1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каково значение «судьбы» в жизни Печорина.

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! — невольник чести —
Судьбы свершился приговор! —

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы».

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Читать еще:  Зимний солдат комикс. Первый мститель: Другая война

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»

Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

Сочинение Жизнь и судьба Печорина (9 класс)

«Герой нашего времени» Лермонтова рассказывает о путешествиях молодого русского офицера Печорина через Кавказ. Большая часть истории взята из собственного дневника офицера, так как она опубликована после его смерти. Первая запись из журнала Печорина, «Тамань» — это воспоминания о его коротком пребывании в маленьком городке на Чёрном море. Это тёмное путешествие и персонажи, с которыми он сталкивается, проверяют его убеждения и доказывают, что он действительно верит, что судьба играет роль в жизни человека.

Все начинается с того, что Печорин прибывает поздно ночью в портовый город Тамань. Он указывает, что это худшее, в своём роде, место в России, и вспоминает, как он чуть не умер там дважды. Он жалуется на то, что ему холодно и он устал до такой степени, что злится. Его разочарование растёт, когда его ведут через деревню в поисках убежища, но все хижины уже заняты. Наконец, он требует, чтобы было найдено место, даже если это будет жильё самого дьявола. Его кучер против этого, но есть одно последнее место, которое, как стало известно, вакантно. В этот момент Печорин в течение долгого времени бродит по аллеям, в виде лабиринта. Он использовался с древних времён искателями души и истины, которые представляли различные конфессии. Это предвещает откровение, которое Печорин получит к концу своего краткого пребывания здесь.

Обстановка важна для подсознательных тем истории. Море столь же обширно, как ночное небо, и описывается как темное, бормотание, волнение и однообразие. Во многих отношениях, как физически, так и символически, море отражает небо. Эти ссылки являются синонимами космоса, в котором можно найти просветление, или пропасть, потеряться и упасть на свою погибель. Печорин не умеет плавать, что даёт ещё более пугающее чувство этой идеи.

Дом Печорина — древняя деревянная хижина на берегу моря. Отсутствие икон, обычно находящихся в каждом доме, указывает на отсутствие верующих, живущих там. Жители, которых он встречает здесь, являются самыми странными из всех персонажей в этой истории: молодой слепой мальчик, старуха, которая утверждает, что была глухой, и красивая молодая девушка. Из основных трех персонажей, ни одному из них не дано имя, и в какой-то степени они кажутся потусторонними. Насколько мы знаем, они не связаны между собой, но они живут почти как семья, поскольку поддерживают друг друга. Печорин признаёт, что у него есть предубеждение против калек, которые, по его мнению, потеряли чувство своей души из-за потери своих физических качеств или из-за некоторой деформации тела. Печорин быстро учится не судить людей таким образом.

Слепой мальчик важен в этом контексте, потому что сначала он доказывает главному герою, что когда одно из чувств потеряно, другие усиливаются, чтобы восполнить недостаток. Описания мальчика призрачные. Он молод, и его полностью белые глаза говорят о том, что он слеп с рождения. Мальчик уверенно держится на скалистых склонах вдоль моря, так как он создал в своём сознании образ пути, который является более надежным, чем для того, кто движется в одиночку. Его слух также приспособился воспринимать звуки, которые другие не могут осознать, например, плеск весел по воде из лодки, которая находится далеко от берега. Таким образом, убеждения Печорина ставятся под сомнение тем фактом, что нам нужно больше, чем просто наши физические чувства, чтобы выжить.

Молодая женщина разделяет с мальчиком призрачные качества, только в более ангельской манере. Её внешность больше привлекает физические чувства Печорина и использует это против него, чуть не убивая его. Она выделяется в темноте, как белая фигура. Её лицо напоминает русалку, а её пение манит, как сирена. Кажется, женщина обладает магическими способностями, будучи одновременно гипнотической и обладающей сверхъестественной физической силой. Печорин описывает её, как что-то прекрасное, и не раз называет «существом». Её движения змеиные и кошачьи. Как и мальчик, в какой-то момент, женщина кажется исчезающей, как птица. Она уговаривает Печорина прийти в лодку, соблазняя его. Её дыхание пылает, когда они целуются. Когда женщина пытается вынудить его покинуть лодку, и прыгнуть в море — герой сопротивляется и одерживает победу, отправляя её в пропасть. В отличие от Печорина, который не умеет плавать, его ундина переживает падение в свою собственную стихию и восстанавливается позже на берегу. Борьба Печорина с молодой женщиной является для него уроком, что потеряться в физических желаниях может означать потеряться навсегда в жизни и не стать кем-то большим. Его путаница показывает, что он не готов к тому, чтобы его путешествие жизни закончилось здесь.

Читать еще:  Понятие недоросль в литературе. Недоросль

Небесные тела также являются ключевыми элементами этой истории. В это короткое время луна полна, что идеально подходит для тех, кто работает ночью, чтобы лучше видеть. Большинство действий происходит ночью, и это важно для сюжета. Если бы не освещение луны, Печорин, возможно, не был свидетелем событий, происходящих на берегу. Луна также контролирует море, поднимая и опуская приливы. Лермонтов, пишущий как Печорин, даёт Луне другое измерение, олицетворяя её. Когда она нависает над морем, герой наблюдает за событиями, разворачивающимися вдоль берега. Однажды ночью мы не видим луну, когда молодая девушка выманивает Печорина к лодке. Там есть отражение двух одиноких звёзд в небе. До тех пор, пока молодая женщина не выйдет из моря, луна снова не появится в небе. Есть только одна ссылка на солнце, когда молодая женщина поёт Печорину с крыши. По иронии судьбы, когда солнце сияет на ней, она от него отгораживается.

Кульминацией этой истории является то, что Печорин обнаружил схему, над которой его новые знакомые работали все время. По сути, они являются контрабандистами пиратских товаров, ввозимых проходящими мимо путешественниками, которые, вероятно, не ожидают такой невероятной связи. Разогнав их группу, Печорин понимает, что это повлияет на их средства к существованию, и ему действительно жаль этих людей. Из любопытства он внёс нежелательные изменения в их повседневную жизнь. Именно здесь он подвергает сомнению то, что сделала судьба, помещая его в такую ситуацию. На следующий день, однако, он размышляет над этими вещами, решая, что действительно нет нужды заботится о жизни других, и продолжает своё путешествие.

Несмотря на то, что Печорин останавливает жителей, чтобы постоять за себя, теперь, когда он разорвал кольцо злодеяний, он остаётся с верой, что судьба действительно играет большую роль в жизни человека. Печорин по природе своей тщеславен, и рассматривает большую часть жизни, как результат своих действий. Но после сказочного пребывания в селе Тамань и своего влияния на жителей, его система убеждений проверена. Печорин должен верить в то, что будь то Бог или дьявол, в этом мире действуют большие силы, чем его собственная.

Сочинение 2

Григорий Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени» является достаточно многогранной и противоречий личностью. А его жизнь наполнена приключениями и поступками, которые сложно отнести с уверенностью к плохим или хорошим.

Лермонтов, дав жизнь своему персонажу на страницах, не обделил его умом, сообразительностью, смелость и способностью вызывать интерес у всякого его окружения. Но, несмотря на все его положительные качества, Печорин больше рассматривается как «лишний» человек. Возможно, в этом виновата чрезвычайно эгоистичная натура персонажа, а может быть то, что он мыслит не как другие. В этом существует даже какая-то антология с самим автором, так как по жизни Лермонтов так же старался избегать общества и считал себя лишним.

Георгий Печорин с первого взгляда кажется ветреным человеком, который не может найти себя в жизни. Все его привязанности длятся не слишком много, так как быстро становятся не интересны. Это относится как к друзьям и знакомым, так и к девушкам. Такое пренебрежение к близким людям не нравится никому, поэтому в итоге он остается совсем один.

Когда-то по молодости его привлекала светская жизнь, но и та ему надоела. На протяжении всего романа Печорин старается отыскать смысл в жизни и ответить на вопросы своего бытия. Но так или иначе, ему это не удается из раза в раз. Жизнь складывается таким образом, что во многом ему приходится бездействовать, что губит врожденный потенциал.

Автор специально ставит главного героя против всего общества. Он преследует цель показать что для того, чтобы реализовать все намеченные цели и само реализовываться в жизни не достаточно одного лишь желания. Чтобы действительно это произошло, нужно прикладывать к этому все усилия и взаимодействовать с окружением.

В одной из глав Георгий рассказывает о том, что с самого раннего возраста люди видели лишь отрицательные черты его характера. Но он считал, что они не правы, и всячески пытается это доказать до сих пор. Тем не менее все слова, которые он слышал в свой адрес, дали не плохой толчок к развитию этих самых качеств. С самого рождения он запрограммировал себя на нравственное падение.

Трагизм главного героя состоит в его не похожести на людей из его круга общения. Он умнее, а значит больше задумывается над смыслом всего происходящего. Людям проще оттолкнуть его, так как они привыкли жить, не отдавая себе отчета в происходящем. Какие бы жестокие и не правильные поступки совершал Печорин, он всегда старался извлечь из них урок и руководствоваться своими чувствами и внутренним порядком. Он бы смог многое изменить в этом мире, но, к сожалению, растратил свои таланты попусту.

Жизнь и судьба Печорина

Популярные сочинения

«Фаталист» является последней главой романа «Герой нашего времени», представляющейся в качестве отдельного сочинения, созданного автором под воздействием реальных событий.

«Господа Головлевы» является остросоциальным романом описывающим быт дворянства. Во времена крепостнического права наблюдалось не только разложение буржуазии, но и разложение семьи в целом.

Рождество Христово — великий христианский праздник, символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира.

Каково значение «судьбы» в жизни Печорина?

Личность не растворяется в истории, но она действует в определенных исторических рамках, которые не безотносительны к личной воле. Человек выступает творцом своей судьбы, но творит ее не только по личному произволу. Напротив, произвол личности всюду ограничивается определенным пределом, а результаты волевых усилий личности однообразны и однопаправленны.

Читать еще:  Где родился михаил шолохов. Биография

Повесть «Фаталист» подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой решительно отрицает все виды фатализма, но ближе по своей позиции он к фатализму «народному», не превращая фатализм в принцип миросознания, а проникаясь естественной законосообразностью. Точка зрения Печорина «фаталистическая» в том смысле, что рано или поздно наступает смерть, но это зависит не от философской концепции, обусловливающей принцип жизненного поведения, а от естественных, природных законов человеческого существования: «Ведь хуже смерти ничего не случится, – а смерти не минуешь!».

Прокламируя свободу личной воли, Печорин отвергает предопределенность, фаталистическую позицию. Он поднимается выше не только «народного фатализма» Максим Максимыча или, скажем, есаула, но и осознанного, принципиального метафизического фатализма Вулича. Печорину чужд и относительный фатализм «премудрых предков», герой точно осознает его историческую ограниченность.

Лермонтов не исключает социальных мотивировок, но они не выступают в качестве единственного, однозначного обоснования психологии героя. Печорин, например, весьма проблематично рассуждает о собственном социально-психологическом становлении. Максим Максимыч передает его слова: «воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам я не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так». Социальная причина ставится в один ряд с фатальностью, с предопределением, и герой не дает предпочтений ни той, ни другому. Истина заключается не в господстве одной причины над другой, а в конкретном и трезвом знании фактов. Печорин готов допустить множество причин.

Разные значения «судьбы» постоянно перекрещиваются, и автор, как и его герои, не склонен к предпочтительному выделению одного значения слова «судьба» за счет другого. Часто они существуют вместе, следуя тотчас друг за другом. И все же в романе они не равнозначны. Предсказания почти всегда сбываются, но сбываются не совсем гак, как первоначально было предсказано. Понятно, что мотив предсказания и его исполнения генетически восходит к романтической поэтике с ее тайнами, неожиданностями, ироническим переосмыслением тех или иных событий, сюжетными недоговоренностями. Социально-психологический детерминизм дается лишь в самом общем виде, поскольку для Лермонтова не столь важно, в результате каких социальных причин сформировался характер героя. Более существенна социально-психологическая суть «странного», необыкновенного характера.

Тема судьбы в романе выступает в двух аспектах. Во-первых, судьба понимается в качестве предопределяющей всю жизнь человека высшей силы. В этом смысле она непосредственного с человеческой жизнью не связана: сама человеческая жизнь своим существованием лишь подтверждает начертанный где-то на небесах закон и послушно исполняет его. Жизнь человека нужна только для того, чтобы оправдать смысл и цель, уготованные ей заранее и от личности абсолютно независимые. Личная воля поглощается высшей волей, теряет свою самостоятельность, становится чистым и безусловным воплощением воли провидения. Человеку только кажется, будто он действует, исходя из личных потребностей своей натуры. На самом же деле личной воли у него, в сущности, нет. При таком понимании «судьбы» личность может либо «угадать» свое назначение, либо не «угадать». Однако и в том и в другом случае само по себе .«угадывание» в конечном счете есть проявление вне личной воли, поскольку всегда существует возможность сослаться на судьбу («Я угадал ее назначение» или «Я не угадал ее назначение» – в принципе обе эти противоположные по смыслу фразы равно объяснимы более общей формулой: «Так было начертано судьбой»). Личность вправе снять с себя всякую ответственность за жизненное поведение, так как изменить судьбу она не может. Ей остается либо радоваться предначертанию свыше, либо сетовать на него. Даже бунт личности заранее предопределен. Подобное воззрение не исключает активности личности, ибо «угадывание» назначения совершается на почве действительности, но личные волевые усилия тем не менее ограничены узкими рамками и закреплены внеличной, хотя и детерминированной, программой.

Мотив «судьбы» непосредственно связан с целой системой мотивировок, предчувствий и предсказаний, с исполнением и неисполнением угадываний. Это имеет также прямое отношение к художественному методу Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

Общий закон одинаков для всех людей, однако эта банальная истина («человек смертен») интересна для Печорина в качестве возражения «народным» и философствующим фаталистам. Естественная, физическая предопределенность судьбы человека не мешает подвергнуть сомнению фатализм «народный» и в особенности фатализм философский и переключить размышление в план социально-психологический. Судьба как предопределение не имеет для Печорина смысла, но судьба как выражение социально-психологической сущности определенного исторического момента достойна внимания.

Во-вторых, судьба понимается в качестве социально-психологической обусловленности человеческого поведения. Такого рода обусловленность есть не что иное, как социально-психологический детерминизм, поскольку поведение человека хотя и определяется личной волей, но сама эта воля требует объяснения, почему она именно такая, а не другая, почему личность поступает именно так, а не иначе. В этом смысле понятие «судьбы» исторически ограничено определенными рамками. Точно так же относительна и личная воля. Если она обусловлена «судьбой», т. е. социально-психологическими причинами, то может проявляться не вне зависимости от них, а либо в соответствии с ними, либо преодолевая их. Личная воля вследствие относительной подчиненности не уничтожается, не нивелируется. Она не выполняет априорно заданную программу, независимую как от хода самой жизни, так и от ее носителя – личности. Таким образом, личность освобождается от предначертанной на небесах нормативности, стесняющей ее волевые усилия. Ее активность получает основание не вне личности лежащей воле, а во внутренних свойствах самой личности. Абсолютного значения лишены как воля провидения, так и внешние, социально-психологические обстоятельства, поскольку при одинаковых обстоятельствах люди ведут себя по-разному. В «Фаталисте» все находятся в равных условиях, «никто, однако, не отважился броситься первый» на убийцу Вулича. К тому же обстоятельства установлены не данной личностью и лежат вне ее.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/tema-sudby-v-romane.html
http://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/zhizn-i-sudba-pechorina
http://www.getsoch.net/kakovo-znachenie-sudby-v-zhizni-pechorina/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector