2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Н к рерих годы жизни. Начало творческой деятельности

Николай Рерих

Сегодня Рерих один из самых знаменитых художников мира. А его философское наследие распространено на всех континентах.

Детство

* Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.
* В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом — усадьба с её деревенским привольем, зимой — учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.
* Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.
* Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.

Увлечение археологией

* Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.
* «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» — писал впоследствии Николай Константинович.
Увлечение археологией
* Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.
* Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.

Юность

* В 1891 году Николаю Рериху исполнилось 17 лет. В это время друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности юноши и стал первым учителем будущего художника.
* После окончания гимназии в 1893 году Николай Рерих поступает в Академию художеств и одновременно, по просьбе отца, на юридический факультет Петербургского университета. В университете он посещает лекции и на историческом факультете.

Учёба в Академии художеств и Петербургском университете

* В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.
* В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.

* Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.
* Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам.
* После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно — помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».
* Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.
* Он создаёт серию архитектурных этюдов, которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.

Семья

* В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой — Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба.
* В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.
* «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.
* Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.
* Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

Начало творческой деятельности

* С 1902 года Н.К.Рерих получает широкую известность. Он принимает участие в крупных выставках России и Европы, где его работы часто занимают призовые места.
* С 1905 года Н.К.Рерих начинает сотрудничество с театрами и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников мира. Его декорации вызывают восторг у публики, а эскизы костюмов находят отражение даже в модной одежде того времени.

Отъезд из России

* В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.
* Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.
* Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.
* За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.
* В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».
* Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.
* Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.
* В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.

Центрально-азиатская экспедиция

* В 1924-1928 годах Н.К.Рериху удалось осуществить свою давнюю мечту — экспедицию по труднодоступным районам Центральной Азии. Она прошла по маршруту: Индия — Китай — Алтай — Монголия -Тибет — Индия.
* Экспедиция дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты.

* Во время Центрально-азиатской экспедиции было пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни — Такла-Макан и Гоби. Н.К.Рерихом написано более 500 картин, этюдов и рисунков. Были написаны книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи».

Читать еще:  N w a биография. Чем так важна для нас группа N.W.A

Пакт Рериха

* Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей. Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.
* Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.

* В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.
* 15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — Пакт Рериха.
* По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Институт «Урусвати»

* Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».

* Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.
* Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.
* Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.
* Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.
* Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.
* В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.
* Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха — Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.
* Младший сын Н.К.Рериха — Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.

Великая отечественная война

* С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.
* Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.
* «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».
* В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.

Последние годы

* Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К.Рериха никогда. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт — России.
* Сразу по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз и стал готовится к переезду.
* 13 декабря 1947 года он ушёл из жизни, работая над новым вариантом картины «Приказ Учителя», так и не вернувшись на Родину.

Н к рерих годы жизни. Начало творческой деятельности

Хронология жизни и творчества Н.К.Рериха

1874, 9 октября (27 сентября) родился в Санкт-Петербурге в семье нотариуса Константина Федоровича Рериха. Мать – Мария Васильевна Рерих (ур. Калашникова).

1883–1893 учится в гимназии К.И.Мая, проявляет большой интерес к истории и географии.

1891 опубликованы первые литературные очерки в изданиях «Природа и охота», «Русский охотник», «Охотничья газета».

1893 опубликованы литературный очерк и оригинальные рисунки в петербургском издании «Звезда».

1893–1897 учится в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, работает в мастерской профессора А.И.Куинджи, участвует в ежегодных ученических выставках.

1893–1898 одновременно учится в Императорском Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете, посещает лекции на историко-филологическом факультете.

1895 в Императорской Публичной библиотеке знакомится с В.В.Стасовым.

1896–1900 делает сообщения о результатах произведенных им раскопок в Царскосельском, Петергофском уездах Санкт-Петербургской губернии, Старорусском, Валдайском и Боровичском уездах Новгородской губернии, в Порховском уезде Псковской губернии.

1897 по совместной оценке совета Императорской Академии художеств и Высшего Художественного училища получает звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род», которая с выставки была приобретена П.М.Третьяковым. Поездка с В.В.Стасовым в Москву. Знакомство с Л.Н.Толстым.

1897, 30 декабря избран членом-сотрудником Императорского Русского Археологического общества.

1897–1901 публикует очерки и статьи в петербургских изданиях «Мировые отголоски», «Искусство и художественная промышленность», «Санкт-Петербургские ведомости», «Россия», «Художественные сокровища России».

1898 приглашен на должность помощника секретаря Императорского Общества Поощрения художеств.

1898–1899 читает лекции в Императорском Археологическом институте на тему «Художественная техника в применении к археологии». Пишет картины серии «Начало Руси. Славяне».

1899, март картина «Сходятся старцы»участвует в Весенней выставке в залах Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

1899, лето в имении князя П.А.Путятина в Бологом знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой.

1899 избран помощником директора Художественно-промышленного Музея Императорского Общества Поощрения художеств.

1900 в Париже совершенствует художественное образование, пользуется указаниями Фернана Кормона. Создает картины «Идолы», «Заморские гости», «Княжья охота». Картина «Сходятся старцы» экспонируется на Всемирной выставке в Париже, «Поход» – на Весенней выставке в Императорской Академии художеств.

1901 возвращается из Франции в Россию. Избран на должность секретаря Императорского Общества Поощрения художеств. Картина «Ждут» представлена на выставке общества «Мюссаровские понедельники» в залах Императорского Общества Поощрения художеств. Пишет картины «Красные паруса», «Зловещее», «Город строят» и др.

1901, 28 октября (10 ноября) в Санкт-Петербурге в церкви Св. Екатерины Императорской Академии художеств состоялось бракосочетание с Е.И.Шапошниковой.

1902 участвует в Весенней выставке в Императорской Академии художеств.

1902, 16 (3) августа родился сын Юрий Николаевич Рерих.

1902–1903 участвует в выставках, организованных журналом «Мир искусства». Проводит археологические раскопки в Новгородской губернии, делает сообщения в Императорском Археологическом институте. Сотрудничает с петербургскими изданиями «Журнал для всех», «Ежемесячные сочинения», «Новое время».

С 1903 сотрудничает с попечительским комитетом Общины Святой Евгении.

1903 состоялась персональная выставка (около 200 картин и этюдов), устроенная князем С.А.Щербатовым и В.В. фон Мекком в помещении художественного предприятия «Современное искусство». Является членом-организатором Кружка имени Архипа Ивановича Куинджи. Вместе с Е.И.Рерих совершает путешествие по древним городам России: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев Польский, Ростов Великий, Москва, Смоленск, Вильна, Троки, Гродно, Ковно, Митава, Рига, Венден, Изборск, Печеры, Псков. Во время путешествия создает серию архитектурных этюдов. Эти произведения (75 работ, выполненных масляными красками) были выставлены в Императорском Обществе Поощрения художеств.

Читать еще:  Русское имя. Различия в расположении составляющих

1903–1910 является членом «Союза русских художников» и участником его выставок.

1904 участвует во Всемирной выставке в Сент-Луис (США), отмечен серебряной медалью за серию архитектурных этюдов. Эта серия этюдов впоследствии в числе работ других русских художников была продана в Америке с аукциона за долги устроителя. Путешествует по древним городам: Тверь, Углич, Калязин, Валдай, Звенигород, пишет этюды. Сотрудничает с петербургскими изданиями «Новое время», «Весы».

1904, 23 (10) октября родился сын – Святослав Николаевич Рерих.

1905 с исключительным успехом прошли: персональная выставка в Вене, выставки в Праге (по приглашению художественного обще-ства «Manes»), Берлине, Дюссельдорфе, Милане, Венеции. В Милане отмечен Почетным дипломом наградой, считающейся выше золотой медали. Выставляет на Международном археологическом конгрессе во Франции свою коллекцию предметов каменного века.

1905, лето совершает поездки по Тверской и Новгородской губерниям.

1905–1906 сотрудничает с петербургскими изданиями «Искусство», «Весы», «Золотое руно». Создает иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и к произведениям М.Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые», «Сестра Беатриса».

1906 избран директором Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств. Путешествует по Италии и Швейцарии. В Париже в числе 15 русских художников избран членом Осеннего салона, в Реймсе – членом Национальной Академии. Разрабатывает эскизы мозаик и внешнего декора церкви в имении В.Голубева Пархомовка и для церкви в Шлиссельбурге.

1906, декабрь в Париже на «Выставке современного русского искусства», устроенной княгиней М.К.Тенишевой, представляет 130 произведений. Картина «Человек со скребком» приобретена французским правительством для Люксембургского музея.

1907 путешествует по Финляндии, пишет этюды. Создает эскизы декораций к опере Р.Вагнера «Валькирия» (постановка не осуществлена) и для драмы Н.Н.Евреинова «Три волхва» (премьера 7 декабря 1907 г. «Старинный театр». Санкт-Петербург).

1908 для дома купца Ф.Г.Бажанова (Санкт-Петербург) пишет большой «Богатырский фриз» на былинные сюжеты. Участвует в выставке в Вене, которая была организована совместно редакцией художественного журнала «В мире искусств» (Киев) и венским художественным объединением «Сецессион» («Secession»). Посещает Англию, Бельгию, Голландию. Выбран в члены правления Общества архитекторов-художников в Санкт-Петербурге.

1908–1909 работает над эскизами декораций и костюмов к операм Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (премьера 28 апреля 1908 г. Театр «Opéra Comique». Париж), «Псковитянка» (премьера 24 мая 1909 г. Театр Châtelet. Париж. Антреприза С.П.Дягилева) и к опере А.П.Бородина «Князь Игорь» (премьера 19мая 1909 г. Театр Châtelet. Париж. Антреприза С.П.Дягилева).

1909 участвует в первом «Салоне», организованном С.К.Маковским в залах Первого кадетского корпуса в бывшем Меншиковском дворце, где выставляет свыше 50 новых для петербургской публики картин, экспонировавшихся на выставках в Лондоне, Вене, Париже, Праге. Становится учредителем Общества имени Архипа Ивановича Куинджи. За выдающиеся заслуги в археологии и исторической живописи избран членом французского общества «Société Nationale des Antiquaires de France», избран членом венского художественного объединения «Сецесион» («Secession»).
В Обществе архитекторов-художников выдвигает идею создания Музея допетровского искусства.

1909, 26 октября избран академиком Императорской Академии художеств.

1909–1914 работает над созданием внутренней росписи храма в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкино под Смоленском.

1910 участвует в выставке «Союза русских художников» (два эскиза к опере «Князь Игорь» с выставки приобретены Советом Третьяковской галереи); в выставке в Екатеринославском научном обществе; в выставке объединения «Мир искусства»; во Всеобщей Международной выставке в Брюсселе, где удо-стоен серебряной медали; в выставке русских картин в «Galerie Bernheim» в Париже; в выставке «Общины художников» в Лондоне. Картина «Ростов Великий» приобретена Национальным музеем в Риме.

Избран председателем вновь созданного художественного объединения «Мир искусства». Сотрудничает с газетой «Утро России» и с журналами «Аполлон», «В мире искусств». Принимает участие в издании «Истории русского искусства» под редакцией И.Грабаря. Оформляет заставками и виньетками книгу С.М.Городецкого «Ярь».

1910, лето вместе с Н.Е.Макаренко ведет раскопки в Новгородском Кремле и на Рюриковом городище. Поездка на курорт Гапсаль (Эстония).

1910, осень дает на выставку в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге более 30 тысяч предметов каменного века из своей коллекции.

1910–1912 работает с И.Ф.Стравинским над балетом «Весна Священная» (премьера 29 мая 1913 г. Театр Елисейских Полей. Париж. Антреприза С.П.Дягилева), пишет либретто, эскизы костюмов и декораций. Готовит эскизы декораций и костюмов к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» (премьера 9 октября 1912 г. Московский художественный театр), к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (постановка не осуществлена). Сотрудничает с журналом «Старые годы» и «Ежегодником общества архитекторов-художников». Участвует в организации Всероссийского съезда художников (декабрь 1911 г. – январь 1912 г.), входит в состав комитета съезда, в число учредителей съезда; готовит доклады.

1911, январь на IV Всероссийском съезде зодчих в Императорской Академии художеств делает доклады: «Поиски Древней Руси» и «Новгородские стены».

1911 по приглашению Мориса Дени участвует в выставке религиозного искусства (Société de St. Jean) в Париже («Синяя роспись» приобретена Музеем декоративных искусств, Париж). Для «Старинного театра» создает эскизы декораций к спектаклю по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») (премьера 18 ноября 1911 г. «Старинный театр». Санкт-Петербург). Иллюстрирует сказку А.М.Ремизова «Золотой кафтан», опубликованную в рождественском номере журнала «Огонек». Сотрудничает с журналами «Всеобщий журнал литературы, искус-ства, науки и общественной жизни», «Художественно-педагогический журнал».

1912 участвует в выставках художественного объединения «Мир искусства» в Москве и Санкт-Петербурге (картины «Владыки нездешние», «Человечьи праотцы», «Ангел последний», эскизы к «Пер Гюнту»); в выставке, организованной чешским художественным кружком «Manes» в Праге. В Казани выходит монография А.Ф.Мантеля «Н.К.Рерих».

1913, апрель отмечает 15-летний юбилей своей деятельности в Императорском Обществе Поощрения художеств.

1913, май награжден императором Николаем II орденом Св. Владимира IV степени.

1913, лето едет на лечение на Кавказ (Пятигорск, Кисловодск), зарисовывает памятники старины; пишет этюды «Кавказ».

1913 выходит из правления художественного объединения «Мир искусства».

Создает эскиз мозаики для памятника на могилу А.И.Куинджи, пишет два эскиза панно для Казанского вокзала в Москве («Сеча при Керженце» и «Покорение Казани»), эскизы росписи виллы Л.С.Лившица в Ницце и эскизы декораций к пьесе М.Метерлинка «Принцесса Мален» для Свободного театра в Москве (постановка не осуществлена).

Участвует в организации Выставки русского народного искусства при Осеннем салоне в Париже.

Участвует в постоянной выставке современного искусства в Санкт-Петербурге с картиной «Гнездо преблагое – глазам прельщение».

Читать еще:  Разочарованность (Разочарование) Разочарованный.

Назначен директором Женских курсов высших архитектурных знаний Е.Ф.Багаевой.

Выходит в свет первый том Собраний сочинений Н.К.Рериха (М.: Т-во И.Д.Сытина, 1914).

1914 работает над оформлением оперы А.А.Давидова «Сестра Беатриса» (премьера 18 декабря 1914 г. Театр музыкальной драмы. Петроград); оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» (премьера 8 мая 1914 г. Королевский театр Дрюри Лейн. Лондон).

Заканчивает роспись храма в имении княгини М.К.Тенишевой в Талашкине.

Участвует в выставке картин художников объединения «Мир искусства» в Риме; в Балтийской выставке в Мальме (Швеция), за участие в которой награжден командорским крестом ордена «Полярной звезды» (1915); в благотворительных выставках и аукционах в пользу раненых в войне. Протестует против разрушения собора в Реймсе.

К 75-летию Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств получает высочайшую благодарность от императора Николая II.

Николай Рерих: жизнь и творчество художника

Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, писатель, путешественник, археолог.

Содержание

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к древней Руси. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1900–1910 гг. Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Творчество Рериха

Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.

Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.

Знание истории, многочисленные археологические раскопки, «хождения по русской старине» помогли Рериху по-новому отобразить в своем творчестве образ родной природы и ступени развития тысячелетней истории русского народа.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.

Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.

Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.

Мировое признание художника

Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.

Источники:

http://rerih.org/er/biography
http://www.icr.su/rus/family/nkr/dates.php
http://allpainters.ru/rerih-nikolaj.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector