0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика проведения экскурсии. Текст экскурсии

Методика проведения экскурсий.

Экскурсия как форма организации учебного и воспитательного процесса.

Методика проведения экскурсий.

1. Сущность экскурсий.

2. Функции экскурсий.

3. Виды экскурсий.

4. Методика проведения экскурсий

5. Виды экскурсий (примеры)

Наряду с занятиями учебная и воспитательная работа в очно-заочной школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, промышленных предприятий, исторических памятников, музеев, библиотек, лабораторий высших учебных заведений и др.) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:

с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;

экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

В образовательных программах каждой из секций устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в очно-заочной школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии, которые предполагают посещение обучающимися промышленных (заводы и фабрики) и сельскохозяйственных предприятий. Производственные экскурсии способствуют ознакомлению с процессами производства, основами современной индустрии; расширению политехнического кругозора, трудовому воспитанию учащихся и их профориентации.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, анатомии и физиологии человека. Это могут быть экскурсии в городские парки, ботанический сад, лаборатории кафедр и музеи высших учебных заведений, научно-исследовательские институты, анатомический музей и т.п.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществознанию в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, библиотек, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид — комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в аудитории.

4. Методика проведения экскурсий

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя:

а) подготовку экскурсии,

б) выход (выезд) обучающихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий,

в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов.

Успех экскурсии определяется ее подготовкой: педагог должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для обучающихся в ходе экскурсии, определить маршрут и порядок движения, провести инструктаж по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько обучающихся одновременно могут осматривать объект. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: педагог или сопровождающий от предприятия. Если педагог хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то педагогу следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии. При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы обучающихся должен идти сопровождающий, а педагогу необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех обучающихся.

В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы — этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация.

Длительность непосредственно экскурсии не может превышать 2 часов, т.к. большая продолжительность утомляет обучающихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей

По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Подведение итогов возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.

Читать еще:  Рассказы про викингов. Разграбление «святых мест»

Итак, методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительная работа к экскурсии:

а) четкое определение ее цели,

б) выбор объекта изучения;

в) постановка перед учащимися конкретных вопросов,

г) посещение педагогом объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода — он сам или работник предприятия.

II. Содержательная часть экскурсии: организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.

III. Подведение итогов: обобщение того, что обучающиеся узнали нового во время ее проведения.

Методика проведения экскурсии. Текст экскурсии

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 589 562
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 327

Борис Васильевич Емельянов

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (гл. II, ст. 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также о налоговых льготах на развитие данных видов туризма. Это дает надежду на значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране.

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Формирование кадров туристско-экскурсионной организации – это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

В 1970–1990 гг. ученые и практические работники осуществили разработку теоретических основ и научной методики по важнейшим разделам культурно-просветительной работы. В статьях, брошюрах и отдельных трудах научно-исследовательских институтов излагались проблемы, основные принципы и признаки, раскрывался и уточнялся понятийный аппарат, формулировались методические приемы осуществления деятельности краеведов, музейных и клубных работников, экскурсоводов, методистов всех профилей. И на основе этого определялись методы культурно-просветительной работы, конечным результатом которой был выход в свет таких фундаментальных трудов, как «Краеведение», «Музееведение», «Клубоведение», «Книговедение». Названные издания рекомендованы для студентов высших учебных заведений в качестве учебных пособий, но сегодня ими пользуются практически все работники музеев, клубов, педагоги, т.е. те, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию людей.

Не осталось в стороне от этого потока исследований и публикаций экскурсионное дело, в своем нынешнем виде представляющее самостоятельную отрасль культурно-просветительной работы.

Мы можем вести споры о роли экскурсий в жизни человека, выслушивать сторонников деполитизации этого вида культурных мероприятий, изменять экскурсионную тематику, дополнять и изменять содержание экскурсионных тем, давать иное толкование историческим событиям и отдельным этапам в жизни страны. Все это закономерно.

В разные годы выходили отдельные издания, где порознь рассматривались теория, методика и организация экскурсионного дела. Обобщалась богатая практика работы экскурсионных учреждений профсоюзов (бюро путешествий и экскурсий, бюро экскурсий). Читались курсы «Теория и практика экскурсионного дела» в Высшей школе профсоюзного движения им. Н. М. Шверника и Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Но тем не менее лишь в 1986 г. появилось первое издание, вышедшее за рамки подведомственных организаций системы Центрального совета по туризму и экскурсиям, – «Основы экскурсоведения». Оно было допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для слушателей факультетов общественных профессий педагогических институтов. Справедливости ради следует сказать, что первая попытка совокупно рассмотреть вопросы теории, методики и практики экскурсионного дела была сделана значительно раньше[1]. Эта небольшая книжка представляла собой заявку автора на будущее солидное издание. В краткой, почти конспективной форме в названной книжке излагаются основные вопросы экскурсоведения – понимание сущности экскурсии, ее аспекты, классификация, экскурсионный метод, признаки и этапы подготовки экскурсии. Здесь впервые было определено, что показ, рассказ и движение (моторность) являются не методами, а основными составляющими (элементами) экскурсии.

В этой книжке автор раскрывает особенности показа и рассказа, основные методические приемы проведения экскурсии. Впервые были намечены принципы дифференцированного подхода к экскурсантам, предложено их деление на определенные группы. Критерии оценки экскурсионных объектов, названные в книжке, сохранили свое значение до настоящего времени. Многие предложения стали основой организации экскурсионного дела. Назовем лишь некоторые: введение в обиход двух видов текста экскурсии – контрольного и индивидуального; определение роли и структуры методической разработки основных положений подготовки профессиональных экскурсоводов.

В 1992 г. Российской международной академией туризма было выпущено в свет учебное пособие «Экскурсоведение»[2]. Оно было рекомендовано для слушателей системы подготовки и повышения квалификации экскурсионных работников и специалистов туристско-экскурсионной отрасли. Тираж разошелся, и автор, по поручению Академии, значительно расширив структуру «Экскурсоведения», дополнив его новыми разделами и главами, подготовил новый учебник, который дает широкие возможности для самостоятельной работы студентам вузов, имеющим специализацию по туризму.

Читать еще:  Юлия пересильд размер ноги. Юлия пересильд

Предлагаемый учебник – итоговый труд Бориса Васильевича Емельянова (1918–2001 гг.), который был одним из создателей экскурсионного дела в нашей стране.

С 1969 по 1989 г. он возглавлял Главное экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям. В последние годы жизни преподавал в Российской международной академии туризма.

Учебник впервые увидел свет в 1999 г. С тех пор неоднократно переиздавался. В нем наиболее полно отражаются теория, методика и практика экскурсионного дела.

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

В эти годы был осуществлен переход лидерства от учреждений Министерства культуры к профсоюзам – Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям на местах. Большую роль сыграло создание почти тысячи бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро в городах, рабочих и курортных поселках страны.

Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Ведущую роль в этом сыграли Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ныне Российская международная академия туризма).

После двадцати лет работы, в которой приняла участие экскурсионная кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов – показа и рассказа – экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории – результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.

МЕТОДЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

В главе рассматриваются экскурсионные методики, технология подготовки новой экскурсии, подготовка текстов экскурсии и комплектование «портфеля экскурсовода», прием (сдача) и утверждение экскурсии

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МЕТОДИКИ

Методика как совокупность способов целесообразного проведения работы направлена на достижение поставленной цели и решение задач, представляет совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при проведении экскурсий (последовательность и четкость изложения материала, его доступность для аудитории).

Частная методика определяет способы и приемы обучения и воспитания, приемы наблюдения и исследования объектов. Частная методика связана с конкретной экскурсией, служит основой определенного вида экскурсионной деятельности.

Экскурсионная методика как частная методика связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы с совокупностью требований и правил, предъявляемых к экскурсии, сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионную методику рассматривают: 1) как основу профессионального мастерства экскурсоводов; 2) как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний, она помогает увидеть, запомнить и понять больше, чем на лекции.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, на анализе, зрительных сравнениях с учетом использования органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, систему идей, взглядов на окружающий нас мир и места в нем человека. Методика основывается на диалектике, теории познания и логике. Диалектика позволяет освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия — это диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию. Воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предмет экскурсионной методики — целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных бюро осуществляют свою деятельность.

Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсии, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают эффективность раскрытия и восприятия темы. Экскурсионная методика взаимосвязана с методическими приемами экскурсий, при проведении которых используются такие принципы, как наглядность, научность, систематичность, доступность, убедительность. Экскурсионная методика сложна в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа носит оригинальный характер. Рассказ на экскурсии — это формы устной речи: справка, беседа, описание, объяснение, комментирование и литературный монтаж. Методические приемы в рассказе экскурсовода заимствуются из арсенала лекторского искусства.

Методика экскурсионной работы включает: 1) цель и задачи проведения экскурсии; 2) содержание экскурсии; 3) методические приемы экскурсии; 4) обеспечение интереса экскурсантов.

Читать еще:  Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются.

Экскурсионная методика состоит из ряда методик, касающихся разработки новой темы, разработки экскурсоводом новой для него темы, подготовки экскурсовода к проведению экскурсии, проведения экскурсии; методики послеэкскурсионной работы.

В свою очередь, методика проведения экскурсии состоит из методики показа и методики рассказа. В методике показа выделяют использование «портфеля экскурсовода» и технических средств пропаганды; наблюдение, изучение и исследование объектов. Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной аудитории, а также для пешеходных и автобусных экскурсий.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями, как показ и рассказ — основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. Методика показа — большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа — меньшая часть методики — подчинена методике показа, которая сложна, оригинальна.

Методика предъявляет требования к экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Работа по подготовке и проведению экскурсий строится в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Для наблюдения отбирают объекты, имеющие отношение к теме. Методика требует логической последовательности в показе объектов на маршруте, выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, второстепенных объектов).

При построении маршрута обеспечивается экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Одно из требований методики — обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, воздействие материала на экскурсантов в течение 180 мин, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе):

Построение экскурсии по схеме повышает познавательность экскурсионного материала. По методике показ и рассказ предусматривают в одном случае их сочетание, в другом — чередование, в третьем отсутствие обоих элементов. На практике используются четыре варианта показа и рассказа, они зависят от темы, расположения объектов на маршруте, состава экскурсантов.

  • 1 вариант — показ и рассказ — экскурсанты наблюдают объекты.
  • 2 вариант — рассказ — экскурсовод излагает материал.
  • 3 вариант — показ — экскурсанты изучают объекты под руководством экскурсовода.
  • 4 вариант — экскурсанты самостоятельно усваивают полученные знания.

Практика показывает, что монолог экскурсовода не способствует эффективному восприятию материала. Экскурсантам необходимо осмыслить увиденное, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное. Паузы необходимы и экскурсоводу для кратковременного отдыха. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного, что разрушает «ткань» экскурсии, возбуждает аудиторию, снижает уровень восприятия материала.

Когда внимание к рассказу ослабевает, экскурсоводу надо вводить новый объект показа или сообщить о подробностях исторического события, сократить на несколько минут пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту. Если внимание экскурсантов ослабевает, надо остановить движение, выйти из автобуса и осмотреть, например, памятник. Чтобы сохранить внимание экскурсантов, им можно предложить прослушивание звукозаписи, показ слайдов из «портфеля экскурсовода». В первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем оно поддерживается увлекательным рассказом об экзотичности объектов. Чтобы повысить внимание экскурсантов, экскурсовод может предложить, например, выявить интересные детали в памятнике, переключить обзор на другой объект.

Важным является эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звуковых устройств, использование пауз между объектами, логики в изложении содержания темы экскурсии, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Задача рассказа — подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Один объект экскурсанты будут наблюдать 10—15 мин, другой — 2—3 мин. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной.

Начинают экскурсию с показа, со зрительных или иных впечатлений, затем идет рассказ. Показ опережает рассказ. Иногда экскурсовод предлагает экскурсантам смотреть объект, что является началом показа. Логический переход — это так называемый словеснозрительный мостик. Форма и структура рассказа зависит от значимости и места расположения объекта. В начале, например, дается анализ картины, затем характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако на экскурсии рассказ сопровождается показом. Надо добиться того, чтобы экскурсант и познакомился с объектами, и правильно их воспринял, дал им объективную оценку. Надо воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев.

Пути повышения качества методической работы с экскурсантами:

  • 1) систематическое обновление знаний методистами и экскурсоводами, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах;
  • 2) разработка контрольного текста, «портфеля экскурсовода» как основы высокого качества ведения экскурсий;
  • 3) разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей экскурсионных тем и экскурсантов;
  • 4) эффективное использование методических приемов проведения экскурсий;
  • 5) высокопрофессиональная техника ведения экскурсий;
  • 6) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами, владение основами психологии и логики.

При подготовке и проведении экскурсии надо умело сочетать показ, рассказ и организацию экскурсионного процесса.

Источники:

http://lektsii.org/17-57391.html
http://www.litmir.me/br/?b=32806&p=35
http://studref.com/368174/kulturologiya/metody_metodicheskie_priemy_tehnika_provedeniya_ekskursiy

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector