3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работы репина картины. Значение творчества

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Одним из наиболее известных русских художников является Илья Репин. Картины живописца получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Автор создал множество замечательных полотен самого разнообразного содержания. При этом он всегда старался показать актуальные проблемы современной ему действительности. Даже в сюжетах на историческую тематику он всегда стремился приблизить изображаемые сцены к зрителю.

Краткая характеристика творчества

Илья Репин, картины которого заслуженно вошли в золотой фонд отечественной живописи, всегда оставался реалистом. При этом он был открыт для всего нового: интересовался самыми разнообразными художественными стилями: начиная от живописи голландских художников XVII века и заканчивая достижениями современных ему импрессионистов.

Однако сам он неизменно придерживался принципа простоты, реализма и достоверности. Художник всегда избегал каких-либо изысков, предпочитая простоту и ясность сюжетов. Он не экспериментировал с красками, напротив, рисовал объекты так, как они представлялись его воображению. Эти принципы он изложил в работе «Далекое близкое».

«Бурлаки на Волге»

Особо пристальный интерес к картинам народной жизни неизменно проявлял Илья Репин. Картины художника на данную тематику всегда получали теплый отклик у демократически настроенной интеллигенции и деятелей искусства. В 1870-1873 годах он создал одно из своих самых известных и монументальных полотен «Бурлаки на Волге».

Сюжет картины возник под впечатлением от поездки художника по Волге. В этом полотне автор передал силу и величие простого русского народа. Образы тружеников получились очень цельными и поэтичными во многом потому, что автор каждому из изображенных людей придал черты индивидуальности. Эта работа получила и международное признание, так как изображала сцену из народной жизни, в то время как данная темы была непопулярна среди живописцев Академии.

Исторические полотна

Отдельные ключевые моменты в прошлом нашей страны показал Илья Репин. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.

В 1880 году по Малороссии путешествовал Репин Илья Ефимович. Картины художника позднего периода отличаются особенной эпичностью и красочностью. В 1891 году под впечатлением упомянутого путешествия он создал полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Написанию работы предшествовал длительный период изучения условий быта, костюмов, истории народа Малороссии.

Портреты

Живописец создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.

Со многими выдающимися деятелями искусства дружил Илья Репин. Картины, описание которых показывает широкий круг его интересов, отличает демократизм и простота, неизменно подкупающая зрителей и критиков. Таково изображение известного композитора М. Мусоргского. Работа была написана во время его болезни, однако, с удивительным мастерством показал его живой ум, акцентируя внимание на глазах и выражении лица. Другой не менее известный портрет автора – изображение известного мецената П. Третьякова.

Парадные работы

Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 1901-1903 годах он написал картину, изображающее заседание Государственного совета. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он рисовал картины, используя самые разные сюжеты, и полотна неизменно ему удавались. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие.

Чем так интересен Илья Репин?

Илья Ефимович Репин выделяется среди множества художников, прежде всего реалистичностью своих картин, особенно портретов, и большим количеством работ на исторические, религиозные и другие темы. Его творческий потенциал был безграничен, работая над одной картиной, он начинал вторую и третью, чтобы запечатлить каждую идею. Как он любил говорить: «вдохновение – это существенная награда за каторжный труд», и ловил каждый момент.

Читать еще:  Денежная реформа Алексея Михайловича. Медный бунт

Свой жизненный путь Репин начал 24 июля 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Илью с детства привлекало изобразительное искусство и особенно расписные пасхальные яйца, т. е. «писанки». Впервые рисовать он начал в школе топографов, в которой учился.

Страсть к рисованию у Репина присутствовала постоянно. В 12 лет маленький Илюша упросил отца отдать его в ученики к художнику-иконописцу Н. Бунакову, у которого он перенял базовые художественные навыки и уже в 15-летнем возрасте Илья Репин участвовал в росписях сельских церквей.

Накопив немного денег на росписи церквей, Репин в 19 лет уезжает в большой город, Петербург, с целью учиться и работать. Он пробует поступить в Петербургскую Академию художеств. С первой попытки ему не удалось поступить и по совету архитектора Петрова, у которого он снимал небольшую комнатку, Репин идет в подготовительную рисовальную школу Общества поощрения художеств во главе И.Н. Крамского. Проучившись там год, Илья Репин далее поступает в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем.

Параллельно с академическими рисунками и живописью на распространенные мифологические и исторические темы («Похищение сабинянок», «Иов и его друзья» и т.д.), он находил время для собственного творчества. Студенческие годы Репина были отмечены и художественно значимыми роботами, например, «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам» и портрет «Академический сторож».

Однажды прогуливаясь по набережной Невы, рассматривая местный пейзаж и прохожих, он заприметил нечто для зарисовки. Припудренные дамы и ухоженные кавалеры неспешно прогуливались по набережной, а недалеко от них грязные и оборванные бурлаки, тянули баржу.

Это очень впечатлило сознание молодого художника, и стало первым толчком к созданию его знаменитой картины «Бурлаки на Волге», которую он рисовывал еще на протяжении 5 лет.

В 1871 году, заканчивая Академию художеств, Репин для выпускной работы выбрал евангельскую тему и воплотил её в картине «Воскрешение дочери Иаира». Во время написания дипломной работы молодому художнику помогли воспоминания драматического случая в личной жизни – смерть младшей сестры Усти. Личный драматизм помог Репину более точно отобразить тему картины, которую отметили золотой медалью и наградили поездкой за границу, где он пробыл 6 лет.

По поводу личной жизни Ильи Репина, то его поиск суженой остановился на молоденькой и малообразованной Вере Шевцовой, которую он нарисовал еще в 1869 году и женился на ней через 3 года. Но их брак был не долговечный и через 15 лет совместной жизни, они разошлись. Молодая жена была постоянной натурщицей и музой художнику, но ей было сложно справляться с интеллектуальным салоном, в который превратился их совместный дом.

А страсть Репина к свежему воздуху, как путь к омоложению и хорошему здоровью, не давало семье спать даже зимой в тепле с открытыми окнами настежь. Бывало, зимой Репина можно было увидеть с покрытым инеем усами, как отмечали его друзья. Таким образом, две старшие дочери остались с отцом, а младший сын и дочь были на попечении матери.

После недолгой поездки на 3 года в Париж от Академии, где изучал западное искусство, Репин ненадолго поселил семью на даче, а через год переехал в Москву. Столичная атмосфера благосклонно повлияла на творчество художника.

Из-под его кисти выходят такие выдающие картины, как «Крестный ход в дубовом лесу», «Царевна Софья» и многие другие. Господствующий на то время французский импрессионизм не очень восхищал Репина, он считал его безыдейным. Но именно в этой стране Репин пишет такие картины как «Продавец новостей в Париже», «Парижское кафе» и т. д.

Семья Мамонтовых, с которыми Репин познакомился в московский период, имела большое значение для творчества Ильи. В их имении Абрамцево они создали небольшую мастерскую для талантливых молодых художников, которые могли бы жить и творить без нужды. Там Репин познакомился с семьями таких способных художников, как Васнецов и Поленов. Можно отметить один этюд Репина этого периода «На мостике в парке», где изображена молодая жена художника в светлом белом платье среди зелени леса.

В период пребывания Репина у Мамонтовых, его пытливый ум познакомился с посланием казаков турецкому султану. Этот исторический артефакт так впечатлил художника, что он быстро набросал эскиз будущей картины. Идея не отпускала его около 12 лет усердной работы над изучением быта и исторической эпохи казаков, поиск типажей к картине.

Историк за профессией и призванием Дмитрий Яворницкий, под руководством которого Репин и писал картину, очень помог воссоздать ту эпоху. А главного героя писаря было взято именно с образа Яворницкого. В 1891 году картина была окончена и названа «Запорожцы пишут турецкому султану», которую Александр ІІІ купил за довольно крупную на то время сумму 35 000 рублей.

Знакомством с Павлом Третьяковым, меценатом и коллекционером, для Репина было знаковым. Коллекционер русской живописи заказал у художника множество прекрасных портретов своих знаменитых современников, таких как портреты М.П. Мусорского, Н.И. Пирогова, артистки Стрепетовой и многих других.

Читать еще:  Искусство - К.Брюллов - Мужские портреты. Портреты

А позднее купил одну из знаменитых и наиболее скандальных картин Репина «Иоанн Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» нарисованная 1885 года. С созданием этой картины связано множество драматических ситуаций в жизни живописца. Полотно с первой же выставки было снято полицией, а через некоторый период было выставлено в частной коллекции Третьякова, где по непонятным причинам было жестоко изрезано старообрядцем и иконописцем Абрамом Балашовом. Теперь картина экспонируется под стеклом, что немного сковывает просмотр ценителей искусства, особенно в зимний период.

Десятилетие 80-х годов было отмечено большой творческой продуктивностью Репина (портреты Третьякова П.М., Менделеева Д.И. и мн. другие). Он пишет множество портретов своих друзей и знакомится со Львом Толстым, который пришел в мастерскую посмотреть «Запорожцев …». Эта встреча ознаменовалась на долголетнюю творческую дружбу Репина и Толстого.

Художник рисовал портреты членов семьи писателя и проиллюстрировал пару его книг. Были написаны множество портретов самого Толстого в разные периоды и среди разной обстановки: «Толстой на молитве», «Толстой на отдыхе в лесу», «Толстой на пашне» и т. д. А Лев Толстой характеризовал творчество Репина: «Мастерство такое, что не видать мастерства».

Когда Репину перевалило пятый десяток, пришло время педагогической деятельности художника. В период 1894-1907 году Илья Репин преподавал в одной мастерской при Академии художеств и около года был ректором. Среди его учеников можно отметить Рериха, Рылова, Савицкого, Малявина, Грабаря и многих других уже известных художников. Репину было что передать своим ученикам и поделиться своим многолетним творческим опытом. Как часто говорил Репин: «Мне нет дела до красок и мазков, виртуозности кисти. Я всегда преследовал суть. Делал, как делал».

В творческой мастерской художника были и помощники, одной из них была писательница Наталья Нордман-Северовая, которая и стала его второй женой в 56 лет. Как говорил Корней Чуковский «…он в ней души не чаял». Женщина с властным характером купила имение «Пенаты» в небольшом поселении Куоккала, в 2-х часах от Петербурга, и организовала график роботы Репину. Теперь они принимали гостей строго по средам.

Новая жена художника проявляла гостеприимство и угощала гостей супом и котлетами из зелени, а их круглый стол на винте удивлял всех еще больше. Страсть Натальи к гимнастике на снегу сыграла злую шутку в ее судьбе. Заболевание туберкулезом привело к скорой кончине Натальи и пагубно отразилось на самом Репине. Это погрузило его на 16 лет одиночества в старости.

Нужно отметить большой пытливый ум Ильи Репина. Он всегда мог заметить и выделить из моря образов ту ценную «каплю», которая превращалась затем в шедевр.

Находясь в более преклонном возрасте, художник вставал спозаранку и спешил на лекции утренним трамваем, так как это позволяло ему секономить на проезде. И в то же время жертвовал большие суммы на благотворительность. Не все его понимали… Как говорят в народе, русского умом не поймешь…

А в 1917 году имение «Пенаты» ждало огорчительное событие. Война с Финляндией отрезала Репина от культурной и интеллектуальной жизни России, а страх перед коммунистами заставил его исходить из того, что есть. Художник временами даже голодал, он продал пару своих картин, чтобы выровнять свое материальное положение.

Последняя выставка Ильи Репина, посвященная его 80-летию, была организована в одной из галерей Москвы. А через 2 года приглашение в Россию от советского правительства Ильей Репиным было отклонено, из-за старости, он чувствовал себя уже неважно. В возрасте 86 лет Илья Репин уходит в Мир иной, завещая свою усадьбу «Пенаты» и свои работы Академии художеств. В его личной коллекции было около 300 картин, предпочтительно портретов, которые всегда будут напоминать о нем.

Илья Репин

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов — в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.

Читать еще:  Халдейское происхождение ингушей. ● Древние ингуши

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен — на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, — купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей».

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III — цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года.

Куоккалла — родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Все эти годы Наталья Нордман собирала газетные вырезки — все, в которых упоминался ее муж. А Репин начал писать мемуары.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось, и он решил «родные Пенаты» не покидать. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.

Источники:

http://www.syl.ru/article/316702/ilya-repin-kartinyi-istoricheskie-portretyi-paradnyie-polotna
http://iskustvo.com.ua/chem-tak-interesen-ilya-repin/
http://www.culture.ru/persons/8244/ilya-repin

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×