0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассказ фома гордеев. Cочинение «Образ Фомы Гордеева

Сочинение Анализ произведения Фома Гордеев Горького

В романе Горького «Фома Гордеев» представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают. Но кроме прибыли у каждого человека есть и что-то более важное — духовные ценности жизни. Маякин страдает одиночеством и думает о настоящей правде, которую хочет найти каждый.

Купцы как отрицательные, меркантильные герои выступают тут наоборот создателями чего-то полезного для общества, например формируют торговую связь, координируют перевозки по Волге, ведут строительство фабрик и оказывают некоторую помощь нуждающимся, а Фома Гордеев — герой первого плана несёт в себе разрушение всего и дела созданного отцом и своей личной жизни.

Отец Фомы Игнат является крупным владельцем собственного дела. Но начинал он с малого, как обычный работяга. Только к сорока годам достиг успеха. Личность его сильная и одновременно противоречивая. Его образ представляет собой совокупность несовместимого. Он мог быть предельно жадным и тут же большим мотом. Мог не придавать никакого значения крушению собственных барж философски размышляя, что Волга дала, может и отнять.

В какой-то степени Фоме передалось азартное чувство отца. Являясь частью буржуазного класса он не желает превращаться в хищного охотника, стремящегося к наживе, он наделен естественными, присущими простому человеку качествами. Ему не понятно зачем отец шёл по пути капитализма. Он не желает наследовать его имущество. Упрямые, неприятные нравы капиталистического строя отрицательно действуют на Фому они угнетают его свободомыслие и он с присущим напором начинает борьбу против этого мира. На одном празднике Фома прямо высказывает все недовольство в лицо ненавистным купцам. По его мнению они не новую жизнь построили, а выгребную яму выкопали. Кругом грязь развели. Сетует на то, что бога они забыли и деньгами его заменили. А совесть выгнали за ненадобностью.

Но бунтарское выступление Фомы не производит впечатления на своих адресатов, и Гордеева признают сумасшедшим.

Выступление Фомы обличило отвратительность буржуазного класса и показало его неизлечимую болезнь.

Давая своей повести название «Фома Гордеев» Горький выделяет именно этого героя, как свободолюбивую, ни от кого не зависящую личность. Этого героя давит теснота круга собственников и он должен найти в себе силы проломиться через неё.

Анализ 2

В конце 90-х-начале 1900-х годов борьба Горького за реализм против декадентства приобретает большое общественное значение. Недаром литературная борьба вокруг писателя принимает острые формы. В повести показана жизнь купечества в Поволжье в момент его расцвета, изображенная с точки зрения растущего русского пролетариата. Недаром нижегородский миллионер Бугров неприязненно отзывался о Горьком, считая, что такой автор заслуживает каторги.

В произведении отображена борьба, которая идет внутри класса, и Фома становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных его классом. Мы видим, как здесь нарисована целая галерея типов купцов, которые считают, если в этой жизни не пробьешься при помощи злых намерений. В повести они изображаются особенно убедительно и выразительно. И этому миру дельцов противопоставлен нравственно здоровый человек. Его трагическая судьба разоблачает основные законы капиталистического общества. Главный герой не борец и не революционер, но он бунтарь, мучительно ищущий иного смысла жизни, не хочет отказаться от своих запросов, не поддается влиянию окружающей его среды и упорно стремится найти какой-то выход.

Горький отразил различные типы купечества. Так, например, Яков Маякин, идеолог купечества, сумевший обобщить опыт своего класса. Он показан жадным, жестоким и хищным буржуа. Типичен и Африкан Смолин, либеральный молодой купец европейской выучки. И вот среди них особое отличие имеет Гордеев, которому неудобно находиться в этом купеческом мире. Он настойчиво отделяется от них. Собственнический уклад наложил на Фому свою печать. Он с ранних лет понял жизнь малоимущих людей.

Читать еще:  Настоящее имя скриптонит. Биография

В конце повести Фома подвергается унижению, и в конце концов он повержен. Маякинское окружение одерживает победу над бунтующим человеком, слабым и запутавшимся. Произведение с неопровержимой убедительностью показывает неизбежность распада класса, грядущую судьбу капитализма. Писатель отражает, какие великие потенциальные силы дремлют в русском народе, какие имеются богатые возможности. Но при капиталистической системе эти силы проявляются не там и не так, как это нужно народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Фома Гордеев

Популярные сегодня темы

В основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына

Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы

Демон — главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах.

Великая Отечественная война – всего три слова, а сколько в них боли, страха и ужаса. Война – это самое страшное, что может произойти с человечеством. Хотя прошло столько лет, война 1941 -1945 гг, навсегда останется в сердцах людей, в памяти поколений.

Наверное, каждый из нас был студентом. Вот об этом и решил написать Вампилов в своем произведении «Студент». Как все уже поняли, что речь идет про одного студента, которому сегодня не очень-то хотелось отправляться на занятия

Образ и характер Фомы Гордеева в одноименном романе Горького

Характер Фомы очень сложен. Судьба его трагична и глубоко поучительна. К изображению капиталистического мира, его морали Горький подошел с такой стороны, с какой до него еще никто не подходил, и это, прежде всего благодаря образу Фомы Гордеева.

Сам писатель дал ключ к пониманию характера и судьбы Фомы. В письме к издателю С. Дороватовскому от 2(24) февраля 1899 года Горький писал, что в романе он стремится показать картину современности, на фоне которой «должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии». Писатель избрал человека, на первый взгляд, совершенно необычного: в центре романа — купец, какого читатель не мог встретить даже в богатейшей галерее А. Островского, какого и в жизни не просто было разглядеть. В том же письме к Дороватовскому Горький заметил: «Фома — не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках современности».

Итак, перед нами «нетипичный» купец. Значит ли это, что образ Фомы разрушает наши представления о принципах реалистического изображения? Нет, конечно. Горький раскрыл еще одну богатую возможность реалистического искусства. Бунт Фомы — явление типичное в том смысле, что в нем отражен сложный, глубинный процесс, происходящий в среде купечества. В Фоме больше подчеркнуто человеческое, чем купеческое,— но человеческое, рождающееся в недрах купеческого. Судьба Фомы оказалась трагической, ибо не так просто человеческому пробиться в этой среде. Произведение Горького можно назвать рассказом о том, как купец хотел стать человеком и как ему не позволили этого сделать. Но именно потому так поучительна судьба Фомы, потому и гибель его справедливо считают пророческой: в нем умер купец. Но и как человек он не оказался столь сильным, чтоб на том этапе победить. В этом суровая правда жизни и сложность характера, в этом и типичность образа Фомы Гордеева.

Читать еще:  О чем спорят фамусов и чацкий. Чацкий и Фамусов

Перед Фомой был вначале пример его отца — Игната Гордеева, человека полного неукротимой энергии, уверенного в успехе своего дела, горевшего страстью к работе, которая, однако, сводилась теперь лишь к тому, чтобы «хватать всюду сотни и тысячи рублей». Это утверждало Фому в мысли, что отец, а стало быть, и он — наследник его богатства и его энергии — законно пользуются благами жизни. Если отец был суров и безжалостен к людям, то и себя не щадил (правда, Фому неприятно удивило то, что отец в кровь избил матроса). Вот почему на первых порах для Фомы не было различия между купцом и человеком: были просто люди — богатые и бедные, но все — труженики. Потому-то ему поначалу нравилось, что и он — «хозяин», богатый, имеющий власть над людьми. Однако чем больше он сталкивался с жизнью, тем больше замечал, что устроена она несправедливо: «Одни работают, другие только командуют и потеют… А получают за это больше… Это зачем же так? а?»

Многое понял Фома из поучений своего крестного — Якова Маякина. В постоянной полемике с Маякиным все глубже раскрывалась здоровая натура Фомы. На первых порах неуверенные, с полувопросительными интонациями возражения крестному сменяются решительным несогласием, а затем перерастают в бунт. Афоризмы Маякина привели к результатам, прямо противоположным тому, что преследовал этот «теоретик», надеявшийся вышколить очередного купчика,— «Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи». Принципами этого волчьего закона руководствуется сам Маякин и патриархальный накопитель Шуров, европеизированный буржуа Африкан Смолин и «оступившийся» было, а затем вернувшийся на тропу отцов своих Тарас Маякин. Но именно эта мораль претила здоровым человеческим устремлениям Фомы.

Богатство, деньги — то, чему молились окружающие, для Фомы стало камнем на шее. Он жаждет быть «совершенно свободным человеком, … идти, куда хочется, делать, что угодно». Но когда он попытался отказаться от богатства в пользу Маякина, тот счел его сумасшедшим, грозился посадить в дом для умалишенных (гордеевские деньги он надеялся прибрать к рукам «честным путем», женив Фому на своей дочери). Маякин искренне уверен, что Фома — сумасшедший. Он, Маякин, поучал юного купца: «Торговля — все равно, что война… Тут бьются за суму, а в суме — душа…» Но Фома отказывается от богатства — от души. По логике собственника, такой человек — душевнобольной. Чувствам любви, сострадания здесь нет места. Маякину смешны взволнованные слова Фомы о том, что «сердце есть у человека».— «Ума, значит, нет»,— поучающее замечает он. Фому Гордеева объявили сумасшедшим лишь потому, что его суждения противоречили купеческим представлениям о жизни (ситуация, знакомая нам по «Горю от ума», «Идиоту» и др.

Фома потерпел поражение, ибо в бунте своем был одинок. Он сломлен силой того класса, из которого вышел. Однако роман пронизан верой автора в неизбежность гибели этого класса.

В романе много внимания уделено русской природе, великой реке Волге, которая воплощает в себе могучие, хотя еще дремлющие силы страны, народа. Вот одна из картин, приобретающая символическое значение: «Всюду блеск, простор и свобода, весело зелены луга, ласково ясно голубое небо; в спокойном движении воды чуется сдержанная сила, в небе над нею сияет щедрое солнце мая, воздух напоен сладким запахом хвойных деревьев и свежей листвы. А берега все идут навстречу, лаская глаза и душу своей красотой, и все новые картины открываются на них. На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все — и природа и люди — живет неуклюже, лениво,— но кажется, что за ленью притаилась огромная сила,— сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей…»

Читать еще:  Таня Терёшина - биография, информация, личная жизнь.

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Образ и характер Фомы Гордеева в одноименном романе Горького.

«Образ Фомы Гордеева в одноименной повести М. Горького.»

На рубеже XX века определился новый этап горьковского творчества. В нем отразился рост рабочего движения второй половины 90-х годов, в нем отложились впечатления Горького, с одной стороны, от столкновений с миром хозяев, крупных капиталистов, буржуазных политиков, а с другой стороны, от общения с рабочими, с рабочим движением. И в конце 1900 г. Горький выступил с повестью «Фома Гордеев». Перед читателями — богатая и многообразная картина русской жизни, мира русской буржуазии — от некультурности и открытого хищничества до европеизированных форм капитализма. Это и богомольный, ветхозаветный Ананий Изуров, разбогатевший путем преступления, и стяжатель-философ Яков Маленин, «мозговой» человек, который «уже способен думать шире, чем требуют узко личные его интересы, он политически наточен и чувствует значение своего класса, «хочет, чтобы буржуазия и купечество имели в своих руках не только экономическую, но и политическую власть».

Наибольшее внимание в романе уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания Якову Маленину и становящемуся «боком» к нему Фоме Гордееву.

«Фома Гордеев» — повесть о крепнущей русской буржуазии, о том, как она набирает силы. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии, не только раскрывает бесчеловечность капиталистических отношений, ложь и лицемерие буржуазной морали.

Основной замысел повести — показать, по словам самого Горького, как в современной буржуазной действительности «должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии».

Уже в старшем поколении, среди тех, кто основал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против звериных порядков собственнического мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев — одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, «охваченный неукротимой страстью к работе», в прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж.

Его сын Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно тянется к красоте, правде и справедливости, не хочет и не умеет фальшивить. Мир собственнических отношений для него— «тюрьма»: «…душно мне … Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что не мирится!»

Фома — «здоровый человек», который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках совершенности. Он выделяется из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить.

Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменений, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе и тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям, к книге, общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал «снисходительную жалость к голодному».

В конце повести Фома повержен и унижен. Мещанский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым писатель раскрыл мерзость царства щуровых, маяниных, резинковых, коноковых.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/analiz-proizvedeniya-foma-gordeev
http://www.litrasoch.ru/obraz-i-xarakter-fomy-gordeeva-v-odnoimennom-romane-gorkogo/
http://www.allsoch.ru/sochineniya/2030

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector