3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прохладен, хрупок и душист. И всю счастливую тоску

Самуил Маршак — Ландыш: Стих

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Анализ стихотворения «Ландыш» Маршака

«Ландыш» Самуил Яковлевич Маршак впервые опубликовал на страницах сборника с емким названием «Стихи». Он дорожил этим стихотворением, и год спустя разместил его в своей новой книге.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Оно написано не позднее 1951 года. Его автору в это время за шестьдесят, он не только признанный поэт (прежде всего, детский), но и критик, и переводчик. Был в его жизни и опыт организации издательства, однако оно было закрыто за «неблагонадежность, чуждый дух». Жанр – изящная пейзажная лирика, стихи ямбические с рифмовкой перекрестной, 4 строфы. Рифмы есть как открытые, так и закрытые. Лексику можно назвать возвышенной, хотя С. Маршак смог наделить ее теплотой и живостью разговорной. Лирический герой – лишь очарованный наблюдатель, сам оживающий в дыхании весны. Описание преображения природы давно уже стало общим местом не только в русской, но и мировой поэзии. Однако поэт сумел создать и нужную атмосферу, настроение стиха, и подобрать свежие образы, передающие трепет и свет. В начале стихотворения стоит инверсия: чернеет лес. Олицетворение – один из главных приемов в палитре средств художественной выразительности. Оно позволяет писать о явлениях как о живых существах, придает рассказу особую трогательность. От припекающего солнышка просыпается лес. Кругом сырость, обнажившаяся прошлогодняя листва. «На ниточках жемчужины»: метафора, перифраз. Собственно, до самого финала поэт не назовет цветок по имени. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: бубенчики, ниточки, венчики. Впрочем, автор ими не злоупотребляет, чтобы стихотворение не стало слащавым. Он сравнивает цветы с драгоценностями, кстати говоря, естественного происхождения. Их хрупкость обманчива, за ней скрывается большая жизненная сила. «Закрыты и плотны» (есть впечатление, что он говорит о глазах): поэту удается придать зримости своему вдохновенному портрету. Он скрупулезно сообщает все детали. Лирический герой именует ландыши колокольчиками весны. В третьей строфе природа выступает в образе заботливой матери, пеленающей цветок, как ребенка. «В глуши нетронутой»: почти сказочная формулировка. Следом идет перечислительная градация. Оксюморон в заключительном четверостишии: счастливую тоску. В финале природа, еще не столь богатая на краски и запахи, дарит раннему цветку весь свой накопленный за долгую зиму аромат. «Горькому цветку»: что ж, он ведь еще и ядовит, его гликозиды используются в медицине в рецептуре сердечных лекарств.

В творчестве С. Маршака есть место и почти классическим пейзажным зарисовкам. Примером такой лирики служит «Ландыш».

Сочинения в четырех томах. Том второй. Лирика, повести в стихах, сатира, пьесы (2 стр.)

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

В дороге

В сумерки весенние
За листвой берез
Гулко в отдалении
Свистнул паровоз.

Дымными полотнами
Застилая лес,
Окнами бессчетными
Замелькал экспресс.

Слабо отраженные,
Чуть светясь во мгле,
Очерки оконные
Мчатся по земле.

Желтая вагонная
Жесткая скамья —
Жизнь моя бессонная,
Молодость моя.

По безвестным станциям —
Из конца в конец
По Руси постранствовал
Вдоволь мой отец.

Читать еще:  Рассказы с юмором: Русская баня. Банные истории

Скучной ночью длинною
Он смотрел в окно.
Перед ним пустынное
Стлалось полотно.

С тайною тревогою
Под немолчный шум
Много он дорогою
Передумал дум.

Не ему ли следуя,
Я живу в пути.
Все куда-то еду я
Лет с пяти-шести.

Но теперь вагонная
Желтая скамья —
Словно обновленная
Молодость моя.

И легко мне с первыми
Встречными в пути
Будто давний прерванный
Разговор вести.

Бывало, в детстве под окном
Мы ждем, — когда у нас
Проснется гость, прибывший в дом
Вчера в полночный час.

Так и деревья — стали в ряд,
И ждут они давно, —
Когда я брошу первый взгляд
На них через окно.

Я в этот загородный дом
Приехал, как домой.
Встает за садом и прудом
Заря передо мной.

Ее огнем озарены,
Глядят в зеркальный шкаф
Одна береза, две сосны,
На цыпочки привстав.

Деревья-дети стали в ряд.
И слышу я вопрос:
— Скажи, когда ты выйдешь в сад
И что ты нам привез?

Вчера я видел

Шумят деревья за моим окном.
Для нас они — деревья как деревья,
А для других — укромный, мирный дом
Иль временный привал среди кочевья.

Вчера я видел: съежившись в комок,
На дереве у моего окошка
Сидел хвостатый рыженький зверек
И чистился, чесался, точно кошка.

Лизал он шерстку белую брюшка,
Вертя проворной маленькой головкой.
И вдруг, услышав шорох, в два прыжка
На верхней ветке очутился ловко.

Меж двух ветвей повис он, словно мост,
И улетел куда-то без усилья.
Четыре лапы и пушистый хвост
Ему в полете заменяют крылья.

Моя сосна — его укромный дом
Иль временный привал среди кочевья.
Теперь я знаю: за моим окном
Не только мне принадлежат деревья!

Дождь

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.

Голос в лесу

Едва остановится дачный
У первой платформы лесной,
Вы слышите голос прозрачный,
Рожденный самой тишиной.

В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.

В двух звуках, кукушкой пропетых,
Не радость слышна, не печаль.
Она говорит нам, что где-то
Есть очень далекая даль.

Корабельные сосны

Собираясь на Север, домой,
Сколько раз наяву и во сне
Вспоминал я о статной, прямой
Красноперой карельской сосне.

Величав ее сказочный рост.
Да она и растет на горе.
По ночам она шарит меж звезд
И пылает огнем на заре.

Вспоминал я, как в зимнем бору,
Без ветвей от верхушек до пят,
Чуть качаясь в снегу на ветру,
Корабельные сосны скрипят.

А когда наступает весна,
Молодеют, краснеют стволы.
И дремучая чаща пьяна
От нагревшейся за день смолы.

Летняя ночь на севере

На неизвестном полустанке,
От побережья невдали,
К нам в поезд финские цыганки
Июньским вечером вошли.

Хоть волосы их были русы,
Цыганок выдавала речь
Да в три ряда цветные бусы
И шали, спущенные с плеч.

Блестя цепочками, серьгами
И споря пестротой рубах,
За ними следом шли цыгане
С кривыми трубками в зубах.

С цыганской свадьбы иль с гулянки
Пришла их вольная семья.
Шуршали юбками цыганки,
Дымили трубками мужья.

Водил смычком по скрипке старой
Цыган поджарый и седой,
И вторила ему гитара
В руках цыганки молодой.

А было это ночью белой,
Когда земля не знает сна.
В одном окне заря алела,
В другом окне плыла луна.

И в этот вечер полнолунья,
В цыганский вечер, забрели
В вагон гадалки и плясуньи
Из древней сказочной земли.

Полынью пахло, пахло мятой,
Влетал к нам ветер с двух сторон,
И полевого аромата
Был полон дачный наш вагон.

Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.

Читать еще:  О том, что такое пафос литературного произведения.

Весь мир соловьиною песней прошит:
То слышится где-то свирель,
То что-то рокочет, журчит и стучит
И вновь рассыпается в трель.

Так четок и чист этот голос ночной,
И все же при нем тишина
Для нас остается немой тишиной,
Хоть множества звуков полна.

Еще не раскрылся березовый лист
И дует сырой ветерок,
Но в холоде ночи ликующий свист
Мы слышим в назначенный срок.

Ты издали дробь соловья улови —
И долго не сможешь уснуть.
Как будто счастливой тревогой любви
Опять переполнена грудь.

Тебе вспоминается северный сад,
Где ночью продрог ты не раз,
Тебе вспоминается пристальный взгляд
Любимых и любящих глаз.

Находят и в теплых краях соловьи
Над лавром и розой приют.
Но в тысячу раз мне милее свои,
Что в холоде вешнем поют.

Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.

Дом в лесу

Где вплотную, высок и суров,
Подступает к дороге бор, —
Ты увидишь сквозь строй стволов,
Словно в озере, дом и двор.

Так и тянет к себе и зовет
Теплым дымом домашний кров.
Не твоя ли здесь юность живет
За тремя рядами стволов?

Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперед,
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет.

А теперь неторопливо еду,
Но зато я слышу каждый шаг,
Слышу, как дубы ведут беседу,
Как лесной ручей бежит в овраг.

Жизнь идет не медленней, но тише,
Потому что лес вечерний тих,
И прощальный шум ветвей я слышу
Без тебя — один за нас двоих.

Цветная осень — вечер года —
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир — как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.

Как птицы скачут и бегут как мыши,
Сухие листья кленов и берез,
С ветвей срываясь, устилают крыши,
Пока их ветер дальше не унес.

Осенний сад не помнит, увядая,
Что в огненной листве погребена
Такая звонкая, такая молодая,
Еще совсем недавняя весна,

Что эти листья — летняя прохлада,
Струившая зеленоватый свет…
Как хорошо, что у деревьев сада
О прошлых днях воспоминанья нет.

Гости с востока

Какие гости в комнате моей!
Узбекские, туркменские тюльпаны.
Они пришли в одежде пестротканой
К нам из садов, из парков, из степей.

Вот розовый с каемкою узорной.
Вот золотой — шесть языков огня.
А есть цветок почти как уголь черный,
Лоснистый, точно кожа у коня.

В диковинных цветах земли восточной
Я удалое племя узнаю.
Поддерживает чашу стебель прочный,
Пробившийся на свет в степном краю.

В кувшине на столе прожив неделю,
Земли, корней лишенные цветы
Не съежились ничуть, не побледнели
И сохранили свежесть красоты.

Вот первый лепесток пропал без вести,
За ним другому отлететь пришлось.
Но братья-лепестки не вянут вместе, —
Живут в семье, а умирают врозь.

Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят.
Беседуют между собой балконы.
И у платформы, выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад — Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне молчаливо повесть рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.

А там еще живет Петровский век,
В углу между Фонтанкой и Невою…
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою.

Последний день лета

Через поля идут они гурьбой,
Взбираются гуськом на перевалы,
На побережье, где шумит прибой,
Бегут по щебню, огибая скалы.

Олимпиада по русскому языку3 с ответами

Выполните разбор слов по составу: РАЗБУЖЕННЫЙ, НИТОЧКАХ, ВЕНЧИКИ, СПЕЛЕНУТЫЙ,

Читать еще:  История русской живописи. Развитие русской живописи

БЕРЕЖНО.
Дана транскрипция слова: . Что это за слово? Составьте с ним предложение или словосочетания (продумайте варианты).
братца (сущ. в род.п.): нет братца
[браца]братца (сущ. в вин.п.): увидел братца
браться (инфинитив): браться за настоящее дело
Как правильно сказать: БЕГИТЕ или БЕЖИТЕ? Обоснуйте свою точку зрения. Какова особенность данного глагола?
Правильны оба варианта:
Бегите – повелит.накл., бежите — изъявит.наклЭто разноспрягаемый глагол с чередованием согласной в корне
4.
Какой способностью отличаются глаголы, стоящие первыми в парах?
Первые слова – глаголы называют, а не описывают действия, с помощью них можно выполнять действие (я обвиняю, нельзя сказать я упрекаю тебя). Это так называемые перформативные глаголы.
Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые обладают указанной способностью: вымогать, грозить, запрещать, клясться, кричать, одобрять, отказываться, отнимать, посвящать, проигрывать, ругать, сдаваться, требовать.Попробуйте придумать еще два глагола, обладающих такой способностью.
Например, благодарить, посвящать
5. Прочитайте текст И.А.Гончарова.
На одной станции я спросил, сколько считают они градусов такого мороза. «Градусов пятьдесят, батюшка»,- сказала мне старуха. Мой человек усмехнулся. «Градусов пятьдесят не бывает»,- сказал он. «‘И, родимый! у нас и семьдесят бывает. » — «Как вы это живете тут?»- спросил я. «Да мы уж обнатуренные», — сказала она. «А лето у вас хорошо?»- спросил я. «Годявое, да только коротко: сеем ярицу, да озябает, не каждый год родится, а когда родится, так хорошо «.
В другом месте станционный смотритель позабавил меня уже другим языком. Он предложил обедать у него. «А что у вас есть?»- «Налимы имеются». — «А мясо есть?» — «Имеется баранина.» — «Да скоро ли все это поспеет?» — «Быстро соорудим».
Откуда этот язык.
5.1. Чем один язык отличается от другого? Почему эти особенности позабавили автора?
1 – разговорный: окказиональные слова, просторечия
2 – «деловая» речь, неуместная в данной ситуации
Ответьте на вопрос Гончарова: «Откуда этот язык?»
Откуда – оригинальные версии (от проезжающих)
5.2. Объясните значения подчеркнутых слов.
Станция – пункт остановки на большой дороге, почтовом тракте
Батюшка – ласково-фамильярное обращение к собеседнику
Человек – крепостной слуга
Обнатуренные – привыкшие к природе, натуре
Годявое – от слова «годное, пригодное, годится» (или «год» — год на год не приходится)
Ярица – яровой хлеб, пшеница или рожь
Озябает – повреждается, пропадает от холода, вымерзает
Станционный смотритель – чиновник XIV класса
5.3. Выполните морфологический разбор слов:
ОДНОЙ – количественное числительное в значении местоимения
СЕМЬДЕСЯТ – колич. числительное
КОРОТКО – прилагательное.
6.1. Известно, что в Х1Х веке сочинять палиндромы на русском языке было труднее, чем сейчас. Объясните, с чем это связано.
Ъ, Ь (ер, ерь) на конце слов.
6.2. Для каждого из следующих палиндромов попробуйте определить, мог ли он быть сочинен в Х1Х веке:
+ А роза упала на лапу Азора.
У липъ Леша нашелъ пилу.
Леша на полке клопа нашелъ.
+ Я пишу шипя.
Аргентина манитъ негра.
6.3. Что такое палиндром? Какие условия необходимо учитывать при его сочинении?
Палиндром – текст, который читается одинаково слева направо и справа налево (не учитываются знаки препинания, пробелы, прописные буквы)
7. Объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях:
7.1. Составляя предложение, должен учитываться стиль речи.
Деепричастный оборот не относится к грамматической основе.
7.2. Тютчев тонко чувствовал и восхищался красотой природы.
Чувствовал (что?) и восхищался (чем?)
7.3.Это была массивная, щербатая от времени мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли.
Употребление паронимов: вечный — вековой
7.4. В этот раз Игорь одел на себя маску раскаявшегося.
Надел на себя – одел кого-то (употребление паронимов)
7.5. Молчание — это хранить в тайне что-либо.
Нарушение видового, родового признака
7.6.Написанное в ранней молодости произведение А.С.Пушкиным и сейчас впечатляет читателей.
Разрыв причастного оборота: Написанное А.С.Пушкиным в ранней молодости произведение…
7.7.И правильно утверждает пословица: » С волками жить — волком станешь».
Искажение пословицы, фактическая ошибка: » С волками жить – по-волчьи выть».

  • SchoolFilesNet_126810
    Размер файла: 35 kB Загрузок: 0

Источники:

http://rustih.ru/samuil-marshak-landysh/
http://dom-knig.com/read_239296-2
http://schoolfiles.net/2244743

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector