0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картины игоря грабаря. Грабарь, игорь эммануилович

Игорь Эммануилович Грабарь

Посмотрим некоторые картины Грабаря. Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию — ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое — именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. Грабарь писал иней «на всякие лады» — разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни — «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).

Абрамцево. Плетень, 1944

Московский дворик, 1930

Березовая аллея, 1940

Мартовский снег, 1904

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника, 1934

Портрет К.И.Чуковского, 1935

Зимний пейзаж, 1954

Васильки. Групповой портрет, 1914

Осень. Рябина и березы, 1924

Дама у пианино, 1899

Ветка яблони, 1958

Груши на синей скатерти, 1915

Майский вечер, 1905

Уголок усадьбы (Луч солнца), 1901

Солнце поднимается, 1941

Иней. Восход солнца, 1941

Февральская лазурь, 1904

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника, 1931

Луч солнца, 1901

Реклама:
» Приобретайте раскраски по номерам schipper с доставкой. Эти раскраски — одни из лучших по качеству.

Игорь Эммануилович Грабарь, картины и биография

  • Год рождения: 25 марта 1871
  • Дата смерти: 16 мая 1960
  • Страна: Россия

Игорь Эммануилович Грабарь появился на свет 25 марта 1871 года, в Будапеште. Он был выдающимся живописцем, искусствоведом, реставратором, педагогом, музыкальным деятелем и профессором. Художник имел многочисленные заслуги и награды. Всю свою жизнь он посвятил духовному прогрессу в творчестве. В нём горел неисчерпаемый факел вдохновения. Игорь Грабарь был ярким, многогранным, творческим человеком, отдавший себя высокому служению искусства.

Художник вырос в высокопоставленной семье юриста, общественного деятеля и депутата венгерского законодательства Эммануила Грабаря. Мать вела просветительскую деятельность. Его дед был духовным и политическим лидером закарпатских русинов, принадлежал к старинному дворянскому роду. С детства он воспитал в своём внуке истинно русский дух. Отец Игоря эмигрировал с 1876 года в Россию, обосновался в Егорьевске, где преподавал иностранные языки в гимназии, под конспиративной фамилией Храбров. Семья переехала к нему в Рязанскую область в 1880 году. Вскоре его перевели в Измаил.

У мальчика был брат Владимир, получивший в будущем профессию юриста. В России Игорь Грабарь жил с девятилетнего возраста. Проявлял страсть к рисованию с раннего детства. С 1880 по 1882 годы он учился в Егорьевской гимназии, где преподавал его отец. Игорь с удовольствием посещал музыкальные занятия у Варвары Житовской, любил читать книги из её домашней библиотеки.

В 1882 году юноша поступил в Московский Лицей цесаревича Николая, который закончил с золотой медалью. Молодой человек был беден, но создал о себе хорошее впечатление. Он любил посещать художественные выставки, Третьяковскую галерею, знакомился с интересными людьми. Картины его завораживали! Он занимался в классах по рисованию общества любителей художеств.

Читать еще:  Мать симбы из мультфильма. Отец симбы

В 1889 году художник поступил на юридический факультет Университета в Петербурге, где учился его старший брат. Параллельно юноша учился на филолога, писал статьи по истории и литературе, составлял биографии известных художников. В 1892 году Грабарь обучался у профессора Павла Чистякова. В дальнейшем он успешно поступил в Академию Художеств. Молодой человек любил путешествовать за границу. Огромное впечатление на него произвела культура Италии, Франции, Германии. В Париже его пленил импрессионизм художников. Игорь Грабарь занимался в мастерских Репина. Учился в мюнхенской частной школе-студии под руководством художника А. Ашбе. Преподаватель заметил его уникальный талант, и назначил старостой группы проводить занятия с учениками по рисованию.

И. Э. Грабарь обожал Бенуа. Он был участником выставки «Мир Искусства». В 1913 году почётно назначен на должность попечителя Третьяковской Галереи. Являлся действительным членом Императорской Академии Художеств. Дружил с женой Троцкого. Жил в имении Титово, владелицей которого была его тётя. Здесь одарённый художник вдохновенно открыл тему «иней». Проживая в Дуглино он увлёкся сюжетом «снег», создавая живописные зимние пейзажи. Игорь Грабарь создавал необыкновенные картины. Знакомство с художником Н. Мещериным привело к судьбоносной встрече с будущей женой Валентиной, племянницей коллеги. Валентина родила ему двух детей — Ольгу и Мстислава.

После революции мастер кисти занимался сохранением и реставрацией картин. Он руководил московскими реставрационными мастерскими. В 1921 году И. Э. Грабарь получил звание профессора Московского государственного Университета. Он проводил лекции, организовывал выставки, работал с молодым поколением. Новый современный центр под руководством А. П. Владимирова носит его имя.

В годы Великой Отечественной Войны он занимался сохранением коллекции предметов художественного и декоративно-прикладного искусства. Игорь Грабарь был главой комиссии по изъятию картин из имений, икон из храмов и монастырей для их спасения. Трудами его и коллег были сохранены многие реликвии. В них входили иконы, фрески, святыни, живопись, древнегреческая керамика, рукописи средних веков. В войну он готовил «трофейные» подразделения на фронт, принимал эшелоны с произведениями художественного искусства. Находился в эвакуации в Грузии.

Игорь Эммануилович был создателем научных трудов о Репине и Серове. Он возглавлял Московский Государственный художественный институт. Имел почётные звания академика АХСССР, академика АНСССР, народного художника СССР, лауреата премии Сталина 1 степени. Работал главным руководителем бюро экспертов, составлял списки лучших произведений искусства музеев Германии и других стран. Художник проводил реставрационные работы в монастырях Подмосковья, создал музей древнерусского искусства А. Рублёва.

Он скончался 16 мая 1960 года. Великий мастер кисти прошёл огромный творческий путь, наполненный разными событиями и полезной общественной деятельностью. Его работы известны всему миру.

Зачем импрессионист Игорь Грабарь копал траншею в лесу: Секрет картины «Февральская лазурь»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Зимние пейзажи Игоря Грабаря — состояние души

Именно иней настолько впечатлял мастера, что пробуждал в нем неудержимое желание писать зиму, невзирая даже на то, что в сильные морозы масляные краски буквально примерзали к кисти и холсту. Этот факт совершенно не мешал мастеру писать свои произведения непосредственно с натуры. За это Грабаря, прославившегося своей уникальнейшей живописной техникой письма, заслужено называли «последним из пленэристов России».

Искренне восторгаясь завораживающим явлением природы — инеем, живописец изображал его «на все лады»: искрящимся, в лучах раннего солнца, розовым — на закате солнечного дня, синим — хмурыми вечерами. Эта тематика особенно сильно проявилась в его творчестве в первое десятилетие 20 века. Так, за несколько лет Игорь Эммануилович создал более сотни работ, посвященных зимнему убранству уснувших деревьев. Они и составили цикл его этюдов — «День инея».

Читать еще:  Выход на две руки что дает. Выход силой на турнике

И, что любопытно, когда по приходу весны, снег таял, и деревья теряли свой зимний наряд, художник практически прекращал работу над пейзажами и переходил к портретному жанру и натюрмортам. Разумеется, что в наследии живописца есть немало работ, где изображены и другие времена года, однако он сам честно признавался, что ни весенний, ни летний, даже осенний пейзажи, не вызывали в его воображении такого живописного задора и вдохновения, как зимний.

История одной картины — «Февральская лазурь»

Под таким необыкновенным впечатлением более века тому назад была создана удивительная работа мастера – «Февральская лазурь», а именно, когда художник был в гостях у хороших знакомых в Подмосковье.

Идею создания «Февральской лазури» подсказала живописцу сама матушка-природа во время утренней его прогулки по лесу. Проходя мимо берез, растущих у обочины, мастер, благодаря случайному стечению обстоятельств, пришел в неописуемый восторг, его очень глубоко тронуло то, что неожиданно открылось его взору.

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Это удивительное зрелище так потрясло живописца, что он мгновенно загорелся желанием запечатлеть «хоть десятую долю этой красоты».

Воодушевленный художник тут же побежал за своими художественными принадлежностями, а вернувшись, в один сеанс набросал небольшой этюд будущего произведения. На следующий день Игорь Эммануилович вновь вернулся к тем же березам, только уже с холстом на большом подрамнике. Перед началом работы художник выкопал траншею в снегу, в которой он и расположил свой мольберт, дабы как можно ниже оказаться по отношению к березам и захватить как можно больше небесного пространства.

Более двух недель ходил мастер к своим березам, пытаясь как можно точнее перенести на холст их очарование в зимнем убранстве и конечно же удивительное лазурное небо.
Грабарь добился максимально лазурной насыщенности путем нанесения мазков плотным слоем, используя лишь чистый цвет. А низкая точка зрения относительно линии горизонта открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета и решить композиционные задачи. Он превосходно запечатлел переход небесного цвета – от светло-зеленого оттенка снизу до темного ультрамарина вверху.

Используя свою уникальную технику в импрессионистической манере, он не только мастерски показал и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и неровности снега, но и передал лучезарное настроение природы в ожидании весеннего пробуждения. Сам художник называл «Февральскую лазурь» самым значительным своим произведением. И эту потрясающую историю ее создания, спустя время, рассказал он сам.

Перелистывая страницы биографии русского импрессиониста

Игорь Грабарь родился в 1871 году в Австро-Венгрии (Венгрия), в Будапеште. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья из-за русофильских взглядов отца, юриста и депутата венгерского парламента, была вынуждена эмигрировать в Россию. Поселившись в городе Егорьевске Рязанской губернии, отец Эммануил Грабарь стал учителем в местной гимназии, а маленький Игорь, уже в начальной школе, всерьез заинтересовался живописью.

В 11-лет он был отправлен на учебу в Московский Императорский лицей. И там жизнь бедного венгерского подростка оказалась совсем несладкой. Его окружали сверстники из состоятельных семей, не упускавшие случая жестоко подшутить над бедностью мальчика. Но того абсолютно ничего не смущало: он ушел с головой в рисование, изображая буквально все, что видел вокруг — педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. А выходные дни талантливый парнишка напролет проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках.

Читать еще:  Пол из форсажа актер что с ним. Та самая машинка

В 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. И, что удивительно, одаренный 18-летний юноша одновременно успевал составлять биографии художников-классиков, писать юмористические рассказы для популярного журнала «Нива», рисовать иллюстрации и выступать в качестве художественного критика с обзорами выставок.

Однако, успешно окончив университет, Грабарь не остановился на достигнутом, и решил посвятить себя целиком живописи. В 1894 году поступив в Академию художеств, он попал в ученики самого Ильи Репина. Во время учебы посетил Европу, где всерьез и увлекся импрессионизмом. Художника всегда огорчало быстрое изменение в природной среде и в освещении, поэтому именно в этом художественном направлении он нашел то, что позволило ему быстро запечатлевать происходящее. Позже, работая над своими картинами, он писал с большим азартом, буквально«швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая».

Освоив лучшие достижения импрессионистов мировой живописи, Грабарь нашел свой художественный стиль в искусстве — неповторимый и своеобразный. Природный ландшафт России приобрел в его пейзажах совершенно новый облик, заискрился радужными красками, наполнился ощущением огромного пространства и воздуха.

Вел художник и научную деятельность в сфере истории русской живописи. так, с 1908 года и до начала Первой мировой войны он успел издать восемь томов своего монументального труда под названием «История русского искусства» (при запланированных 12-ти). Но война нарушила планы Игоря Эммануиловича. Было уничтожено огромное количество собранного материала, и разумеется, у автора опустились руки.

С 1913 года Игорь Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Как позже признавался, он согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Здесь он проявил весь свой талант организатора, свои архитектурные способности, проведя масштабную перепланировку экспозиции музея.

До его прихода стены в залах галереи были от пола до потолка завешены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики ютились рядом с огромными холстами», вызывая у посетителей зрительный диссонанс. В основу новой экспозиции Грабарь положил новаторские для того времени монографический и исторический принципы. Благодаря этому частная коллекция превратилась в музей европейского типа. В те годы Игорь Эммануилович много путешествовал не только по России, но и по миру, его приглашали музеи в качестве известного эксперта-искусствоведа.

После революции по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские. Грабарь стремился сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам ученых — химиков, физиков и микробиологов. Именно благодаря такому подходу результаты были ошеломительными. Это позволило спасти немало из художественного наследия русских живописцев.

В более поздние годы художник заведовал музеем-усадьбой «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова, занимался общественной деятельностью, не переставая при этом творить свою живопись.

Игорь Грабарь (1871-1960) служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик, как архитектор и реставратор. Творческий его путь, как живописца, составил более 60 лет. К слову сказать, почетное звание Заслуженного деятеля искусств, установленное в нашей стране в 1928 году, первым было получено именно Игорем Эммануиловичем. Согласитесь, не каждый из художников мог похвалиться таким долголетием в творчестве и послужным списком.

Художником на юбилейной выставке в 1951 году были продемонстрированы и произведения конца позапрошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самой экспозицией. Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках.

Разумеется, была у художника личная жизнь, причем не менее интересная, нежели его творчество. Об этом читайте:Не только сестры, но и жены: Какую тайну скрывает полотно «Васильки» Игоря Грабаря.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://igor-grabar.ru/kartiny.php
http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2926-igor-jemmanuilovich-grabar-kartiny-i-biografija.html
http://kulturologia.ru/blogs/250120/45283/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector