.
1). Беседа с учащимися (что знают о великом христианском празднике, традициях Рождества).
Учитель:
Вспомните, где происходит действие повести? (В Малоросии, в Диканьке). То есть, указано конкретное место событий.
— Когда происходит действие? (В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю). То есть, можно определить и конкретное время событий.
— А что такое Рождество? (Христианский праздник, День рождения Иисуса Христа) (слайд №4).
— Что же такое праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят ночью — в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям.
— Почему? (хотят, чтобы Рождество не наступило)
Какие традиции и обычаи украинцев описывает Гоголь в своей повести? (колядование, переодевание в праздничные наряды, массовые гуляния, национальные блюда, рождественские угощения) (слайд №5).
— А вы знаете колядки? Прочтите.
2).Чтение начала повести (читает наизусть ученик) (слайд №6)
Учитель:

— Что заметили необычного (неживые предметы изображаются в виде живых).
-Как называется этот прием? (олицетворение) (слайд 7).
3). События повести.
Учитель:
Какие события происходят этой ночью? (Черт украл месяц, ведьма летает на метле, Чуб, Дьяк, Голова оказались в мешках, Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на черте за черевичками для Оксаны.)
— Обратимся к словарю Ожегова и определим значение слова «черевички».
Учитель:
— Мы уже можем сделать первый вывод из нашего исследования. Какой? (место и время действия повести — реальны или возможны, а события, которые происходят — фантастичны (первый вывод записывается в тетрадь).
4). Герои повести.
Учитель:
-Теперь давайте вспомним, кто участвовал в этих событиях?
— Какие герои будут реальными, а какие — фантастическими?
-Как мы понимаем, какие герои обыкновенные, а какие волшебные существа?
Реальные герои. Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена. Дивчины и парубки. То есть: обычные люди, верующие, они не любят нечисть.
Волшебные существа. Черт, Солоха («заодно с чертом»), Пацюк («сродни черту»). Имеющие отношение к нечистой силе (слайд №8).
5). Характеристика волшебных героев.
Учитель:
Рассмотрим подробнее волшебных героев («Солоха», «Черт», «Пацюк»). Дети дают характеристику этим героям.
— Каким будет наш следующий вывод? Волшебные герои живут среди обыкновенных, люди их не боятся (второй вывод записывается в тетрадь).

Читать еще:  Кортасар произведения. Хулио Кортасар: Личная жизнь

Физкультминутка
Задача: обеспечить на уроке сохранение здоровья.
Мы – декабрьские снежинки,
Словно легкие пушинки,
Вместе с ветром прилетели,
На верхушку ели сели,
Повертелись, покружились
И на землю опустились.
6). Анализ эпизодов.

Учитель:
Теперь нам нужно подробнее рассмотреть те события, в которых участвуют фантастические герои (слайд 9). Для этого мы проанализируем самые яркие эпизоды в этом плане.
На доске записан план анализа эпизодов.

-Что необычно, неожиданно в этом отрывке?

-Кто участвует в событии?

-Как реагируют обыкновенные герои на поступки волшебных?

-Создадим три творческие группы для работы с отрывками.

Черт ворует месяц (первый абзац).

Пацюк ест вареники (3 — 4 абзацы).

Полет Вакулы в Петербург (второй абзац).
(Пока одна группа отвечает, две другие слушают, чтобы сделать общие выводы).
Учитель:
— Итак, третий вывод: Фантастическое событие представлено Гоголем как обыкновенное. То есть границы между реальным миром и фантастическим размыты (вывод записывается).
— Скажите, а почему нам вдруг становится смешно во время чтения? ( ^ Юмор тоже помогает передать чудесные события как обыкновенные. Когда мы смеемся, нам не страшно).
7). Финал повести.
Учитель: В заключении обратимся к финалу произведения. Какова дальнейшая судьба Вакулы? (Счастливая семья, любовь, покаяние в церкви, он снова «намалевал» черта в церкви). То есть, Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал черта в аду. Он победил его силой любви и веры.
V. Подведение итогов урока.
Задачи :

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели;

оценить работу класса и отдельных учащихся;

обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
Дети вспоминают три вывода:

Место и время действия повести — реальны или возможны, а события, которые происходят – фантастичны;

Волшебные герои живут среди обыкновенных, люди их не боятся;

Границы между реальным миром и фантастическим размыты.
Учитель:

— Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке еще есть герои, которые имеют отношения к нечистой силе. Н. В. Гоголь всю жизнь решал этот вопрос: что побеждает добро или зло? И все сопоставления реальности и фантастики в его произведениях направлены на это.

— А вы как думаете, что должно победить?

— Вернемся к эпиграфу. Согласны ли вы с точкой зрения Белинского? (Звучат различные точки зрения).

VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании (слайд № 10). Задачи: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения.

1) выпишите определения, характеризующие главных героев:

Чуб – богатый, старый, ленивый, упрямый.

2) подберите цитаты из повести и продумайте план рассказа о Вакуле.

Задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо – эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учитель:
Скажите о своем настроении на уроке, комфортно ли было работать, достигли ли целей. Если да – подарите мне белую снежинку, если урок оставил вас равнодушными, подарите мне синюю снежинку
(Дети говорят о своем настроении, возникших трудностях, наблюдениях и дарят снежинки).
Библиографический список

1. Аркин И.Н. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя.- М.: Просвещение, учебная литература.- 1996.- с.63-64

2. Висленко Л.П. Литература. 5-7 классы: Методическое пособие.- Спб.: «Паритет», 2001.- с.84-87

3. Литература. 5 класс: поурочные планы по программе А.Г.Кутузова/ сост. Л.М. Серегина.-Волгоград: Учитель, 2006.- с.101-106

Источники:

http://megaobuchalka.ru/16/63263.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592197/
http://infourok.ru/realnoe-i-fantasticheskoe-v-povesti-n-v-gogolya-noch-pered-rozhdestvom-urok-issledovanie-1851751.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector