25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как рисовать иконы поэтапно. Писание иконы

Икона рисунок карандашом

>Икона своими руками

Икона своими руками

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по иконописи «Владимирская икона Божией Матери». Мастер-класс подойдет для новичков и профессионалов. Для иконописи лучше подобрать натуральные, чуть приглушенные цвета.

Для работы нужно приобрести:

  • доску размером 25*18;
  • краски гуашь;
  • клей ПВА;
  • натуральные кисти разных размеров;
  • матовый лак по дереву;
  • наждачную бумагу;
  • белую акриловую краску;
  • клей для типсов;
  • стразы, жемчужины.

1. Обработайте поверхность доски наждачной бумагой.


2. В два слоя покройте поверхность доски белой акриловой краской. Пройдитесь по доске наждаком.


3. Протрите доску влажной салфеткой.

4. Нарисуйте икону простым карандашом. Рисовать можно с иллюстраций, икон.


5. Покройте поверхность доски краской цвета охра.

6. Контур рисунка обведите коричневой краской.

7. Заполняйте икону цветом в два слоя. В краску добавляйте клей ПВА.

8. Начинайте прорисовку с лика. Краской более светлого оттенка выделите область лба, щек, носа.

9. Прорисуйте детали одежды, складки, ноги, руки. Не забывайте добавлять в краску клей. Особое внимание уделите глазам. Для их прорисовки пригодится очень тонкая кисть.

10. Сделайте надписи на иконе.

11. Приклейте жемчужины и стразы вокруг нимба. Клей для типсов подойдет идеально. Брать стразы нужно зубочисткой, смоченной в воде.
12. Покройте работу матовым лаком по дереву.

13. Освятите икону в храме.

Икона готова. Теперь у вас есть отличный подарок для друзей и близких. Творческих успехов и вдохновения!

Автор мастер-класса Мария Круглова.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Как нарисовать Икону карандашом поэтапно

Иконы — это нарисованные изображения различных святых. Иконы украшают все церкви и храмы. Святым на иконах молятся прихожане, прося о своих насущных нуждах. Правильно рисовать иконы учат в специальных художественных школах. Можно попытаться поучиться рисовать икону Богородицы с младенцем Иисусом Христом, чем мы и займемся на этом уроке.

Этап 1. Рисуем овал на весь лист бумаги. В нем начинаем рисовать очертания фигуры Богородицы: показываем линию плея, шеи, головы и лица.

Этап 2. Потом возле головы Богородицы намечаем контуры головки младенца Иисуса, его тела, руки и ножек. Этап 3. Рисуем детали лица. Красивый нос, четкие брови, глаза, рот. Вокруг головы дополняем линии покрывала, оно ниспадает с головы на шею и далее на плечи. Эти линии рисуем очень плавными и нежными. У младенца также показываем аккуратный нос и ротик. Этап 4. Теперь очень важный этап в рисовании икону. Это прорисовка глаз. Глазам святых уделяется особое важное внимание. Они всегда рисуются очень выразительными, смотрящими на стоящего перед ним человека с какой стороны ни посмотри. Глаза Богородицы рисуем очень красивыми, миндалевидными с четкими зрачками. У Иисуса также довольно большие глаза с не по-детски серьезным их выражением. Брови чуть сдвинуты к переносице. Этап 5. Украшаем покрывало Богородицы. Рисуем красивые узоры в полосе надо лбом. Также добавим узоры в линию горловины и чуть сзади шеи. По волосам младенца нанесем волнистые линии. Этап 6. Вокруг головы Богородицы рисуем круг — обозначение ее принадлежности к лику святых. У младенца Иисуса так же вокруг головки есть круг, в котором пересекаются крестообразные линии. Дорисовываем ручку его, выглядывающую в прорезь одежды. На ногах добавим несколько штрихов, имитирующих потеки крови. Этап 7. На одеянии младенца покажем несколько плавных линий складок, дорисуем вторую ручку. Здесь же показываем правую руку Богородицы. Этап 8. Добавим линии на одежде святых. Этап 9. Черно-белый вариант иконы получился вот такого вида: Этап 10. Икону можно раскрасить так, как это сделали мы. Попытайтесь и у вас получится собственноручно нарисованная икона.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Рождена_Весной ПРОРИСИ ИКОН ДЛЯ РОСПИСИ.

О том, как использовать прориси икон. По отношению к иконам слово «шаблон» не применяется. Надеюсь, многим поможет и вдохновит создать семейные реликвии, которые будут передаваться из поколения в поколение. На всякий случай акцентирую внимание, если хотите создать «сильную» икону, нужно: постить, исповедоваться, читать специальную молитву, брать благословение у Батюшки перед началом работы.

Богоматерь Арапетская (Аравийская)

Каталог коллекции иконных прорисей
http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cat_pr.htm

http://www.izograf.com.ua/prorisi2.html
иконописец не имеет право писать иконы по своему разумению…… так писали только святые..
Он по уже имеющимся прорисям создает копию образа, который был до того….
Труд иконописца-снятие прориси
http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=25& ;chap=15

Орёл Телец и Лев-в Христианской иконографии.

Прорись иконы Божией Матери

Владимирская. с изображением… ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА. икона Богородицы Корсунская. СВЯТОЙ НИКОЛАЙ Предлагаю Вашему вниманию цветные прориси монахини Иулиании в хорошем разрешении (высоком разрешении). Прорись из иконописного подлинника Киево-Печерской лавры.

Достойно есть

Корсунская икона Божией Матери.

Прорись иконы «Взыграние»

ВЫШИВКА РИЗЫ ДЛЯ ИКОНЫ. (Мой скромный опыт)

  1. Делаю прорись (кальку) с иконы сама, или мне дает ее иконописец. Естественно, без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки, к тому же если будет небольшой сдвиг, чего, в принципе, быть не должно, но вдруг!, то была бы возможность подредактировать работу. Если отверстие будет несколько больше – не страшно, а вот когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты – то это плохо.
  2. Делаю цветные эскизы (начала их делать недавно, по советам преподавателей из Убруса, и они очень помогают в работе). Определяюсь с материалом, который буду использовать в работе, в общих чертах. Раскладываю сотни пакетиков с бисером, камушками, канителью, стразами, определяюсь, что может пригодиться в работе и складываю их в отдельную коробку. Остальное убираю, дабы не смущало. Насчет цветов, используемых в ризе – конечно, очень подходит жемчуг и бисер жемчужных цветов, от белого до светло-бежевого (см. фото 1). Вышивала я ризы и, пытаясь в точности повторить цвета на иконе (см. фото 2, 3), но мне кажется это менее удачным. К тому же цветовая гамма бисера все же ограничена, не всегда удается найти то, что нужно, чтобы удовлетворяло и по размеру, и по качеству, и по цвету. Бисер лучше всего использовать, конечно же, чешский. И чем мельче, тем лучше. Стеклярус я практически не использую, он грубоват, а вот рубку немного ввожу в вышивку.
  3. Запяливание ткани. Этот процесс нам уже известен, запяливаю я так, как учили в Убрусе. Только паутинки у меня нет, поэтому работаю без нее. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна. Тканей может быть и несколько, т.е. ткань фона одна, а на нее накладывается (пришивается мелкими стежками) ткань нимба – другая (см. фото 4) . Иногда поверхность интереснее смотрится, если в качестве верхней ткани взята золотая парча, она дает дополнительное мягкое свечение бисеру, и выглядит красиво, если риза зашивается не сплошь, а с промежутками в некоторых местах (см. фото 5)
Читать еще:  Адме новый год. «”Старый” Новый год»

Да, длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы, на ширину иконной доски плюс сантиметров 5-7 для подгиба.

  1. На запяленную ткань наношу прорись с помощью кальки для ткани . Обвожу прорись простым карандашом, уточняю линии ( см. фото 6)
  2. Начинаю вышивать с контуров мафория Божией Матери, одежды Младенца. Зашиваю их полностью, потом вышиваю нимбы (фото7), фон (если он вышивается), рамку и надписи, подправляю все, сверяю с калькой. Вышиваю так, как описано в журнале Убрус, вы, наверное, все знаете, как пришивать бисер. Вышиваю и вприкреп, и по две, и по одной бисеринке.

Фон можно оставлять незашитым. (См. фото 8)

Иглы использую, естественно, бисерные, нитки – ЛЛ, либо армированные. Под цвет бисера или ткани фона. Нитки можно слегка вощить.

  1. Проклеиваю изнанку мучным клейстером, не снимая с пялец. Раньше проклеивала полностью, теперь проклеиваю те части, которые будут вырезаться и прилегающие к ним вышитые, примерно на 1 см.
  2. После высыхания аккуратно маникюрными ножницами и острым распарывателем для ткани вырезаю незашитые детали с припуском приблизительно 1 см, если позволяет ткань, а если дырочка маленькая, то — как получится. Надсекаю ткань так, чтобы она хорошо и плавно загнулась на изнанку. Подшиваю ее к изнанке, проходя два, а то и три раза по кругу, чтобы ткань была хорошо закреплена. Можно еще раз проклеить края.
  3. Вышивку снимаю с пялец. Прикладываю к иконе. Чтобы хорошо положить ризу на икону, понадобится помощь двухстороннего скотча. Мне нравится работать с лентой для приклеивания линолиума. На тыльную сторону иконной доски по периметру приклеиваю скотч, и поочередно снимая второй бумажный слой с него, заворачиваю на изнанку ткань и приклеиваю к скотчу. Если нужно подправить, можно отклеить и сделать еще раз, скотч прилипает хорошо. Когда я вижу, что результат меня устраивает, раза расположена правильно и никуда не сдвигается, я фиксирую углы, пришиваю их нитками. Лишнюю ткань на изнанке срезаю.
  4. Выкраиваю х/б ткань, равную периметру иконы и пришиваю ее вручную по всему периметру иконы с изнанки, чтобы закрыть все подгибы и стыки, дабы все было аккуратно.
  5. Вставляю икону в киот . Аминь.

Какую роль играет орнамент в церковном искусстве?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Орнамент — почерк эпохи, в нем наиболее сжато и отчетливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчиненную роль в художественном произведении. Однако как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы малой ни была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм обретает свой смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме книжного листа, шитой пелены, росписи храма.
Наиболее ярко орнаментальное творчество проявило себя в храмовой декорации VI века, так называемой юстиниановской эпохи. В это время орнамент был почти равноценен сюжетным изображениям. Сохранившие мозаическую декорацию храмы Равенны особенно наглядно демонстрируют, что орнамент здесь не есть лишь ненавязчивый аккомпанемент. Он активно формирует среду, пространство.

Расположение сюжетных мозаик в этих храмах чрезвычайно структурно, логично, строго согласовано с архитектурными ритмами. Они немногочисленны, но каждая несет в себе изображение, проникнутое богословской символикой, многослойными смыслами, и располагается на главных сводах и стенах, там, где они не только хорошо прочитываются, но отмечают наиболее значимые сакральные зоны.

Читать еще:  Блок о счастье мы всегда лишь вспоминаем.

В Сан-Витале в Равенне это алтарная абсида и стены предшествующей ей восточной части храма. Все сюжетные композиции выделены подчеркивающими сюжет рамами геометрического орнамента. А вот все остальные сложные криволинейные поверхности архитектуры — арки, откосы, своды — все заполнено орнаментом иного характера. Этот орнамент, живой, свободный, составляется то из пышных цветов, по лепесткам и листьям которых порхают птицы, то из античных кратеров с поднимающейся из них вьющейся лозой, и воркующими рядом голубями. Мы видим здесь свивающиеся ленты, белые лилии, павлинов, распустивших веером свои хвосты, корзины со спелыми плодами и составленные из плодов гирлянды. Даже образы Христа и апостолов в медальонах обрамлены «виньетками» в виде сплетшихся хвостами дельфинов.
Поражающее воображение богатство орнаментальных форм, сияние глубоких и насыщенных цветов смальты в сочетании с сиянием золота, создает ощущение, что человек, находящийся в храме, является свидетелем существования иного, прекрасного, не поддающегося описанию словами мира, где в гармонии и радости сосуществует все земное.

Что это за мир, поясняет надпись, сохранившаяся на одной из орнаментальных заставок древней болгарской рукописи XIII века: «Се есть Рай, иже нарицается Парадис».

Способы нанесения рисунка на левкас

Прежде чем приступить к нанесению красочного слоя, на основу необходимо было перевести рисунок. Это весьма ответственный момент работы. В старых иконописных мастерских нанесение рисунка поручалось наиболее опытным мастерам – «знаменщикам», которые «знаменили» рисунок, то есть переносили его на левкас.

Способы нанесения рисунка на левкас весьма разнообразны. Раньше знаменщики могли делать на грунте сначала легкий набросок углем, затем детально прорисовать его черной краской. Многие старые иконописцы, держа перед глазами оригинал, могли наносить рисунок на доску сразу кистью. Это давало им возможность творчески перерабатывать принятый в иконописи канон.

Ученики или менее опытные мастера пользовались так называемыми «про- рисями» или «переводами».

Прорись – это схематический линейный контур, несущий в себе общий строй изображения, а также относительно разработанные детали: лики, складки, одежды, палаты, пейзажи и так далее.

Для того чтобы перевести рисунок с прориси, ее обратную сторону натирали углем или графитом и передавливали с помощью затупленной иглы. При

этом, естественно, оставались на грунте графитовые или угольные линии. Их усиливали кистью тоном охры или черной краски. Иногда линии, оставшиеся после перевода, процарапывали острой иглой. Такие линии принято называть «графьей». Прием процарапывания иглой хорош тем, что углубления остаются заметными даже после нанесения красочного слоя. Это помогает мастеру использовать их как вспомогательные линии при окончательном прорисовывании голов, рук, одежды и прочих элементов композиции.

Иногда рисунок с прориси на левкас переносился методом припороха. Для этого по основным образующим линиям рисунка на бумаге острой иглой прокалывали ряд близлежащих точек – отверстий. Затем марлевым тампоном, в который насыпан тонко измельченный древесный уголь, проводили (или слегка ударяли) по проколотым отверстиям рисунка, лежащего на грунте, осуществляя тем самым перенос рисунка на поверхность левкаса. Затем следовала прорисовка линий краской или карандашом. Лишний уголь смахивался гусиным пером.

Чтобы приготовить необходимую краску, надо взять сухой пигмент жженой кости или сажи и тщательно перетереть его на чесночном соке или меде в деревянной ложке. Затем желтком куриного яйца, смешанным с квасом, протереть красочную поверхность иконы. После высыхания желтка приготовленной краской прорисовать линии рисунка, соблюдая при этом все толщины линий оригинала. Когда рисунок просохнет, на него накладывают лист чистой бумаги. Чтобы рисунок четко пропечатался на бумаге, его «придувают», то есть согревают дыханием. Это придает ему способность давать «отлипь». При этом рисунок должен четко отпечататься на бумаге. В сущности, это и есть прорись (перевод), но в обратном виде. Раньше этот способ так и назывался «переводом на отлипь». Не забывать, что после снятия прориси икону нужно протереть 2–3 раза влажной ватой или губкой. Для того чтобы получить с обратного рисунка прямой, его переводят на кальку.

Снять рисунок с иконы на кальку можно и сразу, но для этого необходимо увеличить прозрачность кальки. Это делают путем протирания ее с двух сторон маслом или олифой с последующей тщательной просушкой. На промасляной кальке карандаш ложится хорошо, а краска может «побегать». Чтобы этого не происходило, поверхность кальки необходимо протереть срезанной долькой чеснока или слегка протереть старательной резинкой.

Переносить рисунок на доску с кальки можно или «на отлипь», или при помощи копировальной бумаги, передавливая его твердым карандашом. Чтобы перенести рисунок «на отлипь», надо обратную сторону кальки прорисовать краской, разведенной на чесночном соке или на меде. В первом случае пропись на кальке или на бумаге аккуратно накладывается на доску, придувается под кальку и осторожно прижимается к ее поверхности. Во втором случае переведенный через копирку рисунок прорисовывается сначала карандашом, затем краской или тушью. Надо иметь в виду, что загрязнения и черноту убирают с помощью сухой пемзы пальцем, так как стирательная резинка размазывает линии и портит левкас.

Прорисовывать рисунок на левкасе удобнее не краской, а тушью. Если какой-либо ошибочно положенный красочный слой потребуется удалить, то рисунок тушью сохранится, а рисунок краской нет.

Фрагмент иконы «Успение». Липа, паволока, левкас, темпера. Вторая половина XV века. Третьяковская галерея.

Как и кто пишет иконы для церкви?

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

Читать еще:  Пруст художник. Валентен луи жорж эжен марсель пруст

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.

Источники:

http://rostovhramvrs.ru/ikona-risunok-karandashom/
http://azbyka.ru/otechnik/ikona/sekrety-ikonopisnogo-masterstva/4
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector