6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лев аннинский — биография, фотографии. Лев аннинский

Лев Аннинский

историк, литературовед, писатель

История фамилии

Линия жизни

Фильмы Льва Аннинского

Интервью

Лев Александрович Аннинский

6 ноября 2019 Лев Александрович Аннинский ушел из жизни. Скорбим об учителе, великом мыслителе, философе, историке, литературном и театральном критике.

Сайт Льва Александровича продолжит работу. Готовится к выпуску новая, расширенная версия сайта, которая выйдет в свет в первом квартале 2020 года.

Родился 7 апреля 1934 года в Ростове-на-Дону. Родители: Александр Аннинский и Анна Александрова. Отец по происхождению казак из станицы Ново-Аннинской. Мать — из города Любеча. У родителей Л. Аннинского оказалась общая дорога: ликбез — наробраз. Получив высшее образование, оба попали на ниву просвещения. Отец из преподавателей вуза перешел в продюсеры «Мосфильма». В 1941 году пропал без вести на фронте. Мать так и осталась на всю жизнь преподавателем химии в техникуме.

В детстве Лева ходил в детский сад. Родители были на работе или в командировках, и большую часть времени он проводил в детском саду или во дворе. В юношеском возрасте на мироощущение, по его собственному признанию, влиял кто угодно: мифы Древней Греции, исторические романы, оставшиеся на отцовской полке (Стивенсон, Эберс, Антоновская и т. д.), потом — Горький, Толстой, Писарев, Белинский. Склонный от природы к логике и систематике, в выборе жизненных ориентиров он полагался больше на чутье и интуицию. Рано ознакомился с трудами философов, включая Канта и Гегеля, и пришел к предположению, что марксизм — это железная клетка, в которой безопасно и сквозь прутья которой «смотри куда хочешь». Потом клетка перестала существовать: он прочел Бердяева, Шестова, Розанова, Булгакова, Федорова, Федотова.

В комсомольском возрасте из озорства и любопытства стал заглядывать в церкви. Возникло непонятное, затопляющее душу ощущение счастья, причем в любой церкви: в православной, католической, протестантской. Однако эпидемии крещений не поддался и верующим не стал.

Окончил филологический факультет МГУ. Выбора профессии не было — был выбор специальности, каковою стала русская литература. Еще в 8-м классе, с первых сочинений, Лев решил заниматься ею и только ею. Причем в любом профессиональном качестве. Если бы он не стал литературным критиком, то стал бы учителем-словесником. Он был готов делать все что угодно: читать, работать в музее, библиотеке — лишь бы находиться в царстве русских текстов.

Как ни странно, первая его собственная публикация оказалась в жанре карикатуры. Рисунки были напечатаны в университетской многотиражке и в газете «Московский комсомолец». Первый текст, прошедший в печать, появился в той же университетской многотиражке осенью 1956 года. Это была рецензия на знаменитую публикацию того времени — роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Дальше последовала череда «редакционных коллективов» и изматывающая тяжба за каждое слово в каждой публикации. С тех пор у Л. Аннинского вышло порядка двух десятков книг и тысяч пять (!) статей. Однако наиболее значимым из всего написанного он считает тринадцатитомное «Родословие», составленное для дочерей и не предназначенное для печати.

По окончании университета он был распределен в аспирантуру. Выдержал конкурсные экзамены, но затем ему сказали, что положение изменилось и теперь в аспирантуру берут только с производства. Это происходило осенью 1956 года — после событий в Венгрии, где «контрреволюцию» начали литераторы. Поэтому в СССР было решено «оздоровить идеологию». Вместо того, чтобы писать диссертацию, Л. Аннинский стал делать подписи к фотографиям в журнале «Советский Союз», откуда через полгода был уволен за «профнепригодность». Пришлось, по его выражению, «пойти в литподенщики», что и определило весь дальнейший творческий путь будущего критика.

О писателе

Информация

Биография

Лев Алекса́ндрович А́ннинский (7 апреля 1934, Ростов-на-Дону, СССР) — советский и российский литературный критик, писатель, публицист, литературовед. Автор более 30 книг.

Отец по происхождению казак из станицы Ново-Аннинской. Мать — из города Любеча. Получив высшее образование, оба попали на ниву просвещения.

В 1939 году снялся в кинофильме «Подкидыш» в роли маленького мальчика в детском саду, который хотел быть и танкистом, и доктором, по выходным дням — пожарной машиной, и даже пограничной собакой.

Отец в 1941 году пропал без вести на фронте.

В юношеском возрасте на мироощущение, по его собственному признанию, влияли мифы Древней Греции, исторические романы, оставшиеся на отцовской…

Лев Алекса́ндрович А́ннинский (7 апреля 1934, Ростов-на-Дону, СССР) — советский и российский литературный критик, писатель, публицист, литературовед. Автор более 30 книг.

Отец по происхождению казак из станицы Ново-Аннинской. Мать — из города Любеча. Получив высшее образование, оба попали на ниву просвещения.

В 1939 году снялся в кинофильме «Подкидыш» в роли маленького мальчика в детском саду, который хотел быть и танкистом, и доктором, по выходным дням — пожарной машиной, и даже пограничной собакой.

Отец в 1941 году пропал без вести на фронте.

В юношеском возрасте на мироощущение, по его собственному признанию, влияли мифы Древней Греции, исторические романы, оставшиеся на отцовской полке (Стивенсон, Эберс, Антоновская и т. д.), потом — Максим Горький, Толстой, Писарев, Белинский. Рано ознакомился с трудами философов, включая Канта и Гегеля, прочел Бердяева, Шестова, Розанова, Булгакова, Фёдорова, Федотова.

Ещё в 8-м классе решил, что будет заниматься русской литературой. Окончил филологический факультет МГУ. По окончании университета он был распределён в аспирантуру. Выдержал конкурсные экзамены, но после событий осени 1956 года в Венгрии было решено «оздоровить идеологию». Вместо того, чтобы писать диссертацию, Лев Аннинский стал делать подписи к фотографиям в журнале «Советский Союз», откуда через полгода был уволен за «профнепригодность». Пришлось, по его выражению, «пойти в литподенщики», что и определило весь дальнейший творческий путь будущего критика.

Работал в журнале «Советский Союз» (1956-1957), в «Литературной газете» (1957-1960), в журнале «Знамя» (1960-1967), в Институте конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972), журналах: «Дружба народов» (1972-1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990-1992), «Родина» (с 1992), в течение короткого времени был одновременно главным редактором журнала «Время и мы» (1998).

Является Членом жюри литературной премии «Ясная Поляна». Живёт и работает в Москве.

Библиография

Перу Льва Аннинского принадлежат книги: «Ядро ореха: Критические очерки» (1965), «Обрученный с идеей: „Как закалялась сталь“ Николая Островского» (1971), «Василий Шукшин» (1976), «Тридцатые-семидесятые: литературно-критические статьи» (1977), «Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф» (1980, 1998), «Лесковское ожерелье» (1982, 1986), «Контакты» (1982), «Михаил Луконин» (1982), «Солнце в ветвях: Очерки литовской фотографии» (1984), «Николай Губенко» (1986), «Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове» (1988), «Culture’s tapesty» («Гобелен культуры») (1991), «Локти и крылья. Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы» (1989), «Билет в рай: Размышления у театральных…

Перу Льва Аннинского принадлежат книги: «Ядро ореха: Критические очерки» (1965), «Обрученный с идеей: „Как закалялась сталь“ Николая Островского» (1971), «Василий Шукшин» (1976), «Тридцатые-семидесятые: литературно-критические статьи» (1977), «Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф» (1980, 1998), «Лесковское ожерелье» (1982, 1986), «Контакты» (1982), «Михаил Луконин» (1982), «Солнце в ветвях: Очерки литовской фотографии» (1984), «Николай Губенко» (1986), «Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове» (1988), «Culture’s tapesty» («Гобелен культуры») (1991), «Локти и крылья. Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы» (1989), «Билет в рай: Размышления у театральных подъездов» (1989), «Отлетающий занавес: Литературно-критические статьи о Грузии» (1990), «Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей» (1991), «Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века» (1997), «Барды» (1999), «Красный век» (2004), «Русский человек на любовном свидании» (2004), «Жизнь Иванова» (2005), «Поздние следы: Заметки вольного кинозрителя» (2006), двухтомник «Распад ядра» (2009), «Меч мудрости или русские плюс. » (2009). Другие циклы статей, а также многочисленные литературно-критические и публицистические статьи в периодической печати[1], программы на радио.

Книги

Титулы, награды и премии

Отмечен многочисленными премиями и наградами, в частности:
Несколько раз становился лауреатом Национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинациях: «Лучший сценарист», «Телевизионный документальный сериал»
Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2006)
Лауреат независимой литературной премии им. Б. П. Корнилова (2009)
Лауреат премии Правительства РФ в области культуры за двухтомник «Красный век» (2010)
Лауреат Международной Лермонтовской премии в области литературы (2011)

Премии

Рецензии

Главная особенность литературной критики Льва Александровича Аннинского — сверхделикатное отношение к объекту исследования. Между биографией книг и биографией писателей, между историей создания произведений и обстоятельствами личной жизни авторов, между героями книг и их прототипами Аннинский всегда выбирает первое. Сокровение сначала и лишь потом, когда-нибудь — откровение. Лично «досталось» только публицисту-Солженицыну, с которым автор вступил в заочную полемику в статье-диалоге «Руки творца». Статья выбивается не только из тематики сборника, но также из его стилистики — в остальной части подчеркнуто афористичной, «дрожащей», интуитивно-откровенной. Например, в статье о Лескове:

К Лескову ключей не нашлось.
Читать – душно.
«По семейным памятям», писалась «Леди Макбет…» в квартире при киевском университете, где осенью 1864 года Лесков гостил у брата. Писал по ночам, запираясь в комнате студенческого карцера.
Замкнутое, запертое пространство. «Закрытая партия», как говорят шахматисты. После «Некуда» – странно. «Некуда» – партия «открытая». Там все распахнуто, вывернуто; там выяснить хотят, ясности жаждут и в ясность верят.
Тут – закрылось. Мудрено, темно, страшно. Ни словечка прямо – все обиняком, все присказкой, смешком, намеком. Коварство речи…

Коварство критика. Не показать, не объяснить, не истолковать, но только намекнуть, слегка обозначить. «Детская критика», потому что наивная, эмоциональная и субъективная. Но какая же красивая.

Главная особенность литературной критики Льва Александровича Аннинского — сверхделикатное отношение к объекту исследования. Между биографией книг и биографией писателей, между историей создания произведений и обстоятельствами личной жизни авторов, между героями книг и их прототипами Аннинский всегда выбирает первое. Сокровение сначала и лишь потом, когда-нибудь — откровение. Лично «досталось» только публицисту-Солженицыну, с которым автор вступил в заочную полемику в статье-диалоге «Руки творца». Статья выбивается не только из тематики сборника, но также из его стилистики — в остальной части подчеркнуто афористичной, «дрожащей», интуитивно-откровенной. Например, в статье о Лескове:

К Лескову ключей не нашлось.
Читать – душно.
«По семейным памятям», писалась «Леди Макбет…» в квартире при… Развернуть

Эта книга в основном была написана автором к концу 60-х годов XX века. Тогда, когда по всем признакам закончились «шестидесятые» в области киноискусства, закончились тем, что отдельные, неугодные правящей партии кинофильмы стали или просто запрещать, или откладывать их на долгую полку, или требовать от их авторов таких переделок, что проще было прекратить снимать фильм, нежели изменить себе и себя.

Автор книги детально и со знанием дела производит детальный анализ самый ярких и значимых фильмов конца 50-х — второй половины 60-х, возможно даже не анализ, но практически искусствоведческую и киноведческую экспертизу. В процессе чтения мы не только знакомимся или вспоминаем с детства знакомые фильмы, но и глубже и ярче узнаём людей, их сочинивших, сделавших, выродивших и выпустивших на свет, обогативших тем самым сокровищницу мирового кино. Читать всё это не только просто интересно, но и интересно потому, что погружаешься в мир кинопроизводства и киноискусства тех лет, вживаешься в ту самую атмосферу поиска и творческого полёта кинохудожников, начинаешь понимать какие-то сугубо внутренние нюансы их творческих замыслов и достижений.

Но помимо вот этого самого упомянутого анализа конкретных фильмов перед читателем развёртывается подробнейший и живейший портрет той Эпохи, не зная которого невозможно понять всю суть новаторских моментов в тех самых теперь уже невозможно старых и кажущихся порой совсем уже архаичными кинолентах. И вот это вторая значимость этой самой полуискусствоведческой, практически специальной книги, написанной не столько «для широкого круга читателей«, сколько уже для специалистов, едва ли не важнее всего с позиций сегодняшнего дня и с позиций современного вИдения происходивших и происшедших в стране событий и перемен. Которые так и не закончились, и, по всей видимости, закончатся ещё не скоро. Потому что, как отметил к концу книги автор, «дело не в нём (имея ввиду тов. Сталина), дело в нас«. И если вынести эти слова за скобки, кавычки, и вдуматься, то понятное дело, что как бы мы не пытались во всём происходящем в стране обвинить власть имущих и деньги хватающих — дело не в них, дело в нас.

Эта книга в основном была написана автором к концу 60-х годов XX века. Тогда, когда по всем признакам закончились «шестидесятые» в области киноискусства, закончились тем, что отдельные, неугодные правящей партии кинофильмы стали или просто запрещать, или откладывать их на долгую полку, или требовать от их авторов таких переделок, что проще было прекратить снимать фильм, нежели изменить себе и себя.

Автор книги детально и со знанием дела производит детальный анализ самый ярких и значимых фильмов конца 50-х — второй половины 60-х, возможно даже не анализ, но практически искусствоведческую и киноведческую экспертизу. В процессе чтения мы не только знакомимся или вспоминаем с детства знакомые фильмы, но и глубже и ярче узнаём людей, их сочинивших, сделавших, выродивших и выпустивших на свет,… Развернуть

Умер писатель и литературный критик Лев Аннинский

Публицист скончался на 86-м году жизни

06.11.2019 в 18:03, просмотров: 4652

Печальную новость сообщил близкий друг писателя, литературовед и телеведущий Александр Архангельский у себя в Фейсбуке. Причина смерти Аннинского пока не называется. Известна только дата и место прощания — 8 ноября в Малом зале Клуба писателей Центрального Дома литераторов. Тело будет кремировано на Хованском кладбище.

«Это большая потеря для всего литературного сообщества, — сообщает руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. — Лев Александрович был признанным критиком и ученым, который знал литературный процесс во всем его многообразии. Мне близко его мнение о том, что только рукописи позволяют по-настоящему прочувствовать слово. Зачарованный литературой, он всегда видел самое важное в книге и передавал нам свое мироощущение».

Биография Льва Аннинского достойна отдельного тома на книжной полке любого букиниста. В ней хватит и иронии, и неожиданных поворотов, и, конечно, бесспорных достижений. Он окончил филологический факультет МГУ. Выбора профессии не было — был выбор специальности. Ею стала русская литература. Аннинский был готов делать все что угодно: читать, работать в музее, библиотеке — лишь бы находиться в царстве русских текстов.

Кстати, его первая публикация оказалась в жанре карикатуры. Рисунки были напечатаны в университетской многотиражке и в газете «Московский комсомолец». Да и в журнале «Советский Союз», где он стал работать после университета, не сразу заметки писал. Аннинский подписывал там фотографии, да так плохо, что через полгода был уволен за «профнепригодность». Пришлось, по его выражению, «пойти в литподенщики», что и определило весь дальнейший творческий путь будущего критика.

Уже позже были журналы «Знамя», «Родина» и «Дружба народов». В перестроечные годы туда пришел и Архангельский.

«Если кого из советских критиков и знали широкие читающие массы, то его, — уже посмертно написал Архангельский в Фейсбуке. — И он едва ли не первым в своем поколении научился ставить правильные слова в правильном порядке, то есть писать легко и вольно, что потом станет нормой, но эту норму задал он — вместе с двумя-тремя сверстниками».

Аннинский был автором многочисленных книг о литературе, вел передачи на телеканале «Культура». Среди них — цикл «Серебро и чернь» о поэтах Серебряного века и программа «Охота на Льва» о взаимосвязи Льва Толстого и кинематографа.

Аннинский дважды становился лауреатом национальной телевизионной премии ТЭФИ в номинациях «Лучший сценарист» и «Телевизионный документальный сериал». Он также был членом Союза российских писателей и входил в жюри литературной премии «Ясная Поляна».

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28119 от 7 ноября 2019 Тэги: Смерть, Книги, Премия Организации: МГУ

Источники:

http://anninsky.ru/
http://www.livelib.ru/author/9593-lev-anninskij
http://www.mk.ru/culture/2019/11/06/umer-pisatel-i-literaturnyy-kritik-lev-anninskiy.html

Читать еще:  Публилий Сир: жемчужины мудрости.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector