0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О литературе древней руси.

Статья «Литература Древней Руси»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Литература Древней Руси

Литературе Древней Руси уделено скромное место в школьной программе. Изучается «Слово о полку Игореве», частично «Повести временных лет» и другие. Литература Древней Руси возникла как следствие принятия христианства. В литературе были устные исторические предания. Мифологические предания и легенды до нас не дошли. Была развита обрядовая и любовная поэзия: летописцы отзываются о «мирских» песнях, звучавших на народных гуляниях. «Игрищах» на княжеских пирах. Обрядовая поэзия сохранилось до нового времени. Письменность была известна на Руси до принятия христианства. Применяли кириллический или глаголический алфавит. Создан он был Мефодием и Кириллом. Использовали письменность исключительно в деловых целях (договоры, грамоты, завещания), а возможно и в личной переписке. Памятники фольклора не записывались и позднее, когда пергамент сменила дешевая бумага. По существу записи фольклора начинаются с 17 века. В 988-990 годы Русь приняла христианство. Для церкви потребовались книги с текстами Священного писания, молитвами, гимнами, в честь святых или торжественными словами, произносимыми в дни церковных праздников. Такие тексты переписывались в пергаментные тетради, которые затем сшивались и заключались в массивные деревянные переплеты. Такой была книга – Евангелие, переписанное для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 годы; она насчитывала 294 пергаментных листа размером 35 на 30 см, содержала украшения – миниатюры и инициалы. Были книги для келейного или домашнего чтения. Они содержали тексты Священного писания, богословские сочинения, нравственные проповеди, изложение всемирной истории и истории церкви, жития святых. Литература была переводной. Христианство пришло на Русь со своей литературой, которую составляли Священное писание, сочинения римских и византийских богословов, гимнографов, агиографов. Через несколько десятилетий родилась литература, представляющая собой систему жанров. Светские памятники – переводные и оригинальные появятся позже. Первоначально литература служила целям религиозного воспитания и просвещения. Переводная литература принесла на Русь высокую культуру Византии, которая в свою очередь впитала в себя достижения античной науки, философии, риторского искусства. центральное место среди литературы занимало Священное писание. А библия? Сюжеты Библии высмеивались. Был и другой взгляд – примирительный – знакомство с сюжетами Библии признавалось желательным и необходимым. Библия, слагавшаяся столетиями в различной этнической и языковой среде, оказала ни с чем несравнимое влияние на сознание миллиардов людей: вспомним, сколько поколений сменилось верующих людей. А ведь книги Ветхого завета начали слагаться еще в 11 веке до нашей эры. Чем взрослее, образованнее, интеллигентнее человек, тем больше он должен отдавать себе отчет в том, что истинная вера – это не только посещение церкви и исполнение обрядов, это – коренной переворот в мировоззрении, в жизненном укладе, в нравственных принципах и в отношениях с людьми, неизбежно сопровождаемый рядом серьезных самоограничений. Обращение к церкви – это поступок, требующий серьезной духовной зрелости и несовместимый с той легковесной религиозной мимикрией, которой отдает порой наша молодежь. Какую роль играли в книжной культуре Древней Руси библейские тексты? Книги Нового завета (Евангелие, Апостольские послания и Деяния), фрагменты из ветхозаветных книг читались в церкви во время богослужения или в специально подобранных и сгруппированных извлечениях. Для индивидуально чтения служили тексты Нового завета, а из ветхозаветных – Псалтири. Из самых распространенных ветхозаветных книг было Пятикнижие. То есть исторические книги (Иисуса Наввина, Судей, четыре книги Царств, книги Руфь и Иудифь), отдельные книги пророков. Полный перевод Библии стал известен на Руси в конце 15 века. Первое печатное ее издание было осуществлено Иваном Федоровым на Волыни (в Остроге) в 1580-1581 годы. В середине 11 века появляются оригинальные произведения древнерусских авторов – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, позже первые русские жития (Антония Печерского, Феодосия Печерского, Бориса и Глеба), поучения на нравственные темы. Самым интересным явлением является летопись. Летопись – изложение событий по годам. Это специфическая русская форма исторического повествования. Именно благодаря летописи мы знаем свою историю. Летопись была и высокохудожественным литературным произведением. Интересны и жития. Житие – это биографии людей, прославившихся подвигами во имя христианской веры, отличившихся особым благочестием, нищелюбием, смирением, аскетизмом, обращенные к читателю-христианину, наставляющие его на путь праведной жизни. Ряд житий был опубликован в серийном издании «Памятники литературы Древней Руси». «Слово о полку Игореве». Неоднократно издавалось с добротными научными комментариями и переводами. Ему посвящено много глубоких исследований и научно-популярных книг. Статей и очерков. Кто же автор «Слова»? нет автора. Анонимность естественна: жанровое своеобразие и условия бытования подобных «песней» во славу князей. Русско-половецкие конфликты. Русские князья сами охотно приглашали половцев участвовать в своих междоусобных войнах. Незадолго до своего злосчастного похода Игорь Святославович вместе с Кончаком нападал на Киев, и, потерпев поражение, хан и князь спасались бегством в одной лодке. Часты были брачные связи русских князей и дочерей половецких ханов. На половчанке был женат первым браком и отец Игоря, на дочери Кончака женился его сын Владимир. Это необходимо знать, чтобы избежать одностороннего отношения и возможных упреков в национальных пристрастиях.

Читать еще:  Кто такие фурри. Субкультура в России

О литературе древней руси.

Тайны литературы Древней Руси

Древнерусская литература — не литература. Такая формулировка, намеренно шокирующая, тем не менее точно характеризует особенности первого периода русской словесности.

Древнерусская литература — это начало русской литературы, ее древнейший период, который включает произведения, написанные с XI по XVII век, то есть в течение семи столетий (а ведь вся последующая литература занимает только три века). Жизнь человека Древней Руси не походила на жизнь гражданина России XVIII–XX веков: другим было все — среда обитания, формы устройства государства, представления о человеке и его месте в мире. Соответственно, древнерусская литература совершенно не похожа на литературу XVIII–XX веков, и к ней невозможно применять те критерии, которые определяют это понятие в течение последующих трех веков.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Самой большой ценностью для человека Древней Руси была его вера. Ценность государства и ценность человеческой личности казались незначительными по сравнению с ценностью религии, и каждый конкретный человек оценивался не по тому, сколь он полезен обществу или сколь он необыкновенен. Важнее всего было, каков он перед Богом. Например, любимые герои Древней Руси — князья Борис и Глеб — не показали себя такими хорошими правителями, как их родной брат Ярослав Мудрый. Но святыми были объявлены именно они, неудачливые политики, зато совершенные люди, готовые отдать жизнь во имя религиозных требований братолюбия и в подражание жертвенности Христа.

И в литературе особым уважением пользовались те жанры, которые были ближе к церковной службе, — проповедь и житие. Они были призваны не развлекать читателя, как в наши дни, не прославлять могущество империи и государственных деятелей, как в XVIII веке, но повествовать о жизни во имя Бога.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — СОСЛОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. На Древней Руси сложились совершенно специфические представления о месте человека в мире: понятие личности, индивидуальности — в современном значении — было тогда неведомо. Мнение человека о себе и окружающих зависело от того, к какому он принадлежит сословию: повелителей, воинов, священнослужителей, купцов или «простецов» — простых жителей городов и деревень. Наиболее уважаемыми считались воины и священники, они и стали центральными героями в древнерусской литературе. Причем воин должен был быть физически красив, развит, здоров и о своем здоровье радеть. Так, Владимир Всеволодович Мономах с гордостью вспоминает свои охотничьи подвиги, потому что на охоте князь не отдыхает, но поддерживает себя в хорошей физической форме, а здоровье князя — общее благо всего народа. Напротив, монах в древнерусской литературе почти всегда оказывается немолодым: хотя Феодосий Печерский умер, не дожив до пятидесяти лет, в народной памяти он остался мудрым старцем. Кроме того, святые подвижники нередко отказывались от лечения, считая недуг проявлением воли Божией.

Читать еще:  Снимался жан клод ван дамм в хищнике. «Хищник»

Древнерусская литература — литература пользы. Современная литература ставит своей основной целью развлекать читателя — даже поучать принято, развлекая. На Древней Руси религиозность литературы если не исключала, то отодвигала развлечение на второе место. Главным была польза — в нравственном отношении, то есть восхваление добродетелей и обличение грехов, а также в общественном — проповедь полезна, потому что ее произносят в храме и без нее служба окажется неполной, житие тоже полезно, потому что без знаний о жизни святого невозможно вспоминать о нем в церкви. Летопись же сохраняла для потомков обычаи, образцы поступков, законы.

Все эти факторы приводили к тому, что древнерусский книжник отказывался в своих произведениях от вымысла, и хотя вымыслом — причем иногда самым невероятным — древнерусская литература изобилует, и автор, и читатель воспринимали его как чистую правду.

Таким образом, на Древней Руси не существовало разницы между художественной и нехудожественной (документальной) литературой, то есть и не было литературы в современном ее понимании. С одной стороны писатели не ставили своей целью создание художественных произведений, так как вымысла в их сочинениях нет. С другой стороны, все, что они создавали, оказывалось литературой — и историческое сочинение («Повесть временных лет») и руководство по ведению хозяйства («Домострой»), и полемические послания (переписка Ивана Грозного с А. М. Курбским).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ТРАДИЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусский книжник — в противоположность современному литератору — избегал новаторства, предпочитая следовать образцам.

Он без зазрения совести допускал схематизм в изображении героев. Так, в «Повести временных лет» князья христианской эпохи поразительно напоминают друг друга: высокие, красивые, храбрые, мудрые, милостивые. «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем…» («Сказание о Борисе и Глебе» о св. Борисе); «Был же Мстислав могуч телом, красив лицом, с большими очами, храбр на ратях, милостив…» («Повесть временных лет» о Мстиславе Владимировиче); «Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду» («Повесть временных лет» об Изяславе Ярославиче). Создается впечатление, что если уж князь совсем не соответствовал идеальной схеме, писатель или превращал его в воплощенное зло (Святополк Окаянный в повестях о Борисе и Глебе), или старался вообще обойтись без характеристики. Например, Нестор в «Повести временных лет», информируя о смерти Святослава Ярославича, просто пишет, что князь умер «от разрезания желвака» — во время хирургической операции. Изложение факта не сопровождается ни описанием внешности государя, ни анализом его добродетелей. Это не случайно: летописец осуждал Святослава Ярославича за незаконный захват престола, потому и сообщал, что тот скончался неожиданно, а значит, не покаялся в грехах.

Традиционализм древнерусской литературы выражался и в том, что писатели пользовались особым символическим языком, которым читатели должны были владеть. В качестве символа могло выступить любое явление окружающего мира. Так, на Руси большой популярностью пользовалась переведенная с греческого книга «Физиолог», содержавшая описания разных пород зверей и их символическое толкование: «Еж имеет вид шара и целиком из игл состоит. Физиолог говорит о еже, что он взбирается на лозу, добирается до грозди и трясет гроздь, сбрасывает ягоды на землю. И ложась навзничь, накалывает ягоды на свои иглы, и несет чадам, и оставляет гроздь пустой. И ты, житель града не допусти, чтобы еж, дух коварства, взобрался на твое сердце и оставил тебя, подобно лозе, опустошенным…». Автор не заботится о достоверности — ежи у него ползают по виноградной лозе: повадки зверя не самодостаточны (как в современной литературе о животных), но символичны, в данном случае намекая на отношения человека с дьяволом. Символизм подразумевал также постоянные отсылки к Библии: стоило русскому князю нарушить завет братской любви, как его немедленно называли «новым Каином». А в жизни Сергия Радонежского, согласно Епифанию Премудрому — автору жития святого, особую роль играло священное число «три». Он даже в материнской утробе трижды крикнул, что было Божественным знаком почитания Троицы, во имя которой Сергий затем основал монастырь.

Читать еще:  Тема интеллигенции и революции в романе Б. Л

Наконец, традиционализм обуславливал соблюдение законов жанра. Используя опыт предшественников, писатель стремился не вносить в строение своего произведения ничего нового. (У него это, правда, не всегда получалось — например, протопоп Аввакум задумал написать традиционное житие, но, вопреки всем правилам, сделал героем себя самого, тем самым объявив святым.)

ЧТО ЧИТАТЬ О ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ЧТО ЧИТАТЬ О ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

1. Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI-XIII веков. Л., 1968.

2. Дмитриев Л. А. История первого издания «Слова о полку Игореве». Мате риалы и исследование. М.-Л., 1960.

3. Еремин И.П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л., 1966.

4. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975.

Сборник статей о выдающихся памятниках древнерусской литературы: «Слове о Законе и Благодати» Илариона, «Повести временных лет», сочинениях Владимира Мономаха, «Слове о полку Игореве», «Молении» Даниила Заточника, «Повести о разорении Рязани Батыем», «Задонщине», «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Хождении за три моря» Афанасия Никитина, сочинениях Ивана Грозного, «Повести о Тверском Отроче монастыре», сочинениях протопопа Аввакума, «Повести о Горе-Злочастии».

5. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.). М.-Л. 1962.

6. Лихачев Д.С. Культура русского народа. X—XVII вв. М.-Л., 1961.

7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967; 2-е изд. Л., 1971.

8. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947.

9. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. М., 1976.

10. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1958; 2-е изд. М., 1970.

11. Лихачев Д.С., Лихачева В.Д. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.

В книгу вошли статьи Д. С. Лихачева: «Своеобразие древнерусской литературы» и «Пути к новой русской литературе».

12. Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.

В книгу вошли статьи о творчестве Ивана Грозного, протопопа Аввакума, о демократической сатире XVII в., о юродстве в Древней Руси.

13. Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. Л., 1971.

14. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971.

15. История русской литературы X—XVII веков. Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980.

Основные издания памятников древнерусской литературы:[118]

Демократическая поэзия XVII в. 2-е изд. М.—Л., 1962.

Изборник (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969, Памятники литературы Древней Руси. XI—начало XII в. М., 1978.

Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980.

Памятники литературы Древней Руси. XIII в. М., 1981.

Ранняя русская драматургия. XVII —первая половина XVIII в. М., 1972.

Русская демократическая сатира ХУП в. 2-е изд., доп. М., 1977.

Русская повесть XVII в. М., 1954.

Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. Л., 1970.

Источники:

http://infourok.ru/statya-literatura-drevney-rusi-2052631.html
http://www.litmir.me/br/?b=563713&p=1
http://history.wikireading.ru/27266

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector