3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метрополь в деталях — наводы.

moscowwalks.ru

8 февраля, суббота
14:00 Вшивая горка и Заяузье
Место встречи: м. «Таганская» (кольцевая), около выхода
Ведет экскурсию Александр Иванов

9 февраля, воскресенье
13:00 Преображенка: Петровская Москва
Место встречи: м.«Преображенская площадь», Последний вагон из центра, налево до конца а потом направо, у входа в стеклянный бизнес-центр
Ведет экскурсию Александр Иванов

Гостиница Метрополь: детали снаружи и интерьеры

Все знают гостиницу «Метрополь», но не все там были, да и многие детали можно рассмотреть на гостинице только вооруженным глазом.

В наших архивах накопились красивые фотографии интересных деталей гостиницы, а также ее интерьеров, и сегодня мы решили сделать отдельную публикацию по теме.

Самое интересное, что изначально Метрополь даже и не строился, как гостиница.

Но об этом можно прочитать дальше, а также посмотреть интерьеры, цитаты из Ленина и Ницше на фасаде и многое другое —>

Здание, ставшее позже гостиницей «Метрополь» начали строить в 1899 г., когда промышленник и большой любитель искусств Савва Мамонтов выкупил участок земли с располагавшейся здесь небольшой гостиницей и банями купца Челышева (в народе «Челыши»)

Савва Мамонтов, как главный инвестор, объявил открытый конкурс на строительство большого комплекса с гостиницей, ресторанами, галереей и, главное, с большим оперным театром. Мамонтов был страстным театралом, сам занимался пением с молодости и даже специально учился ему в Италии, однако, в отличие от предпринимательской деятельности высот не достиг, но любви к искусству не растерял, поддерживал многих художников и певцов.

Несмотря на то, что первое место в конкурсе занял проект архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова, Савва Мамонтов настоял, чтобы подряд отдали Вильяму Валькоту, занявшему лишь четвертое место.

Изначальный проект Валькота был еще более помпезен:

Но сначала Савву Мамонтова обвинили в растрате, судили и все его имущество ушло на погашение долгов, затем в 1901 г. в еще недостроенном комплексе случился пожар, а новые владельцы для достройки пригласили в соавторы к Валькоту выигравших конкурс изначально Кекушева и Шевякова, после чего в проект «Метрополя» были внесены большие правки, окончательно превратившие его лишь в гостиницу. А мог бы быть прямой конкурент Большого театра, на Театральной же площади.

Вот как выглядел этот холл до революции

В ходе последнего ремонта с 1986 по 1991 гг. гостиница обрела много новодельных элементов.

Главная лестница и лифт:

То же самое, но до революции:

Конечно же, в советское время гостиницу сразу же национализировали, и в первые годы она получила статус Второго Дома Советов (первым стала гостиница Националь), после переноса столицы из Петрограда в Москву советским чиновникам негде было жить и заседать, а фешенебельные гостиницы пустовали. Только в конце 1920-х «Метрополю» вернули былую функцию. Здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих и многие другие именитые иностранцы.

Поднимемся по лестнице с отреставрированными витражами

Холл одного из этажей

От лифтового холла в обе стороны отходят длинные коридоры с атриумами

В целом, как-то пустынно и неуютно, свет холодный

Стандартный номер выглядит так:

В общем-то никаких изысков, но картина настоящая и два туалета, рядом с кроватью и рядом с выходом справа за кадром.

Что интересно потолок атриума — это еще не последний этаж:

На удивление, над основными этажами Метрополя имеется и довольно простой этаж с низкими потолками

Общий вид верхнего этажа «Метрополя»

А уж пожарные и служебные лестницы и вообще без прикрас:

Спустимся обратно на завтрак в большой холл под куполом:

Обычный общий завтрак в Метрополе, кстати, увы, разочаровывает. Ожидаешь, если не высокой кухни, то хотя бы каких-нибудь гастрономических излишеств, но нет, хороший завтрак: омлет, круассаны, немного горячего. Хорошие европейские «три звезды», или простенькие «четыре» при стоимости стандартного номера от 13 тыс руб. на начало 2014 г.

Если только игра на арфе услаждает слух:

Дореволюционные банкеты в зале:

Осмотрим детали гостиницы снаружи:

Двинемся теперь вдоль фасада, выходящего на площадь Революции


(крупнее)
На стене, смотрящей в сквер Маркса, гордо красуется цитата Ленина, набранная витиеватым шрифтом: Только диктатура пролетариата способна освободить человечество от гнета капитала.


При этом на стене, смотрящей в Театральный проезд частично сохранилась и сильно затерта цитата из Ницше: Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему.

Отдельно стоит поразглядывать майоликовые панно Абрамцевской керамической мастерской. Савва Мамонтов не зря покровительствовал художникам.


Отдельное внимание на изящные перила

Почти такое же панно с русалками через почти десять лет Абрамцевская мастерская изготовила для дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке.


Правда, панно на доме Нирнзее сохранилось хуже и находится настолько высоко, что из переулка его не видно никак. Разглядеть можно только при большом увеличении с Тверского бульвара.


Самое знаменитое панно сделано по эскизу Михаила Врубеля и называется Принцесса Грёза.

Читать еще:  История появления татарского народа. Народ татары

Сюжет «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбленный Рюдель пустился в плавание в надежде увидеть воочию свою любовь. Врубель изображает корабль, взлетающий над волнами. В центре с арфой в руках лежит умирающий рыцарь.

В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную своей возлюбленной и является чудесное видение–греза — перламутровая женщина с лилией в руках.


Конечно, не обошлось и без революционной тематики: Здесь в ноябре 1917 г. под руководством Фрунзе революционные солдаты вели бои с юнкерами, оборонявшими подступы к Кремлю.


Поклонение божеству


Поклонение природе


Традиция стеклить балконы, видимо, берет свое начало еще с дореволюционных времен.


Жажда

И, что самое интересное, сразу за «Метрополем» на закрытой воротами улочке сохранился оригинальный кусок китайгородской стены, где можно было бы сделать историческое место с лавками, как и было 100 лет назад, что-то типа Златой улочки в Праге, но в наши дни здесь помойка и стоят машины, обслуживающие гостиницу.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Среда, января 15, 2014 в 16:24 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Все краски московского модерна в фасадной майолике гостиницы Метрополь

Москва настолько разностороння и многолика, что порой трудно описать её несколькими словами. Столица блещет культурной жизнью, обилием достопримечательностей и своей несравненной красотой. Мы привыкли измерять культурную ценность несчётным количеством музеев и выставок, фестивалями и различными событиями мирового масштаба. Но здесь можно повстречаться с настоящим высоким искусством просто на улице. Одно из таких художественных чудес нашей столицы – фасадная майолика, которая не требует купить билет или достать особое приглашение. Усадьбы, бывшие доходные дома, музеи, кинотеатры и гостиницы, магазины и жилые дома и даже обычные школы облачены в сияющие глазурью наряды.

Но когда речь заходит о майоликовом «обличии» Москвы, непременно, первое и самое неизгладимое впечатление оставляет красота фасадной керамики гостиницы Метрополь. С подачи Саввы Мамонтова, запланировавшего возведение гостиницы не только как грандиозного центра культуры и досуга, но и как высокохудожественного проекта, здание превратилось в полотно для творческой реализации художников эпохи модерна. Целая плеяда выдающихся мастеров своего дела создала неповторимый художественно-архитектурный ансамбль. Экстерьер гостиницы удивительно гармонично объединил в себе богатство архитектурных линии с опоясывающим скульптурным фризом и более чем двумя десятками керамических панно.

Центральный фасад здания

Фасадная майолика для оформления Метрополя увидела свет в Абрамцевской гончарной мастерской по эскизам знаменитых художников. Центральная композиция «Принцесса Грёза» сошла с холста Михаила Врубеля и стала своеобразной визитной карточкой гостиницы. Но не менее красивы и другие керамические панно, украшающие здание по всему периметру.

Отражение эпохи модерна в фасадной керамике гостиницы Метрополь

Гостиница Метрополь с её архитектурными формами и фасадным декором стала выразительнейшим памятником московского модерна. Все майоликовые панно на фасаде связаны тонкой нитью свойственных приглушённых оттенков, линий, композиционных черт и идей модерна. Более того, если всмотреться и сопоставить сюжеты картин, застывших в керамике, можно встретить целую систему ценностей, отвечающую времени их создания. Эскизы для панно были выполнены Александром Головиным и переведены на керамику Сергеем Чехониным.

Мастера периода «нового» искусства в своих произведениях неизменно отражали восхищение совершенством мироздания. Сюжет панно «Поклонение природе» на главном фасаде слева передаёт это отношение. Несмотря на некоторую угловатость в чертах росписи, композиция выглядит воздушной и мечтательной за счёт лежащих на керамике мазков подобных акварели.

«Поклонение природе»

Справа от «Принцессы Грёзы» центральный фасад украшает майоликовое панно «Орфей играет». Главный персонаж картины в полной мере соответствует восприятию искусства художниками модерна. Мифологический образ музыканта, способного своим пением и игрой на лире покорять не только человеческие души, но и природу, взят неспроста. Орфей является отождествлением основной идеи художественного направления, что искусство наделено невероятной силой, способной разорвать любые рамки и преобразить всё вокруг.

«Орфей играет»

Что же касается художественных приёмов модерна, тенденций в использовании форм и построении композиции в произведениях, то они наглядно отражены в майоликовом декоре «Поклонение божеству». В основу панно заложены такие характерные черты, как отсутствие симметрии, противопоставление, построение картины на вертикальных линиях и устремленности ввысь. Богатый орнамент нарядов изображённых фигур заметно контрастирует с монотонностью полотна неба, заполняющего значительную часть картины.

«Поклонение божеству»

Модерн не строился на основе каких-то обобщённых эстетических взглядов, он стремился впитать в себя весь опыт пройденных художественных эпох. Спорный период модерна стал своеобразным итоговым этапом в формировании европейской культуры, этапом поиска нового стиля, который мог бы стать всеобъемлющим и основополагающим во всех сферах творческой жизни. Серия полотен «Поклонение…» в фасадной майолике гостиницы стала отпечатком ориентиров на этом пути: преданность истокам, стремление к духовности, возведение природного и естественного в самый высокий ранг.

«Поклонение старине»

Женские образы на майоликовых панно гостиницы Метрополь

Женственность мягких и пластичных линий модерна, несомненно, привели к активному использованию образа женщины в искусстве. Творчество художников начала XX века преисполнено чувственностью струящихся линий длинных волос и лёгких одежд, волнующих изгибов женского тела. В этот период наиболее популярно олицетворение в женском обличии природы или стихий, нередко на произведения перенесены мифологические персонажи.

Читать еще:  Византийская поэзия. Поль Лемерль

Фасадная керамика гостиницы Метрополь не стал исключением. В сюжетах застыли и горделивая отточенная фигура Клеопатры, и плещущиеся наяды, и образ обнажённой девушки на фоне цветочной поляны. Такая непривычная для того времени откровенность женских образов на некоторых майоликовых панно и в скульптурном декоре породила шквал эмоциональных откликов.

Художники эпохи модерна черпали своё вдохновение в искусстве древних цивилизаций, в том числе и Египта. Так в фасадной майолике здания появился горделивый и статный образ Клеопатры на лоне природы. Здесь особенно выразительно смотрится врезанный рельеф контуров и отдельных деталей керамической картины. Особую наполненность композиция получает в контексте малых боковых панно с изображением с одной стороны белых лебедей, а с другой – чёрных.

«Жизнь»

«Белые лебеди»

«Чёрные лебеди»

Лёгкими и беззаботными изображены речные нимфы на майоликовом панно «Купание наяд». Они как бы являются частью природы наравне со статными лебедями и рябью водной глади. Аналогичное слияние можно увидеть и на картине «Полдень». В основу вновь ложится естественность, как отличительная особенность модерна.

«Купание наяд»

«Полдень»

Помимо больших и малых панно украшением фасада служит керамическая плитка в отделке балконов и красочной ленте, опоясывающей всю гостиницу. Такой майоликовый декор восхитителен сам по себе глубиной цвета и сиянием глазури. Но особенно выигрышно он смотрится благодаря использованию его как продолжения скульптурного фриза «Времена года».

Майоликовый и скульптурный фриз

Здание гостиницы Метрополь стало воплощением модерна с подчинением всех элементов и деталей композиции формообразующему началу. Великолепная фасадная майолика, скульптурный фриз, ажурные решетки балконов, витражные вставки на окнах, керамические вазы покоряют своей выразительностью и в то же время лёгкостью. С одной стороны именно здесь декоративность стала самоцелью, а с другой – она настолько вплелась в архитектурные формы, что нельзя выделить или вырвать ни единого фрагмента.

Метрополь в деталях

Знаете, сколько майоликовых панно украшают фасады гостиницы «Метрополь»?
Я насчитала восемь крупных, одно из которых самое большое и самое знаменитое — врубелевская “Принцесса Грёза”, и 14 малых, всего 22! Кто больше?
Рассмотреть их, проходя мимо, — не так-то просто. Предлагаю сделать это с помощью фоторепортажа.

1. Знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов задумал построить не просто гостиницу, а культурный центр, который соединил бы в себе вернисажи, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр. Он привлек к этому проекту известнейших архитекторов и художников начала XX века. И хотя мечта Мамонтова не сбылась, сейчас «Метрополь» признан одним из самых значительных историко-архитектурных памятников модерна и включен в список федеральных памятников архитектуры.

У «Метрополя» сложная судьба: здание строилось с 1899 по 1905 годы, потом перестраивалось, горело и снова перестраивалось. Информации о Савве Мамонтове и «Метрополе» предостаточно, поэтому просто приведу хронологию:
1850 — Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены находились очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения по имени их владельца купца Петра Челышева назывались «Челыши».
1898 — Санкт-Петербургское общество страхований купило здание «Челышей» и передало его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым.
1899 — В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект «первоклассной гостиницы». Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Льва Кекушева. Тем не менее понравился Савве Мамонтову проект, который занял четвертое место. Его автором был 28-летний британский архитектор Вильям Валькотт. Впрочем, облик фасадов отеля вполне можно считать плодом совместной работы нескольких архитекторов.
1901 — В 1901 году в здании произошел пожар. В 1902 работы возобновились под началом архитектора Павла Висневского. Вплоть до окончания строительства в 1905 году Московская городская управа так и не утвердила окончательные чертежи фасадов.
1905 — 5 марта 1905 года открылась гостиница «Метрополь». Роскошный отель стал очень популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. «Метрополь» был оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.
1905 — 17 октября Николай II подписал Манифест, в котором обещал созвать Думу и даровать народу демократические свободы. На следующий день новость была опубликована в газетах. Вечером в ресторане «Метрополь» публика поднимала тосты за свободу. Среди гостей был и певец Федор Иванович Шаляпин. По просьбе публики он исполнил знаменитую «Дубинушку». Потом великий певец взял шляпу, обошел зал и собрал внушительную сумму, которую передал революционным рабочим.
1917 — В конце октября – начале ноября 1917 года в Москве развернулись бои. «Метрополь» стал одним из пунктов сопротивления большевикам. Курсанты военных училищ превратили здание в военную крепость. Только применив артиллерию, большевики смогли заставить юнкеров покинуть здание.
1918 — После переезда советского правительства в Москву в 1917 году «Метрополь» стал резиденцией руководителей большевистской партии и советского государства.
1925 — В ноябре 1925 года в зале ресторана «Метрополь» состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия) и других великих шахматистов.
1931 — «Метрополь» вновь стал функционировать как отель, в том числе для важных заграничных гостей.
1986 — В 1986 году начались масштабные работы по реконструкции и реставрации здания. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры.
1991 — Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила ему уровень «пять звезд».
2012 — В августе 2012 года легендарный «Метрополь» был продан за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец – А. И. Клячин).

Читать еще:  Стендаль произведения. Биография стендаля

2. Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России.

3. Внешний облик «Метрополя» стал в своё время настоящим манифестом московского модерна. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для произведений искусства нового направления. Это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими, так как он был более приспособлен для художественного дополнения.
Майоликовое панно «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Как и остальные панно, украшающие «Метрополь», оно создавалась в гончарных мастерских Абрамцева.

4. Другим важным элементом наружного декора «Метрополя» является опоясывающий здание барельефный фриз «Времена года» работы скульптора Николая Андреева.

5. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно: «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Клеопатра».

6. Врубелевское панно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием.

7. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя – и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

8. В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако работы Врубеля не были представлены публике. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно. При разработке проекта гостиницы у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

9. Вокруг основного панно, справа и слева, расположены малые c пейзажами, дополняющими центральную картину.

11. Справа от основного панно находится майолика «Орфей играет».

13. Крайнее справа панно — «Купание наяд».

16. Слева от главного на переднем фасаде расположено панно «Поклонение природе».

17. Крайнее слева на главном фасаде — «Поклонение божеству».

19. Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики — характерные башенки. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

20. Фасад, обращённый в сторону площади Революции, украшает панно А. Головина «Клеопатра».

21. Ещё одним элементом украшения фасадов служат бирюзовые керамические вазы.

24. Рядом с «Клеопатрой» — два панно поменьше с изображением белых и чёрных лебедей.

25. Крайнее панно — «Поклонение старине» на правом боковом фасаде.

27. Обратите внимание на роскошный скульптурный фриз «Времена года» над балконами: он располагается по всему периметру здания.

32. Кроме всей этой красоты, по всему фасаду тянется надпись из майолики с цитатой Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». От этой надписи сохранилась лишь часть, обращенная к Третьяковскому и Театральному проездам. После революции на одной из сторон фасада, смотрящей в сторону площади Революции, было добавлено «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин».

35. Панно на левом фасаде называется «Жажда».

Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский.


«Метрополь» на открытке начала XX века

Источники:

http://moscowwalks.ru/2014/01/15/metropol/
http://ceramicadecor.ru/blog/vse-kraski-moskovskogo-moderna-v-fasadnoj-majolike-gostinitsy-metropol/
http://arch-heritage.livejournal.com/2272717.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector