0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто жил в крыму до 9 века. Чехи и эстонцы

Кто жил в крыму до 9 века. Чехи и эстонцы

До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров еще 12 000 лет тому назад, во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев — Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а голову венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала: кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., — I век н.э.)

Тавры — так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» — означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи: их боевой клич заставлял кровь врагов леденеть; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII в до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости и вобрали в себя часть тавров и даже смешивались к греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV—III века до н.э.)

Сартматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI в. до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

Читать еще:  Писатель куприн биография. Этапы жизни и творчества

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапеи (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи — об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы —германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV вв.)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что народы Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.

Новое в блогах

Немного о КРЫМСКИХ ЭСТОНЦАХ

Как эстонцы попали в Крым?

Народный костюм девушки и юноши. Западная Эстония, Лихула. Вторая половина XIX — начало XX века.

Появление эстонцев в Крыму, связано с окончанием Крымской войны 1853—1856 гг. и решением Российской империи заселить пустующие земли Крыма.

Массовая эмиграция крымских татар в Турцию началась после ослабления Турции, которая уже не поддерживала их в Крыму. Кроме того в Турции, в феврале 1856 года вышел указ султана, в котором провозглашалось равенство граждан независимо от национальности и свобода религии. По этому указу султана Абдул-Меджид I Турция превращалась в светское государство. После окончания Крымской войны крымские татары массово эмигрировали в Турцию, к 1860 году опустело и крымское татарское село Замрук (Береговое).

В 1860 году среди эстонских крестьян прошёл слух, что далёком Крыму раздают бесплатно земли.
Льготы переселенцам действительно были большие: на каждую мужскую душу выделялось 12—15 десятин государственной земли и 100 рублей, которые не нужно было возвращать. 100 рублей — сумма не маленькая, если её сравнить с зарплатой севастопольского рабочего равной 10 рублям в месяц.
Российская империя гарантировала переселенцам помощь зерном и хлебом в течении трех лет, если случится неурожай. Эстонские переселенцы освобождались от обязательной воинской повинности на три года.
Несколько тысяч крестьянских семей из Эстляндии выразили желание выехать в Крым.

Народная одежда Северной Эстонии. Ярдоский уезд, приход Ярва-Яани. Женский и мужской костюмы. Вторая четверть XIX века.

Как писал в 1904 году классик эстонской литературы, писатель Эдуард Вильде «эстонский крестьянин покинул свои березовые рощи, поля и сменил их на унылые, засушливые степи восточной и южной России. К этому его вынудил крепостной гнёт…»
В ноябре 1861 года эстонцам предоставили на выбор четыре уезда для поселения: Евпаторийский, Симферопольский, Перекопский и Феодосийский и выделили для них 36000 десятин земли в сорока опустевших деревнях. Эстонцы поселились во всех четырех предложенных уездах.

Читать еще:  А м горький произведения детей. А.М

С 1861г. по 1863 год в Крым приехали более тысячи эстонцев, а к 1865 году здесь было уже четыре моноэтнических эстонских деревни.

В ноябре 1861 года большая группа эстонцев поселилась в Евпаторийском уезде. Недалеко от Евпатории сформировалось моноэтническое эстонское поселение на месте заброшенной татарской деревни Курулу-Кипчак (нынешнее Самсоново).
Большая группа Аабраама поселилась севернее Симферополя на берегу Салгира в опустевшей татарской деревне Ак-тачи-Кияти, но эстонцам не могли произнести это название, его переделали в Абрамовку.
Несколько десятков эстонских семей поселилось в Бурлуке (Бурлюке) на землях помещицы Беловодской, сейчас это село называется Вилино .
1 ноября 1861 года первые эстонские переселенцы прибыли в Самрук (ныне село Береговое). В Камеральном описании Крыма 1784 года на территории современного села Береговое обозначена деревня Замрук (Семрюк), которая с 1784 года числится приписанной к Симферопольскому уезду, Таврической волости (с 8 (20) октября 1802 г. волость стала Таврической губернией) Российской империи.
В 1805 году в Замруке проживало 103 человека (крымские татары) в 34 дворах. С 1817 по 1842 год число жилых домов уменьшилось до 25. Во время Крымской войны (1853—1856 г.г.) в районе деревни Замрук в 1854 году, располагались турецкие войска, готовясь к Альминскому сражению.

Народная одежда Западной Эстонии. Пярнуский уезд, приход Тыстамаа. Женский и мужской костюмы. Середина XIX века.

Массовая эмиграция крымских татар в Турцию началась после ослабления Турции, которая уже не поддерживала их в Крыму. Кроме того в Турции, в феврале 1856 года вышел указ султана, в котором провозглашалось равенство граждан независимо от национальности и свобода религии. По этому указу султана Абдул-Меджид I Турция превращалась в светское государство. После окончания Крымской войны крымские татары массово эмигрировали в Турцию, к 1860 году опустело и крымское татарское село Замрук (Береговое).

Неприветливо встретила крымская земля эстонских переселенцев. Деревня Самрук (Береговое) выглядела удручающе, пугая переселенцев, сиротливо стоящими, брошенными, полуразвалившимися саманными лачугами. Угрюмое ноябрьское море, высохшая трава, жалкие, низкорослые деревца — всё было ново, непривычно и даже страшно. В родной земле Эстляндии они привыкли к зелёным заливным лугам, белым березам и соснам. Первое лето на крымском берегу выдалось необычайно жарким, расплодилась зловещая саранча, о нашествиях которой эстонцы знали только из Библии, и уничтожила многие посевы. Но эстонские переселенцы верили, что им удастся вырастить хлеб на своей земле, а рядом было море, в котором водилось много рыбы.
Отличались ли эстонцы от других переселенцев и жителей Крыма, живущих в соседних деревнях? Да, отличались коллективным мышлением, так характерным для многих славянских народов, в традициях которого коллективное строительство бревенчатых домов. Деревянный дом невозможно построить в одиночку, в отличие от каменного дома.
Эстонцы всем миром стали строить общественные здания. В первые же месяцы была построена школа из Эстонии был приглашен учитель Андрес Туйске, чтобы дети, родившиеся уже в Крыму, не забывали родной язык. Затем коллективно взялись за строительство молельного дома и танцплощадки, ведь эстонцы любят танцевать.
Да, эстонцы показали, что умеют работать, они часто выезжали на заработки в Симферополь и Севастополь, Феодосию и Ялту. Рабочие умелые руки эстонцев принесли им добрую славу, их с удовольствием брали на малые промышленные предприятия.

В Севастополе среди волн, на Приморском бульваре, стоит известный всему миру Памятник затопленным кораблям, давно ставший символом Севастополя, автор этого памятника эстонец Амандус Адамсон.
В селе Береговое, до недавнего времени, жил правнук одного из первых эстонских переселенцев — Оскар Иванович Торбек, который много рассказал о жизни эстонцев в прошлом веке.
В столице Эстонии Таллине есть Музей Эдуарда Вильде, писателя и того самого исследователя жизни эстонских переселенцев в Крыму, который собрал материалы для своего большого исторического романа «Пророк Малтсвет».
«Пророк Малтсвет», он же Юхан Лейнберг, родился в 1812 году в Эстляндии в местечке Ярвамаа и прожил там до 1885 года. Долгое время он занимался миссионерской религиозно-просветительской деятельностью и находился в оппозиции царским властям, за что его очень любили в народе.
Историк Роберт Нерман рассказывает о религиозно-просветительской деятельности Юхана Лейнберга и о фантастическом «белом корабле», который ждали эстонские крестьяне, который отвезёт их на далёкие берега, где живёт счастье.
В 60-е годы XIX века на высоком берегу Ласнамяэ собиралось большое количество крестьян из окрестных деревень, которые ждали, обещанного «пророком» Юханом Лейнбергом, прибытия белого корабля.
Местные немецкие газеты иронизировали, а любопытные сограждане сами ходили смотреть на крестьян, ожидающих у моря прибытия белого корабля.
Юхан Лейнберг, как духовный отец, отправился на юг России вместе с эстонскими переселенцами.
Пока Лейнберг отсутствовал, в мае 1861 года среди крестьян распространились слухи, что ему удалось достать белый корабль и он отправится в путь 25 мая 1861 года от ласнамяэского берега. Уже задолго до этого дня народ начал собираться на склоне Ласнамяэ, в надежде увидеть белый корабль.

Читать еще:  Устанавливать скаченные игры на xbox 360.

Это религиозное движение эстонских крестьян стало превращаться в эмиграционное.
Вот так на «белом корабле» своей мечты эстонские крестьяне отправились в Крым к южному Чёрному морю.

Кому принадлежал Крым?

За последние 3 тысячелетия на полуострове жили самые разные народности и обладали им различные государства.

X век до н.э. — Кочевники и горцы

Чей был Крым изначально? Самыми древними жителями Крыма принято считать тавров. Они жили на южной части полуострова в горах, а кочевники-киммерийцы, располагавшиеся на равнинной местности. Информации о данных народах очень мало. Научные деятели и в настоящее время дискутируют об их этнической принадлежности.

VII век до н.э. — Греки

В Крым (Таврию) по Чёрному морю приплыли торговцы из Греции и создали первые эллинские поселения. В VIII веке до н. э. был образован Пантикапей (сейчас Керчь). В V веке — Феодосия и Херсонес (на месте нынешнего Севастополя).

III век до н.э. — Скифы

С севера пришли воины-кочевники расселились в степных районах Крыма и образовали свою державу. На месте нынешнего Симферополя они построили большой город, называемый античными авторами Неаполем Скифским.

63 г. до н.э. — Римляне

Все города Крыма стал контролировать Рим и во всех Крымских центрах были размещены римские гарнизоны.

257 г. — Готы

В полуостров вторглись племена германского происхождения. Они уничтожили царство Скифов и подчинили прибрежные города (за исключением Херсонеса). Вожди готов стали полными хозяевами Крыма.

370 г. — Гунны

Волна вооруженных нападений кочевников из Азии, дошла и до Крыма. Вожди готов потерпели поражение. Полуостров подвергся сильному разорению. Выжившие предпочли перейти под Византийскую власть.

VII в. — Хазары

Постепенно вся территория Крыма оказывается под контролем хазар. Под властью византийцев остаётся только Херсонес.

988 г. — Русичи

Состоялся полулегендарный поход князя Владимира, во время которого им был захвачен Херсонес (в русских летописях — Корсунь). Считается,что после этого язычник Владимир принял решение о крещении по греческому образцу.

XII век — Армяне

В Крым начинают переселяться армяне. Они сохраняют свой язык и традиции. Со временем в некоторых областях полуострова армянские поселенцы становятся национальным большинством.

XIII в. — Генуэзцы

Граждане богатого итальянского города-республики берут в свои руки морскую торговлю с Крымом. В короткий срок генуэзцы строят мощные крепости. Столицей их владений становится Кафа (Феодосия), которая быстро превращается в богатый густонаселённый город

1239 г. — Монголы

Во время Западного похода монгольских кочевников отряды Батыя проникают в Крым и подчиняют почти всю территорию своей власти. Степная часть полуострова, заселённая тюркоязычными племенами, входит в состав Золотой Орды.

1475 г. — Османская империя и Крымское ханство

Постепенно Золотая Орда теряла контроль над Крымом. Местные эмиры со временем перестали считаться с властью Сарая и в XV веке создали независимое Крымское ханство, первым правителем которого стал Хаджи I Герей. Однако период государственной самостоятельности продолжался недолго. Уже в 1475 году на полуострове высадились войска турецкого султана, в следствие чего Крым полностью оказался во власти Османской империи.

1736 г. — Россия

Впервые русские солдаты под командованием Бурхарда Миниха взяли штурмом Перекоп и проникли в Крым в 1736 году. Но реально взять полуостров под контроль Санкт-Петербурга удалось только во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Захватом полуострова руководил Василий Долгоруков.

1783 г. — Екатерина II

Правительница Российской империи выпускает манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Очень быстро губернатор Новороссии Григорий Потёмкин начал колонизацию Крыма. Главной базой русского флота на Чёрном море стал Севастополь.

1954 г. — СССР

В январе 1954 года прошло заседание Президиума ЦК КПСС, на котором был утверждён проект указа о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Уже в феврале указ был принят Президиумом Верховного Совета СССР под председательством Климента Ворошилова.

1991 г. — Украина

После распада СССР полуостров закономерно остался в составе независимой Украины. Одна ко рядом российско-украинских соглашений оговаривался особый статус Севастополя. Значительная часть военных сооружений города была передана России в аренду.

2014 г . — Российская Федерация

В феврале 2014 года спецназ России захватил ключевые объекты Крыма. Весной на полуострове был проведён референдум о присоединении к РФ. Но включение по его итогам Крыма в состав России не было признано мировым сообществом.

Источники:

http://russian7.ru/post/kto-zhil-v-krymu-do-poyavleniya-tatar/
http://maxpark.com/community/4797/content/1713550
http://zen.yandex.ru/media/id/5a40e6c9a936f4168f8f059b/5bdac982e4c44c00aa020e91

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector