62 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литературное чтение. Два Мороза

Два Мороза

Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.

Говорит один Мороз другому:

— Братец Мороз — Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?

— Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз — Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось, и встретим кого.

Побежали оба Мороза. Бегут, с ноги на ногу подпрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают.

Слышат они: с одной стороны — колокольчики, а с другой — бубенчик. С колокольчиками богатый купец в город едет, а с бубенчиком бедный крестьянин — в лес по дрова. Младший брат, Мороз — Красный нос, за дровосеком побежал.

— Я, — говорит, — его живо заморожу. Полушубок на нём старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые. А ты за купцом беги. На нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Мне с ним не сладить.

— Будь по-твоему, — говорит старший брат, Мороз — Синий нос.

Свистнули, щёлкнули, побежали.

А к вечеру встретились опять в чистом поле. Старший брат, Мороз — Синий нос, посмеивается да рукавицей об рукавицу похлопывает, а младший брат, Мороз — Красный нос, кряхтит да ёжится.

— Ну что, — спрашивает он старшего брата, — заморозил купца?

— Заморозил,— отвечает старший брат, — еле живого отпустил.

Удивился Мороз — Красный нос.

— Как же это тебе удалось: ведь у купца шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.

— А я, — говорит, — к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги забрался. Ему бы вылезти из саней, ногами потопать, руками похлопать, а он лежит себе да кутается. Вот я его и пробрал насквозь. Ну а ты как? Справился с дровосеком?

— Какое там, — отвечал Мороз — Красный нос. — Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места — тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже мне стало. Он дерево рубит, топором машет — только щепки в меня летят.

А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил. Ну, думаю, погоди у меня теперь! Забрался я к нему в полушубок, в шапку, в рукавицы и давай их морозить. Пусть как оденется да узнает, каков Мороз — Красный нос.

А он кончил дрова рубить и давай меня поленом из полушубка выколачивать. Бил-бил, колотил-колотил, еле я ноги унёс. До сих пор бока болят.

Покачал головой Мороз — Синий нос и говорит:

— Молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет.

Литературное чтение “Два Мороза”

Цели урока: знакомство с русской народной сказкой “Два Мороза”.

– формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам;

– совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности;

– воспитывать позитивное отношение к труду.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран для показа электронной презентации, фонограмма “Завывание вьюги”, карточки с текстом пословиц.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

– Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы.

– Девизом нашего урока станет пословица, которая записана на доске, прочитаем её Упустишь минутку – потеряешь час”.

– Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!

2. Речевая разминка (чтение скороговорки)

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре…
В январе, в январе
Много снега на дворе…

3. Проверка домашнего задания. (Звучит музыка “Завывание вьюги”)

– О чем вам эта музыка говорит? (О суровой зиме, метели)

– Мы с вами начали читать произведения о зиме. Одно из таких произведений вам было задано на дом – выразительное чтение стихотворений С.Есенина.

2-3 ученика читают выразительно стихи стр.195, 196.

– Поэты говорят о зиме как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится зима – наведёт мосты на реках, загонит птиц и зверей по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, укутываться потеплее и приговаривать: “Ай, да мороз!”

Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?

Скажем дружно:
Это праздник – Новый год!

– А какой Новый год без сказки?

– И вот сегодня мы познакомимся с одной очень интересной и поучительной сказкой, а как она называется, вы узнаете, когда прочитаете тему нашего урока.

(Дети читают название сказки, которое записано на доске)

Русская народная сказка “Два Мороза”.

4. Чтение текста учителем.

– Понравилась ли сказка?

– Какой момент сказки самый интересный?

– Почему это сказка, а не рассказ?

5. Словарная работа.

– В этой сказке встретятся новые слова, значение которых, как мне кажется, не все из вас знают. Давайте прочитаем эти слова.

КОЛОКОЛЬЧИК, БУБЕНЧИК металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

КУПЕЦ богатый человек, владелец лавки или магазина.

КРЕСТЬЯНИН живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден. живёт в деревне.

ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.

ПОЛУШУБОК – короткая зимняя одежда.

ЁЖИТЬСЯ сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

– Ребята, в сказке встретятся несколько “трудных” слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

Дровосеками мы стали,
Дружно топоры подняли.
По полену – бах! бах!

7. Работа с произведением.

Чтение текста учащимися самостоятельно:

В полголоса за ведущим. (Затем по цепочке)

8. Беседа после прочтения

– Куда ехал купец? (Купец едет в город)

– А крестьянин? (В лес по дрова)

– Как одет купец? (Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)

– А как одет крестьянин? (Полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые)

– Какую забаву придумали морозы? (Людей поморозить)

– Почему младший брат решил, что проще всего ему будет заморозить крестьянина? (Полушубок старый, шапка дырявая….)

– Удалось ли братьям Морозам осуществить задуманное?

– Для чего крестьянин бил полушубок поленом?

– Кто и почему выиграл спор? (Мороз – Синий нос)

9. Характеристика героев

– Давайте попробуем охарактеризовать каждого героя.

МОРОЗ СИНИЙ НОС – каков он?

(Старый, мудрый, много пожил, у него большой жизненный опыт)

МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС – (молод и глуп, мало опыта, не умеет предвидеть)

КАКОВ КУПЕЦ богатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего, ни похлопать руками…

КРЕСТЬЯНИН трудолюбивый, любит животных – бережет их, догадливый, не унывающий.

Так какая же основная мысль сказки?

(Топор лучше шубы греет)

10. Чтение сказки учащимися по “ролям”

(Сидоров К. Артемов С. Вахрушев С. – 1 часть)

(Козловский В. Филимонов К. Лизун Вл. – 2 часть)

– Сказка обязательно чему-то учит, а выдуманный мир всегда несёт с собой мудрую мысль, ведь многие русские народные сказки заканчиваются словами “СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК”.

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Групповая работа (соберите пословицы, объясните смысл).

12. Домашнее задание

– Ребята, дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете рисунки к понравившемуся эпизоду.

Молодцы. Спасибо за урок.

Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2012.

2. Ресурсы Интернета.

3. Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.: Под ред. А.П.Евгеньевой. – 3-е изд. – М.: Русский язык, 1985-1988.

Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Сказка «Два Мороза»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно излагать свои мысли.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Оборудование: сборники русских народных сказок; визуальные материалы по теме; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.

III. Постановка целей урока

– Отгадайте загадки, заполните кроссворд, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать. (Загадки можно написать на карточках.)

белая лошадка весела. (Метель.)

2. Жил я посреди двора.

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

3. В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо.

А коль засветится окно,

Его починит мама. (Варежки.)

4. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)

Над миром пушинки. (Зима.)

— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)

— Сегодня мы будем читать произведение «Два Мороза» (с. 198—201). Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему так считаете?

IV. Работа по теме урока

(Чтение сказки учителем и учащимися. При чтении идет словарная работа.)

Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец — богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

V. Физкультминутка

Ветер дует, завывает.

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре —

VI. Закрепление изученного

1. Выборочное чтение

— Как решили позабавиться два Мороза?

— Куда едет купец? крестьянин?

— Как одет крестьянин? купец?

— Как Мороз – Синий нос заморозил купца?

— Как Мороз — Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?

— Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?

— Зачем он так сделал?

2. Тест

1. Что решили сделать братья Морозы?

2. Богатый купец ехал:

а) с колокольчиками; +

б) с бубенчиками;

в) со звоночками.

3. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?

в) за дровосеком. +

4. Какая у купца была шуба?

5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

6. Что, по мнению старшего брата, Мороза — Синего носа, лучше шубы греет?

VII. Рефлексия

– Что вы узнали на уроке?

– За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Какое произведение мы читали на уроке?

— Докажите, что это сказка. (Ответ. Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят»; повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил -колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».)

– Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)

Источники:

http://as6400825.ru/chtenie_2-1/49.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643540/
http://kladraz.ru/metodika/urok-literaturnogo-chtenija-po-fgos-shkola-rosi-2-klas-skazka-dva-moroza.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: