Литературный метод. Литературное течение
Художественный метод и литературное направление
Художественный метод и литературное направление.
Проблема художественного метода связана с характеристикой литературного процесса; причем эта категория является спорной, т.к. в западной эстетике вообще не выделяется. Термин «метод» в русском литературоведении сложился в 20-ые – 30-ые г. в связи с проблемой метода познания действительности; метода философии и социологии. В литературоведении 20-30-х г. метод связывался с марксизмом, материализмом, атеизмом, т.е. имел мировоззренческое содержание. Понятие «метода» заменило более емкую, искусствоведческую категорию стиля. Термин греческого происхождения и буквально обозначает «способ какого-либо действия» (не только художественного). В искусстве методом называют наиболее общий способ эстетического отношения к действительности. Метод обозначает наиболее особенности образного преломления действительности, который устойчиво повторяется в творчестве разных писателей и образуют разные направления.
Категория метода имеет абстрактную, теоретическую природу, потому что метод формулируется как обобщение многообразных конкретных природных явлений, которые возникают в литературном процессе. Когда метод теоретически разработан, он начинает активно влиять на творчество отдельных писателей в качестве художественной модели.
Художественная Теория Кружок
практика
______________ ________
направление критика
художественной эстетичес- группа
индивидуаль- кие
ности школы
модель школа
литературные течения – более частное, более узкое деление литературного процесса, которое может ставить либо идейные, либо эстетические задачи.
Напр., в рамках реализма были разные течения: революционно –демократическое течение («Современник»), почвенническое (связано с национальным, религиозно патриархальным мировоззрением),также существовали западники и славянофилы; консервативно-охранительное течение (творчество К.Леонтьева) и т.д.
Понятие литературной школы обычно связывают с эстетическими задачами, которые формулируются в виде литературной программы, литературного манифеста. Напр., как литературная школа в рамках серебряного века оформлялся акмеизм, имажинизм, который Мандельштамп называл московской метафорической школой. Понятие «школа» обычно связано с деятельностью какого-либо крупного художника и его последователей: некрасовская школа (реально не существовала); «цех поэтов» Гумилева (реальные собрания молодых поэтов, где он учил их, как писать).
«Группа» предполагает более свободное объединение, где нет явного лидера: напр., в 20-ые г. 20в. были «Серапионовы братья», которые объединялись по принципу свободы художественного творчества, свободы фантазии.
«Кружок» связан с домашним бытованием литературных отношений предполагающее товарищеские отношения: такие кружки особенно были популярны в 20-40г. 19в., напр., кружок «Арзамас», «Зеленая лампа» – пушкинские.
В 20в. популярной формой литературных объединений были литературное артистическое кафе: «Бродячая собака» (петербургское), где собиралась театральная богема и символисты; «Домино» (московское) – футуристическое кафе; «Стойло Пегаса» – имажинистское кафе. Они проводили различные поэтические диспуты, литературные вечера, концерты, в которых могли принимать участие все желающие.
Художественный метод. Литературные направления
Художественный метод (направление) в литературе — совокупность творческих принципов, которыми руководствуется писатель при создании художественных образов и при изображении явлений жизни. Направление, как правило, объединяет писателей, использующих один и тот же метод.
В русской литературе направления возникают в 18 веке – это классицизм и сентиментализм.
В 19 веке – романтизм и критический реализм. В 20 веке наряду с реалистическими течениями господствуют течения модернизма.
КЛАССИЦИЗМ
Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы.
Создателем классицизма считается Никола́ Буало́.
В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.
Художественные принципы классицизма таковы.
- Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. - Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются “говорящими”, то есть содержат характеристику героя.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:
- Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Во второй половине 18 века в Европе возникает теория, согласно которой исправить человеческие нравы можно, если пробудить в людях чувствительность. Произведения стали цениться в зависимости от того, насколько они способны растрогать читателя, побудить его к совершению добродетельных поступков. Так в литературе зарождается новое направление, пришедшее на смену классицизму, – сентиментализм .
Название направления происходит от французского слова sentiment – “чувство”. Приниципы сентиментализма таковы.
1) Если классицизм обращался к разуму читателя, то сентиментализм – к его чувствам.
2) Герой сентиментальной литературы — это не обобщённый, а предельно индивидуализированный образ, со своим уникальным внутренним миром.
3) Герой сентиментальной литературы – простолюдин, выходец из народа. Это обстоятельство делало его ближе массовому читателю.
4) В сентиментальной литературе, как и в музыке, важную роль играет эмоциональность. Ключевое значение в сентиментальных произведениях имеют пейзажи, настраивающие читателя на определённый эмоциональный лад и косвенно отражающие авторское отношение к событиям или героям, а также междометия, восклицания, риторические вопросы.
Важнейшим открытием сентиментализма стал психологизм – внимание к человеческому поведению, внутреннему состоянию, душевным проявлениям. Преимущественные жанры сентиментальной литературы – элегия, послание, эпистолярный роман, любовная повесть, путевые заметки.
Ведущими писателями-сентименталистами на Западе были Сэмюэл Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн.
В России – Михаил Никитич Муравьёв, Николай Александрович Львов, Василий Васильевич Капни́ст, Иван Иванович Дмитриев, Николай Михайлович Карамзин.
РОМАНТИЗМ
Романтизм как направление и как мировоззренческая концепция, противопоставляющая себя классицизму, зародился в Германии на исходе 18 века. Теоретиком романтизма считается Фридрих Шлегель. Важную роль в формировании принципов раннего романтизма сыграла “йенская школа” – группа поэтов и философов из города Йены (Август Шлегель, Людвиг Тик, Вильгельм Ваккенродер, Фридрих фон Гарденберг – он же Новалис, Фридрих Гёльдерлин). На втором этапе развития романтизма ключевую роль играли уже гейдельбергские романтики (Арним и Брентано).
Существенный вклад в развитие романтизма как направления внесли братья Якоб и Вильгельм Гримм, лингвисты, основатели германской филологии, исследователи немецкого фольклора, авторы сборников сказок (“Детские и семейные сказки”) и легенд (“Немецкие сказания”). Немецкий романтизм вообще отличал интерес к мифологическим и мистическим мотивам, поэтому в немецкой литературе с романтизмом ассоциировалось всё фантастическое и мистическое.
В России на фоне кризиса классицизма и сентиментализма начал развиваться предромантизм, ярким представителем которого был Алексей Мерзляков. А собственно романтизм начал складываться в начале 1810-х годов.
Василий Андреевич Жуковский , занимавшийся вольными переводами немецких романтических баллад – в первую очередь Иоганна Вольфганга Гёте и Готфрида Бюргера, считается основателем русского романтизма. Его поэтическое мироощущение сложилось под влиянием творчества Державина и Карамзина, а также под влиянием немецкой романтической лирики.
Своего расцвета русский романтизм достиг в творчестве Константина Батюшкова, Евгения Баратынского, Дмитрия Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего Пушкина. Закат русского романтизма связывают с творчеством Михаила Лермонтова и Фёдора Тютчева.
О характерных чертах русского романтизма можно прочитать здесь.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Согласно определению Фридриха Энгельса, “реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах”.
Как художественный метод реализм в русской литературе начал формироваться в 1820-е годы в творчестве А.С. Грибоедова и А.С.Пушкина. Однако сам термин был введён в 1849 году Павлом Васильевичем Анненковым – первоначально использовалось понятие “натуральная школа“.
Реализм (от лат. realis – “вещественный”) пришёл на смену романтизму, постепенно вытеснив его из литературы. Главенство реализма в литературе 19 века объяснялось тем, что это единственный метод, претендующий на глубокое, всестороннее, объективное изображение действительности . Реализм, в отличие от классицизма и романтизма, не ограничивал писателя какими-либо канонами и условностями.
Реализм предполагает широкий охват действительности, объективное её изображение. Если классицисты строго разделяли высокое и низкое, трагическое и комическое, прекрасное и безобразное, то в реализме эти категории сосуществуют, смешиваются , не всегда отличимы друг от друга.
Герой реалистического произведения – личность сложная, и его характер всегда обусловлен социально-историческими связями . При этом характер героя даётся в развитии – в отличие от романтизма, где характер героя статичен.
Реализм как метод аналитичен : писатель-реалист стремится не только изобразить явление, но и проанализировать его, проследить его развитие.
В русле критического реализма развивалось творчество почти всех русских писателей второй половины 19 века: Гоголя, Гончарова, Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л. Толстого, Чехова.
В европейской литературе 19 века крупнейшими представителями критического реализма были
- во Франции Стендаль, Оноре де Бальзак,
- в Англии Чарлз Диккенс, Уильям Теккерей,
- в Германии Генрих Манн, Томас Манн.
На рубеже 19-20 веков формируются иные течения в реализме: натурализм, мифологический реализм, социалистический реализм.
ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА
Термином “модернизм” обозначаются все новые нереалистические течения в искусстве 20 века: символизм, акмеизм, эгофутуризм, кубофутуризм, имажинизм и др.
В русской литературе датой рождения модернизма считается 1892 год, когда поэты Валерий Яковлевич Брюсов и Дмитрий Сергеевич Мережковский независимо друг от друга объявили о рождении русского символизма как нового течения в поэзии, основывающегося на многозначности и ассоциативности. Символизм, как и романтизм, базировался на идее двоемирия: поэт уходит из несовершенной реальности, которая мыслится лишь как “тень” другого, реальнейшего мира, который можно постичь лишь интуитивно.
Впоследствии символизм превратился в самостоятельное направление не только в поэзии, но и в прозе и в драматургии.
Представителями символизма в зарубежной литературе были Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Стефан Малларме, Морис Метерлинк.
В русской литературе, кроме Брюсова и Мережковского, “старший символизм” представляли Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский, Фёдор Сологуб; “младосимволистами” были Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис.
В начале 1910-х годов символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. На смену символизму приходит акмеизм, придуманный поэтом Николаем Гумилёвым совместно с Сергеем Городецким.
Акмеизм отказался от абстрактной многозначности символизма и придерживался таких художественных принципов:
- приятие земного мира в его зримой конкретности, отказ от ухода в «иные» миры;
- эстетическое восприятие природы, культуры, мироздания и мира вещей;
- мысль о равноправии всего сущего;
- поэтическое слово не многозначно, а имеет четкий смысл: n = n;
- обращение к минувшим культурным эпохам.
В русле акмеизме развивалось раннее творчество Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Владимира Нарбута и Михаила Зенкевича.
Более сложным явлением оказался русский футуризм, возникший как отклик на футуризм итальянский. Основываясь на отвержении всех классических традиций в искусстве, русский кубофутуризм, как следует из названия, претендовал на то, чтобы стать искусством будущего. Русские футуристы – поэты и художники – Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Елена Гуро, Алексей Кручёных, Велимир Хлебников, Василий Каменский выступили с громкими скандальными манифестами в 1912-1914 годах, и на этом единство кубофутуризма как течения завершилось. Впоследствии каждый из кубофутуристов пошёл своим неповторимым путём в литературе.
Особую модель футуризма представлял эгофутуризм, крупнейшим представителем которого стал поэт Игорь Северянин. Громкая слава, беспрецедентно фанатичное поклонение публики лично Северянину были вызваны его особой манерой исполнения своих стихов – напевных, парадоксальных, с подчёркнуто выраженным себялюбием.
Остальные течения в русском модернизме оказались недолговечными, хотя эксперименты в области словесного искусства в 20 веке были продолжены.
К концу 20 столетия сложились новые течения в искусстве, которые обозначаются общим термином “постмодернизм”.
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Художественный метод = литературное направление = литературное течение — совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах и явлениях жизни.
Направление и его основные признаки
КЛАССИЦИЗМ
XVII — начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия , эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.
Ж.-Б. Мольер,
Ж. Лафонтен;
А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин,
Г. Р. Державин.
XVIII — начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема — тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Л. Стерн,
С. Ричардсон;
конец XVIII — XIX век
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир).
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
Д. Г. Байрон,
В. Вордсворд,
П. Б. Шелли,
Д. Китс;
В. А. Жуковский,
К. Ф. Рылеев,
М. Ю. Лермонтов.
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии. многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Ч. Диккенс,
В. Теккерей;
А. С. Пушкин,
И. С. Тургенев,
Л. Н. Толстой,
Ф. М. Достоевский,
А. П. Чехов.
последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения.
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
Э. Золя,
А. Хольц,
братья Э. и Ж. Гонкур;
П. Д. Боборыкин «Китай-город» ,
Н. А. Некрасов «Петербургские углы» ,
Д. В. Григорович «Петербургкские шарманщики»,
В. И. Даль «Уральский казак»;
Г. И. Успенского,
В. А. Слепцова,
А. И. Левитова,
М. Е. Салтыкова-Щедрина.
1870 — 1910-е годы
1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства.
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободно интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
Ш. Бодлер,
А. Рембо;
Д. С. Мережковский,
З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов,
К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок,
А. Белый.
1910-е годы (1913 — 1914) в России
1) Самоценность отдельно вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов ( в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты.
Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее творчество),
М. А. Кузьмин.
1909 (Италия), 1910—1912 (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация).
И. Северянин,
В. Хлебников (раннее творчество),
Д. Бурлюк,
А. Крченых,
В. В. Маяковский.
последняя треть XIX — начало ХХ века
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
Г. де Мопассан,
П. Верлен,
М. Пруст.
1910 — 1920-е годы (Германия)
1) Сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
черты экспрессионизма в творчестве
Л. Н. Андреева,
Ф. К. Сологуба,
середина ХХ века (Франция)
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
3) Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе.
Ж. П. Сартр,
А. Камю,
С. де Бовуар.
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Трофименко Светлана Александровна
- Написать
- 852
- 19.01.2016
Номер материала: ДВ-356562
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 19.01.2016
- 308
- 19.01.2016
- 466
- 19.01.2016
- 997
- 19.01.2016
- 3275
- 19.01.2016
- 1837
- 19.01.2016
- 1475
- 19.01.2016
- 1209
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
http://www.proza.ru/2011/05/07/1427
http://mosliter.ru/teoriya/hudozhestvennyj_metod_literaturnye_napravleniya/
http://infourok.ru/hudozhestvenniy-metod-literaturnoe-napravlenie-literaturnoe-techenie-sovokupnost-osnovnih-osobennostey-literaturnogo-tvorchestva-783005.html