7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

План биографии оскара уайльда. Оскар Уайльд

Оскар Уайльд. Биография

Прославленный поэт, тонко чувствующий драматург, публицист и знаменитый прозаик Оскар Уайльд прожил полную трудностей и личных бед жизнь. Он так и остался непонятым своими современниками, но его произведения прославили автора на века, не позволив его имени кануть в лету.

Детство нетривиального мальчика

Оскар Финнгал Уайльд О’Флаэрти родился в славном городе Дублине в 1854 году. Датой его рождения стало 16 октября. Родители будущего поэта были людьми состоятельными и уважаемыми в ирландском обществе.

Отец Оскара работал врачом, его специализацией была офтальмология и хирургия. Мать мальчика была активной женщиной, отдававшей много времени борьбе за права ирландцев. Еще Джейн Франческа обожала поэзию, и сумела передать данную любовь своему сыну.

Уильям Уайльд был не только глазным хирургом, но и увлекался литературой, писал исторические труды, однажды даже получил рыцарство от королевы за свою работу врача.

В доме семейства Уайльдов всегда было много посетителей и гостей. На вечера, устраиваемые семейной парой, съезжались «сливки» местного общества.

С братом Уильямом, которого назвали в честь отца, Оскар учился на дому. Домашнее образование братьев было превосходным. Мальчиков обучили всем необходимым манерам. Дети много читали, затем выучили французский и немецкий языки благодаря своим гувернанткам, которые были иностранками.

Затем дети были определены в Королевскую школу Портора. Завершив школьное обучение в семнадцатилетнем возрасте, Оскар не мог похвастаться глубокими знаниями в точных науках, но, все же, окончил учреждение с медалью за свои таланты в скорочтении и литературе. Он также получил направление в престижный ирландский Тринити-колледж.

Будучи студентом, Оскар не слишком ладил со своими одногруппниками. Однажды ребята из колледжа решили немного проучить мечтательного и заносчивого Оскара. Они волоком втащили будущего поэта на холм. Оказавшись на вершине, Оскар отряхнулся и громко сказал: «Какой прекрасный вид!».

Студент Уайльд обожал участвовать в различных литературных конкурсах. Во многих из них ему доставались первые места. В колледже юноша увлекся Древней Грецией. Античность, эстетика, древние языки стали для него настоящей страстью.

Уайльд всегда тяготел к самоиронии, был скептиком и приверженцем эллинизма. Спустя три года талантливого парня направили на учебу в Оксфорд. Помимо знаний в Оксфорде Оскар приобрел английский акцент, избавившись от своего ирландского произношения.

Вокруг неординарной личности поэта еще в студенческие годы ходили разные слухи. Сам Оскар не спешил их развеивать, ему нравилось, что его персона обрастает легендами и мифами уже при его жизни.

Во время учебы на мировоззрение молодого человека сильно повлиял один из педагогов. Джон Рескин, видящий красоту мира только в синтезе с добром, оказал большое влияние на взгляды Оскара.

В тот же период молодой поэт отправился в путешествие по Италии и Греции. Страны произвели на Уайльда хорошее впечатление. Вернувшись домой, талантливый юноша воспользовался вдохновением от поездки и создал поэму «Равенна». За это произведение Оскар получил одну из главных премий университета.

Творческое становление поэта

Прожив четверть века, и окончив Оксфорд, Оскар едет в Лондон, чтобы начать там новую жизнь. В столице Британии молодой человек числится законодателем моды, так как его стиль в одежде кажется местным юношам очень привлекательным. К тому же, после знакомства с местной литературной богемой, он становится вхож во многие салоны Лондона.

Первое время молодой автор пишет только поэмы, изредка изменяя своему вкусу написанием эссе.

Домой поэт возвращается еще более прославленным, чем раньше. Популярность в столь юном возрасте для Оскара подтверждалась тем, что его шутки и изречения начали разбирать на цитаты.

После Америки поэт оправился во Францию, где познакомился с элитой французской литературы. Во время очередного возвращения в родную Британию Уайльд женится. В этом браке рождаются дети, которые вдохновляют писателя и поэта на создание сказок и детских рассказов. Ради своих детей Уайльд написал такие работы, как:

  • Сборник «Счастливый принц»;
  • Сборник «Гранатовый домик».

Будучи на первых порах примерным семьянином, Оскар Уайльд получил расположение высшего английского света, а также добился невероятной популярности.

В возрасте 33 лет, который, как известно, является переходным в жизни многих людей, Оскар написал одни из главных своих произведений. «Кентервильское приведение» было с восторгом принято публикой. «Преступление лорда Артура» также снискало одобрение высшего света.

Примерно в эти же годы Уайльд приступил к созданию «Портрета Дориана Грея». Эта работа вышла на суд широкой публики в 1890 году. Роман получил неоднозначную общественную оценку.

Кроме нетривиальных произведений в жизни писателя было много моментов, которые подвергались критике и пересудам. Ведь слава идет рука об руку с осуждением, а чужой успех неизменно вызывает зависть.

Следующая драма автора под названием «Саломея» хоть и повлияла на развитие декаданса в литературе, но тоже не была до конца понята английским обществом.

В 90-х годах Оскар проявил себя, как юморист и комедийный писатель. Он сотворил несколько комедий для театральных подмостков. Пьесы «Идеальный муж», «Женщина, не стоящая внимания» стали пользоваться большим спросом.

Личные перипетии Оскара Уайльда

Сначала в личной жизни Оскара все складывалось гладко. В юности он был завсегдатаем домов терпимости. По слухам именно там он и подхватил одно венерическое заболевание, которое затем долго не мог вылечить.

В его студенческие годы он часто влюблялся в юных красавиц и актрис. Немного остепенить пылкое сердце писателя смогла лишь Констанция Ллойд. Оскар ухаживал за Констанцией три года, пока девушка не согласилась выйти за него замуж.

Через несколько лет между супругами начались разногласия. Они отдалились друг от друга, а затем стали жить отдельно. Согласно непроверенным данным Оскар болел не долеченной венерической болезнью, из-за которой не мог жить совместно с женой и детьми.

Отдельная от семьи жизнь сделала нравы поэта и писателя более свободными. Он стал вступать в отношения не только с женщинами, но и с мужчинами.

Первым его партнером являлся личный секретарь Роберт Росс. Затем в одном из салонов Уайльда познакомили с аристократом Альфредом Дугласом. Сначала между маркизом и поэтом сложилась крепкая дружба на основе интереса к литературе, затем мужчины вступили в близкие отношения друг с другом.

Альфред был моложе Оскара на 16 лет. Он постоянно подбивал писателя на маленькие безумства. Иногда Альфред требовал совместных прогулок на публике, что, конечно же, не могло остаться незамеченным. Еще он постоянно тянул из Оскара деньги. До встречи с маркизом писатель жил довольно скромно, хоть и имел большие гонорары. Уайльд никогда не влезал в крупные долги, не был пьяницей или азартным игроком. Дуглас же привык жить на широкую ногу. Его влиятельный отец до поры до времени терпел выходки сына, но после открытой связи с Оскаром прекратил его финансировать и потребовал порвать с известным любовником.

Влюбленные сопротивлялись давлению общественности и родственников Дугласа. Родственники со своей стороны всячески шантажировали Уайльда, чтобы тот расстался с Альфредом. Гомосексуальные отношения в Англии того времени были запрещены законом и карались каторгой. Альфреда Дугласа также шантажировали другие денди, и Оскару приходилось откупаться от всех недоброжелателей, пока у него была такая возможность.

Читать еще:  Бэла герой нашего времени хронологические события.

Итогом отношений Уайльда и Дугласа были бесконечные проблемы, которые затем переросли в судебные процессы. После одного такого суда Оскар был осужден и отправлен в тюрьму.

Предательство, суд, смерть

Маркиз Дуглас обладал нарциссическим складом характера. Он постоянно стремился властвовать над другими, заботился только о своих удовольствиях. Из-за связи с ним Оскар подвергался гонениям со стороны отца Дугласа. Однажды тот передал Уайльду записку, где обвинил поэта в разврате. Оскар сильно разозлился и подал на отца Дугласа в суд.

Благодаря связям и тщательной подготовке маркиз-старший выиграл дело о клевете. Обвинения с него были сняты. В свою очередь, он сам подал в суд на Оскара. Там он сумел доказать, что Уайльд состоял в гомосексуальных связях. Писатель получил максимальный срок, который в то время равнялся двум годам каторги.

Как только поэта посадили, его друг Альфред сразу бросил его и снова принялся жить в собственное удовольствие. Жена также отвернулась от Оскара. Она приезжала к нему только несколько раз, чтобы подписать бумаги, касающиеся детей.

Из-за публичного позора жене Уайльда пришлось сменить фамилию и вместе с детьми покинуть Англию. Женщина переехала жить в Италию, где умерла после неудачного медицинского вмешательства.

В 1897 году Оскар Уайльд вышел на свободу. Он уехал из Британии во Францию, где жил на содержание, которое посылала ему еще живая в то время жена. Оскар вновь совершил прежнюю ошибку, возобновив отношения с Дугласом. Только воссоединение продлилось недолго. Тот бросил писателя снова, когда у него закончились деньги.

Тюремное заключение и тяжелые каторжные работы сломили мужчину, отобрали у него волю к жизни и надежду на лучшее. Несмотря на это, Уайльд находит в себе силы, чтобы написать балладу «Редингская тюрьма». Ее он выпускает под псевдонимом Мельмот, так как собственное имя писателя запятнано позором.

В 1900 году поэт и драматург подхватывает ушную инфекцию. Она перерастает в менингит. В том же году 30 ноября Оскар Уайльд уходит из жизни из-за воспаления мозга.

Могилу Уайльда украсили скульптурой сфинкса. Позже этот памятник пришлось обнести стеклянным ограждением. Многие женщины верили, что, если поцеловать этого сфинкса, то, непременно, встретишь свою истинную любовь. Весь памятник был вымазан в губной помаде, что портило материал и внешний облик захоронения.

Интересные факты об Оскаре Уайльде

Оскар Уайльд был человеком интересным и немного эксцентричным. За свою короткую жизнь он познал истинные взлеты и падения. Рассмотрим самые интересные факты об этом выдающемся поэте и писателе:

  • Согласно показателям опроса населения Англии Уайльд признан самым остроумным человеком всех времен;
  • Роман, написанный автором о Дориане Грее, экранизировался более 25 раз;
  • Даже находясь в тюрьме, Оскар стремился сделать для людей что-то хорошее. Там он составил акт «о тюрьмах», в котором предлагал улучшить жизнь заключенных. Законодатели Великобритании приняли прошение во внимание;
  • Хорошие манеры были настолько присущи поэту, что он всегда менял костюм на свежий перед обедом;
  • Есть сведения, что в детстве Оскар был вынужден носить девчачьи платья, так как его мама хотела девочку вместо мальчика.

Ирландцы и англичане одинаково сильно гордятся тем, что именно их земля взрастила знаменитого на весь мир автора и поэта. В своем мировоззрении Уайльд опережал собственное время. Родись он сегодня, его судьба могла бы сложиться совсем иначе. Испытания, выпавшие на долю писателя, могли сломить кого угодно, но он нашел в себе силы закончить последнее произведение пусть и под новым именем, так как пользоваться собственным он не мог из-за осуждения общественности. Дети поэта выросли совсем под другой фамилией и почти не виделись с отцом до самой его смерти.

Оскар Уайльд

Оскар Уайльд – английский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.

Произведения Уайльда (например, «Портрет Дориана Грея») входят в обязательную школьную программу во многих странах мира.

В данной статье мы рассмотрим особенности биографии Уайльда и его непростую жизнь.

Итак, перед вами краткая биография Оскара Уайльда. Интересные факты о нем читайте здесь.

Биография Уайльда

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд родился 16 октября 1854 г. в Дублине. Он рос в интеллигентный и образованной семье. Его отец, Уильям Уайльд, был талантливым и известным в Ирландии врачом, делавшим операции на глазах и ушах.

В свободное время Уайльд-старший серьезно интересовался археологией и изучал народное творчество. Позже, им был основан медицинский пункт, в котором нищие могли пройти бесплатное обследование.

За эти и другие заслуги перед государством, отца Уайльда удостоили рыцарского звания.

Мать Оскара, Джейн Франческа, участвовала в движениях, отстаивающих права и свободу ирландцев. В доме Уайлдов часто собирались известные люди, дискутировавшие на разные темы.

Кроме Оскара, в семье Уайльдов родились девочка Изола и мальчик Уильям, однако Изола умерла от менингита в детском возрасте.

Детство и юность

До 9 лет Оскар получал образование на дому от гувернанток: француженки и немки. Затем его отправили в Королевскую школу Портора.

Оскар Уайльд любил учиться и подолгу сидел за книгами. Интересно, что уже с юных лет в его речи проскальзывало множество афоризмов, составленных им самим.

Оскар Уайльд в детстве

Учился Уайльд средне, как большинство его сверстников. Однако он обладал способностью феноменально быстрого чтения. Также он получил особую премию за знание греческого текста Нового Завета.

В возрасте 17 лет Оскар с отличием окончил школу, после чего продолжил учебу в Тринити-колледже.

На тот момент Уайльд серьезно увлекся изучением античной культуры и древних языков. Вскоре это отразится на становлении его личности.

Благодаря полученным знаниям, у него изменятся манеры поведения, наряды и стиль речи.

В 1874 г. Оскар Уайльд продолжил учебу в Оксфорде, где смог избавиться от ирландского акцента. Он стремился иметь репутацию неординарного и загадочного человека.

Когда о нем распространяли какие-либо небылицы, он никоим образом не пытался их опровергать. Наоборот, Уайльд часто сам «подливал масла в огонь» желая, чтобы его обсуждали еще активнее.

В этом плане он был похож с известной на весь мир шпионкой Мата Хари.

Биографы Уайльда отмечают, что именно во время учебы в университете будущий писатель сформировал свое отношение ко всему прекрасному. На его мировоззрение серьезно повлиял теоретик искусства Джон Рескин, преподававший в Оксфорде.

Будучи студентом, Оскару Уайльду удалось посетить Италию и Грецию, в которой он так давно мечтал побывать.

Он был настолько впечатлен всем увиденным, что вскоре написал поэму «Равенна». Это произведение было одним из первых в его биографии.

Интересно, что преподавателям университета так понравилась его поэма, что они наградили студента премией.

Произведения Уайльда

Когда Уайльду исполнилось 24 года, он переехал в Лондон. Парень часто ходил на светские мероприятия, одеваясь в разные экстравагантные наряды.

Вскоре многие молодые люди начали одеваться в подобную одежду, стараясь быть похожими на Оскара Уайльда.

Поскольку писатель обладал неординарным умом и ярким чувством юмора, от него постоянно исходили тонкие шутки и остроумные высказывания, которые потом повторялись его поклонниками.

В начале своей творческой биографии, Уайльд занимался сочинением стихов, и лишь иногда уделял внимание эстетике. В период биографии 1882-1883 гг. Уайльд провел в Америке, где неоднократно выступал с лекциями по искусству.

Публика, приходившая на его выступления, была в восторге от высокого интеллекта и харизмы оратора. В результате, популярность Уайльда росла с каждым днем.

Читать еще:  Что лежит в основе названия ингуш. Ингуши

Вернувшись обратно домой, Оскар Уайльд решает попробовать себя в качестве детского писателя. Вскоре он опубликовывает 2 сборника сказок: «Счастливый принц» и «Гранатовый домик».

Эти произведения Уайльда были прекрасно приняты как читателями, так и критиками.

Параллельно с этим он пишет статьи для разных издательств, а также работает редактором в журнале «Женский мир». Интересен факт, что не менее знаменитый в то время Бернард Шоу очень хорошо относился к творчеству Уайльда.

При этом надо сказать, что поклонники Уайльда с восторгом отзывались о нем, в то время как противники испытывали к нему отвращение.

Однако, как и ранее, писатель не реагировал на жесткую критику в свой адрес. Критика наоборот только закаляла его и придавала мотивации для дальнейшего творчества.

Достигнув 33 лет, Оскар Уайльд написал первые в своей биографии серьезные произведения. К ним можно отнести такие рассказы, как «Кентервильское привидение», «Сфинкс без загадки» и «Преступление лорда Артура Севила».

В 1890 г. из-под его пера вышел роман «Портрет Дориана Грея», ставший самым знаменитым в его биографии. Интересно, что вначале данное произведение не было оценено по достоинству.

После этого Уайльд пишет театральную пьесу по библейским сюжетам – «Саломея». Однако поскольку в то время на сценах Британии запрещалось ставить пьесы на библейские сюжеты, произведение не прошло цензуру.

Затем Уайльд написал множество комедийных пьес: «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», «Вера, или Нигилисты», «Герцогиня Падуанская» и другие.

Спектакли, поставленные по мотивам данных произведений, имели огромный успех у публики, потому что в них присутствовало множество остроумных и даже саркастических диалогов.

Личная жизнь

С молодости Оскар Уайльд отличался особенной влюбчивостью. В связи с этим у него было множество непродолжительных любовных романов.

Интересно, что писатель являлся частым гостем публичных домов, впрочем, как и многие его приятели.

В возрасте 27 лет он влюбился в Констанс Ллойд, которая ответила ему взаимностью. Через 2 года они поженились. В этом браке у них родились два сына – Сирил и Вивиан.

Семья Оскара Уайльда

В первые годы совместной жизни между супругами была полная идиллия, однако через несколько лет их чувства стали остывать. В результате Оскар Уайльд переехал в другой дом и начал жить отдельно от семьи.

Вскоре у него завязался гомосексуальный роман с секретарем Робертом Россом, однако спустя немного времени они расстались.

Следующим его партнером стал маркиз Альфред Дуглас, который был моложе Уайльда на 16 лет.

Суд и тюрьма

Отношения Уайльда и Дугласа развились до такой степени, что они начали вместе появляться на улицах и светских мероприятиях. Оскар был без ума от своего капризного партнера, и старался выполнять все его пожелания.

Когда отец Альфреда узнал о связи своего сына с писателем, он пришел в ярость. Он передал Уайльду записку, в которой обвинил его в содомии. В ответ литератор подал в суд на своего обвинителя за клевету.

Отец Дугласа был готов к такому развитию событий, поэтому заранее хорошо подготовился. Ему легко удалось доказать свои обвинения, в результате чего суд признал Уайльда виновным в «грубой непристойности» с лицами мужского пола.

Оскар Уайльд и Альфред Дуглас

В 1895 г. его приговорили к 2 годам заключения. Интересен факт, что во время отбывания своего срока, Альфред Дуглас ни разу не навестил своего «друга». Более того, в одном из писем, адресованных Уайльду, он написал: «Когда вы не на пьедестале, вы никому не интересны…».

Тюрьма полностью сломила Оскара. После того, как гомосексуальность Уайльда была предана огласке, многие друзья и коллеги отвернулись от него, не желая иметь с ним никаких отношений.

Жена Уайльда, Констанс, несмотря на ужасное положение, отказалась подавать на развод, и даже дважды навещала писателя в тюрьме.

Однако вскоре она переехала вместе с детьми в Париж, а затем и вообще поменяла фамилию.

Смерть

Когда в 1897 г. Оскар Уайльд вышел на свободу, он сразу же отправился во Францию. В Париже он жил на содержании жены, которая присылала ему деньги, полученные от распродажи личных вещей писателя.

Там он снова начинает встречаться с Дугласом, однако их взаимоотношения уже не были такими, как раньше. В этот период биографии Уайльд возвращается к писательской деятельности и пишет поэму «Баллада Редингской тюрьмы» под псевдонимом Себастьян Мельмот.

В 1898 г. супруга Уайльда скончалась в одной из больниц Италии после неудачно проведенной операции.

Вскоре и сам Уайльд заболевает менингитом, вызванным ушной инфекцией. В последние дни жизни он мучился от невыносимой боли и мог объясняться только жестами.

Оскар Уайльд умер 30 ноября 1900 г., в возрасте 46 лет.

Интересно, что он был похоронен на кладбище Баньо, однако спустя 10 лет его останки перезахоронили на знаменитом кладбище Пер-Лашез, что в Париже.

Фото Оскара Уайльда

Ниже приведены несколько известных фото Уайльда.

Уайльд Оскар

Біографія

Оскар Вайльд — поет, драматург і прозаїк, який найповніше втілив у своїй творчості художні принципи англійського естетизму.

Народився О. Вайльд у Дубліні в 1854 році. Культ краси, що панував у батьківському домі, багато в чому визначив його особисті погляди на природу мистецтва. О. Вайльд здобув класичну гуманітарну освіту — він навчався у Трініті-коледжі (Дублін) і в Коледжі св. Магдалини (Оксфорд). Після закінчення університету майбутній письменник оселився в Лондоні.

На формування естетичних поглядів О. Вайльда значною мірою вплинули його університетські викладачі — визначні постаті в англійській культурі: Джон Рескін, чудовий лектор, який викладав курс історії мистецтва, і Волтер Пейтер, автор багатьох досліджень з античного мистецтва й філософії. Особливий вплив на сучасників мали його роботи про мистецтво Відродження, які О. Вайльд назвав «святим письмом краси». Підсумком досліджень Пейтера стало положення про те, що мистецтво надихається самим мистецтвом і що існує воно лише для себе, йому не потрібні інші обґрунтування. Це визначило розвиток цілого напряму в мистецтві кінця XIX століття — так званого «прерафа-елітизму». Прерафаеліти виявляли себе переважно в живописі та декоративному мистецтві, спираючись у своїй творчості на концепцію, за якою сучасне життя є недосконалим і далеким від ідеалу, а вищі життєві цінності людства залишилися далеко позаду — в середньовіччі. Витоки свого мистецтва прерафаеліти вбачали в живописі раннього Відродження, у традиціях готики. Творам прерафаелітів була притаманна яскравість барв, виписування найдрібніших деталей, строгість стилю, містичні переживання. За сюжети картин правили епізоди з Біблії, із грецької міфології чи історії.

Утім, віддаючи належне творчим пошукам представників цього напряму, молодий О. Вайльд пішов власним шляхом. Він приєднався до щойно утвореного естетського руху і став якщо не його головою, то найпалкішим проповідником ідей естетизму. Англійський естетизм 80-90-х років XIX століття багато в чому живився ідеями, що виникали у творчості англійських романтиків і прерафаелітів. Разом із тим, естетський рух, до якого долучився О. Вайльд, розвивався у складний взаємодії з найновішими течіями в європейському мистецтві — символізмом, імпресіонізмом і неоромантизмом.

Основна вимога, яку О. Вайльд та його послідовники висували до мистецтва,— не копіювати природу, а відтворювати її за законами краси, недоступної для повсякденного життя. Не мистецтво відображає дійсність, а життя наслідує мистецтву,— вважав письменник. Мистецтво покликане створити новий світ, який є маренням, казкою, неправдою — і при цьому воно нічого не виражає, крім самого себе. Неправда, за О. Вайльдом,— форма вияву краси, а тому вона важливіша за голий практицизм повсякденності.

Читать еще:  Пословица на каждого хитреца найдется.

На початку 80-х років він видав свою першу книгу віршів (1881). У тому ж році письменник, вже широко відомий незвичністю своїх суджень та неординарною поведінкою, вирушив на «завоювання Америки» — за океаном він читав «естетські» лекції, проповідував ідеї «нового відродження в англійському мистецтві». Після поїздки до Америки Вайльд деякий час жив у Парижі, а потім повернувся до Лондона. З 1882 до 1888 року він займався переважно журналістською діяльністю, писав літературні огляди й рецензії. У 1888 році побачила світ збірка «Щасливий принц» та інші казки, а в 1891 році О. Вайльд видав оповідання, створені у другій половині 80-х років, об’єднавши їх у збірці «Злочин лорда Артура Севіля та інші оповідання». Цього ж року з’явився роман «Портрет Доріана Грея», книга критичних нарисів «Задуми», збірка чарівних казок «Гранатовий будиночок». У 1894 році вийшла друком книга віршів «Сфінкс». Потім О. Вайльд звертається до драматургії і створює цілу низку п’єс — від стилізованої, написаної французькою «Соломеї» (1891) до побутових комедій «Віяло леді Віндермір(1892), «Жінка, не варта уваги» (1893), «Ідеальний чоловік» (1894) і «Як важливо бути серйозним» (1895). На п’єси Вайльда із захватом відгукується Б. Шоу, вони стають модними, а сам автор здобуває не лише літературний успіх, але й репутацію неперевершеного співбесідника, майстра парадоксів.

Помер письменник у 1900 році, остаточно забутий читачами й критикою.

Казки О. Вайльда дивним чином являють собою і найбільш органічне втілення естетичних ідей письменника, і найбільш категоричне їх заперечення. У сюжетах та стилістиці казок Вайдьда відбилися різноманітні літературні та мистецькі впливи — Ш. Бодлера, Т. Готьє, Г. Флобера, Г. X. Андерсена, По, живописців Ф. Гойї та Веласкеса. У багатьох казках Вайльда («Молодий король», «Рибалка та його душа», «Велетень-егоїст», «Зоряний хлопчик») відчувається стилістика біблійної притчі, а образна структура «Солов’я та троянди», «Чудової ракети» та деяких інших творів подібна до образної структури байки. Утім, казкам Вайльда властива неповторна індивідуальність, особливий «аромат».

Важливою рисою вайльдівського естетизму від початку був сильний потяг до декоративного мистецтва. Про це свідчать його лекції «Про облаштування житла», газетні дописи про естетику одягу і т. ін. Твори декоративного мистецтва — предмет детальних описів у художніх творах Вайльда. Але значно важливіше те, що Вайльд розробляв особливий «декоративний» стиль оповіді, який рівною мірою складається з предметів зображення і способів опису. У казках автор детально описує інтер’єри кімнат і палаців, одяг і зовнішність героїв, коштовності й прикраси, дерева та квіти. І все, що він змальовує, як правило, є надзвичайно мальовничим, витонченим, вишуканим.

У системі епітетів, порівнянь, метафор, які використовує Вайльд, панують мінерали та квіти. Його іноді навіть називали «мінералогом і ботаніком» у літературі. Але Вайльд швидше був «ювеліром та квітникарем». Мінерали цікавили його лише Після того, як ювеліри перетворили їх на коштовне каміння, а квіти —. лише тоді, коли руки садівників виростили їх на садовій клумбі. «Мистецтво вище за природу і не може її наслідувати»,— стверджує письменник. Навпаки, природа повинна прагнути до наслідування мистецтва — і тому кров має бути схожа на рубін, синє небо мати колір сапфіра, зелена трава — викликати в пам’яті смарагд. Те ж саме стосується людей: у Студента («Соловей і троянда») волосся, як темний гіацинт, губи, як троянди, а колір обличчя подібний до слонової кістки; у Принца («Чудова ракета») очі схожі на фіалки, а волосся ніби з чистого золота; у Інфанти («День народження Інфанти») «волосся було кольору тьмяного золота». Над усіма героями вивищується Щасливий принц, вкритий золотом з ніг до голови, із сапфірами замість очей і рубіном у руків’ї шпаги.

Отже, нібито існує певна гармонія між естетичною теорією та художньою практикою письменника. Але в проблематиці казок судження про незалежність мистецтва від життя втрачають силу.

У казках Вайльда немає глибокого художнього дослідження соціальних проблем його часу. Утім, життя присутнє в оповіді, незважаючи на теорії, контрасти між бідністю й багатством набувають тут зовсім не естетичного значення. Щоб показати їх, Вайльд вивищує над містом статую Щасливого принца, напускає сон на Молодого короля, примушує маленького Ганса товаришувати з Мельником. Там, де Вайльд розповідає про страждання бідняків, змінюється навіть стиль оповіді. Зникають барвисті порівняння, тьмяніють коштовне каміння і благородні метали. Яскраве кольорове зображення стає чорно-білим. У казці «Щасливий принц» живий принц не вміє плакати. Його Палац безтурботності міститься за високим муром, який відділяє прекрасний сад від міста. І лише після смерті принц пізнає жаль і смуток людей і вчиться співчувати їм — сльози котяться із сапфірових очей його статуї, яка стоїть на високій колоні над містом. Ластівка знімає з неї шматочки позолоти й відносить бідним, але згодом статую прибирають з міської площі: «У ній вже немає краси, а відтак, немає й користі»,— говорить в Університеті професор Естетики. Автор прагнув викрити утилітарний, надто практичний підхід до краси — і парадоксально суперечив сам собі: краса душі й серця принца реалізувалися саме в його бажанні бути корисним людям. «Оскар Вайльд повстає проти самого себе, відкидає свій же ідеал бездумного, бездушного мистецтва, відмовляється від своєї гурманської естетики й вимагає мистецтва щиросердного, народженого любов’ю і подвигом»,— зазначав К. Чуковський.

Роздумами про співвідношення добра, користі й краси проникнуті майже всі твори Вайльда, втім, фінали казок зазвичай песимістичні: Зло непереможне, торжество Добра не відбувається. Попри це, разом із саркастичним висміюванням вад несправедливого світу, казки Вайльда містять пристрасну проповідь добра, співчуття і краси.

«Портрет Доріана Грея» (1891)

Роман «Портрет Доріана Грея» — один із найцікавіших і найзагадковіших творів Вайльда.

Молодий Доріан Грей стає моделлю для найкращого портрета художника Безіла Холлуорда, а потім, під впливом проповідника гедонізму лорда Генрі Воттона, перетворюється на невиправного себелюбця і шукача задоволень. Поступово людина та портрет ніби обмінюються ролями: Доріан Грей протягом вісімнадцяти років залишається зовні незмінним, а замість нього старіє картина, на якій час, пристрасті й вади моделі залишають свої сліди.

Мотив «двійництва», використаний у «Доріані Греї», в романтичній літературі був найгострішою формою вираження «подвійності світу». На межі століть цей мотив виникає як підсумок роздумів про складність, а часом і. «подвійність» людської особистості. У «Портреті Доріана Грея» Вайльд утілив свою концепцію людини, в душі якої — і пекло, і рай.

У «Доріані Греї» двійником головного героя стає його портрет. Сам Доріан називає портрет «своїм щоденником». Фабульні межі роману обумовлені періодом цього подвійного життя людини та її зображення на полотні: розповідь про першу зустріч Доріана й лорда Генрі у студії Безіла Холлуорда в день завершення роботи над портретом — своєрідний пролог до дії; епізод, у якому троє слуг Грея, які увійшли до кімнати, побачили труп потворного старого біля портрета прекрасного юнака,— лаконічний епілог.

Утім, у романі Вайльда випробуванню піддається навіть не сам герой як особистість чи психологічний тип, а його світогляд, сповідувана ним ідеологічна програма— «новий гедонізм» — філософський принцип, згідно з яким добро визначається як те, що дає насолоду й звільнення від страждання, а зло як те, що викликає страждання.

Лорд Генрі Воттон залишається в романі лише ідеологом, а діючим протагоністом виявляється його учень, який живе за програмою, складеною учителем.

Источники:

http://englandlife.ru/oskar-uajld/
http://interesnyefakty.org/oskar-uayld/
http://www.ukrlib.com.ua/bio-zl/printout.php?id=64

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector