7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект занятия «Коми изба. Культура и традиции

Конспект познавательного занятия «Путешествие в коми избу».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе «Сердце отдаю детям».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 общеразвивающего вида».

Зырянова Светлана Викторовна

Педагог дополнительного образования

I квалификационной категории.

Цель: Формирование интереса к изучению коми языка через знакомство с мини-музеем «Коми изба».

— учить понимать и произносить слово-приветствие на коми языке;

— познакомить с внутренним обустройством коми избы, с некоторыми предметами быта;

— учить классифицировать предметы по заданному признаку (дерево и береста).

— развивать память, мышление, внимание, смекалку, любознательность, познавательную активность.

— воспитывать интерес к коми языку;

— воспитывать интерес и тёплые чувства к родному краю, к природе родного края, быту коми народа.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопросно-ответная ситуация, загадки, художественное слово.

Наглядные: пейзажное панно, мини-музей «коми изба», подлинные предметы быта.

Практические: поисковая деятельность на пейзажном панно и в избе, классификация предметов по заданному признаку.

Коми костюм, ободки из бересты, цветок из бересты, пейзажное панно, пенёчки, мини-музей «коми изба» — печка, стол, посуда, лавочки, корзина, короб, русско-коми словарь, картинки с изображением героев коми сказок.

Воспитатель в коми национальном костюме. Дети заходят в кабинет под коми песню «Волöй, гöстьяс миянö».

— Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети!

— Ребята, а на каком языке я поздоровалась с вами?

Я с вами поздоровалась на коми языке. Меня зовут Светлана Викторовна. Давайте познакомимся и поиграем в игру «Назови себя ласково». Будем передавать вот этот красивый цветок, и называть себя ласково.

Эмоц. игра «Назови себя ласково».

— Ребята, а когда я была маленькая, как вы, меня тоже называли ласково, но только по коми, так как я росла в коми деревне. Хотите узнать, как меня называли?

— Светук. Мне очень нравилось, и мне очень хочется вас сегодня назвать ласково по коми. Можно? Я буду надевать вам на голову вот такие волшебные ободочки, и называть вас ласково по коми.

Воспитатель надевает на голову детям ободочки из бересты и называет ласково по коми.

Ребята, это не простые ободочки, они сделаны из бересты и в старину считали, что они оберегают от болезней, от зла. Они так и называются – обереги.

— Ребята, а в какой республике мы живём?

— Да, наша республика называется Коми, и раньше почти все люди в нашей республике умели разговаривать на коми языке.

— А как вы считаете, нам надо знать коми язык? А для чего? Ребята, в начале занятия вы услышали песенку на коми языке. Вам понравилась песенка? А вы поняли, о чём там пели? Что же надо сделать, чтобы понимать коми песенки.

— У нашей Коми республики, как и у других республик, есть своя история, свои сказки и песни, свой язык. Знание коми языка поможет вам лучше узнать коми край, коми сказки и песенки, вы сможете общаться друг с другом на коми языке.

— Ребята, а вы заметили мой необычный наряд? А как вы думаете, что это за костюм?

— Да, это национальный костюм коми народа. Я сегодня в роли коми хозяйки хочу вас пригласить …, а куда – узнаете, если отгадаете загадку:

Она очень хороша, и уютна, и крепка.

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт.

— Да, ребята, это загадка про коми избу. А вы когда-нибудь были в коми избе? Хотите посмотреть? Значит, вы согласны со мной отправиться в путешествие?

— Очень хорошо. Ребята, а нам придётся идти через коми лес, как думаете, кого мы можем встретить?

— Сегодня я вас научу здороваться по коми, чтобы вы смогли поприветствовать, если мы кого-нибудь встретим по дороге. В коми языке живут трудные звуки и чтобы наши весёлые язычки красиво смогли их произнести, мы сейчас поупражняем их и поиграем в игру «Эхо». Все знаете, что такое эхо?

Читать еще:  Аргентинское танго - танец страсти.

— Вы будете моим эхом. Если я говорю тихо, эхо тоже повторяет тихо, если громко, эхо тоже повторяет громко. Готовы?

Фонетическая игра «Эхо».

(Дза-дз-видза – громко, тихо, шёпотом).

— Ой, какое красивое эхо получилось, лучше, чем в лесу! Правда? Чтобы красиво научиться говорить по коми, надо очень внимательно слушать. Послушайте и посмотрите, как я это делаю.

— Видза оланныд! Здравствуйте! Видза оланныд! Попробуем вместе (громко, тихо, шёпотом). А теперь каждый попробует произнести.

— Если встретим в лесу кого-нибудь, сможем поздороваться?

— Ну что, пора трогаться в путь, а дорогу нам укажет волшебный клубочек : Катись, катись, не заблудись.

Клубочек останавливается у пейзажного панно.

— Ой, ребята, куда это нас клубочек привёл?

— Клубочек нас привёл на лесную полянку. Давайте по коми поздороваемся с лесом и лесными жителями.

— А вы знаете, какие звери живут в коми лесах? Посмотрите, может кого увидите?

Дети находят на пейзажном панно зверей и показывают.

— Ой, какие красивые пенёчки, давайте сядем и отдохнём немножко, подышим чистым лесным воздухом, послушаем пение птиц. (Музыка – пение птиц, воспитатель рассказывает стихотворение). А я расскажу вам стихотворение про коми тайгу.

Я иду землёю Коми,

Древняя тайга кругом.

Лес такой – могуч, огромен.

Есть ли где в краю другом.

Коми му кузя ме муна,

Гöгöр сулалö сьöд вöр.

Вöрыс вывтi – вывтi уна,

Сыысь унаыс оз тöр.

— Отдохнули, пойдём дальше. Катись, катись, не заблудись.

Клубочек останавливается возле «избы».

— Вот и моя избушка. Заходите, гости дорогие и садитесь на лавочки. Поздороваемся по коми с избой.

— Ребята, посмотрите, чем же отличается моя изба от вашего дома?

— А вы любите отгадывать загадки? Я буду загадывать загадки, а вы отгадку ищите внутри избы.

1. В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич).

2. Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз).

3. Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань).

4. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. (Туес – туис).

— Ребята, а что можно хранить в туеске?

5. В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. (Печка – пач).

— А для чего в избе нужна печка?

Воспитатель заглядывает на печку и видит там корзину и короб.

— Ой, а что это такое? Непорядок. Ребята, не знаете, кто их мог туда положить? Наверно домовой опять шутит. А может он специально положил, чтоб мы заметили и поиграли с вами. Давайте поиграем в игру «Что из дерева, что из бересты». Мальчики соберут в корзину предметы, сделанные из дерева, а девочки в короб – из бересты.

Игра «Что из дерева, что из бересты». (С натуральными предметами).

— Молодцы, все справились.

— Хорошо у меня в избе, но пора в садик возвращаться. Ребята, перед путешествием я вам на голову надела обереги из бересты и сказала, что они волшебные. Так вот, они нам помогут вернуться домой. Встанем в кружок, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и в садике очутись».

— Ну что, вот мы и дома. Ребята, куда мы ходили с вами? Что видели? Что понравилось? Ребята, а какие коми слово вы запомнили? Что было сложно? Что было легко? Вам хотелось бы ещё отправиться в путешествие со мной. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Один очень мудрый человек сказал: кто знает язык и традиции, кто изучает историю и культуру коми края, кто любит и сохраняет свою родину, тот получит силу, ум и здоровье от коми земли. Мне очень хочется, чтобы вы изучали дальше коми язык и культуру коми народа и все были здоровыми, сильными и умными. Я хочу вам подарить вот такой словарик с картинками, чтобы вы и дальше учили коми язык со своими воспитателями. На память хочу подарить вам картинки с изображениями героев коми сказок и хочу пожелать, чтоб девочки были такими же красивыми, как Марпида-царевна, а мальчики такими же сильными и добрыми, как Пера-богатырь. Аддзысьлытöдз!

Читать еще:  Софья и Молчалин. Любовь и расчет (По комедии А

Конспект занятия «Коми изба» для детей 5–6 лет

Валентина Соколова
Конспект занятия «Коми изба» для детей 5–6 лет

Занятие в коми избе для детей старшего дошкольного возраста

«Коми изба»

Цель: продолжать знакомить детей с историей Коми народа, через предметы домашнего обихода в стилизованной Коми-избе.

1. Познакомить с жилищем Коми народа (изба, печка) и предметами домашнего обихода. Учить произносить слова на Коми языке.

2. Обогащать словарь детей коми-словами.

3. Воспитывать у детей интерес к истории Коми народа, бережное отношение к старинным вещам.

Ход занятия:

I часть (может проводиться в группе или музыкальном зале)

Педагог демонстрирует карту Республики Коми.

В: Ребята, перед вами карта нашей Республики. Давайте вспомним, а где еще в детском саду можно увидеть карту нашей малой Родины (дети дают свои варианты ответов, после чего им предлагается пройти в вестибюль).

Воспитатель вместе с детьми в вестибюле рассматривают макет карты РК.

В: Как называется наша Республика? А как называется коренной народ, проживающий в Республике (Коми народ).

В: Ребята, а вы знаете, как в деревнях называются жилища, в которых живет коренной Коми народ.

В: Это жилище называется изба, а на коми языке керка (детям предлагается по очереди повторить как звучит коми изба на коми языке).

Предлагаю Вам отправиться в Коми избу.

III часть в избе.

В: Посмотрите ребята, в нашей керке живет хозяин Фрол и хозяйка Аксинья. Свою избу они строили из сосны. Для строительства выбирали прямые стволы, а древесину крепкую и надежную. Строили дома большие, вместительные, вместе жили деды, отцы, внуки, бабушки и правнуки. В избе у Фрола и Аксиньи есть 3 святых места.

1 место – это печь (пач, которая служит для тепла и приготовления еды. Давайте вместе повторим печь — пач. В старину про нее говорили печка – матушка. Возле печи лежат дрова (пес, а также много старинной посуды: чугунки, ухваты и др. В старину печь располагалась в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место». Как вы думаете, почему его так называли? В этом месте хозяйка готовила еду, шила, пряла

2 святое место – это красный угол, который в коми избах находится наискосок от печи, он всегда хорошо освещен, так как по левую и правую сторону от него располагаются окна. Его всегда держат в чистоте, а иногда украшают вышитыми полотенцами, в нем хранятся иконы и свечи. «Красный угол» — это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога, а также самое почётное место для гостей.

3 святое место в избе это стол (пызан, который стоит в центре избы и за ним собирается вся семья Фрола и Аксиньи.

По бокам избы стоят лавки (лабич). Раньше в избе стульев не было, все сидели на лавках, так как семьи были большие. Полы в избе деревянные и покрыты половиками. Половик по Коми будет (джодждра). Их в старину не покупали в магазине, а сами ткали или вязали.

Посмотрите, сколько в избе предметов старинной утвари.

Это прялка (печкан). На ней прядут шерсть. А этот небольшой берестяной короб с крышкой – туес. А это ухват – приспособление, с помощью которого достают посуду их печи, чтобы не обжечься.

Предлагаю Вам размяться и провести физминутку:

Керка, керка, Коми-дом,

(шагаем на месте)

Побывайте в доме том!

(развели руки в стороны)

Гости явятся едва

(повороты туловища влево-вправо)

В печку (пач) прыгают дрова (пес).

(прыжки на месте)

Печка (пач) жарко топится,

(хлопаем в ладоши)

(хлопаем в ладоши)

Пекутся коми -шанежки

(шагаем на месте)

— Ребята обратите внимание – это люлька (потан). Её подвешивают к потолку и качают в ней маленьких детей. Посмотрите, она тоже сделана из дерева. Она прочная и долговечная. Кто из Вас хочет покачать люльку?

— Ой, ребята, пока я Вам в коми избе все показывала – на улице темнеть начало. Пора нам возвращаться в детский сад. Скажем Фролу и Аксинье до свидания! Спасибо! (по коми-аттьо!

Читать еще:  Жизненный путь Андрея Болконского. Л

— Дети, где мы сегодня с Вами побывали? Что нового узнали? Что вы дома сможете рассказать родителям?

Мероприятие «Новоселье в мини-музее «Русская изба» для детей 4–5 лет Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Подготовила: Е. С. Дербишева.

Конспект занятия «Русская изба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Дом для домовёнка» в рамках проекта «Русская изба» Аппликация «Дом для домовёнка» Цели: Развивать композиционные умения, формировать умения наклеивать готовые формы, закреплять знания основных.

Конспект занятия по окружающему миру «Как жили коми» Цель: Знакомство с обычаями коми народа. Задачи: Обучающая: познакомить детей с обычаями коми, которые соблюдались дома и в семье. Развивающая:.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев» Цель: Приобщение дошкольников к культуре народа коми Образовательные задачи: дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях.

Конспект занятия по реализации коми этнокультурного состава «Край мой северный» Ведущий- Чолом дона гостьяс! Здравствуйте дороги гости. Сегодня мы сюда собрались чтобы поговорить о традициях, быте и культуре коренных.

Мастер-класс по лепке из соленого теста игрушек с коми орнаментом «Коми новогодняя ёлка» Мастер-класс предназначен для педагогов и родителей. Назначение: украшение ёлки Цель: познакомить с методикой и приемами создания сувениров.

Проект «Моя малая Родина — Республика Коми. Знакомство дошкольников с традиционным костюмом коми народа» Проект «Моя малая родина Республика Коми» (на примере знакомства дошкольников с традиционным костюмом коми народа) Актуальность: одной из.

Особенности традиционного костюма коми народа. Материалы для проекта «Моя малая Родина — Республика Коми» Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем.

Посещение музея «Коми изба» Посещение музея для детей дошкольного возраста является средством приобщения к культурным ценностям и традициям родного края. В день музеев.

Коми – это целая группа этносов, включающая в себя зырян, ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев и коми-пермяков.

Эти народности имеют общий быт, традиции и культуру, отличаясь друг от друга малозаметными нюансами, поэтому имеет смысл рассматривать группу как целостную общность.

Культура и быт народа коми

Коми проживают в бескрайних лесах русского Севера, поэтому их основным занятием исторически стало деревообрабатывающее ремесло. Деревянными были дома и хозяйственные постройки, посуда и декорирующие элементы.

Северные российские территории славятся почти заморскими холодами, вследствие чего практически каждый житель коми умел валять валенки и занимался выделкой кожи (другое название – замшеделие).

Женщины коми занимались гончарным ремеслом. Любопытно, что для этого они не использовали гончарный круг (а так делали все), предпочитая старинный ленточно-жгутовый способ. Обжиг посуды происходил, конечно, в русской печи. Женщинам нужно было владеть и узорным ткачеством: изготовленные собственноручно скатерти, рубахи и полотенца входили в состав приданого будущей невесты.

Несмотря на различное происхождение наших народов, пища коми была традиционно русской: каши, супы, мясные похлёбки. Большое распространение получили рыба и мясо диких животных. В огородах растили лук, репу, редьку и брюкву, а с 19 века – картофель.

Развитым было и животноводство. Считается, что коми разводили скот ещё во 2 тысячелетии до нашей эры (во всяком случае, об этом говорят современные археологические раскопки). В домашнем хозяйстве держали овец и лошадей, а также крупный рогатый скот. Полученные с животных блага (шерсть, молоко, мясо и т.п.) не продавали, а использовали в своих нуждах.

Немного традиций и обычий:

Молодожёнам стелили на кровать шубу из шерсти овцы, а перед венчанием невесте на колени сажали ребёнка, считалось, что такие нехитрые манипуляции обеспечат новой семье обильное потомство;

  • После родов в течение 7 дней молодая мама и младенец жили в хлеву или бане (в зависимости от того, где рожала женщина), поскольку считались «нечистыми»;
  • Ребёнку, который достиг возраста в 1 год, впервые показывали зеркало, стригли волосы;

(Свадьба по народным традициям)

В настоящее время многие традиции и обряды утеряны, однако народы коми живут скомпоновано и тесно взаимодействуют меж собой. Именно это помогает исчезающим этносам сохранить самобытность и передать потомкам богатую культуру своего народа.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/15/konspekt-poznavatelnogo-zanyatiya-puteshestvie-v-komi-izbu
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-komi-izbe-dlja-detei-5-6-let.html
http://www.sites.google.com/site/kulturarespublikikomi/vvedenie/laboratornye-raboty

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector