4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картинная галерея эшера. По следам отцов

Волшебные картины Мориса Эшера, которыми иллюстрируют учебники кристаллографии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На самом деле, каждая из картин является научно-художественным исследованием закономерностей пространства и особенностей нашего восприятия. Специалисты рассматривают его творчество в контексте теории относительности и психоанализа. Но можно и просто отвлечься на несколько минут и погрузиться в мир, где четкая логика, царящая внутри рисунка, вдруг оказывается искаженной относительно нашего мира.

Законы симметрии

Картинами, знаковыми для Эшера, можно считать литографии, напоминающие мавританские мозаики. Кстати, художник признавался, что эта тема была навеяна посещением замка Альгамбра. Заполнение плоскости тождественными фигурами можно было бы считать детской забавой высокого художественного уровня, если не одна деталь: с математической точки зрения в данных рисунках выполняются определенные виды симметрии (в каждом — свой). Кстати, именно такие же, как в кристаллических решетках. Поэтому работы Мориса Эшера рекомендованы в качестве иллюстраций при изучении кристаллографии.

Метаморфозы

Эта интересная тема практически вытекает из предыдущих рисунков. Присмотритесь: похожие мотивы, но на смену четкой упорядоченности приходят постепенные изменения – от черного к белому, от маленького к большому, от птицы к рыбе… и от плоскости к объему!

Логика пространства

Почему мы любим фокусы? Потому что они, безопасно для нашей психики, на несколько секунд дают почувствовать присутствие волшебства. То есть, мы фиксируем нарушение закономерностей нашего мира, но тут же с облегчением понимаем, что нас просто мастерски надули, и значит мир на месте. С картинами Эшера, в которых художник исследовал закономерности пространства, происходит примерно то же самое. На первый взгляд – красивые картины, на второй и третий – «нас где-то провели, надо понять, где именно»… и зависаем надолго, пытаясь понять, «как же так?».

Самовоспроизведение информации

«Рисующие руки» — одна из наиболее известных картин Эшера. Считают, что на ее идею художника натолкнул набросок к «Портрету Джиневры де Бенчи» Леонардо да Винчи. Кстати, этот рисунок вовсе не является абсолютно симметричным, как это может показаться на первый взгляд.

Сам Морис Эшер писал о своем творчестве: «Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам». На самом деле, ученые мужи отдают должное этому мастеру графики, ведь в его работах можно найти иллюстрации к темам «Мозаичное разбиение плоскости», «Неевклидова геометрия», «Проецирование трехмерных фигур на плоскость», «Невозможные фигуры» и многим другим. Кроме того, Эшер почти на 20 лет опередил математиков в работе с фракталами, теоретическое описание которых было дано лишь в 1970-е годы, а картины с использованием этой математической модели художник создавал гораздо раньше.

Сюрреалистические акварели, созданные испанским художником Борхе Санчесом, способны перенести в мир странных фантазий

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Картинная галерея эшера. По следам отцов

Безумная вселенная

Информация

О компании: Литература, кино, искусство, жизнь.

Данное сообщество абсолютно обо всем, что есть на нашей планете и не только (своего рода университет). Показать полностью…

Латинское «универсум» значило «вселенная», «мир», а «универсалис» — «всемирный». Названием высшего учебного заведения это слово стало, когда в таких заведениях начали изучать все известные в то время науки.
Слово «универсальный» постепенно получило в европейских языках значение «разносторонний», «всеобъемлющий» или «выполняющий всевозможные задачи».
Из словосочетания «университас литэрарум» — «совокупность всех наук»—и возникло название «университет».
Погружайтесь во вселенную интересной и качественной информации, не пожалеете.

В соответствии с законодательством Российской Федерации все материалы, представленные в группе, предназначены исключительно в ознакомительных целях. Все права на них принадлежат их владельцам.

Другое

Действия

3 594 записи Предложить новость

Материалы о Японии.

Югэн — «скрытая красота», «таинственная красота». Самое загадочное понятие японской эстетики, трудно поддающееся расшифровке.

Известно, что слово это пришло из китайских философских сочинений, Показать полностью… где означало «глубокий», «неясный», «таинственный». Югэн часто понимается как внерациональное постижение печальной красоты мира и человеческих чувств.
В поэзии пятистиший-танка словом «югэн» описывался глубинный смысл стихотворения, о котором следует догадываться, при прочтении текст почти не дает разгадок. Поэт ХIII века Фудзивара-но Тэйка в своем учении предлагает буддийскую категорию сатори — «озарение» для постижения скрытой красоты, озарение достигается высочайшей концентрацией духа, это внезапное интуитивное постижение сути вещей. Югэн — это то, что скрыто под словами, то, что, например, актер театра но может извлечь из текста пьесы. Дзэами, создатель театра но, унаследовал это слово от поэтов, он писал, что «югэн — это тонкие тени бамбука на бамбуке».
Дзэами в знаменитом трактате «Заметки о цветке стиля» (ХV век), сложнейшем сочинении о театре, где раскрываются тайны актерского искусства, писал, что, например, «снег в серебряной чашке» — это цветок спокойствия, тишины, умиротворенности, игра актера может раскрыть этот цветок, который в обычном состоянии не виден. Скрытая, трудно достижимая красота ценится в рамках эстетики югэн больше, чем красота очевидная, открытая, смелая.
Елена Дьяконова.

Читать еще:  Что обозначает аллегория. Значение слова «аллегория

Томас Харди – драматург и романист, автор стихов и рассказов, творивший на излете викторианской эпохи. Писатель делал уклон в сторону социального романа, пронизанного пессимизмом, герои его произведений не в силах противостоять Показать полностью… жизненным обстоятельствам, общественным нравам и ударам судьбы.

Томас Харди родился в июне 1840 года в графстве Дорсет. Предки писателя – дворяне, но обедневшие настолько, что отцу и деду пришлось работать простыми каменотесами. Семья, в которой росли два мальчика и две девочки, жила в деревне Верхний Бокхемптон, и все население составляло полсотни жителей.
Воспитанием детей занималась мать. Будучи малограмотной женщиной, она не хотела, чтобы наследники влачили жалкое существование, и понимала, что начинать следует с хорошего образования. Томас ходил в церковно-приходскую школу и, кроме того, по настоянию матери много читал. Родители готовили сына к посвящению в духовный сан, но выяснилось, что к проповедованию душа Харди не лежит.
В 16 лет Томас заинтересовался архитектурой, и парнишке разрешили практиковаться на предприятии в Дорчестере, которое реставрировало старые здания. Одновременно Харди изучал живопись, греческий и латинский языки. Перебравшись в Лондон, будущий писатель окончил Королевский колледж и устроился работать на фирму Артура Бломфилда, президента Architectural Association School of Architecture. Компания сына епископа, коим был сэр Бломфилд, специализировалась на восстановлении церквей и прочих религиозных сооружений.

Вернувшись в Дорчестер самостоятельным архитектором, Харди планировал заняться реставрацией, но в то же время начал делать первые шаги в литературе. Первый роман Томаса «Бедняк и леди» так и не дошел до потомков – автор уничтожил рукопись, после того как получил отказ издателя в публикации. Дабы не разочароваться в оценке таланта в дальнейшем, писатель опубликовал анонимно следующую работу – «Отчаянные средства».
В 1872 году в издательстве «Братья Тинсли» увидела свет книга «Под деревом зеленым», открывающая целый цикл под названием «Романы характеров и среды». Имя писателя впервые было указано только 4 года спустя на обложке издания, вышедшего в Америке.
Роман представляет собой жизнеописание музыкантов церковного хора деревушки Меллсток, прообразом которого послужил церковный оркестр Стинфорда, основанный дедом Харди. Потому на страницах Томас изложил воспоминания детства, описания реальных мест. В 2005 году Николас Лафлэнд, снявший популярный сериал «Чисто английское убийство», перенес действие романа на телеэкран.

Факты собственной биографии Харди использовал и при написании романа «Голубые глаза» — обстоятельства первой встречи с любимой девушкой, проблемы, вызванные разным социальным статусом мужчины и женщины. Главная героиня Эльфрида списана с возлюбленной писателя Эммы.
Роман «Вдали от обезумевшей толпы» принес автору финансовую независимость и популярность. Томас окончательно осел в Дорчестере, построил дом и смог заняться исключительно сочинительством. Произведение также неоднократно подвергалось экранизации. В мелодраме о любовном треугольнике в разное время снимались Джонатан Фёрт, младший брат Колина Фёрта, и Линда Бэссет, Майкл Шин и Кэри Маллиган, Теренс Стэмп и Джули Кристи.
Сюжет «Руки Этельберты» вращается вокруг представителей высшего света, однако критики рекомендовали Томасу заняться разведением овец, что писатель в какой-то мере и делает – уезжает в сельскую местность вблизи от Стерминстер-Ньютона, где пишет роман «Возвращение на родину». Харди внес сумятицу в умы читателей, рассказав о замужней женщине, сбегающей из дома с любовником.
Красной нитью через повествование проходит мысль, что тот, кто пытается бороться с неизбежностью судьбы, роет себе могилу. Последовавшие позднее «Старший трубач полка», «Двое на башне» и «Равнодушная» тоже посвящены жизни в английской глубинке.

В романе «Мэр Кэстербриджа» Харди рассказал о судьбе бездомного батрака, который благодаря своим способностям становится мэром города, но не может удержаться на вершине социальной пирамиды – события из прошлого меняют и его собственную жизнь, и жизнь окружающих людей. В 2003 году британским режиссером Дэвидом Такером снят фильм с таким же названием с участием Джульетт Обри, Полли Уокер и Джеймса Пьюрфоя.
Пожалуй, самым известным сочинением Томаса Харди считается «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей». Роман шокировал чопорную викторианскую публику, его не пропускала цензура, нещадно клеймили критики, вгоняя писателя в уныние и творческий кризис.
Повествование о девушке, принесшей себя в жертву ради семьи, пронизано символизмом и мыслью о том, что высокородное происхождение не делает человека счастливым. По мотивам произведения снят не один сериал и полноценный художественный фильм. Главные роли в них исполняли Джемма Артертон, Мадхури Дикшит, Настасья Кински.
Роман «Джуд Незаметный» — последний в ряду произведений, написанных в этом жанре. Томас, и без того выдержавший волны осуждения и критики, на этот раз подвергся небывалому разгрому. Епископ Уэйкфилдский устроил показательное сожжение экземпляра книги, словно бы сигнализируя немногочисленным оставшимся поклонникам, насколько опасна и неугодна Богу подобная ересь.

Читать еще:  Мотив в литературном произведении. Теория литературы

С этого момента Харди переключил внимание на стихотворные формы, которым всегда отводил первое место. Исследователи творчества английского писателя насчитали свыше 1000 стихотворений и новелл, объединенных в разрозненные сборники.
В 1898 году вышли «Уэссекские стихотворения», в книгу автор включил работы, написанные во времена, когда Томаса увлекала романистика. В этом, как и еще в семи других сборниках, Харди писал на нейтральные темы – обращался к жене, описывал красоты деревенской жизни и бытовые ситуации.
В начале 20 века Томас Харди обратился к эпическому жанру, взявшись за изложение истории войн Наполеона Бонапарта в стихах. Пьеса, получившая название «Династы», публиковалась тремя частями. В 1923 году издана «Знаменитая трагедия королевы Корнуэлльской», в основу которой легли кельтские легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Несмотря на цензуру, осуждение общества, писатель слыл в литературных кругах авторитетным человеком. Харди стал почетным членом старейших британских Magdalen College School и Queen’s College, получил степень доктора литературы Кембриджского и Оксфордского университетов. В 1912 году Томас награжден Золотой медалью Королевского литературного общества.

Первой женой Томаса Харди в 1874 году стала Эмма Лавиния Гиффорд. Девушка приходилась свояченицей священнику, чью церковь писатель собирался реставрировать. Ее кончина в 1912-м стала основным лейтмотивом лирического цикла Харди «Стихи 1912-1913».
Стихотворение «Мысли о Трайфене при известии о ее смерти» посвящено кузине по материнской линии. Предполагалось, что Томас завел роман с мисс Спаркс и пара даже тайно была помолвлена.
Во второй раз Харди женился в преклонном возрасте на Эмили Флоренс Дагдейл. Писатель познакомился с ней в 1905 году, Эмили тогда преподавала в женской школе. Спустя два года после смерти Эммы Томас сделал предложение, и Дагдейл, не испугавшись 40-летней разницы в возрасте, приняла его. Как отмечали биографы, всю жизнь детская писательница, а Эмили выпустила книгу рассказов, оставалась в тени Гиффорд – при живой жене писатель адресовал усопшей стихи.
Ни в первом, ни во втором браке у Томаса не было детей.

В конце 1927 года Томас заболел плевритом и умер в январе 1928 года в поместье Макс Гейт. Похороны прошли 16 января в Вестминстерском аббатстве. Интересный факт: тело Харди захоронено в южной части храма, а сердце – в Стинфорде, в могиле его первой жены.
Через год после смерти мужа Флоренс опубликовала книгу «Ранняя жизнь Томаса Харди, 1841-1891», в которой были собраны его дневники, письма и мемуары.
Незадолго до кончины Томас Харди был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе и удостоен Ордена Заслуг.

От фрактала до рекурсии: краткий гид по миру М.К.Эшера

В Музее современного искусства на Петровке проходит большая ретроспектива Маурица Корнелиса Эшера, самого известного в мире создателя оптических иллюзий. «Воздух» составил микроучебник по творчеству Эшера.

Эшер и Италия

М.К.Эшер. «Пинета Кальви», Корсика, 1933

Эшер прославился своими оптическими иллюзиями и математически выстроенными рисунками. Куда менее известна его страсть к итальянским пейзажам — результат путешествия по Италии в 1922 году. Между тем эти пейзажи в его творчестве занимают довольно важное место (что по московской выставке очень заметно): с 1922-го по 1935-й Эшер создал множество гравюр с изображениями интерьеров восхищавших его церквей (например, «Внутри Св. Петра» 1935 года) и панорамных видов городов, а также итальянской природы и разных достопримечательностей. Природа Италии для него была неотделима от искусства Возрождения: строгие пропорции ренессансных зданий и важное место геометрии в творчестве художников Ренессанса явственно повлияли на все его последующее творчество. Кроме того, Эшер был сильно впечатлен мумифицированными останками священников на Сицилии и запечатлел их в очень реалистичной литографии. Позже он пытался создавать пейзажи в Голландии и Швейцарии, но разочаровался в местной природе и оставил это занятие.

Эшер и мавританский стиль

М.К.Эшер. «Предел круга IV», 1960

Еще в 1930-е годы Эшер посетил памятники мавританского искусства в Испании, в том числе Альгамбру, где его поразили знаменитые геометрические орнаменты. Орнаменты и вообще геометрические композиции для художников Востока были едва ли не главным способом самовыражения — ислам запрещает изображать людей, а самыми денежными стройками, как правило, были мечети. К тому же математика была любимой наукой исламского Средневековья.

Эшер и кристаллография

М.К.Эшер. «День и ночь», 1938

В основе многих известных рисунков Эшера лежит принцип симметрии — тот же самый, что положен в основу науки о кристаллах. Эшер не был ученым — его прежде интересовала эстетическая сторона симметрии, поэтому он развлекал и себя, и зрителя, заставляя симметрично кружить по поверхности ящерок, птиц, кошек, даже демонов и ангелов. Однако наукой он увлекался довольно серьезно — и в 1960 году по приглашению химика и кристаллографа Каролины МакГиллаври Эшер даже выступал с лекцией о симметрии на международной кристаллографической конференции в Кембридже.

Эшер и геометрия

М.К.Эшер. «Гравитация», 1952

Под впечатлением от мавританских орнаментов Альгамбры Эшер начал делать наброски с использованием разных кристаллических решеток. К этим наброскам он потом добавлял фигуры животных и создавал листы, мозаически заполненные разноцветными фигурами ящеров или птиц. Другие характерные приемы Эшера — переходы из двухмерного в трехмерное пространство и изображения сложных многогранников (типичный пример — работа «Гравитация»).

Читать еще:  Манга. Натюрморт в серых тонах

Эшер и математика

М.К.Эшер. «Меньше и меньше», 1956

О том, насколько творчество Эшера близко ученым-математиками, говорит тот факт, что во время XII Всемирного математического конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математикой он никогда специально не занимался, хотя прочитал исследование венгерского математика Дьёрдя Пойа о группах симметрии, которое ему прислал брат. Из этой работы он почерпнул знание о том, что существует 17 «групп рисунка обоев». Это специальное название для существующих в природе видов двухмерных повторяющихся паттернов, позволяющих без разрывов заполнить плоскость фигурами одного вида так, чтобы получилась мозаика или пазл. Эшер часто использовал принцип мозаичного замещения плоскости, например в орнаментах 1950-х годов. Математика описывает, какими фигурами можно замостить плоскость регулярно (тремя правильными многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником), но Эшер пошел дальше — его интересовала нерегулярная мозаика, состоящая из разных по форме фигур. Кроме того, Эшер стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы (фигуры, состоящие из собственных маленьких подобий) еще до того, как математический термин «фрактал» был введен в употребление в 1975 году.

Эшер и неевклидово пространство

М.К.Эшер. «Картинная галерея», 1956

Самые знаменитые работы Эшера построены как визуальные обманки, но по сути являются визуальным воплощением неевклидова пространства — то есть такого пространства, в котором параллельные прямые спокойно могут пересекаться. Эшер не доказывал теорем с помощью своих рисунков, просто демонстрировал удивительные возможности нашего восприятия. Эти поиски, надо сказать, были вполне в русле авангардного искусства. Один из интересных примеров проявления неевклидовой геометрии в работах Эшера — «Картинная галерея». Здесь переплетаются два пространства — галереи и картины, которая висит в галерее. Так как перспектива построена по незнакомому нам принципу, сразу разобраться в происходящем непросто. Но постепенно мы понимаем, что видим ситуацию одновременно с нескольких сторон — мужчина в картинной галерее смотрит на картину, мы смотрим на него, а женщина, изображенная на картине, — на мужчину из галереи. Это немного напоминает поиски кубистов, которые отказывались от реалистичности в поисках широты взгляда. Еще один пример неевклидового пространства в работах Эшера — гравюра «Относительность».

Эшер и оптические иллюзии

М.К.Эшер. «Вавилонская башня», 1958

Уже в самых ранних своих работах Эшер экспериментировал с перспективой как способом изменить взгляд зрителя на картину. Этими экспериментами он отчасти обязан опыту искусства Возрождения — ведь так называемая прямая перспектива, которая была взята за основу ренессансной живописи, — это, в общем, точно такая же условность, как и «обратная перспектива», используемая в византийской иконописи. Идеальные пропорции — не меньшая иллюзия, чем искажение пространства, это Эшер хорошо понимал. Он начал создавать картины со сложной перспективой во время путешествий по Италии — когда выполнил работу под названием «Вавилонская башня».

Эшер и рекурсия

М.К.Эшер. «Относительность», 1953

Рекурсией называют такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно. Эшер много раз использовал рекурсивный метод в разных формах.

Эшер и дизайн

М.К.Эшер. «Метаморфоза III», 1968

Эшер никогда не отказывался от возможности подзаработать, тем более что его семье, судя по сохранившимся свидетельствам, постоянно не хватало на жизнь. Эшер много работал с Королевской почтой Нидерландов, делая все что угодно — от дизайна поздравительных открыток и почтовых марок до 50-метрового панно «Метаморфоза III», в котором наглядно продемонстрированы различные приемы мозаичного замощения пространства в сочетании с оптическими иллюзиями. В «Метаморфозе» геометрические фигуры плавно перетекают в изображения птиц, животных и архитектурных форм, чтобы потом закольцеваться и вернуться к первоначальному рисунку. Эшер также создавал узоры для оберточной бумаги магазинов De Bijenkorf. Несмотря на то что дизайн не был основным делом его жизни, Эшер оказал серьезнейшее влияние на последующие поколения промышленных художников и дизайнеров, особенно на приверженцев психоделического искусства.

Эшер и имп-арт

М.К.Эшер. «Водопад», 1961

Имп-арт — это направление в искусстве, нацеленное на изображение невозможных с точки зрения геометрии фигур. Например, английский ученый Роджер Пенроуз создал сразу несколько таких фигур, самые известные из которых — треугольник Пенроуза и лестница Пенроуза. Все «невозможные» картины были созданы Эшером с 1958 по 1961 год — вскоре после того, как эти фигуры были описаны Пенроузом. Эшер применил находки Пенроуза в гравюрах наряду с обычными, евклидовыми многогранниками. Самые яркие примеры невозможных фигур у Эшера — в литографии «Водопад» и в гравюре «Спускаясь и поднимаясь». В «Водопаде» создана модель вечного двигателя, основанная на «невозможном треугольнике», а «Спускаясь и поднимаясь» — это художественная модель «невозможной лестницы», по которой движение в одну сторону будет бесконечным спуском, а движение в другую сторону — бесконечным подъемом. Секрет «невозможных» фигур заключается в ракурсе, с которого на них смотрят, — что было особенно увлекательно для Эшера, в совершенстве овладевшего различными видами перспектив и их искривлений.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/070818/39992/
http://vk.com/wall-153681721?q=#%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&owners_only=1&offset=320
http://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/ot-fraktala-do-rekursii-kratkiy-kurs-po-miru-mkeshera/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector