2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Костюмы к опере «евгений онегин». А.С

Мода, одежда дворян

Поэт был светским человеком, часто бывал в высшем обществе, ездил на балы и обеды , совершал прогулки, и не последнюю роль в его жизни играла одежда.

Во втором томе «Словаря языка Пушкина», изданного в 1956 году, можно прочесть, что слово «мода» в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря приводят из романа «Евгений Онегин».

Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции, и Франция диктовала моду всей Европе.

Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет.

Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит с иронией о наряде главного героя:

…Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Конечно б это было смело,

Описывать моё же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? А в этом может помочь французский журнал мод «Маленький дамский вестник» (Le Petit Courrier des Dames) за 1820-1833 годы. Иллюстрации моделей одежды оттуда как раз и дают представление о том, во что одевались во времена Пушкина окружавшие его люди.

Женская мода

Мастерство создания мужских и женских платьев поражает наше воображение. Как такое великолепие можно сделать своими руками, учитывая то, что в то время не было такого количества технических устройств, как сейчас? Как эти прекрасные творения умелых портных можно было носить, учитывая то, что они весили гораздо больше, чем сегодняшняя одежда?

Отгремела война 1812 года, но тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам 19 века, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона.

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами.

Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.

На плечи набрасывали кашемировые шали, пелерины, боа, которые прикрывали декольте.

Дополнения – зонтики с оборками летом, зимой – муфты, сумочки, перчатки.

Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

. Корсет носила очень узкий

И русский Н, как N французский,

Произносить умела в нос.

В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.

…Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц лёгкие уборы.

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг…

Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

. Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры.

Мужская мода

Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но мода уступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости.

Для выражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Из одежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок.

Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Любой светский мужчина того времени носил фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.

stop_vasiliev

stop_vasiliev

«Это мое личное мнение, я не являюсь политиком, я историк моды и не отвечаю за свои слова» (с)

Костюмы к опере «Евгений Онегин»

В 1987 году в Бонне Юрий Любимов — на тот момент третий год как вынужденный эмигрант; в 1988 году он вернется в Москву, а в 1989-ом ему вернут советское гражданство — ставит оперу «Евгений Онегин». Александра Васильева взяли работать художником по костюмам.

Читать еще:  Сестра толкование сонника. К чему снится сестра

Значительная часть статьи о работе Васильева над этой оперой посвящена рассказу о том, какая была толстая Стефка Евстатьева, исполнительница роли Татьяны:

Пара фотографий:

Пара эскизов:


Костюм Ольги Лариной

«Костюмы к Евгению Онегину должны быть предельно точны и верны эпохе — 1820-х«. Если пожелание Любимова было действительно таковым, то Васильев изрядно подставил мэтра.

Из книги Киреевой «История костюма»:

Типичные силуэты платьев 1820-х гг.


1820-23 гг.


1823 г.


1824 г.


1825 г.


1825 г.


1826 г.


1827 г.


1828 г.


1829 г.


1829 г.
http://www.liveinternet.ru/users/spbmaks/post243136521/
По этим фотографиям можно проследить, как постепенно высокая «ампирная» линия талии постепенно смещается вниз, пока к 1830 году не опускается до своего естественного уровня.

Возвращаясь к эскизу Васильева, оставим за скобками отделку: пошлые сердечки на шали, птичку, лиру и полумесяцы на подоле, грубый черный пояс, зрительно разрезающий платье напополам — и все это щедро разрисовано серебрянной ручкой. Из-за нарушенных пропорций женской фигуры отнести платье к 1820-м гг. можно с известной долей условности.
Эскиз мужского костюма тоже не слишком поможет. Окорокообразный рукав фрака и естественная линия талии отсылают к концу 1820-х (впрочем, по эскизам трудно понять, где именно при неестетственно крупной голове и коротком туловище автор подразумевал локти), два ряда пуговиц на жилете — к годам, предшествующим 1820-м. Кроме того, согласно этикету панталоны должны быть светлее фрака.
http://www.diary.ru/

Зато фотографии уже готовых придворных «русских» платьев позволяют в полной мере оценить идеи Васильева, которые, однако, не «точны и верны эпохе».

Прежде всего, следует различать бальное и повседневное платье. Несмотря на общий модный силуэт имелись существенные различия.
Из книги Киреевой «История костюма»:

Татьяна в «малиновом берете» появляется на светском вечере и не может по замыслу Васильева носить рукава «жиго», если Васильев хочет быть верным отображаемой в опере эпохе.

«Бал у княгини М. Ф. Барятинской». Акварель Г. Г. Гагарина. 2-я пол. 1830-х гг.


1830 г. http://www.liveinternet.ru/users/4634883/rubric/3350816/


Вечернее платье Александры Федоровны, жены Николая I, ок. 1830 г. http://www.spletnik.ru/blogs/moda/90216_naryady-doma-romanovykh

А придворное «русское» платье это и вовсе отдельное модное явление.

Любивший во всем порядок император Николай I одновременно с «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля 1834 г. утверждается «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору». По-видимому, эти наряды вводились впервые (в указе от 11 марта 1831 г. о них не упоминалось). Такой наряд состоял из бархатного вечернего платья, имевшего разрез спереди к низу от талии, который открывал юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Аналогичное шитье полагалось «вокруг и на переди юбки». Платье гофмейстерины имело малиновый цвет, платья статс-дам и камер-фрейлин—зеленый, платья фрейлин — пунцовый. Такие же парадные платья полагались наставницам великих княжон (из синего бархата), фрейлинам великих княгинь (как у фрейлин царицы, но с серебряным шитьем) и фрейлинам великих княжон (из светло-синего бархата). Нормировался и головной убор придворных дам: замужние должны были «иметь повойник или кокошник», а девицы «повязку», — в обоих случаях произвольного цвета, с белой вуалью. Описанный наряд получил название «русского платья». К началу XX в. наряд придворных дам несколько трансформировался. В «Придворном календаре» он описывается так: платье белого атласа, оставлявшее открытыми оба плеча; бархатный шлейф тех же цветов, как это устанавливалось в 1834 г.; на голове кокошник из того же бархата, а у девиц — повязка.
Покрой платья у прочих дам, приглашаемых ко двору, по закону 1834 г. должен был соответствовать тому же образцу, «как на рисунке показано». Платья эти могли быть «различных цветов, с различным шитьем, кроме, однако же, узора шитья, назначенного для придворных дам».
Кроме парадного платья придворные дамы имели особые знаки отличия: гофмейстерины, статс-дамы, камер-фрейлины — миниатюрные портреты императриц, окруженные бриллиантами, носившиеся на правой стороне груди, а фрейлины — золотые, осыпанные бриллиантами шифры (вензеля императрицы или великих княгинь, при которых фрейлины состояли), увенчанные короной, носившиеся на андреевской голубой ленте на левой стороне корсажа. Обладательницы портретов именовались в быту «портретными дамами». http://www.bibliotekar.ru/CentrTitul/30.htm

Как отмечал в 1833 г. в своих дневниках П.А.Дивов, «Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана»/. / «В царствование Николая I официальный дамский придворный костюм, получивший название «русское» платье, состоял из двух предметов. Верхнее бархатное распашное платье со шлейфом, длинными откидными рукавами с открытой проймой надевалось на нижнее, называвшееся «сарафаном» и состоявшее из корсажа с коротким рукавом-фонариком и широкой юбки из белого атласа . http://anna-y.livejournal.com/991176.html

Откидные рукава, деталь русского народного костюма были такими:

Одновременно она служили и парадной одеждой. Одной из характерных верхних одежд был летник (рис. 77). Летник длиной до пят — накладная одежда. Книзу он сильно расширялся за счет вшитых боковых клиньев, имел очень широкие колоколообразные рукава, срезанные углом. Так как рукава были очень длинными, обычно женщина, носившая летник, держала руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочились по земле./. /

Стилизованные придворные «русские» платья 1830-х гг.

Придворные костюмы 1838 г. (Фрагмент картины)
Белая галерея (Гербовый зал) в Зимнем дворце. Адольф Ладюрнер (Ладурнер) 1838 г.
Белая галерея (Гербовый зал) в Зимнем дворце. Адольф Ладюрнер (Ладурнер) 1838 г.

Читать еще:  Репин годы жизни и смерти. Илья Репин

Портрет императрицы Александры Федоровны, 1830 г.


Придворное платье фрейлины императрицы, 1830-е гг.

Мария Волконская 1839 г.

Как видим, никаких чудовищно вздутых рукавов «жиго» с круглыми «дырами», аккуратные, но совсем не куцые шлейфы, цвета платьев строго регламентированы. Зачем Васильеву одевать хор именно в придворные платья, которые надевались только для торжественных визитов к императору и императрице — а действие в заключительной части романа происходит на светском вечере, вовсе не при дворе — одному Васильеву известно.

politota_net

Культурная революция

Сегодня у нас будет что-то вроде журнальчика мод. Надо же культурному человеку следить и за тенденциями в области модных фасонов одежды — хотя бы театральных.

Театр действительно начинается с вешалки в гардеробе, ведь опера — это костюмированное действо. Костюмы в театре важны не только для артистов. Многие зрители, особенно зрительницы, если вдруг сочтут, что им в театр, что называется, «нечего надеть», так могут со злости и на спектакль не пойти, даже если билет уже куплен.

Я помню времена, когда в прессе весьма сурово обсуждался вопрос о том, прилично ли порядочному гражданину прийти в оперу, например, без галстука. Такое вот жуткое было раньше время.

Но нынче вопрос одежды в театре стоит не так остро. Причём — не только для зрителей, но и для артистов. Согласно современным догматам сценографии, артисты должны играть в одежде из ближайшего гипермаркета независимо от эпохи, в которой происходит действие. Действительно, когда на сцене каждое действующее лицо, например в «Травиате», одето в двубортное драповое пальто, и каждый зритель в зале тоже одет в двубортное драповое пальто, то разве ж это не прекрасно!?

Но всё-таки начинать знакомство с великим искусством сценографии хотелось бы с классической сценографической традиции, которая требует не только соответствия костюмов стилю эпохи, в которой происходит действие. Частая перемена костюмов сама по себе хороша для визуального разнообразия.

В этом отношении отметим оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» в постановке современного канадского режиссёра Роберта Карсена на сцене Метрополитен Опера (видеозапись 2007-го года). Эта постановка привлекает внимание именно тем, что вся сценография здесь сконцентрирована исключительно на костюмах. Несмотря на то, что в этой постановке замечательно поют Дмитрий Хворостовский, Рене Флеминг, Рамон Варгас, мы обратим внимание не на их голоса, а на их шмотки.

И раз у нас сегодня журнальчик мод, то под катом картинок будет больше чем текста (30 картинок), и даже будет видео с переодеванием.

Роберт Карсен — это современный, известный, молодой, модный, красивый, умный, успешный, брильянтовый оперный режиссёр из Канады. Он ставил оперные спектакли по всему миру, в том числе и в России.

Возможно это потому, что «Евгений Онегин» Пушкина — не только любовный роман в стихах, но и ещё попытка поэта написать энциклопедию русской жизни. И почему бы оперу «Онегин» не рассмотреть отчасти как что-то вроде энциклопедии русской моды?

Хотя тут есть один важный момент. Историческая музейная дотошность и точность в отношении моды той или иной эпохи на сцене не только труднодостижима, но и вряд ли необходима. Всё-таки костюм в спектакле — это средство художественной выразительности, а не музейный экспонат.

И в своей сценографии «Онегина» Карсен как раз демонстрирует чувство костюма как выразительного средства, сконцентрировавшись полностью на одежде и не отвлекаясь даже на интерьер. В качестве интерьера он оставил на сцене практически только одни стулья, которые, правда, будут присутствовать везде — даже во вступительном слове Михаила Барышникова к этой, безусловно, экстраординарной опере.

Вне времени и моды

Одежда, как ничто другое, несёт на себе отпечаток конкретного исторического времени. Однако есть вид костюмов, который давно перестал олицетворять конкретную историческую эпоху. Это фрак. Рождённый «рассудку вопреки, наперекор стихиям» в 18 веке во Франции как необычный симбиоз военной и светской одежды, фрак в наши дни превратился, как и классическая музыка, во вневременное явление.

Символично, что дирижёр во фраке — это обычно первое, что видит зритель с начала представления оперы. Дирижёр в этой постановке «Онегина» Валерий Абисалович Гергиев, одетый с некоторой небрежностью гения в чёрный фрак, конечно же, прекрасен.

«Евгений Онегин» — опера в трёх действиях. И в каждом из этих трёх действий представлен свой особый тип вечеринки: крестьянская, именины провинциалов и бал столичной публики. Опера Чайковского — это ещё и энциклопедия вечеринок. А вечеринки — это там, где по одёжке не только встречают, но и провожают.

Действие первое. Русская деревенская глушь у Карсена сценографически выражена скупо: практически пустая сцена, как синоним бескрайних русских полей и просторов, усыпанных «болдинскими» осенними листьями. И, конечно же, берёзки.

Деревенская жизнь, как нам всем известно из уроков природоведения в школе, вся подчинена хозяйственным нуждам. В постановке Карсена даже помещица Ларина, бывшая столичная штучка, занята сельхозработами по переработке плодоовощной продукции. Хозяйственным отношениям подчинена и её практичная одежда. Оставив городскую привычку одеваться «по моде и к лицу», она приобрела новую привычку носить фартук и практичный чепец.

Праздники в деревне тоже хозяйственные. Появляются русские пейзане дабы отпраздновать завершение хозяйственно-полевых работ. Все как один в русской народной пейзанской одежде. Кто сказал — в каторжанской?

Читать еще:  Базаров молодой человек. Базаров - новый человек

И всё простые русские лица. Напрасно думать, что арапы здесь случайность. Арапы, вот Александр Сергеевич не даст соврать, во времена Пушкина в России уже были и приносили немало пользы государству российскому.

Там где праздник и гулянье, там всегда будет и батюшка. Ну и что, что он с ремнём на пузе, как дембель советской армии? Между прочим, полностью копировать в спектаклях священническое облачение некоторые даже считают святотатством.

А вообще, церковная мода — очень занятная вещь. Для знатоков ниже пример современной церковной одежды в Беларуси в аналогичном, как и в опере, случае освящения уборочной страды. А вы вот и не догадывались, что Беларусь — центр креативной клерикальной фэшн.

Модные аксессуары для девушек

Татьяна, русская душою, в исполнении Рене Флеминг естественно возле берёзки и с книжкой в руках. Книжка — это не только пища для ума и сердца, но и обязательный атрибут одежды любой русской юной леди.

А вот вострушка Елена Заремба в роли Ольги считает, что лучший аксессуар к одежде девушки — не книжка, а желательно тот, кто сам эти книжки пишет — в данном конкретном случае поэт Ленский, он же сладкогласый Рамон Варгас. Умная девушка.

Но когда вокруг сплошная идиллия, то жди беды. И беда явилась и не запылилась — друг Ленского Евгений Онегин, он же Дмитрий Хворостовский. Даже в колхозе имени помещицы Лариной как денди лондонский одет.

«Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала…»

Ночь, кровать, стол, стул, бумага. Волшебный яд желаний и ночнушка превращают Татьяну в ночное влюбленное привидение. Влюблённый призрак собирается писать письмо Онегину.

Действие волшебного яда длится недолго и Татьяна уже сожалеет о письме. На свою первую свиданку в жизни она идёт как на расстрел.

И вот как приличные девушки должны одеться на расстрел? Вопрос непростой. Наверное, это должно быть какое-нибудь незамысловатое сиреневое платье.

И обязательно закрытый воротничок девичий кружевной. О, боже мой!

Свиданка. Онегин — олицетворение торжества абсолютного и холодного разума. Застёгнут и укутан так, что кажется вот-вот пойдёт снег, и любовь Татьяны замёрзнет и умрёт тихо, как О-Рин на горе Нараяма.

Без окон, без дверей полна горница людей — это бал в гостиной дома Лариных по случаю именин Татьяны в сценографии Карсена. Действие второе.

Судя по тому, что в цветах одежд собравшейся публики преобладают оттенки благородных металлов, перед нами гуляет местная провинциальная элита. Можно даже сказать, «золотая молодёжь».

Человек в военной форме — это всегда, что ни говори, человек в военной форме. Да и котильон военные резвее других танцуют.

Костюмчик Онегина местная публика тоже оценила по достоинству: «Гляньте-ка, гляньте: Танцуют пижоны!».

Провинциалы, конечно же, кого хочешь достанут и доведут до белого каления. А вымещаем мы своё раздражение всегда на самых близких и тех, кто к нашим обидам меньше всего причастен. Меньше всего причастен к обидам Онегина его близкий друг Ленский. И вот если бы не была изобретена одежда, то за что бы хватали друг друга приличные люди во время ссоры?

Дуэль — это такое особое мероприятие, одеваясь перед которым, придётся признавать, что вероятно одеваешься на собственные похороны, и надо бы выглядеть соответствующе. С другой стороны есть не меньшая вероятность, что одеваешься на похороны своего визави, и надо бы на этих похоронах не простудиться. И эта нехитрая логика всегда налагает определённые требования на стиль гардероба дуэлянтов.

А стреляться нужно в белой рубахе. Ни в цветочек, ни в полосочку, и даже не в вышиванке, а только в белой.

Апофеоз костюмированного действа — переодевание Хворостовссго перед третьим действием, которое начинается сразу же за картиной дуэли. Невозможно отказать себе в удовольствии, чтобы не показать эту сцену целиком и не полюбоваться холёными рожами лакеев.

Действие третье. Бал у одного из петербургских сановников. Собрался высший свет. Все в чёрном. Можно предположить, что это все в трауре по своей рано потерянной невинности. (Но это в нашу эпоху урбанизации приходит концепция изысканности и сексуальности черного цвета — во времена Онегина так не считали.)

Появляется главная героиня, и не одна. Прошло немало лет после злосчастной дуэли. Ужель та самая Рене Флеминг? Ей уже больше не нужно изображать хрупкую девочку и можно раскрыть весь свой «потенциал» взрослой дамы. Её чёрный наряд — как знак человека самостоятельного и реализовавшегося.

Обычная история. Была серая мышка и не нравилась. А вышла замуж, расцвела и начинается тут: «Я так ошибся! Я так наказан!» (И я таким когда-то был.)

Онегин влюблён. Он снова встанет на пути Татьяны, как призрак оперы беспощадный. Даже чёрный фрак сияет. И надо признать, Хворостовский умет «безумно» хохотать.

Не говорите мне «прощай», не говорите!

Последняя картина, где Евгению и Татьяне придётся проститься каждый со своей любовью.

Ларина сделает это добровольно, а упирающегося судьбе Онегина неизбежный жребий расставанья сломает. А счастье было так возможно, так близко.

Меня привлекли в этой последней сцене немного странные штанцы на Хворостовском. Такие вот нефрантовые даже помятые на резинке штанцы, например, одевают перед дальней дорогой где-нибудь в поезде далёкого следования, где нет особого смысла франтоваться. Пытаясь найти название этим штанцам, ничего иного, чем «Позор! Тоска!», я лучше выдумать не мог.

Источники:

http://e-onegin.jimdofree.com/%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B0/
http://stop-vasiliev.livejournal.com/16136.html
http://politota-net.livejournal.com/71364.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×