2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музей кунсткамера история. История кунсткамеры

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

Кунсткамера (нем. — комната искусства) является первым общественным музеем в России. Многие считают, что здесь выставлены только человеческие эмбрионы с генетическими отклонениями, хотя на самом деле это не так. В настоящее время Кунсткамера называется «Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук», а экспозиция «уродцев» занимает всего один зал. Её название — «Первые естественнонаучные коллекции». Большая же часть экспонатов посвящена культуре и быту народов разных стран и континентов.

Здание Кунсткамеры

Как добраться

Ближайшая к Кунсткамере станция метрополитена — «Адмиралтейская». После выхода из метро выходите на Невский проспект и поворачивайте налево, к его началу. Переходите дорогу и огибайте Адмиралтейство с правой стороны. Далее через Дворцовый мост вы попадёте прямо к Зоологическому музею. Кунсткамера находится слева от него.

Стоимость взрослого билета — 300 рублей. С сентября по апрель каждый третий четверг месяца является днём бесплатного посещения. Для всех индивидуальных посетителей в этот день вход свободный.

Модель монгольской юрты Экспозиции музея

История Кунсткамеры

Датой основания Кунсткамеры принято считать 1714 год. В XVI—XVII веках так называемые «кабинеты редкостей» располагались при многих королевских дворах. Пётр I видел такие собрания в Англии и Голландии, и в 1715–1717 годах российский царь купил собрание редкостей у нидерландского аптекаря Альберта Себы. В наше время фонды музея насчитывают более 1,2 миллионов единиц хранения.

Изначально коллекция экспонатов располагалась в не сохранившихся до нашего времени Людских палатах. Они находились на территории Летнего сада вдоль реки Фонтанки. Это здание также известно тем, что именно в нём была установлена Янтарная комната.

Макет бенгальской деревни Индия. Свадебные обычаи Зал «Индия. Индонезия»

С увеличением коллекции назрел вопрос о переезде экспозиции в более просторное помещение. Специально для этого на берегу Невы в 1718 году начали строить знакомое нам здание. Кстати, во время постройки Кунсткамера располагалась в доме боярина Кикина (Кикины палаты), о котором мы упоминали в статье про Смольный собор.

В новом здании расположились все существующие на тот момент экспонаты. В центральной части находился анатомический театр, обсерватория и Готторпский глобус. Некоторые помещения занимала Академия наук, в которой трудился М. В. Ломоносов. В XIX веке Кунсткамера была разделена на несколько музеев: Этнографический, Зоологический, Ботанический и Минералогический.

«Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»

На крыше здания Кунсткамеры установлена армиллярная сфера, символизирующая модель солнечной системы. Этот символ науки постепенно стал и неофициальным символом Санкт-Петербурга. Кстати, оригинальная конструкция пострадала при пожаре 1747 года. Только через 200 лет, в 1948–1949 годах на башне была установлена новая сфера. Но и она, в свою очередь, была заменена в 1993 году.

Что посмотреть

Музей обладает обширной коллекцией экспонатов из самых разных уголков мира. Здесь представлены следующие экспозиции:

  • «Северная Америка»;
  • «Латинская Америка»;
  • «Китай. Монголия. Корея»;
  • «Индия. Индонезия»;
  • «Африка южнее Сахары»;
  • «Ближний и Средний Восток»;
  • «Индокитай»;
  • «Япония»;
  • «История здания Кунсткамеры»;
  • «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»;
  • «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века»;
  • «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»;
  • «Готторпский (Большой Академический) глобус».

Последние два зала возможно посетить только по предварительной записи, вместе с экскурсоводом.

Особняком здесь стоит, конечно же, собрание редкостей — зародышей с различными отклонениями и чучел диковинных животных. Именно благодаря этой необычной коллекции Кунсткамера так известна в нашей стране.

Каждый тематический зал музея рассказывает о жизни отдельно взятой страны или континента. Во время экскурсии мы можем увидеть традиционную монгольскую юрту, макет бенгальской деревни или, к примеру, атрибут Дня Всех Святых в Мексике — череп, выкрашенный в розовый цвет.

Африка. Колдовство, магия и медицина Япония. Традиционные игрушки Праздника девочек

Если вы располагаете достаточным количеством времени, можно совместить посещение Кунсткамеры с походом в Зоологический музей. Если времени не так много, просто прогуляйтесь по Стрелке Васильевского острова или загляните в Петропавловскую крепость, там на выходе с Невских ворот открывается прекрасный вид на Дворцовую набережную. А благодаря удачной конструкции, несмотря на близость к реке, на южном берегу крепости почти всегда безветренно.

Читать еще:  Гаро тающая линия смотреть онлайн фильм.

Если кратко, в целом:

  • отличный музей с огромной коллекцией;
  • удобное расположение в центре города, вблизи основных достопримечательностей;
  • музей имеет собственный мобильный гид — приложение с картой здания и описанием экспонатов, которое можно установить на телефон.

Кунсткамера — это. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге: история, экспонаты

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

Спустя некоторое время был опубликован двухтомный каталог, демонстрирующий все экспонаты Кунсткамеры, включая иллюстрации и объяснения на немецком языке.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Читать еще:  Кто написал мангу. Что такое манга

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

Читать еще:  Михаил горький рассказы для детей. Рассказы Очерки

КУНСТКАМЕРА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

На Васильевском острове находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой. На здании мраморные мемориальные доски, из надписей на которых вы узнаете что это — одно из старейших зданий Санкт-Петербурга.

История создания Кунсткамеры или Царского кабинета редкостей, начался с покупки Петром I во время поездки в Голландию 937-ми анатомических препаратов.

Профессор Рюйш собирал их почти 50 лет и продал коллекцию русскому императору, потому что верил, что так собрание сохранится для потомков. Российский Царь покупал за границей, не жалея средств, разные редкости. Заведовать первым музеем назначили Роберта Адрескина, а надсмотрителем — Иоганна Шумахера.

В 1714 г. коллекции диковинок были отправлены из Москвы в Санкт-Петербург. Петр I велел разместить их в своем Летнем дворце. Император назвал их кабинетом редкостей или Куншткамерой. Позже все экспонаты были перенесены в Кикины палаты. Александра Кикина убили во время расследования дела царского сына Алексея, и его дом из двух этажей конфисковали. Там император указал разместить музей и библиотеку. В восьми залах устроили препараты Рюйша в стеклянных емкостях, географические карты и чучела животных, модели машин, приборы, книги, минералы, буддийские идолы и другие диковины, которые покупались по всей России, как повелел император.

КУНСТКАМЕРА РЕЖИМ РАБОТЫ:

КУНСТКАМЕРА АДРЕС:

Музей работает с 11:00 до 18:00

касса открыта до 17:00.

Выходной день – понедельник

Санитарный день – последний вторник каждого месяца,

1 мая, 9 мая, 31 декабря.

2-8 января музей открыт

взрослые граждане России — 250 рублей

дети, студенты, пенсионеры (граждане России) — 50 рублей

Санкт-Петербург, Университетская наб., д.3

(вход для посетителей с Таможенного переулка)

Проезд: троллейбусы 1, 7, 10,11; автобусы 7, 10, 24,191
(от ст. метро «Невский Проспект»)

Особенно поражали народ живые экспонаты. Люди, страдающие различными уродствами, жили в здании музея. Кунсткамера открылась для посещений в 1719 году. Император хотел, чтобы посетители смотрели экспонаты и развивались. Для увеличения количества гостей Кунсткамеры, плата не только ни взималась, но дамам выдавалась чашка кофе с конфетами, а кавалерам – токайское и закуски, народу попроще — кофе и водка. Казна выделяла специальные средства для этих целей на зависть Европе. Вскоре стало ясно, что коллекция экспонатов пополняется так быстро, что Кикины палаты не способны их вместить.

Легенда гласит, что место для Кунсткамеры было выбрано во время прогулки по Васильевскому острову. Император увидел две сосны, ветки которых переплелись так чудно, что определить, какому из деревьев они принадлежат было сложно. Царь, решил, что это знак. Было принято решение строить именно на этом месте в 1728 году. Сосны аккуратно спилили. Они стали экспонатами, которые можно увидеть и сегодня.

Размер построенного здания казался для того времени необыкновенно большим, длина почти 100 метров, ширина-15 метров.

Император лично наблюдал за строительством Кунсткамеры, но при его жизни оно не было завершено. После смерти царя надзор возглавила Академия, что сделало музей по-настоящему научным учреждением. Строительством занимались несколько архитекторов. Кунсткамера была закончена М. Земцовым в 1735 году. Башню увенчала сфера, в нишах по фасадам установили скульптуры двенадцати наук из липового дерева. Наш великий ученый М. Ломоносов, основавший первый российский университет, проработал в башне более 20 лет с 1741 года. Он открыл здесь планетарий и организовал работу астрономической обсерватории.

На основе главного музея, в 1836 году были организованы 7 академических музеев. Музей М.В. Ломоносова из 3-х залов был устроен в помещении Кунсткамеры после войны в 1949 году. Он представляет историю развития астрономии в России, кабинет ученого с его инструментами, приборами, личными вещами и книгами, документы. Воссоздана обстановка зала заседаний Академии.

МАЭ РАН – музей, рассказывающий об истории всех народов мира, об археологических открытиях, представлены антропологические экспонаты. Каталог включает 1,8 млн. предметов. Огромную коллекцию собрали несколько поколений знаменитых российских и зарубежных ученых и путешественников. Экспонаты пережили пожары и войны. В блокадном Ленинграде в музее работали всего 15 человек. Своим героическим трудом они сохранили для нас бесценную коллекцию.

В этом здании находятся Музей антропологии и этнографии им.Петра Великого и Музей М.В.Ломоносова.

Источники:

http://4traveler.ru/jorneys/kunstkamera
http://www.syl.ru/article/304971/kunstkamera—eto-muzey-antropologii-i-etnografii-imeni-petra-velikogo-v-sankt-peterburge-istoriya-eksponatyi
http://grand-piter.ru/Dostoprimechatelnosti/Muzei-i-dvorcu/Kynstkamera/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector