0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такие шибанов курбский репнин. А

История Василия Шибанова как пример русского бусидо

Идеалом служения самурая было беспрекословное выполнение приказов господина. От господина исходят все блага жизни, слуга живет исключительно благодаря ему. Самурай мог вернуть долг только абсолютной верностью. Однако что делать, если господин ошибается, хуже того, совершает дурные или неправильные поступки, поступки, ведущие к гибели? В такой ситуации долг слуги — указать господину на ошибку, даже если тот в порыве гнева прикажет казнить не только смельчака, но и всю его семью. Однако, что если господин просто отмахнется от предупреждения? Остается еще один способ: совершить ритуальное самоубийство, сэппуку, в предсмертном письме объяснив причину такого поступка. Или даже не объясняя, если до того уже не раз указывал господину на его ошибку.

Русский воин 16-го века, если он принадлежал не к воинской корпорации, а был слугой или боевым холопом знатного землевладельца, в какой-то степени являлся таким самураем. Он полностью зависел от своего господина, а идеалы дружинной верности, хотя и отмирающие, насчитывали на Руси к тому времени по меньшей мере семь веков.

Одним из самых ярких и страшных примеров такой феодальной преданности является история Василия Шибанова, не побоявшегося отвезти первое послание князя Андрея Курбского царю Иоанну Васильевичу. Здесь я попытаюсь разобрать не столько реальную историю, сколько ее переложение знаменитым русским поэтом и писателем 19-го века, Алексеем Константиновичем Толстым.

Стихотворение написано в 40-е годы, то есть заведомо до того, как Япония стала открытой страной, и европейцы узнали хоть что-то о ее культуре. Тем не менее, в этом произведении, пусть и несколько искажающем историческую реальность, поэт дарит нам ярчайшую картину подвига духа русского самурая. Вот уже двадцать пять лет я не устаю восхищаться мастерству Алексея Константиновича, сумевшего так тонко, буквально одним-двумя словами раскрыть перед нами внутренний мир Василия Шибанова, его убеждения, то, что привело стремянного к трагическому и величественному концу. Итак, начнем:

Князь Курбский от царского гнева бежал,

С ним Васька Шибанов, стремянный.

Дороден был князь. Конь измученный пал.

Как быть среди ночи туманной?

Но рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдаёт воеводе коня:

«Скачи, князь, до вражьего стану,

Авось я пешой не отстану».

«Раб» Шибанов отдает своего коня со словами: «Скачи, князь, до ВРАЖЬЕГО стану». Для Курбского литовцы, к которым он бежит — будущие друзья, расположение которых следует заслужить. Однако самурай Шибанов по прежнему видит в них врагов, его убеждения непоколебимы. Учтивый, как и подобает слуге, он, тем не менее, ясно дает понять своему господину, что тот — неправ, потому что бежит к врагам.

Достигший литовского лагеря, Курбский встречает радушный прием:

«Стоят в изумленье литовцы кругом,

Без шапок толпятся у входа,

Всяк русскому витязю честь воздает. «

Курбского, однако, не радует это признание. Судя по всему, его мучают угрызения совести. Следует понимать, что он не просто бежал от возможной казни (бросив, кстати, семью на произвол судьбы) — это было бы понятно. Князь Андрей перешел на сторону врагов, с которыми идут постоянные войны. В отличие от Темных Веков или Средневековья, в Новом Времени, когда понятие национальной принадлежности уже начало утверждаться в сознании людей разных стран, это означает безусловное предательство. Чтобы успокоить себя и переложить вину за свой поступок на царя, Курбский пишет ругательное письмо Грозному. Остается вопрос, как передать такое послание адресату во времена, когда нет не то, что интернета, но даже простого телеграфа. Нужен гонец, который, очевидно, доставив письмо, расстанется с головой. В этот момент в шатер князя входит Василий:

«Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:

«Князь, служба моя не нужна ли?

Вишь, наши меня не догнали!»»

Русскую погоню самурай Василий называет НАШИ. Долг перед господином заставил стремянного бежать к литовцам, но он по-прежнему считает их врагами, а московских воинов — своими. Его душа рвется на части, он не может оставить Курбского, ибо ДОЛГ и ЧЕСТЬ повелевают служить господину до конца. Но Шибанов видит, что такой службой он, без сомнения, губит свою душу. Недалекий и подлый Курбский сует верному воину письмо и пытается всучить также деньги:

Читать еще:  Красивые рисунки винкс. Интерлейкин псориаз

«И в радости князь посылает раба,

Торопит его в нетерпенье:

«Ты телом здоров, и душа не слаба,

А вот и рубли в награжденье!»»

Ответ самурая, безукоризненно вежливый, как того и требует этикет, тем не менее, дышит сдержанным презрением:

«Шибанов в ответ господину: «Добро!

Тебе здесь нужнее твое серебро,

А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки».»

Дальнейшее — известно. Василий передал письмо царю на глазах всего народа, вынудив того, чтобы не потерять лицо, выслушать послание на месте. Шибанов не попытался хоть чем-то смягчить свою участь, наоборот, он сделал все, чтобы обречь себя на смерть. И происходит невиданное. Выслушав читающего письмо дьяка, Грозный — человек, считающий, что имеет от Бога право убивать и мучить своих слуг, вдруг понимает душу стоящего перед ним воина, которого сам же уже подверг первой пытке:

«Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!»

Слова угрюмого восхищения, даже уважения, это все, что может позволить себе царь. Следует понимать, что ему нанесено жесточайшее оскорбление, за которое следует немедленная расплата. Палачи должны сломать Шибанова:

«Товарищей Курбского ты уличи,

Открой их собачью измену!»

Снова и снова Грозный посылает узнать: оговорил ли себя и других простой воин Василий Шибанов. И неизменно получает ответ:

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!»

Русский самурай не может вскрыть себе живот, чтобы показать господину, какую страшную ошибку тот совершил. Василий оставляет это палачам. Сложно поверить, что воин, сражавшийся всю жизнь, проливавший кровь за своего князя, в последний момент действительно проникся любовью к своим врагам. Его слова:

«О князь, ты, который предать меня мог

За сладостный миг укоризны,

О князь, я молю, да простит тебе бог

Измену твою пред отчизной!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,

Язык мой немеет, и взор мой угас,

Но в сердце любовь и прощенье,

Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,

Прости моего господина!

Язык мой немеет, и взор мой угас,

Но слово мое все едино:

За грозного, боже, царя я молюсь,

За нашу святую, великую Русь,

И твердо жду смерти желанной!»

. это, скорее, укор и вызов бесчеловечности тех, кто обрек его на смерть. Шибанов показывает своим мучителям, что он сумел, не погубив души, сберечь свою честь воина и человека. Он действительно раб, но не Курбского, а своей совести. Кодекс чести, которому следовал русский самурай, оказался неподвластен ни деньгам, ни пыткам.

Иван Грозный выслушивает письмо от Курбского, картина В.Г.Шварца

Презентация «А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел.

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный) — великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси. Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабка по отцу, Софья Палеолог — из рода византийских императоров.

И.Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Работа с таблицей Вопрос «Василий Шибанов» «Князь Михайло Репнин» Историческая основа сюжета Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина Рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского Конфликт, положенный в основу сюжета. Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? Стилизация под фольклор

Читать еще:  Значение слова тынянов в литературной энциклопедии.

Баллада «Василий Шибанов» Андрей Курбский

К.Е. Маковский «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного» 1880 г.

Работа с таблицей Вопрос «Василий Шибанов» «Князь Михайло Репнин» Конфликт, положенный в основу сюжета. Верный слуга Курбского Василий Шибанов доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен. На пиру у Ивана Грозного князь Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина.

Работа с таблицей Вопрос «Василий Шибанов» «Князь Михайло Репнин» Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? Эпитеты: рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена. Метафоры:«перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма». Эпитеты:разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь. Метафоры:«С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»

Работа с таблицей Вопрос «Василий Шибанов» «Князь Михайло Репнин» Стилизация под фольклор Устаревшая лексика: Опричня– опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Смирная одежда — траурная. Окольные — приближенные. Аз, иже — я, который. Лиях — лил. Заплечный мастер — палач. Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка. Устаревшая лексика: Кравчий — распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу. Тиуны — верные слуги. Машкара, личина – маска. Рек – сказал. Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.

А. К. Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел рас-крыть сущность истин-ной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной по-корности, а в осмыс-лении происходящего в стране и активном учас-тии в судьбе Родины, ВЫВОД: смелом выражении своей гражданской позиции. В жесткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противо-стояние упрямых, чест-ных и доблестных лю-дей общей системе зла и насилия.

Домашнее задание: РТ зад. 114, 115 с. 65-66, Читать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Дочитать «Сказку о царе Салтане…» до конца

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Черепанова Ольга Викторовна
  • Написать
  • 9475
  • 10.01.2017

Номер материала: ДБ-079836

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 10.01.2017
  • 1119
  • 10.01.2017
  • 2899
  • 10.01.2017
  • 5154
  • 10.01.2017
  • 446
  • 10.01.2017
  • 860
  • 10.01.2017
  • 322

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Краткое содержание баллады «Василий Шибанов» А. К. Толстого

Баллада Толстого — это история «незаметного» героя, с которой вкратце можно ознакомиться, прочитав краткое содержание стихотворения «Василий Шибанов» для читательского дневника. Произведение написано в 1840 году.

«Василий Шибанов» в сокращении

А. К. Толстой «Василий Шибанов» краткое содержание для читательского дневника:

Князь Курбский бросается в бега, чтобы избежать наказания государя, которого предал. С ним едет конюх Василий. Лошадь князя падает замертво, не выдержав скачки. Слуга отдаёт господину своего коня.

Князь благополучно добирается до литовцев. Тут ему рады, он в безопасности, но Курбскому этого недостаточно. Он выплёскивает всю свою злость в письмо для царя. Но кто захочет доставить такое послание?

В стан доходит изнурённый Василий, он один соглашается ехать к царю, причём даже не берёт вознаграждение. И вот гонец в палатах Иоанна. Письмо читают дьяки, царь свирепеет и втыкает в ногу Василию конец своей железной трости.

Читать еще:  Виктор гюго 19. Виктор гюго краткая биография

Затем Шибанова бросают в темницу и подвергают жестоким пыткам, чтобы выяснить имена сообщников его господина — князя Курбского. Василий, несмотря на адские муки, продолжает славить князя, остаётся ему верен. Умирая, он обращается к Богу, моля не за себя — за Курбского.

Преданность и любовь, не должны заключаться в безропотном повиновении и готовности к самопожертвованию.

Это интересно: Сюжет баллады В. Жуковского «Лесной царь», написанной в 1817 году, взят из датской легенды. В сказаниях фигурировал злой дух, который олицетворяет собой смерть, он приходит к людям, которые стоят на краю жизни и смерти. Краткое содержание баллады «Лесной царь» для читательского дневника в поэтической форме покажет различное видение окружающего пейзажа мужчиной и его больным сыном.

Краткий пересказ «Василия Шибанова»

Краткое содержание «Василий Шибанов» Толстой:

Начинается произведение с побега Курбского. Князю во всем помогает верный слуга – Василий. Даже когда конь Курбского выдохся, слуга отдаёт господину свою лошадь. Важна сцена, когда князь, уже находясь в покровительствующей Литве, с упоением пишет письмо царю.

При этом он даже не думает о брошенном в погоне слуге, Курбский упоён сочинением злых строк. И вот измученный Василий всё-таки появляется, даже предлагает князю помощь. А тот, дописав едкое письмо, решает назначить гонцом верного Василия. Курбский щедро предлагает ему награду серебром, но слуга отказывается.

Понятно, что судьба гонцов, тем более, с плохими вестями, более того, с издевательскими посланиями была незавидна. Сразу при чтении злых строк письма, в которых ему угрожают карой господней, Грозный протыкает ногу гонца палкой. Однако Шибанов не выказывает боли и страха. Помрачневший царь всё же восхищается силой воли гонца. Именно Иван Грозный замечает, что Курбский не ценит такого верного человека.

Тем не менее, главный герой брошен в застенок, его пытают: один палач сменяет другого… И всё-таки Шибанов не сдаётся, мученически терпит. Всё удивляются, мол, неужели, ради хозяина готов герой принять такие муки.

Оказывается, что не в верности человеку дело, герой страдает ради самой России. Он не выдаёт сообщников Курбского, хотя понимает, что в действительности князь просто испугался царя, предал Родину – выдал её литовцам, что он не ценит верность и честь своих людей.

Писать обвинительные письма издалека, посылать преданных людей на верную смерть – в этом мало чести. Возможно, эта слепая преданность Василия связана со страхом ответственности, самостоятельность… Из-за неё главный герой – благородный и чистый душой – позволяет себя убить.

Собственно, Курбский зря растратил силы и верность своего верного слуги.

Читайте также: Стихотворение-баллада «Илья Муромец» Толстого была написана в 1871 году. Большая ее часть представляет собой монолог Ильи Муромца, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых заслугах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Илья Муромец» для читательского дневника.

О чем баллада «Василий Шибанов»?

  • князь Андрей Курбский;
  • конюх Василий Шибанов.

«Василий Шибанов» Толстой краткое содержание сюжета:

Баллада Алексея Толстого основана на реальных событиях, при которых Курбский бежал заграницу, опасаясь Ивана Грозного. Его слуга (Василий Шибанов), всем рискуя, во всем помогает господину. Из-за границы князь пишет письмо с обвинениями царю, отправляет Шибанова гонцом. Тот честно исполняет свой долг, а из-за неприятных царю строк попадает в темницу, терпит пытки… Несмотря ни на что, не выдаёт никого, мученически погибает.

Эта баллада о тяжелом для Руси времени, она противоречива. С одной стороны, достойная восхищения преданность слуги, а с другой, вероломство господина и жестокость царя.

Это интересно: Исторический роман «Князь Серебряный» А. К. Толстого был написан в 1862 году и опубликован год спустя в литературном журнале «Русский вестник». Для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Князь Серебряный» по главам. В основе произведения лежит важный период русской истории – централизация власти московского князя и ее противостояние боярам.

Источники:

http://pikabu.ru/story/istoriya_vasiliya_shibanova_kak_primer_russkogo_busido_6297819
http://infourok.ru/prezentaciya-ak-tolstoy-istoricheskie-balladi-vasiliy-shibanov-i-knyaz-mihaylo-repnin-pravda-i-vimisel-1501882.html
http://litfest.ru/shortwork/vasiliy-shibanov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector