70 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каверин вениамин. Каверин, вениамин александрович

Вениамин Александрович КАВЕРИН

Евгений Шварц: «Ни тени предательства, ни попытки бросить товарища в трудную минуту, отказаться отвечать на его горе мы не видели за все тридцать лет дружбы от Каверина. Мы отводили на нем душу еще и потому, что недостатки его были так же ясны и просматриваемы, как и все его существо. И вдруг поняли — жизнь показала, время подтвердило: Каверин благородное, простое существо. И писать он стал просто, ясно, создал в своих книгах мир несколько книжный, но чистый и благородный. И мы любим теперь его и весь его дом».

Ресурсы интернета

«Вениамин Каверин» – о творчестве писателя

Биография и личность Каверина Вениамина Александровича

Энциклопедия Кругосвет
Каверин в ту пору тоже провозглашал: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона».

А.Ю. Арьев. Писатель XX века
В рядах «Серапионовых братьев» Каверин занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес». Споры носили преимущественно теоретический характер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры. Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась.

Алексей Копейкин. Каверин Вениамин Александрович
У всех «Серапионов» были характерные прозвища, у Каверина – «брат Алхимик». Потому, наверное, что пытался он литературу поверить наукой. «Искусство должно строиться на формулах точных наук», – начертано было на конверте, в котором он послал на конкурс свой первый рассказ. А еще потому, что хотел он слить воедино реальность и фантастику в каком-то новом, небывалом еще синтезе.

Юрий Безелянский. Два капитана и один Каверин
Он не заносился от популярности, не лгал, не становился на цыпочки перед властью и бился с ней в меру своих сил.

Вениамин Каверин
Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Фесенко Э.Я. Художественная концепция личности в произведениях В.А. Каверина
Каким человеком был Вениамин Александрович, что он любил, а что ненавидел, об этом можно судить не только по его произведениям. 25 октября 1988 г., незадолго до своей кончины, Каверин ответил на вопросы анкеты, присланной ему, как и многим другим деятелям культуры, С.Д. Дрейденом. Из нее видно, что в мужчине он выше всего ценил «мужество», в женщине – «талант любви», что его собственная отличительная черта – «неуклонное исполнение намеченной цели», а самым большим несчастьем он считал «невозможность работать», что «предательство» вызывало у него отвращение, что самую большую антипатию среди исторических лиц у него вызывал Сталин, а среди литературных героев – Петр Верховенский; самыми любимыми были Герцен и княгиня Дашкова, а среди литературных персонажей – Андрей Болконский.

Николай Каверин. Истории из жизни Вениамина Каверина
Эти короткие заметки не имеют целью осветить какой-то этап биографии В.А. Каверина или, тем более, какую-то сторону его творчества. Мне хотелось бы несколько скорректировать распространенное представление о Каверине как о человеке исключительно «литературном», даже «кабинетном», писателе «письменного стола», никогда не занимавшемся ничем, кроме литературы.

Андрей Арьев. По большому счету
Мне кажется, лучше других об эволюции и самого Каверина, и отношения к нему его друзей поведал несравненный и несносный наблюдатель Евгений Шварц, близко знавший Веничку с начала двадцатых. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать кое-что из дневников художника, знавшего наслаждение — «писать с натуры».

Тайна двух капитанов
Академик Николай Каверин рассказал «Российской Газете» о своем отце и его легендарном романе.

Статьи о творчестве Каверина Вениамина Александровича

Т.А. Круглова. «Два капитана»: 35 лет спустя
«Два капитана» – роман суперсоветский, потому что в нем все скромное обаяние соцреализма, интимный мир Великой Советской Мечты, вложенный в судьбу маленького мальчика, который доказал, что «мечты исполняются, и часто оказывается реальностью то, что в воображении представлялось наивной сказкой». Трудно найти другое произведение искусства, в котором мечты сбывались бы так полно и с таким абсолютным чувством правоты.

М.А. Литовская. Две книги «Двух капитанов»
Как большая часть хороших советских книг для детей, написанных на рубеже 1930–1940-х гг., «Два капитана» – странный роман. Приключенческий и соцреалистический одновременно. Годный к тому, чтобы читаться запоем «для себя» и превратиться в материал для сочинения о положительном герое советской эпохи.

Валентин Курбатов. Два Капитана
Мне легко говорить об этой книге, потому что я пишу о ней там же, где начиналось её действие, – в городе Энске, на слиянии Песчинки и Тихой (в Пскове, на слиянии Псковы и Великой). Я ещё могу развести костёр вместе с Саней Григорьевым на берегу у Решёток, но только уже напрасно буду ждать не то что голубых, а и самых обыкновенных раков. И улицы уже не будут подходить к воде, как тогда. Но ведь и Александр Григорьев застал Энск в конце книги переменившимся, а что говорить о нас.

Ровенко Н.В. Сказочный цикл Вениамина Каверина «Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»: проблематика и поэтика
Сказочное начало в творчестве В. Каверина придает дополнительный объем той художественно-эстетической системе, которую создал писатель, и само обретает объемность, что привлекает исследователя, который получает уникальную возможность, с одной стороны, по-новому – через призму сказки – взглянуть на творчество интереснейшего писателя, с другой – на конкретном материале его собственно сказочных произведений показать, какие неисчерпаемые возможности таит подлинное искусство сказки.

В. Казарновский. Песочные часы. Сказка В. Каверина
Каверин – блестящий мастер сюжета. Сказки его занимательны, полны юмора, тонких деталей, говорящих о наблюдательности и знании им детской психологии. Нельзя не заметить, что во всех сказках писателя есть много общего. С человеком случается беда, а друзья и отзывчивые люди приходят ему на помощь. Побеждает дружба, доброта, настойчивость.

Телефильм «Школьный спектакль»
Каверин появляется на экране со вступительным словом, и читает далее закадровый текст на протяжении всего действия.

Вениамин Александрович Каверин (1902–1989), классик отечественной литературы, прежде всего известен как автор «Двух капитанов», вошедших в золотой фонд литературы для детей и юношества. Он прожил жизнь, в которую вместилась целая эпоха, был свидетелем возникновения, расцвета и упадка огромного тоталитарного государства. Литературному труду В.А. Каверин отдал более шестидесяти лет. За долгие годы ему довелось встретить немало удивительных людей, в судьбе которых он оставил заметный след, у многих вызывал неизменное восхищение не только своим блестящим талантом, но и неизменной твёрдостью нравственных позиций.

Вениамин Александрович Каверин, настоящая фамилия Зильбер, родился 6 (19) апреля 1902 года в Пскове. Творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина – гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Его отец Абель Абрамович Зильбер – военный капельмейстер, считавший военный быт нормой. Мать – урождённая Хана Гиршевна (Анна Григорьевна) Дессон, владелица музыкальных магазинов.

14 августа 1912 года Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. «. Я очень рано познакомился с русскими классиками Тургеневым, Гончаровым, Толстым, – вспоминал Каверин. – Я тогда, разумеется, не понимал, что литература – одно из самых отчетливых и выразительных проявлений культуры, в особенности русская литература. »

В 1919 приехал в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И. Иванова, встречался с А. Белым, бывал на литературных вечерах с участием В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского. В 1920, по совету Ю.Н. Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э. Мандельштама и В.Б. Шкловского оставил эти попытки. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ «Одиннадцатая аксиома» и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М. Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения.

Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», возникшей в 1921.Отвечая на вопрос о культурной атмосфере 20-х годов, Каверин рассказывал: «. я совершенно счастливый человек: учился у пяти академиков. Слушал лекции первоклассных русских ученых: Бартольда, Крачковского, Эйзенбаума, был непосредственным учеником Тынянова, Шкловского, я занимался в студии русского языка у академика Курского. Горький с беспримерной добротой пошел навстречу девятнадцатилетнему студенту, который послал ему первый рассказ. Мы стали переписываться. Когда я, еще колеблясь между историей литературы и собственно литературой, защитил диссертацию о русском журналисте и арабисте XIX века Осипе Сенковском, Горький написал мне: «Надеюсь, что вы не оставите вашу прозу ради истории литературы».

В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Первое опубликованное произведение Каверина – «Хроника города Лейпциг», выдержанное в иронически-фантастическом «гофмановском» колорите, – увидело свет в составе альманаха «Серапионовы братья» в 1922. В том же году Каверин женился на Л.Н. Тыняновой (1902–1984), впоследствии детской писательнице.

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех – их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» – он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, – отличительные способности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя – романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить романы «Перед зеркалом»(1971) и «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Каверин умер 2 мая 1989 года, в эпоху крушения идеалов, которые исповедовал и которые сам же и создавал. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Каверин, Вениамин Александрович

Вениамин Абелевич Зильбер [1] [2] [3] [4]

рассказ «Одиннадцатая аксиома»

Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия — Зи́льбер, 1902—1989) — русский советский писатель.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Широкую известность получил приключенческий роман «Два капитана».

Содержание

Биография

Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены — урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина — Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892—1944) — вышла замуж за Ю. Н. Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина Лев Зильбер, впоследствии — крупный советский вирусолог. Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей — Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 — после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), [5] [6] Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899—1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв.

14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний, Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. В «Освещённых окнах» он писал: «Нельзя сказать, что я был ленив — учился на тройки, четвёрки. Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Тем не менее, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе и Вениамин Зильбер. Учился в Псковской губернской гимназии Вениамин Зильбер 6 лет.

Затем, он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.

Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935—1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953—1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940—1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.

В 1958 был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии.

Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвёртого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.

Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас — детективной увлекательностью и искусным построением.

Каверин умер 2 мая 1989 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Семья

  • Жена — детская писательница Л. Н. Тынянова (1902—1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова.
    • Дочь — фармаколог Наталья Вениаминовна Каверина (род. 1924), старший научный сотрудник НИИ фармакологии РАН, автор монографий «Фармакология коронарного кровообращения» (1963), «Фармакология моноаминергических процессов» (1971), «Современные аспекты фармакологии антиангинальных средств» (1980).
    • Сын — Николай Вениаминович Каверин (род. 1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Его жена (с 1962 года) — Наталья Николаевна Заболоцкая (род. 1937), дочь поэта Николая Заболоцкого. [7]

Адреса в Ленинграде

1930—1946 — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9.

Произведения

Романы, повести

  • «Мастера и подмастерья», сборник (1923)
  • «Девять десятых судьбы», роман (1925)
  • «Конец Хазы», роман (1925)
  • «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928).
  • «Художник неизвестен», роман (1931) — один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
  • «Исполнение желаний» роман (книги 1—2, 1934—1936; новая редакция 1973).
  • «Два капитана» роман (книги 1—2, 1938—1944)
  • «Открытая книга» роман (1949—1956).
  • «Неизвестный друг» повесть, (1957—1959)
  • «Кусок стекла» повесть, (1960)
  • «Семь пар нечистых» повесть (1962)
  • «Косой дождь» повесть (1962)
  • «Двойной портрет», роман (1963—1964) — рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
  • «О. И. Сенковский (Барон Брамбеус)» (1929—1964), (1964 — новая редакция)
  • «Перед зеркалом», роман (1972) — раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
  • «Наука расставания», роман (1983)

Рассказы

  • «Пятый странник», фантастический рассказ. (октябрь-декабрь 1921)
  • «Большая игра», фантастический рассказ, (1923)
  • «Бочка», фантастический рассказ, (1923)
  • «Пролог», путевые рассказы (1930):
  • «Степь»,
  • «Грязь»,
  • «Бой-Страх»,
  • «Чечевица»,
  • «Страус Фома»,
  • «Табор»,
  • «Суховей»,
  • «Дорога»,
  • «Нигрол»,
  • «Последняя ночь»,
  • «Возвращение»

Драматические произведения

  • «Укрощение мистера Робинзона» (комедия в шести картинах), (1933)
  • «Утро дней» (пьеса) (первоначальное название «Тревожная юность»), (1954)

Сказки

  • «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»:
    • «Городок Немухин»,
    • «Сын стекольщика»,
    • «Немухинские музыканты»,
    • «Лёгкие шаги», (1962),
    • «Сильвант»,
    • «Много хороших людей и один завистник», (1960),
    • «Песочные часы», (1943),
    • «Летающий мальчик»
  • «Снегурочка»
  • «О Мите и Маше, о Весёлом трубочисте и Мастере золотые руки»
  • «Верлиока» (2 июня 1981)

Воспоминания, эссеистика

  • «Здравствуй, брат. Писать очень трудно…». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
  • «Собеседник». Статьи (1973)
  • «Освещенные окна», (1970-1973-1975)
  • «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
  • «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
  • «Эпилог», (20 июля 1979), послесловие, (1981), предисловие (15.03.1988), второе послесловие, приложения (25.03.1988)
  • «Счастье таланта» (1989)

Статьи

  • «Александр Фадеев», (1957)
  • «Заболоцкий», (1958)
  • «Маяковский», (1958)
  • «Аркадий Гайдар», (1962)
  • «Юрий Тынянов», (1964)
  • «Всеволод Иванов», (1965)
  • «Булгаков», (1965)
  • «Бессрочный договор» (речь на Втором всесоюзном съезде советских писателей), (1954)
  • «Горький и молодые», (1954—1960)
  • «Волшебная палочка», (1960)
  • «Неоткрытые дороги», (1964)
  • «Читая Хэмингуэя», (1964)
  • «Диккенс и театр», (1963)
  • «Евгению Шварцу», (1965)

Награды и премии

  • орден Ленина (1962)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • орден Дружбы народов
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за роман «Два капитана»

Издания

(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)

  • Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923.
  • Рассказы. М. Круг. 1925.
  • Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926.
  • Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с.
  • Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931.
  • Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с.
  • Художник неизвестен. Л. 1931.
  • Черновик человека. Рассказы. Л. 1931.
  • Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937.
  • Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939.
  • Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941.
  • Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941.
  • Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с.
  • Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942.
  • Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с.
  • Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с.
  • Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с.
  • Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943.
  • Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950.
  • Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953.
  • Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960.
  • Три сказки. М. Детгиз. 1960.
  • Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с.
  • Очерк работы. М. Советская Россия. 1964.
  • Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с.
  • Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972.
  • Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976.
  • Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с.
  • Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с.
  • Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с.
  • Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982.
  • Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с.
  • Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с.
  • Сказки. Баку. Гянджлик. 1986.
  • Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989.
  • Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с.
  • Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с.
  • Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980—1983.
  • Собрание сочинений в шести томах. М. ГИХЛ. 1963—1966.

(Содержание: т.1: Рассказы и повести 1921—1927 г.г.: «Пятый странник», фантастический рассказ, «Большая игра», фантастический рассказ, «Бочка», фантастический рассказ, «Конец хазы», «Девять десятых», «Друг микадо», «Голубое солнце», Скандалист или вечера на Васильевском острове”; т.2: Рассказы и повести 1930—1931 г.г.: «Степь», «Грязь», «Бой-Страх», «Чечевица», «Страус-Фома», «Табор», «Суховей», «Дорога», «Нигрол», «Последняя ночь», «Возвращение», «Художниу неизвестен», «Укрощение мистера Робинзона» (комедия), «Исполнение желаний» (роман); т.3: «Два капитана» (роман); т.4: «Открытая книга» (трилогия, части «Юность», «Поиски»); т.5: «Открытая книга» (трилогия, часть «Надежда»), «Утро дней» (пьеса), “Неизвестный друг (повесть), Сказки: «Песочные часы», «Много хороших людей и один Завистник», «Легкие шаги»; т.6: Повести: «Кусок стекла», «Семь пар нечистых», «Косой дождь»; «Двойной портрет» (роман), «О. И. Сенковский (Барон Брамбеус). Жизнь и деятельность», Статьи о литературе и искусстве: «Александр Фадеев», «Заболоцкий», «Маяковский», «Аркадий Гайдар», «Юрий Тынянов», «Всеволод Иванов», «Булгаков», «Бессрочный договор», «Горький и молодые», «Волшебная палочка», «Неоткрытые дороги», «Читая Хэмингуэя», «Диккенс и театр», «Евгению Шварцу»)

Вениамин Каверин

Биография

Вениамин Александрович Каверин – русский советский писатель, драматург и сценарист. Член литературной группы «Серапионовы братья» и лауреат Сталинской премии. Автор культовой книги для многих поколений молодежи – романа «Два капитана», которым зачитывались миллионы.

Писатель Вениамин Каверин

Вениамин Зильбер – так звучит настоящее имя прозаика – взял творческий псевдоним Каверин. А вместе с ним унаследовал от прототипа – гусара и дуэлянта Петра Каверина, приятеля юного Александра Пушкина, выведенного им под своей фамилией в «Евгении Онегине» – прямоту и нежелание идти на компромиссы.

Детство и юность

Автор «Двух капитанов» родился в 1902 году в Пскове, куда с женой Анной и тремя детьми из Выборга перебрался капельмейстер Омского пехотного полка Александр Зильбер.

В Пскове и без того не маленькое семейство ждало прибавление: к двум дочерям и сыну прибавилось еще три мальчика, младшим из которых и был будущий прозаик. Позже писатель назовет свою семью сложной, недружной, но по-своему замечательной и заметной в провинциальном городке.

Вениамин Каверин

Глава семейства был человеком талантливым, музыкально одаренным. В казарме, где Зильбер-старший репетировал с оркестром армейские марши, проходило две трети суток. Так что с домашним хозяйством и шестью отпрысками, как могла, управлялась Анна Григорьевна, мама.

Как и муж, Анна была музыкально-одаренной и образованной женщиной. Выпускница московской консерватории виртуозно играла на рояле и спасала чахлый семейный бюджет платными уроками музыки.

Вениамин Каверин в детстве

Энергичная, интеллигентная Анна Зильбер-Дессан организовывала в провинции концерты известных артистов. Благодаря ей в Пскове побывали Вера Комиссаржевская и Федор Шаляпин. Все дети умели играть на разных инструментах, много читали и с любопытством внимали дискуссиям взрослых, обсуждавших культурные события в городе или стране.

Младший и весьма любознательный Вениамин прислушивался к разговорам братьев и их друзей – будущих литераторов и ученых Юрия Тынянова, Августа Летавета и Мирона Гаркави.

Вениамин Каверин в молодости

В 1912 году Каверин поступил в местную гимназию. Поступление далось мальчику непросто: с рождения гуманитарий, он дважды провалил экзамен по арифметике. Проведенные в стенах гимназии 6 лет запомнились яркими событиями.

Детство закончилось зимой 1918-го, когда в Псков вошли немцы. Уходить от суровой действительности помогали книги. Молодежь – реалисты, семинаристы, студенты – спорили о творчестве Максима Горького, Леонида Андреева и Александра Куприна. Авторитетом для юного Каверина был Юрий Тынянов, взявший в жены сестру Елену. Тынянов раскритиковал полудетские стихи 13-летнего Вени, хотя и отметил хороший слог. Он первым посоветовал Каверину писать прозу.

Литература

В 1919-м будущий литератор отправился с братом в Москву, где вскоре стал студентом университета. По рекомендации Тынянова в 1920-м перевелся в университет Северной столицы и в том же году поступил в Институт восточных языков.

Вениамин Каверин знакомился с поэтами, рифмовал сам, посещал семинары, лекции и, наконец, решился продемонстрировать таланты: на конкурс, объявленный Домом литераторов, подал рассказ «Одиннадцатая аксиома», за который получил премию. Рассказ начинающего писателя отметил Горький.

Содружество «Серапионовы братья» (крайний справа – Каверин)

Виктор Шкловский ввел молодого автора в литературное содружество «Серапионовы братья», куда входили Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин.

«Брата Алхимика», как именовали Каверина, критиковали за пристрастие к сюжету и чрезмерное увлечение стилем. Бичевал мэтров и Вениамин: Ивана Тургенева называл «главным литературным врагом» и саркастично заявлял, что «из русских писателей» больше всего любит Эрнста Гофмана и Роберта Льюиса Стивенсона.

Вениамин Каверин

В 1923-м в творческой биографии молодого прозаика случилось знаковое событие: Вениамин Каверин издал первую книгу рассказов, назвав ее «Мастера и подмастерья». Следивший за творчеством молодого дарования Горький назвал коллегу «оригинальнейшим писателем».

Вениамин Каверин, как лучший из выпуска, остался в университетской аспирантуре: филолога привлекали малоизвестные русские авторы начала XIX века. В 1929 году с блеском защитился в Институте истории искусств. В начале 1930-х литератор сочинил пьесы, которые взяли в репертуар именитые режиссеры. Всеволод Мейерхольд предлагал Каверину сотрудничество, но тот отказался, сосредоточив силы на повестях и романах.

Книги Вениамина Каверина

Первый трехтомник Каверина вышел, когда автор отметил 28-летие. Но в 1930-е талантливого прозаика объявили писателем-«попутчиком» и обвинили в «жажде буржуазной реставрации». На подобные обвинения в те годы следовало реагировать, чтобы не попасть в жернова репрессий. Вениамин Каверин смирил гордыню и написал роман «Исполнение желаний». Книгой зачитывались, но автор назвал сочинение «инвентарем назидательности».

Этот роман и последовавший за ним «Два капитана» спасли Каверина от горькой судьбы брата Льва Зильбера, академика, трижды побывавшего в лагерях. По слухам, роман похвалил Иосиф Сталин. Каверину вручили премию имени вождя. При этом автор умудрился ни разу не вспомнить в романе партию, комсомол и самого правителя. Книга стала самым известным произведением прозаика.

Роман Вениамина Каверина «Два капитана»

В годы Великой Отечественной войны писатель побывал на Ленинградском фронте и Северном флоте как корреспондент «Известий». Пережитое нашло отражение в книгах, вышло продолжение «Двух капитанов».

В 1946 году вышло постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Андрей Жданов назвал Михаила Зощенко и Анну Ахматову «подонком» и «блудницей». Прежние друзья, встретив опальных литераторов, спешили перейти на другую сторону улицы. Но не изменилось отношение к старому другу у Каверина, называвшего Зощенко одним из лучших писателей современности. Вениамин Каверин выручал опального коллегу, помогая деньгами.

Вениамин Каверин на фронте (слева)

В 1947-м писатель покинул Ленинград и перебрался в столицу. Жил в Переделкино и трудился над трилогией «Открытая книга». Роман о становлении микробиологии вышел в 1948 году и понравился читателям. Но критики и коллеги-литераторы встретили книгу разгромной критикой. Авторы 14 рецензий и статей объявили роман враждебным социалистическому строю.

В 1954 году, на 2 писательском съезде, Вениамин Каверин призвал уважать свободу творчества и дать справедливую оценку наследию Михаила Булгакова и Юрия Тынянова. В 1956-м в альманахе «Литературная Москва» вышел 2 том «Открытой книги». Времена изменились, продолжение романа встретили спокойно.

Вениамин Каверин за работой

В 1960-е Вениамин Каверин в «Новом мире», возглавляемом Александром Твардовским, опубликовал статьи, в которых пытался реабилитировать Зощенко. В 1970-е выступил в защиту Александра Солженицына.

В 1972 году прозаик подарил читателям поразительно искренний роман «Перед зеркалом», а в 1976-м – повесть «Освещенные окна». Творческое наследие Вениамина Каверина – это и замечательные сказки «Верлиока», «Немухинские музыканты», «Песочные часы».

Вениамин Каверин

Писатель не был диссидентом, хотя не раз мужественно защищал коллег, попавших в опалу. Предельно откровенную оценку строю и прогнувшимся под него литераторам дал в книге мемуаров «Эпилог», которую написал «в стол» в 1970-е. Жесткой критике подверглись Алексей Толстой, Валентин Катаев, Константин Симонов.

О публикации «Эпилога» в стране не могло быть и речи, но печатать мемуары за границей Каверин не хотел. Он передал рукопись на сохранение изгнанному из СССР Владимиру Войновичу. Книга вышла в 1989 году на родине. Каверин дождался сигнального экземпляра.

Личная жизнь

В 1922-м молодой писатель женился на Лидии Тыняновой, сестре друга Юрия Тынянова. В счастливом и продолжительном браке у пары родились двое детей – Николай и Наталья.

Вениамин Каверин с женой

Дети не пошли по стопам родителей (Лидия Николаевна писала для детей) и выбрали медицину. Сын и дочь стали профессорами, защитили докторские степени.

Смерть

Вениамин Каверин писал до последних дней жизни, но осуществить все замыслы не успел. Последняя, прощальная, книга – о Тынянове, дружбу с которым Вениамин Александрович пронес через всю жизнь.

Могила Вениамина Каверина

Писатель умер весной 1989-го, прожив 87 лет. Похоронили автора «Двух капитанов» на Ваганьковском кладбище.

Источники:

http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=92
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/71463
http://24smi.org/celebrity/14000-veniamin-kaverin.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: