1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общество как сложная система. а) эмпирическое знание

Общество как сложная динамичная система

Понятие об обществе

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

В узком смысле:

первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества);

французское общество, английское общество (страна, государство);

дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов);

— спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью).

В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются.

Общество как сложная динамичная система

Второй аспект понятия «общество» (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе.

Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы.

Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:

экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения);

социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий);

политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями);

духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).

Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа:

1) (в широком смысле) — весь мир в многообразии его форм.

2) ( в узком смысле) — совокупность естественных условий существования человеческого общества( среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни)

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей,-«второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество, как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связанна.

Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействия на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В тоже самое время сама природа испытывает на себе силы общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.

На первых порах противоречия между обществом и природой выступало как их различие, т.к. человек создавали примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уж не было. По мере совершенствования орудия труда воздействия общества на природу становилось все сильнее. Однако, человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологии и т.д.. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняет специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключаются основы единства мира.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Существуют сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов различных ученых это понятие можно определить следующим образом.

Культура — (от лат. Обработка)

1) в широком смысле — совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.

2) в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности

3) в общем — это творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности.

Различают материальную и духовную культуру

Материальная — связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.

Духовная — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться в материальных носителях: книгах, картинах, орудия труда и т.д. а материальная культура развивается благодаря духовному процессу.

В основе культуры лежит творческая деятельность человека, которая одновременно преобразовывает и самого человека: совершенствуются имения, развиваются творческие способности и т.д. И все эти приобретаемые человеком свойства и качества тоже становятся элементами культуры.

Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры.

Культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей, его отличает глубока человечность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ОБЩЕСТВА

Сферы (области) жизни общества — взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества:

1) экономическая ( ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения)

2) социальная ( состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом)

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование)

4) духовная ( охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явления духовной культуры).

Все 4 сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (общественных) отношениях, что в свою очередь ведет к кризису в политической сфере.

Читать еще:  Детские писатели в начальной школе. А.П.Платонов

ВАЖНЕЙЩИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия «общество», можно сказать, что общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы – это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

— эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

— революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Общество как сложная система. а) эмпирическое знание

Группа Historiчка Обязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!

Дорогие друзья , поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ

История России

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле обществоэто обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют четыре:

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

Читать еще:  Перро годы жизни. История жизни

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Читать еще:  Ударение в литовских фамилиях. Фамилии литвы

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения

В соответствии со сказанным можно выделить следующие элементы научного познания в целом (именно они ранее уже указывались).

Субъект научной деятельности — ученый, научное сообщество.

Объект науки — природа, человек и их взаимодействие.

Предмет науки — сущность, объективные законы развития.

Средства научного исследования — техника и технология познания (приборы, оборудование, модели и т. п.).

Методология науки — связь явленческого и сущностного, изменчивого и устойчивого, исторического и логического, эмпирического и рационального, единичного и общего, детерминизм, логика.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необхо-димо включают в себя приборы, приборные установки и другие сред-ства реального наблюдения и эксперимента. Результат эмпирического исследования — научный факт и эмпирический закон.

Эмпирический уровень научного познания основывается на чувственном отражении (но не сводится к нему). Поэтому отличительным признаком данного уровня являются используемые методы и средства:

наблюдение и приборы наблюдения;

измерение и измерительные приборы;

натурный эксперимент и экспериментальные средства (включая натурные модели).

Язык эмпирического познания

Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и на-блюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.

Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно назвать «эмпирическими объектами».

Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты — это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

Из практически бесконечного набора свойств и отношений в эмпирическом термине «проводник тока» выделяется только такой признак: «вещество, хорошо проводящее электрический ток, т. е. обладающее высокой электропроводностью (низким удельным сопротивлением)». Все остальные признаки, которые могут быть присущи проводнику, например, конкретный материал, являющийся проводником (медь, олово, железо, вода и т. п.), отбрасываются.

Однако это присуще любому термину — и научного, и обыденного языка. Так понятие «стол» также не включает в своем содержании указания ни на материал, ни на цвет, ни на конкретную форму. Более того — всякое отражение — «абстракция», ибо не является полной копией отражаемого.

Эмпирический уровень научного познания отличается тем, что он связан с отражением и фиксацией в научных определениях тех моментов объективной реальности, которые представляют существенно общее определенного класса объектов.

Исходным моментом эмпирического уровня является факт науки — достоверное знание, отображающее объективно существующие свойства явлений, результат описания и обобщения эмпирических данных.

Эмпирический факт выражается в логической форме так называемого протокольного суждения-высказывания (фактофиксирующего предложения).

Пример такого высказывания: «Температура данного количества водорода в условиях данного эксперимента равна (45,6 ±0,1)° С».

Результатом дальнейшего обобщения или индукции эмпирических фактов является элементарный эмпирический закон.

Он связан с распространением зафиксированной в эмпирическом факте «регулярности» на более широкую предметную область, чем непосредственно наблюдаемая. Примером последнего является утверждение: «Если температура газа (при указанных условиях) равна (45,6 ±0,1)° С, то его объем равен (26,9 ±0,1) л».

Дальнейший ход эмпирического исследования состоит в накоплении элементарных эмпирических законов и установлении зависимости между ними.

Результатом такой процедуры является интегральный эмпирический закон.

Примером интегрального эмпирического закона может служить закон Бойля — Мариотта: PV = const, где Р — давление газа, V — объем.

Теоретический уровень познания

В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте.

Объектом изучения становятся научные факты, их связь. Результат теоретического исследования — теоретический закон. В теоретическом исследовании имеют дело не с реальными, а с идеализированными объектами, конструктами.

Теоретический закон отличается от эмпирического закона по содержанию (содержит вместо эмпирических понятий конструкты) и по форме (формулируется на новом искусственном языке).

Теоретический уровень научного познания основывается на логическом отражении объективной реальности (но не сводится к нему). В связи с этим данный уровень отличают следующие методы и средства:

гипотетико-дедуктивный метод и техника, компьютеры, позволяющие построить непротиворечивую гипотезу и определить дедуктивные выводы из нее;

вычисления, расчеты, использующие абстрактно-количественные характеристики изучаемых процессов, и вычислительная техника, компьютеры, с помощью которых такие операции проводятся;

мысленный эксперимент и экспериментальные средства (от счетных палочек до ПК), позволяющие проводить эксперимент с идеальными моделями.

Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют «идеализированными объектами», «абстрактными объектами» или «теоретическими конструктами». Это особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности. Ни одна теория не строится без применения таких объектов.

Их примерами могут служить «материальная точка», «абсолютно черное тело», идеальный товар, который обменивается на другой товар строго в соответствии с законом стоимости (здесь происходит абстрагирование от колебаний рыночных цен), идеализированная популяция в биологии, по отношению к которой формулируется закон Харди — Вайнберга (бесконечная популяция, где все особи скрещиваются равновероятно).

Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет. Они выступают как результат мысленного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином отношении) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей [99, с. 110].

Источники:

http://studopedia.ru/9_137775_obshchestvo-kak-slozhnaya-dinamichnaya-sistema.html
http://historyteacher.ru/obshchestvoznanie/osnovnoe-soderzhanie-programmy-10-11-klassy/obshchestvo-kak-slozhnaya-dinamicheskaya-sistema-obshchestvennye-otnosheniya/
http://knigi.news/uchebniki-filosof/nauchnoe-znanie-kak-slojnaya-45494.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector