8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лев толстой как детский писатель. Лев толстой

Лев Толстой. Чего вы не знали о гении

Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей-романистов мира. Он является не только крупнейшим мировым литератором, но также философом, религиозным мыслителем и просветителем. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данной биографии.

Краткая биография Толстого

Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в Российской империи, Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне. Он был четвёртым ребёнком в семье.

Мать умерла в 1830 году от «родовой горячки», как тогда говорили. Это случилось через полгода после рождения дочери, когда Льву не было ещё и 2 лет.

Вследствие этого воспитанием детей, в том числе и маленького Левы, занялся двоюродный брат отца. Спустя 7 лет внезапно умирает и отец будущего писателя – граф Николай Толстой.

В результате этих трагических событий, опекуном детей становится их тетя.

После смерти тети, Лев Николаевич вместе со своими братьями и сестрами переезжает ко второй тете, проживающей в Казани.

Интересен факт, что Лев Толстой с теплотой вспоминал свои детские годы, несмотря на то, что в этот период времени его биография имела много драматических происшествий.

Образование

Свое начальное образование будущий писатель получал дома. Его обучали немецкие и французские учителя. В 1843 г. Толстой поступает на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет.

Однако эта сфера образования давалась ему нелегко. Из-за плохих оценок ему пришлось перейти на более легкий юридический факультет.

Тем не мене, судя по официальным данным биографии Толстого, проблемы с учебой у него не закончились, а привели к тому, что он покинул учебное заведение в 1847 г., не получив никакой степени.

После этого Толстой принимает решение вернуться в родительское имение для того, чтобы заняться фермерской деятельностью. Но и на этом поприще у него ничего не получается, так как он постоянно находился в разъездах по городам России.

Но вот в чем он действительно достиг успеха, – так это в ведении личного дневника. Эта привычка вдохновила его на написание своих романов и повестей, а также позволила сформировать большинство жизненных целей и приоритетов.

Интересен факт, что этот нюанс биографии Толстого (ведение дневника), было следствием подражания великому Бенджамину Франклину .

Увлечения и военная служба

Естественно, у Льва Толстого было хобби. Он чрезвычайно сильно любил музыку. Самыми любимыми его композиторами были Бах, Гендель и Шопен.

Из его биографии явственно следует, что иногда он мог по несколько часов кряду играть на рояле произведения Моцарта, Шопена, Мендельсона и Шумана.

Достоверно известно, что старший брат Льва Толстого – Николай, имел на него большое влияние. Он был другом и наставником будущего писателя.

Именно Николай пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. В результате Лев Толстой стал юнкером, а в 1854 г. был переведен в Севастополь, где участвовал в Крымской войне до августа 1855 г.

Творчество Толстого

Во время службы у Льва Николаевича было довольно много свободного времени. За этот период он написал автобиографическую повесть «Детство», в которой мастерски описал воспоминания первых лет жизни.

Это произведение стало важным событием для составления его биографии.

Как только «Детство» было опубликовано в журнале «Современник», Толстой сразу же приобрел популярность, как писатель.

Повесть получила такую известность, что Толстого моментально вознесли на одну ступень с такими литераторами того времени, как Тургенев, Островский и Гончаров.

После этого Лев Толстой пишет следующую повесть – «Казаки», в которой описывает свою армейскую жизнь на Кавказе.

Работа над этим произведением велась вплоть до 1862 г., и была окончена лишь после службы в армии.

Интересен факт, что Толстой не прекращал свою писательскую деятельность даже во время участия в Крымской войне.

В этот период из-под его пера выходит повесть «Отрочество», являющаяся продолжением «Детства», а также «Севастопольские рассказы».

После окончания Крымской войны Толстой уходит со службы. По приезду домой, он уже имеет большую славу на литературном поприще.

Его выдающиеся современники поговаривают о крупном приобретении для русской литературы в лице Толстого.

Будучи еще молодым, Толстой отличался высокомерием и упрямством, что хорошо заметно по его записям в дневниках. Он отказывался принадлежать к той или иной философской школе, и однажды публично назвал себя анархистом, после чего решил уехать во Францию в 1857 г.

Вскоре у него появился интерес к азартным играм. Но длилось это недолго. Когда он проиграл все свои сбережения, ему пришлось возвратиться из Европы домой.

Кстати, страсть к азартным играм наблюдается в биографиях многих писателей.

Несмотря на все трудности, он пишет последнюю, третью часть своей автобиографической трилогии «Юность». Произошло это в том же 1857 г.

С 1862 года Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся он сам. Однако, не имея призвания издателя, Толстой сумел выпустить только 12 номеров.

Семья Льва Толстого

23 сентября 1862 года в биографии Толстого происходит крутой поворот: он женится на Софье Андреевне Берс, которая была дочерью врача. От этого брака родилось 9 сыновей и 4 дочери. Пять детей из тринадцати умерли в детстве.

Когда свадьба состоялась, Софье Андреевне было всего 18 лет, а графу Толстому – 34 года. Интересен факт, что перед женитьбой Толстой признался будущей жене в своих добрачных связях.

На некоторое время в биографии Толстого наступает самый светлый период.

Он по-настоящему счастлив, причем во многом благодаря практичности своей жены, материальному достатку, выдающемуся литературному творчеству и в связи с ним всероссийской и даже всемирной славе.

В лице жены Толстой нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных. В отсутствие секретаря именно она по нескольку раз переписывала набело его черновики.

Однако очень скоро их счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, мимолётными ссорами и взаимным непониманием, которое с годами лишь усугубляется.

Дело в том, что для своей семьи Лев Толстой предложил своеобразный «план жизни», согласно которому он предполагал часть семейного дохода отдавать на бедных и школы.

Образ жизни своей семьи (пища и одежда), он хотел значительно упростить, при этом намеревался продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи.

Естественно, его супругу, Софью Андреевну, такой неоднозначный план явно не устраивал. На почве этого у них вспыхнул первый серьёзный конфликт, послуживший началом «необъявленной войны» за обеспечение будущего своих детей.

В 1892 году Толстой подписал раздельный акт и, не желая быть собственником, передал жене и детям всю недвижимость.

Надо сказать, что биография Толстого во многом необычайно противоречива именно из-за его отношений с женой, с которой он прожил 48 лет.

Произведения Толстого

Толстой является одним из самых плодотворных писателей. Его произведения масштабны не только по объему, но и по смыслам, которые он в них затрагивает.

Наиболее популярными произведениями Толстого считаются «Война и Мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

«Война и Мир»

В 1860-х Лев Николаевич Толстой со всем семейством живет в Ясной Поляне. Именно тут появился на свет его самый известный роман «Война и мир».

Читать еще:  Водолазкин романы. Евгений водолазкин

Изначально часть романа была напечатана в «Русском вестнике» под названием «1805 год».

Через 3 года появляются еще 3 главы, благодаря чему роман был полностью окончен. Ему было суждено стать самым выдающимся творческим результатом в биографии Толстого.

Как критики, так и общественность долго дискутировали о произведении «Война и мир». Предметом их споров были Наполеоновские войны, описанные в книге.

Также остро обсуждались продуманные, но все же вымышленные герои.

Роман стал интересен еще и тем, что в нем были представлены 3 содержательных сатирических эссе о законах истории.

Среди всех прочих идей, Лев Толстой старался донести до читателя то, что положение человека в обществе и смысл его жизни, являются производными его ежедневной деятельности.

«Анна Каренина»

После того как Толстой написал «Войну и Мир», он приступил к работе над своим вторым, не менее знаменитым романом «Анна Каренина».

В него писатель внес множество автобиографических очерков. Это легко проследить, глядя на отношения Китти и Левина – главных персонажей «Анны Карениной».

Произведение печаталось частями в период между 1873-1877 гг., и было очень высоко оценено как критиками, так и обществом. Многие замечали, что «Анна Каренина» – это практически автобиография Толстого, написанная от третьего лица.

За свой очередной труд, Лев Николаевич получил баснословные по тем временам гонорары.

«Воскресение»

В конце 1880-х Толстой пишет роман «Воскресение». Его сюжет был основан на подлинном судебном деле. Именно в «Воскресении» четко обозначены резкие взгляды автора на церковные обряды.

К слову сказать, эта работа стала одной из причин, послуживших к полному разрыву между Православной церковью и графом Толстым.

Толстой и религия

Несмотря на то, что выше описанные произведения имели колоссальный успех, писателю это не доставляло никакой радости.

Он находился в депрессивном состоянии и переживал глубокую внутреннюю опустошенность.

В связи с этим, очередным этапом биографии Толстого стал непрерывный, практически судорожный поиск смысла жизни.

Изначально Лев Николаевич искал ответы на вопросы в Православной церкви, однако это не принесло ему никаких результатов.

Со временем он начал всячески критиковать как саму Православную церковь, так и вообще христианскую религию. Свои мысли по этим острым вопросам он стал публиковать в издании «Посредник».

Основная его позиция заключалась в том, что христианское учение хорошее, а вот сам Иисус Христос как будто и не нужен. Именно поэтому он решил сделать свой собственный перевод Евангелия.

Вообще религиозные взгляды Толстого были крайне сложными и запутанными. Это была какая-то невероятная смесь христианства и буддизма, приправленная различными восточными верованиями.

В 1901 году вышло определение Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом.

Это было постановление, в котором официально извещалось, что Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его публично высказываемые убеждения несовместимы с таким членством.

Определение Священного Синода иногда ошибочно трактуют, как отлучение (анафема) Толстого от церкви.

Авторские права и конфликт с женой

В связи со своими новыми убеждениями, Лев Толстой хотел раздать все свои сбережения и отказаться от собственного имущества в пользу бедных. Однако его супруга, Софья Андреевна, выразила категорический протест в этом отношении.

В связи с этим в биографии Толстого наметился главный семейный кризис. Когда Софья Андреевна узнала, что ее муж публично отказался от авторских прав на все свои произведения (что, по сути, было их главным источником дохода), у них начались ожесточенные конфликты.

Из дневника Толстого:

«Не понимает она, и не понимают дети, расходуя деньги, что каждый рубль, проживаемый ими и наживаемый книгами, есть страдание, позор мой. Позор пускай, но за что ослабление того действия, которое могла бы иметь проповедь истины».

Разумеется, понять жену Льва Николаевича несложно. Ведь у них было 9 детей, которых он, по большому счету, оставлял без средств к существованию.

Прагматичная, рациональная и деятельная Софья Андреевна не могла позволить этому произойти.

В конечном счете, Толстой составил формальное завещание, передав права младшей дочери, Александре Львовне, которая полностью сочувствовала его взглядам.

При этом к завещанию прилагалась объяснительная записка, что на самом деле тексты эти не должны стать чьей-то собственностью, а полномочия по наблюдению за процессами берёт на себя В.Г. Чертков – верный последователь и ученик Толстого, который должен был забрать все сочинения писателя, вплоть до черновиков.

Позднее творчество Толстого

Поздние произведения Толстого представляли собой реалистичную беллетристику, а также рассказы, наполненные нравственным содержанием.

В 1886 г. появляется одна из самых знаменитых толстовских повестей – «Смерть Ивана Ильича».

Ее главный персонаж осознает, что большую часть своей жизни он потратил впустую, и осознание пришло слишком поздно.

В 1898 г. Лев Николаевич написал не менее известное произведение «Отец Сергий». В нем он подвергал критике собственные убеждения, появившиеся у него после своего духовного перерождения.

Остальные работы посвящены теме искусства. К ним относится пьеса «Живой труп» (1890) и гениальная повесть «Хаджи-Мурат» (1904).

В 1903 г. Толстой написал маленький рассказ, который называется «После бала». Он был опубликован лишь в 1911 г., после смерти писателя.

Последние годы жизни

Последние годы своей биографии, Лев Толстой был больше известен, как религиозный лидер и нравственный авторитет. Его мысли были направлены на то, чтобы оказывать сопротивление злу ненасильственным методом.

Еще при жизни Толстой стал кумиром для большинства русских людей. Однако, несмотря на все свои достижения, в его семейной жизни были серьезные изъяны, которые особенно обострились к старости.

Супруга литератора, Софья Андреевна, не соглашалась с взглядами мужа и испытывала неприязнь к некоторым его последователям, которые часто приезжали в Ясную Поляну.

Она говорила: «Как можно любить человечество, и ненавидеть тех, кто рядом с тобой».

Все это не могло продолжаться долго.

Осенью 1910 года Толстой в сопровождении только своего врача Д.П. Маковицкого навсегда покидает Ясную Поляну. При этом у него не было никакого определенного плана действий.

По сути это было бегство, совершенное в ночь на 28 октября 1910 года.

Смерть Толстого

Однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя плохо. Сначала он простудился, а потом болезнь обернулась воспалением лёгких, в связи с чем пришлось прервать поездку и вынести больного Льва Николаевича из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом.

Этой станцией была Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область).

Слух о болезни писателя моментально распространилась на всю окрестность и далеко за ее пределами. Шесть врачей тщетно пытались спасти великого старца: болезнь неумолимо прогрессировала.

7 ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался в возрасте 83 лет. Его похоронили в Ясной Поляне.

В газетах же была опубликована резолюция императора Николая II на докладе министра внутренних дел о кончине Льва Николаевича Толстого:

«Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».

Если вам понравилась биография Льва Толстого, поделитесь ею в социальных сетях.

Лев Толстой: произведения для детей

Лев Толстой известен по своим монументальным трудам, но его детские произведения тоже заслуживают внимания. Знаменитый классик написал для детей десятки отличных сказок, былин и рассказов, о которых и пойдет речь ниже.

Сказки, басни, были и рассказы

Знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой всегда с особым трепетом относился к детской литературе. Долгие наблюдения автора за крестьянскими детьми нашли отражение в его творчестве. Знаменитые «Азбука», «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» внесли огромный вклад в развитие детского образования. В данное издание входят сказки «Три медведя», «Липунюшка», «Два брата», «Филипок», «Прыжок», рассказы про собаку Бульку, широко используемые по сей день в дошкольном и начальном школьном образовании. Дальше

Три медведя

В сборник Льва Толстого входят сочинения, написанные более полувека назад для воспитанников Яснополянский школы. Сегодня тексты не в меньшей степени пользуются огромной популярностью среди детей, благодаря простому и красочному описанию житейской мудрости. Иллюстрации в книге предоставлены знаменитым художником И. Цыганковым. Подходит для старшего дошкольного возраста. Дальше

Читать еще:  Познание. Логика образовательной деятельности

Филипок

Собрание сочинений включает в себя такие работы как «Липунюшка», «Акула», а еще «Лев и собачка», «Два брата», знаменитые «Косточка», «Прыжок», и, конечно же, «Три медведя». Произведения были написаны для всех юных учащихся в имении Ясная Поляна, но продолжают вызывать огромный интерес у молодого читателя и на сегодняшний день. Дальше

Читаем с мамой

Данное издание — это коллекция из фольклорных сочинений «Лиса и Журавль», «Гуси-лебеди», «Пряничный домик», пересказанные Л.Н. Елисеевой и А.Н. Афанасьевой и творение Льва Николаевича Толстого «Три медведя». Произведения повествуют о таких понятиях как доброта, ум, справедливость, а также сообразительность. Здесь вы встретите всем известных сказочных героев: хитрую лису, злого серого волка, Машеньку, любившую поесть из чужой чашки. Издание сопровождается картинками художников Сергея Бордюга и Натальи Трепенок. Дальше

Алёнушкины сказки

Коллекция увлекательных сказок о животных с множеством ярких изображений для детей дошкольного возраста: «Лис и Мышонок» Виталия Бианки, «Лягушка-путешественница» Всеволода Гаршина, «Серая Шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка, «Три медведя» Льва Толстого и другие. Иллюстратор — Татьяна Васильева. Дальше

Всё самое лучшее для детей

Золотая коллекция произведений Льва Николаевича Толстого, которая не оставит равнодушными как малышей, так и детей постарше. Тема беззаботного детства придется по вкусу современным ребятам и их родителям. Книга призывает юное поколение к любви, доброте и уважению, которыми, пожалуй, пропитано все творчество великого литератора. Дальше

Мильтон и Булька. С вопросами и ответами для почемучек

Это собрание рассказов, былин и сказок, входящих в программу начального школьного образования. Серия повестей о собаках Льва Николаевича – Мильтоне и Бульке не оставит равнодушным мальчишек и девчонок начальных классов. Дальше

Повести и рассказы

В издании собраны наполненные смыслом произведения Льва Николаевича Толстого для детей более старшего возраста: «После бала», «Холстомер», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича» и другие. Дальше

Рассказы для детей

Отличное сочетание рассказов для начинающих читать. В тексте много ярких картинок, проставлены ударения и слова разбиты на слоги, что делает процесс обучения чтению намного легче как малышам, так и их родителям. Подходит для детей дошкольного возраста. Дальше

Итак, это были детские произведения Льва Толстого. Поделитесь в комментариях, какие произведения для детей от этого писателя вам запомнились больше всего. 😉

Лев Николаевич Толстой – как детский писатель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 13:05, реферат

Описание работы

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Содержание

1.Введение.
2.Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.
3.Детство. Отрочество. Юность.
4.Детские рассказы. Азбука.
5.«Азбука» Л.Н.Толстого глазами художника.
6.Педагогическое творчество Л. Н. Толстого.
7.Заключение.
8.Литература.

Работа содержит 1 файл

Толстой Лев Николаевич.docx

  1. Введение.
  2. Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.
  3. Детство. Отрочество. Юность.
  4. Детские рассказы. Азбука.
  5. «Азбука» Л.Н.Толстого глазами художника.
  6. Педагогическое творчество Л. Н. Толстого.
  7. Заключение.
  8. Литература.

Толстой Лев Николаевич (1828, имение Ясная Поляна Тульской губернии — 1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги) — писатель. Родился в аристократической графской семье. Рано остался без родителей и жил у родственников. В 1844 поступил на вост. факультет Казанского университета, но фактически не занимался и, не имея возможности сдать экзамены, перевелся на юридический факультет, где продолжал вести светский образ жизни. В 1847 он оставил университет и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил «очень безалаберно». Но все это время в нем проходила напряженная духовная работа: Толстой пытался понять мир и свое место в нем. В 1851 поступил на военную службу на Кавказе и начал серьезно заниматься литературой: были написаны «Детство», «Отрочество», рассказы. В 1854 Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 в чине поручика оставил военную службу, путешествовал по Западной Европе. Вернувшись в Россию, стал мировым посредником, приняв участие в проведении крестьянской реформы, но вызвал неприязнь помещиков защитой крестьянских интересов и был освобожден от должности.

В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого «поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться». Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения. В 1862 Толстой женился на С.А. Берс и поселился в Ясной Поляне, где написал романы «Война и мир», «Анна Каренина» и др. В 1884 переехал в Москву, где участвовал в переписи населения. Социально-религиозные и философские искания привели Толстого к созданию собственной религиозно-философской системы (толстовства), изложенной им в статьях «Критика догматического богословия», «В чем моя вера» и др. Толстой проповедовал в жизни и художественных произведениях («Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и др.) необходимость нравственного усовершенствования, всеобщую любовь, непротивление злу насилием, за что подвергался нападкам как со стороны революционно-демократических деятелей, так и со стороны церкви, от которой Толстой был отлучен решением Синода в 1901. Никогда не оставаясь равнодушным к страданиям людей, он боролся с голодом в 1891, выступил со статьей «Не могу молчать», протестуя против смертных казней в 1908, и др. Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в октябре 1910, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне. А.М. Горький сказал о нем: «Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой».

Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.

Лев Николаевич Толстой (1826 — 1910) – великий русский писатель, педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике.

В своих многочисленных статьях Л. Н. Толстой со всей свойственной ему страстностью призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало. Также он пытался создать свою методику обучения и воспитания. Жизнь Л. Н. Толстого протекала в очень сложное и противоречивое время. Остро стоял вопрос о крепостных крестьянах. Крестьяне возмущались и негодовали, власть естественно была этим жутко недовольна, однако пойти на уступки. Реформа, проведенная в 1861 году, немногим помогла крестьянину: она оставила его нищим, забитым, подчиненным помещику везде и всюду. Долгое время свобода крестьян оставалась лишь юридической, мнимой. Все эти и многие другие противоречия ярко отразились в философских и педагогических взглядах Л. Н. Толстого.

В мировоззрении Толстого иногда сбивает с толку горячий протест против общественной лжи и фальши, который тут же сочетается с проповедью самоусовершенствования и непротивления злу насилием; трезвый реализм, непримиримость с официальной религии и рядом стоит отказ от реальной политической борьбы; много слов о свободе ребенке от навязывании ему всяческих уроков и лекций, и тут же Толстой ставит христианскую религию на первое место в образовании, что в корне противоречит принципам свободного воспитания.

Однако, взгляды Л. Н. Толстова, несмотря на свою некоторую противоречивость, с успехом воплощались в жизнь. В 1859 году у себя на родине, в Ясной Поляне Толстой открыл школу, необычную для того времени. В ней воплотились все идеи и желания писателя. Там обучались крестьянские дети, не было наказаний, взысканий, интересный и новаторский подход к обучению ребят. Толстой руководил и с перерывами сам работал в этой школе учителем математики и истории. Многие из учеников помнят, как он умел с помощью прекрасных, интересных и захватывающих рассказов поведать о таких сложных темах, как война, закономерности. Это ничуть неудивительно: Л. Н. Толстой был истинным знатоком детской души, тонким психологом и королем слова. Об этом свидетельствуют не только его блестящие литературные шедевры, но и “Азбука” и книги для чтения, созданные в 1872 – 75 годах. Эти книги написаны красивым классическим доступным языком. В них много историй про русскую историю, жизнь, быт. Также имеются небольшие поучительные и религиозные рассказы.

Читать еще:  Дети кита поющие среди песков 4 серия.

Толстой, будучи увлекающейся натурой, иногда отходил от педагогики, чтобы заняться иным поглотившим его занятием, но он никогда не отдалялся от детей, их интересов и забот. Даже не работая в школе, он встречался с ребятишками, душевно разговаривая с ними. Бывали случаи, когда Лев Николаевич сам приходил домой к ребенку, чтобы проведать, поговорить с ним. Лев Николаевич искренно, преданно, самоотверженно любил и страдал за каждого ребенка.

Детство. Отрочество. Юность.

Весной 1851г., находясь в Москве, Толстой начал работу над повестью “Детство”. Из планов видно, что “Детство должно было стать первой частью этого романа. За “Детством” должны были последовать ещё три части: “Отрочество”, “Юность” и “Молодость”.В планах Толстой изложил “основные мысли сочинения”. Он поставил целью “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни” и определил их следующим образом: в детстве преобладают “теплота и верность чувства”; в отроческие годы главенствуют в характере отрицательные черты — скептицизм, неопытность и гордость; в юности заметную роль играет “красота чувств” и вместе с тем развиваются тщеславие и неуверенность в самом себе; в молодости происходит дальнейшее движение чувств: “место гордости и тщеславия занимает самолюбие”.Юноша узнает цену себе и задумывается над своим назначением.

Значение трилогии “Детство”, “Отрочество” и “Юность” в истории творчества Толстого в том, что в ней впервые появился типичный толстовский герой — искатель истины, правдолюбец, наделенный даром наблюдательности, обладающий не только “умом ума”, но и “умом сердца”, высоконравственный и совестливый, нередко ошибающийся, но стремящийся быть лучше, выше, чище, справедливее. Все эти черты героя трилогии Николеньки Иртеньева постепенно формируются, растут, и укрепляются в его натуре, определяя развитие его характера.

Поэтизируя детские годы Николеньки Иртеньева, Толстой не скрыл их теневых сторон. Герой повести догадывается о неблагополучии во взаимоотношениях родителей, он начинает понимать, что за мягкими манерами отца, за его внешней добротой скрывается себялюбие, черствость и холодность, моральная нечистоплотность. Он рано догадывается о том, что не все хорошо в материальном положении семьи. Николенька узнает о том, как по барской прихоти была искалечена жизнь Натальи Савишны. Он видит конец жизни его первого педагога Карла Ивановича. Ему становится не по себе после того, как он, его брат Володя и мальчики Ивины подвергли насмешкам и издевательствам беззащитного Иленьку Грапа.

Разумеется, далеко не все неприглядные стороны жизни и быта его среды открываются Николеньке и не до конца они понятны ему. Но, сталкиваясь с ними, Николенька начинает понимать, что жизнь не так безоблачна и радостна, какой она ему казалась в те дни, когда его оберегала и осеняла любовь матери.

Грустное и тревожное чувство охватывает героя повести, когда он видит, что детство его кончилось и ему предстоит вступить в новый период жизни.

Вторая часть трилогии потребовала от автора не меньшего напряжения усилий, чем первая. Эта повесть, как и “Детство”, написана небольшими главами, связанными между собой не столько внешним (фабульным), сколько внутренним единством, которое достигается цельностью духовного облика главного героя и определенностью авторского взгляда на изображаемых людей и события.

С первой же главы повести “Отрочество” Толстой показывает, как герой его трилогии Николенька Иртеньев выходит из узких рамок семьи, где протекало его детство, в большой и многообразный мир, с людьми, в нем живущими, которым нет никакого дела до его личности.

Все последующие главы дают наглядное представление о том, как расширялся круг понятий героя повести, как учился в людях, его окружавших, и с какой горечью относился ко всяким проявлениям жестокости, несправедливости, грубости, неискренности.

К своему глубокому огорчению, все эти качества Николенька в избытке обнаруживает у людей, к которым он должен относиться с особенным уважением. – у бабушки, у отца, у гувернера-француза и других.

Писатель рассказывает о новых злоключениях героя трилогии, о жестоком наказании, которому он был подвергнут, и об охватившем его чувстве ненависти к воспитателю Сен-Жерому.Николенька Иртеньев почувствовал себя таким же одиноким и несчастным, каким был его учитель Карл Иванович, получивший отставку по старости. Николенька ищет и находит сочувствие не среди своих родственников, а у простых людей — в девичьей, в лакейской, на кухне.

Герой повести считал период отрочества самым тяжелым периодом своей жизни. Он называл его пустыней отрочества и признавался, что очень хотел как можно быстрее пробежать эту пустыню, чтобы скорее достичь юности, которая представлялась ему “исполненной прелести и поэзии”.

Отрочество для Николеньки Иртеньева — пора тяжелых испытаний. Потребность любви и счастья, которую он пронес через годы детства, теперь сталкивается с множеством препятствий. Николенька все более убеждается в том, что люди разъединены.“Вы богаты, а мы бедные”, — слышит он от хорошенькой, грациозной Катеньки — дочери гувернантки Мими. Эти слова повергли героя в страшное смущение: “Мне казалось, что Мими и Катенька, ежели всегда жили, то всегда будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. ” Однако какой-то практический инстинкт, в противность этим логическим размышлениям, уже говорил мне, что она права. В Николеньке, почувствовавшем себя одиноким в своей семье происходит мучительная переоценка привычных представлений. Он доходит до такого скептицизма, что начинает сомневаться в реальности окружающего мира. “Я воображал, что кроме меня никого и ничего не существует во всем мире, что предметы не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, и что как скоро я перестаю думать о них, образы эти тотчас же исчезают. Были минуты, что я, под влиянием этой постоянной идеи, доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь, врасплох, застать пустоту (u‚ ant) там, где меня не было”.

Николенька прослыл философом за свою страсть к отвлеченным рассуждениям. Эта страсть часто заводила его в “безысходный круг анализа своих мыслей”. Он признается: “Я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивал себя: о чем я думаю? Я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил. ”

В тоже время, ощущая в себе незаурядные духовные силы, герой “Отрочества” “часто воображал себя великим человеком”, и с гордостью смотрел на всех смертных. На деле же он робел перед каждым смертным. Но Николенька смог преодолеть все преграды, которые поставила перед ним “пустыня отрочества”.

Пройдя через “пустыню отрочества,” герой трилогии в юности испытывает сильную тягу к нравственному обновлению. Он избавляется от скептицизма, проникается верой и возможностью добра и счастья.

В пору юности Николай Иртеньев осознавал, что ему предстоит выбрать свое место в жизни, развить и проявить свои способности. “ Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе.”Но снова ему приходиться убеждаться в глубоком противоречии между его мечтами и действительностью. Вот он мечтает о скромной жизни, хочет быть старательным студентом университета. Затем богатая фантазия рисует ему такие картины: он стал лучшим студентом, затем становится “первым кандидатом с двумя золотыми медалями”, а там — магистром, первым ученым России, Европы. Но тут он спрашивает себя: “Ну, а потом?” Спрашивает и видит, что руководили им в его мечтаниях чувства тщеславия и самолюбования. И ему становится стыдно.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5bfdc04edde28b00aacce955/5ca8536c04a08200b243be89
http://inforazum.ru/lev-tolstoj-proizvedeniya-dlya-detej/
http://www.stud24.ru/literature/lev-nikolaevich-tolstoj—kak/6991-15127-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector