5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Максим Горький. Десять главных произведений

Содержание

Максим Горький. Десять главных произведений

Литературная деятельность Максима Горького продолжалась более сорока лет — от романтической «Старухи Изергиль» до эпической «Жизни Клима Самгина»

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

В ХХ веке он был и властителем дум, и живым символом литературы, и одним из основоположников не только новой словесности, но и государства. Не сосчитать диссертаций и монографий, посвященных «жизни и творчеству» «классика пролетарской литературы». Увы, его посмертную судьбу слишком крепко связали с судьбой политической системы, которую Горький после многолетних колебаний все-таки благословил. После распада СССР о Горьком стали старательно забывать. Хотя лучшего летописца «эпохи первоначального капитала» у нас не было и не будет. Горький оказался «в искусственном положении вне игры». Но, кажется, он из него вышел, а когда-нибудь выйдет по-настоящему.

Из огромного и многожанрового наследия Максима Горького выбрать «десятку» непросто и потому пользительно. Но речь пойдет почти сплошь о произведениях хрестоматийных. По крайней мере, в недавнем прошлом их прилежно штудировали в школе. Думаю, не забудут и в будущем. Второго Горького у нас нет…

1. СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ

Это классика «раннего Горького», итог его первых литературных исканий. Суровая притча 1891 года, страшная сказка, излюбленный (в системе Горького) конфликт Прометея как с Зевсом, так и с хищными птицами. Это новая литература для того времени. Не толстовский, не чеховский, не лесковский рассказ. Расклад получается несколько вычурный: Ларра — сын орла, Данко высоко поднимает над головой собственное сердце… Сама рассказчица-старуха, по контрасту, земная и суровая. В этом рассказе Горький исследует не только суть героики, но и природу эгоизма. Многих гипнотизировала и мелодия прозы.

Вообще-то это готовая рок-опера. И метафоры соответствующие.

2. СУПРУГИ ОРЛОВЫ

Столь жестокого натурализма — да еще и со знанием среды — русская литература не знала. Тут уж поневоле поверишь, что автор босиком исходил всю Россию. Горький в подробностях рассказал о жизни, которую хотелось бы изменить. Обыденные драки, кабак, подвальные страсти, болезни. Светочь в этой жизни — студент-санитар. Этому миру хочется бросить: «Ах вы, гады! Зачем живёте? Как живёте? Жулье вы лицемерное и больше ничего!». У супругов есть воля, чтобы изменить ситуацию. Они работают в холерном бараке, работают неистово.

Впрочем, «хеппи-эндов» Горький не любит. Но вера в человека проступает и в грязи.

Если вдуматься, это вовсе не банальность. Такова пешковская хватка. Таковы горьковские босяки. В стиле этих картин в 1980-е работали творцы перестроечной «чернухи».

3. ПЕСНЯ О СОКОЛЕ, ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ

Всю жизнь Алексей Максимович писал стихи, хотя не считал себя поэтом. Известны полушутливые слова Сталина: «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гёте. Любовь побеждает смерть». Вождь говорил о стихотворной сказке Горького «Девушка и смерть», в наше время забытой. Горький слагал стихи в несколько старомодном духе. Он не вникал в искания тогдашних стихотворцев, но читал многих. Но две его «песни», написанные белым стихом, из русской литературы не вычеркнуть. Хотя… Стихи, опубликованные, как проза, в 1895 году воспринимались как нечто диковинное:

«Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню. »

Это о Соколе. А Буревестник (1901 год) стал настоящим гимном русской революции. В особенности — революции 1905 года. Революционную песню нелегально переиздавали многотысячными тиражами. Можно не принимать бурную горьковскую патетику, но стереть из памяти эту мелодию невозможно: «Между тучами и морем гордо реет буревестник».

Горького и самого считали буревестником.

Буревестником революции, которая действительно свершилась, хотя поначалу и не порадовала Алексея Максимовича.

4. МАТЬ

Этот роман, написанный под впечатлениями от событий 1905 года, считался фундаментом социалистического реализма. В школе его штудировали с особым напряжением. Переиздавали бесчисленно, несколько раз экранизировали и, между нами говоря, навязывали. Это вызывало не только почтение, но и отторжение.

На баррикадной волне 1905 года Горький вступил в партию большевиков. Еще более убежденной большевичкой была его спутница — актриса Мария Андреева, самая очаровательная революционерка ХХ века.

Роман тенденциозен. Но как же он убедителен эмоционально

— в том числе и в своей надежде на пролетариат. Но главное, что этот роман — не только исторический документ. Сила проповедника и сила писателя перемножились, и книга получилась мощная.

5. ДЕТСТВО, В ЛЮДЯХ, МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

Корней Чуковский сказал, прочитав эту книгу: «На старости лет Горького потянуло к краскам». Между революцией 1905 года и войной главный писатель показал, как в ребенке зарождается и мужает бунтарь, Прометей. За это время ушел Толстой, и Горький стал «главным» русским писателем — по влиянию на читательские умы, по репутации среди коллег — даже таких придирчивых, как Бунин. И повесть с нижегородскими мотивами воспринимали как программу властителя дум. От сравнений с «Детством» Толстого отмахнуться невозможно: две повести разделяет полвека, но главное, что авторы из разных созвездий. Горький почитал Толстого, но перечеркивал толстовство. Воссоздавать в прозе реальные миры он не умел, Горький слагал песню, былину, балладу о молодых годах героя, о его путях-дороженьках.

Горький любуется людьми суровыми, храбрыми, толстокожими, его восхищают сила, борьба.

Показывает он их укрупненно, пренебрегая полутонами, но от поспешных приговоров воздерживается. Он презирает безволие и смирение, зато любуется даже жестокостью мира. Лучше Горького и не скажешь: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением». Один из самых ярких эпизодов в повести «Детство» — о том, как Алёша учился грамоте: «Буки-люди-аз-ла-бла». Это и стало главным в его жизни.

Читать еще:  Классный час "я патриот своей страны". Классный час

6. НА ДНЕ

Тут аттестации излишни, это просто горьковская Библия, апофеоз русских отверженных. Горький вывел на сцену обитателей ночлежки, бродяг, воров. Оказывается, в их мире происходят высокие трагедии и борения, не менее весомые, чем у шекспировских королей… «Человек — это звучит гордо!» — провозглашает Сатин, любимый герой Горького, сильная личность, которую не сломили ни тюрьма, ни пьянство. У него есть сильный соперник — бродячий проповедник всепрощенчества. Горький ненавидел этот сладкий гипноз, но воздержался от однозначного разоблачения Луки. У Луки своя правда.

Героям горьковской ночлежки рукоплескали не только Москва и Петербург, но и Берлин, Париж, Токио…

И ставить «На дне» будут всегда. И в бурчании Сатина — искателя и разбойника — будут находить новые подтексты: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно!»

7. ВАРВАРЫ

В амплуа драматурга Горький наиболее интересен. И «Варвары» в нашем списке представительствуют сразу за несколько горьковских пьес о людях начала ХХ века. «Сцены в уездном городе» печальны: герои оказываются фальшивыми, провинциальная реальность пошла и пасмурна. Но в тоске по герою есть предчувствие чего-то великого.

Нагнетая печали, Горький не впадает в прямолинейный пессимизм.

Неудивительно, что у пьесы сложилась счастливая театральная судьба: как минимум, две роли — Черкун и Монахова — прописаны с блеском. Там есть что искать интерпретаторам.

8. ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА

А вот эту трагедию в наше время просто необходимо перечитывать и пересматривать. Думаю, более прозорливой книги (не говоря о пьесах) о русском капитализме не существует. Беспощадная пьеса. Ее даже в наше время побаиваются ханжи. Легче всего повторять расхожую истину, что за каждым крупным состоянием стоит преступление.

А Горькому удалось показать психологию этой преступности богатых кварталов.

Живописать пороки он умел как никто. Да, он разоблачает Вассу. И все-таки она получилась живой. Актрисам играть ее неимоверно интересно. Некоторые даже ухитряются оправдывать эту убийцу. Вера Пашенная, Фаина Раневская, Нина Сазонова, Инна Чурикова, Татьяна Доронина — Вассу играли актрисы, которым поклонялся театральный мир. А публика наблюдала за тем, как бесится с жиру, чудит и погибает русский капитализм.

9. ГОРОДОК ОКУРОВ

Эту повесть Горький написал в 1909-м. Серый уездный городок, вечное сиротство суетливых, несчастливых людей. Хроника получилась полнокровная. Горький наблюдателен и ироничен: «Главная улица — Поречная, или Бережок, — вымощена крупным булыжником; весною, когда между камней пробьется молодая трава, градской голова Сухобаев зовет арестантов, и они, большие и серые, тяжелые, — молча ползают по улице, вырывая траву с корнем. На Поречной стройно вытянулись лучшие дома, — голубые, красные, зеленые, почти все с палисадниками, — белый дом председателя земской управы Фогеля, с башенкой на крыше; краснокирпичный с желтыми ставнями — головы; розоватый — отца протоиерея Исаии Кудрявского и еще длинный ряд хвастливых уютных домиков — в них квартировали власти: войсковой начальник Покивайко, страстный любитель пения, — прозван Мазепой за большие усы и толщину; податной инспектор Жуков, хмурый человек, страдавший запоем; земский начальник Штрехель, театрал и драматург; исправник Карл Игнатьевич Вормс и развеселый доктор Ряхин, лучший артист местного кружка любителей комедии и драмы».

Важная для Горького тема — вечный спор о мещанстве. Или — «мешанстве»?

Ведь в русском человеке многое перемешано, и, возможно, именно в этом его загадка.

10. ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА

Роман — самый крупный в горьковском наследии, «на восемьсот персон», как язвили пародисты — так и остался неоконченным. Но то, что осталось, по отточенности превосходит всё, написанное Горьким. Оказывается, он умел писать сдержанно, почти академично, но в то же время по-горьковски.

По горьковскому определению, это книга про «интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне».

И всё это — на фоне переломных революционных лет, вплоть до 1918-го. Горький впервые показал себя реалистом, объективным аналитиком, нашел для своей последней книги гармоничный повествовательный тон. Он писал «Самгина» десятилетиями. При этом заглавного героя автор не любит. Самгин — самый настоящий уж, напоминающий к тому же щедринского Иудушку Головлева. Но ползает он «по всей Руси великой» — и нам открывается пространство истории. Кажется, Горькому, жившему в вечной спешке, не хотелось расставаться с этой книгой. Получилась энциклопедия, и вовсе не идеалистическая. Горький без ханжества пишет о любви и флирте, о политике и религии, о национализме и финансовых аферах… Это и хроника, и исповедь. Подобно Сервантесу, он даже упоминает в романе себя: герои обсуждают писателя Горького. Как и мы сто лет спустя.

Максим Горький. Десять главных произведений

Режим работы:

Видео- материал

По страницам У.Габовой


Стасина Н. «Мама балуется»

Анкета

Десять самых известных произведений Максима Горького.

Горький — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, который стал значимой фигурой в мировой и отечественной литературе. В ХХ веке он был и властителем дум, и живым символом литературы, и одним из основоположников не только новой словесности, но и государства. Увы, его посмертную судьбу слишком крепко связали с судьбой политической системы, которую Горький после многолетних колебаний все-таки благословил. После распада СССР о Горьком стали старательно забывать. Хотя лучшего летописца «эпохи первоначального капитала» у нас не было и не будет.

Из огромного и многожанрового наследия Максима Горького выбрать «десятку» непросто. Но речь пойдет о его самых известных произведениях. По крайней мере, в недавнем прошлом их прилежно штудировали в школе. Хочется надеяться, не забудут и в будущем. Второго Горького у нас нет…

А хорошо ли вы помните, о чем его произведения?

«Макар Чудра»

В 1892 году появился первый рассказ писателя «Макар Чудра», который понравился многим читателям. После первого рассказа появился второй, а со временем был выпущен двухтомник очерков и рассказов, который завоевал популярность очень быстро.

Романтическая ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Своему молодому собеседнику Макар говорит: «Ты славную долю выбрал себе, сокол… ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!» Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой. (по этой повести снят фильм «Табор уходит в небо»).

«Старуха Изергиль»

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека. Это классика «раннего Горького», итог его первых литературных исканий. Это новая литература для того времени. Не толстовский, не чеховский, не лесковский рассказ. Расклад получается несколько вычурный: Ларра — сын орла, Данко высоко поднимает над головой собственное сердце… Сама рассказчица-старуха, по контрасту, земная и суровая. В этом рассказе Горький исследует не только суть героики, но и природу эгоизма.

Читать еще:  Красивые цыганочки. Самые красивые цыганки

«Детство»

Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства. М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом. Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации. Глазами главного героя читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка. М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

«Мать»

Этот роман, написанный под впечатлениями от событий 1905 года, считался фундаментом социалистического реализма. На баррикадной волне 1905 года Горький вступил в партию большевиков. Очень сильное произведение Горького. Роман был написан в 1907 году, где события революции тесно переплетаются с образом любящих материнских глаз. Роман убедителен эмоционально, в том числе и в своей надежде на пролетариат. Но главное, что этот роман — не только исторический документ. Сила проповедника и сила писателя перемножились, и книг

«На дне»

Героями этой пьесы стали русские отверженные. Горький вывел на сцену обитателей ночлежки, бродяг, воров. Оказывается, в их мире происходят высокие трагедии и борения, не менее весомые, чем у шекспировских королей… «Человек — это звучит гордо!» — провозглашает Сатин, любимый герой Горького, сильная личность, которую не сломили ни тюрьма, ни пьянство. У него есть сильный соперник — бродячий проповедник всепрощенчества. Горький ненавидел этот сладкий гипноз, но воздержался от однозначного разоблачения Луки. У Луки своя правда. Героям горьковской ночлежки рукоплескали не только Москва и Петербург, но и Берлин, Париж, Токио… И ставить «На дне» будут всегда. И в бурчании Сатина — искателя и разбойника — будут находить новые подтексты: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит гордо!»

а получилась мощная.

«В людях»

Это вторая часть автобиографической трилогии писателя. В романе «В людях» очень честно и просто описывает жизнь маленького мальчика, стремящегося стать Человеком.

Знакомство читателя с Алешей происходит во время его службы «мальчиком» в магазине обуви. На службу эту определил подростка его дед, оставшийся единственным взрослым, призванный осуществлять уход за мальчиком после смерти обоих его родителей. В обязанности ребенка входили многие ежедневные домашние хлопоты: мытье полов, посуды, разогрев самовара и прочее. Вставал он каждый день ни свет, ни заря, вместе с кухаркой. К счастью для себя, Алеша поддался на уговоры гимназиста Евреинова и отправился в Казань для поступления в университет, иначе бы пропал. Так закончился этот этап его жизни. Будущий автор «Песни о буревестнике» откровенно и без прикрас рассказывает о трудностях самостоятельной жизни, начиная с того момента, как оставил родных и отправился на службу к чужим людям. С настоящим эпическим размахом показывает писатель человеческие типы, быт и историю России первой трети XX века.

«Мои университеты»

Трилогию завершает повесть «Мои университеты», произведение, в котором автор описывает свою юность. Мечтающий об учебе в университете, о получении высшего образования, Алеша Пешков уезжает в город Казань. Эту идею Алеше подал гимназист Николай Евреинов, который частенько замечал Алешу за чтением книг. Николай решил помочь Алеше, даже позволив для начал жить у него дома. Мечты Алексея Пешкова о поступлении в университет и получении образования не сбылись, с чем ему пришлось смириться. Зато наполненная интересными людьми и событиями жизнь, стала для Алексея своего рода жизненным университетом.

Автобиографическая трилогия Максима Горького «Детство. В людях. Мои университеты», над которой он работал 10 лет – одно из самых значительных произведений русской реалистической литературы ХХ века. Сам писатель называл ее «той правдой, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной». Перед читателем трилогии буквально оживает провинциальная Россия конца XIX – начала ХХ столетия, с ее купеческими дворами и рабочими предместьями, волжскими портами, чередой колоритных персонажей и бесконечной глубиной понимания самой души русского народа, вечно балансирующей на грани между прекрасным и безобразным, между преступлением и святостью.

«Васса Железнова»

А вот эту трагедию в наше время просто необходимо перечитывать и пересматривать. Более прозорливой книги о русском капитализме не существует. Беспощадная пьеса. Ее даже в наше время побаиваются ханжи. Легче всего повторять расхожую истину, что за каждым крупным состоянием стоит преступление. А Горькому удалось показать психологию этой преступности богатых кварталов. Живописать пороки он умел как никто. Да, он разоблачает Вассу. И все-таки она получилась живой. Актрисам играть ее неимоверно интересно. Некоторые даже ухитряются оправдывать эту убийцу.

«Жизнь Клима Самгина»

Роман, самый крупный в горьковском наследии, так и остался неоконченным. Но то, что осталось, по отточенности превосходит всё, написанное Горьким. «. Пишу нечто «прощальное», некий роман-хронику сорока лет русской жизни», — писал М.Горький, работая над «Жизнью Клима Самгина», которую поначалу назвал «Историей пустой жизни». Этот роман открыл читателю нового Горького с иной писательской манерой; удивил масштабом охвата политических и социальных событий, мастерским бытописанием, тонким психологизмом. Роман о людях, которые, по слову автора, «выдумали себе жизнь», «выдумали себя», и роман о России, о страшной трагедии, случившейся со страной. По горьковскому определению, это книга про «интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне».

И всё это — на фоне переломных революционных лет, вплоть до 1918-го. Горький впервые показал себя реалистом, объективным аналитиком. Он писал «Самгина» десятилетиями. Получилась энциклопедия, и вовсе не идеалистическая. Горький без ханжества пишет о любви и флирте, о политике и религии, о национализме и финансовых аферах… Это и хроника, и исповедь. Он даже упоминает в романе себя: герои обсуждают писателя Горького. Как и мы сто лет спустя.

«Егор Булычев и другие»

Зима 1917 года. Старинный русский город Кострома. Главный персонаж пьесы умный купец и предприниматель Егор Булычов. Вернувшись из госпиталя, он в ужасе от того, сколько людей пострадало от войны, которая не нужна, рассказывает о своих умозаключениях своим домашним.

В конце пьесы Егор умирает в мучениях, что прожил жизнь не так, как хотел и не там, где было необходимо. Он считает, что 30 лет его окружали чужие люди. Он считает, что мировая война – лишнее, поскольку пока одни воюют, другие на этом наживаются. Его больше волнует не своя собственная смерть, а крах буржуазного общества. Ужас охватывает персонажа от того, что хозяйством и страной будут управлять рабочие. Он сомневается, что из этого что-нибудь да получится, но оставляет им шанс.

10 самых известных произведений Максима Горького

Максим Горький является одним из самых популярных русских писателей 19-20 века. Его произведения полюбились не только соотечественникам, но и людям во всем мире.

Читать еще:  Александр герцен былое и думы. А

По-настоящему автора звали Алексеем Максимовичем Пешковым, однако он стал известен широкому кругу читателей именно под своим псевдонимом.

Центральное место в творчестве Горького занимает человек и его место в жизни. Во многих произведениях главной идеей становится появление «новых людей», которые отличаются бесстрашием и свободолюбием, а также сильны физически и наделены большим умом.

В данной статье будет рассмотрен список, куда вошли самые известные произведения Горького как ранние, так и поздние.

10. Мои университеты


«Мои университеты» – автобиографическая повесть, которая завершает цикл из трех произведений о жизни писателя.

Сам же Горький писал, что это произведение в первую очередь о жизни обычного русского человека.

Главный герой книги ставит перед собой цель пойти учиться в Казанский университет.

Однако нехватка средств на существование заставляет юношу временно отказаться от своей мечты и идти работать.

Трудовая жизнь молодого человека и становится настоящим «университетом». Несмотря на то, что своей цели – поступить в высшее учебное заведение – главный герой так и не достиг, он приобрел не менее ценные знания, пройдя настоящую «школу жизни».

9. Челкаш


Рассказ «Челкаш» относится к ранним произведениям Алексея Пешкова. Впервые он был опубликован в журнале «Русское богатство» в 1895 году, а написал его Максим Горький годом ранее.

Центральной фигурой в рассказе является босяк Гришка Челкаш, который зарабатывает себе на пропитание незаконными способами.

Перед очередным грязным делом главный герой узнает, что его напарник попал в больницу. Случай сводит Челкаша с молодым человеком по имени Гавриил, которому он предлагает быстро подзаработать легких денег. Парень дает свое согласие.

После проделанной работы Гавриил раскрывает себя совершенно с другой стороны и уже не кажется добрым и наивным юношей.

8. Мать


Роман «Мать» Максим Горький написал в период пребывания в Америке в 1906 году. В произведении освещаются идеи социализма и затрагивается тема революции.

Прототипом главного героя повести Павла Власова являлся реальный революционер из Нижнего Новгорода – Петр Заломов. Также Максим Пешков опирался в своем произведении на библейские образы, из-за чего позже был обвинен в богохульстве.

В самом романе речь идет о молодом рабочем Павле Власове, который начинает увлекаться чтением запрещенной литературы и собираться с группой революционно настроенных единомышленников.

Его мать Пелагея поддерживает сына, но вместе с тем опасается за его жизнь. Через некоторое время у Павла начинаются проблемы с законом.

Мать молодого человека не оставляет его в сложной ситуации и пытается всячески помочь, пусть даже в ущерб себе самой.

7. Песня о Буревестнике


Произведение «Песнь о Буревестнике» было написано Горьким в 1901 году как финальная часть рассказа «Весенние мелодии».

Рассказ был полон революционных идей, поэтому не вышел в печать. Таким образом «Песнь о Буревестнике» была издана в журнале «Жизнь» как самостоятельное произведение, хотя также имеет явную идеологическую направленность.

Не менее важна и художественная ценность стихотворения, а не только его внутренний смысл. Писателю удалось очень ярко описать морскую природу и приближение бури.

6. Песня о Соколе


«Песнь о Соколе» была опубликована в 1895 году. Данное произведение относят к такому жанру, как поэма в прозе. Она была переведена на многие языки и получила широкое признание во всем мире.

Сюжет произведения представляет собой некую притчу о раненой и гордой птице. Сокол был ранен своим противником, но не потерял любовь к свободе и храбрость.

Помимо философской составляющей в поэме присутствует много ярких описаний природы.

5. Жизнь Клима Самгина


«Жизнь Клима Самгина» является самым большим творением Максима Горького и представляет собой роман-эпопею.

Все произведение разделено на четыре самостоятельных части. Заключительная часть не завершена полностью, так как работу над романом Алексей Пешков вел до самой своей смерти.

Основным замыслом писателя было изобразить в своем произведении как можно подробнее сорок лет из истории России – вплоть до 1918 года.

Действия разворачиваются как в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, так и в провинциальных поселениях.

Что касается основных персонажей произведения, то ими являются представители всех социальных слоев общества.

Главным же героем романа, вокруг которого и строится сюжет, является революционер, ступивший на этот путь против своей воли и считающий себя «жертвой истории».

4. Макар Чудра


«Макар Чудра» – еще один рассказ из раннего творчества писателя. Впервые произведение было напечатано в 1892 году.

Как и другие ранние работы Алексея Пешкова, «Макар Чудра» является отражением романтических и идеалистических настроений автора.

Структура произведения представляет собой некий рассказ внутри рассказа, который излагается от имени главного героя Макара Чудры.

Состарившийся цыган повествует о трагической любви Лойко Зобара и Радды. Влюбленные не готовы смириться со вспыхнувшими чувствами друг к другу и считают их преградой к свободе.

Рассказ получил широкое признание читателей и был экранизирован в 1976 году. Режиссером киноленты стал Эмиль Лотяну.

Экранизация вышла под названием «Табор уходит в небо» и полюбилась зрителям не меньше, чем оригинальное произведение Максима Горького.

3. Детство


Повесть «Детство» является первой частью в автобиографическом цикле из трех книг. Произведение было издано в 1913 году.

Максим Горький пишет о своем детстве, обо всех потрясениях и трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в юном возрасте.

Писатель пытался как можно более подробно описать те условия, в которых ему приходилось жить, и все важные события из своего детства.

В раннем возрасте Максим Пешков теряет отца и младшего брата. С матерью и бабушкой он отправляется жить в семью деда Василия, который отличается строгим нравом.

В новом доме Алексей Пешков наблюдает за родными, которые постоянно ссорятся друг с другом. Также мальчик познает на себе, что такое несправедливость, и многие тяготы жизни.

После смерти матери Алексей вынужден бороться за выживание и самостоятельно зарабатывать себе на хлеб.

2. На дне


Пьеса «На дне» была написана на рубеже 1901-1902 годов. Произведение было удостоено «Грибоедовской премии» в 1904 году. Постановка пьесы была запрещена во многих театрах вплоть до 1905 года.

Как уже видно из названия, речь в произведении идет о людях, опустившихся на самое дно социальной жизни.

Действие разворачивается в ночлежке, где и проживают низы общества. Кто-то из персонажей все еще не оставляет надежды выбраться из нищеты, а кто-то уже давно смирился со своим положением и опустил руки.

Между постояльцами периодически вспыхивают конфликты и плетутся интриги.

1. Старуха Изергиль


Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Произведение состоит из двух легенд и одной истории старой женщины о мужчинах, в которых она была влюблена.

Первая легенда повествует о Ларре, который является сыном женщины и орла. Он живет по своим законам и только для себя, не считаясь с другими людьми.

Вторая легенда рассказывает о Данко, который пришел на помощь к людям, чтобы провести их сквозь опасный лес. В этой истории раскрывается тема самопожертвования и любви к ближнему своему.

Основная же концепция рассказа старухи Изергиль заключается в жизни среди людей, но только лишь для себя самого.

Источники:

http://godliteratury.ru/projects/maksim-gorkiy-desyat-glavnykh-proizv
http://vukt-bibl.org.ru/u-knizhnoj-polki/806-desyat-samykh-izvestnykh-proizvedenij-maksima-gorkogo.html
http://top10a.ru/samye-izvestnye-proizvedeniya-gorkogo.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector