5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Йозеф Гайдн. Отец симфонии

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Книги

Login Form

Йозеф Гайдн – «отец» симфонии и струнного квартета

Подробности Категория: Европейская классическая музыка XVII-XVIII веков Опубликовано 15.12.2018 11:45 Просмотров: 993

Почему Й. Гайдна называют «отцом» симфонии и струнного квартета? Ведь такие произведения писали и до него?

Да, писали. Но именно Гайдн создал форму классической симфонии, совершенной. Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; гораздо позже – в XIX-XX вв. стали создавать симфонии с бо́льшим или меньшим количеством частей. В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит роману. В творчестве Й. Гайдна завершилось формирование классической симфонии, утвердились основные черты её структуры — последовательность внутренне контрастных, но объединённых общей идеей частей. У Гайдна впервые появились программные симфонии: № 6 («Утро») № 7 («Полдень») № 8 («Вечер»), по форме ещё близкие к жанру концерта с солирующим инструментом, и Симфония № 45 («Прощальная»). Напомним, что программной музыкой считается академическая музыка, сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
А струнный квартет из простого чередования быстрых, медленных и танцевальных пьес превратился у Гайдна в содержательный и глубокий диалог четырех равноправных участников струнного ансамбля.

Из жизни Йозефа Гайдна (1732-1809)

Томас Харди. Портрет Йозефа Гайдна (1792)
Почти 30 лет Гайдн прослужил капельмейстером при дворе венгерского князя Эстергази – руководителем хоровой и оркестровой капеллы князя. Он не только сочинял музыку, но и репетировал с оркестром, с певцами, в его обязанности входила также и забота о приятной застольной музыке для званого обеда, и о веселых бальных танцах, и о музыке для кукольного театра. Совмещать все эти обязанности было сложно, к тому же князь специально держал в оркестре лакеев и поваров, которые занятия музыкой должны были совмещать с работой по дому и в кухне. И только поздними вечерами и ночью, когда жизнь в замке стихала, Гайдн мог приступать к сочинению музыки.

Гайдн на репетиции оркестра
В Австрии и Венгрии, а также за их пределами знали о капелле Эстергази, из многих стран приезжали в маленький Эйзенштадт, где находился дворец Эстергази, любители музыки, чтобы послушать сочинения Гайдна под его руководством.

Вид на замок князей Эстергази
Франц Йозеф Гайдн был сыном ремесленника, экипажного мастера. Родился он в селении Рорау, недалеко от Вены. Его отец любил музыку и часто пел австрийские и славянские песни, аккомпанируя себе на арфе.
В возрасте 6 лет маленький Гайдн уже пел в церковном хоре города Гайнбурга, а затем в течение еще 10 лет – в столичной капелле при соборе св. Стефана в Вене. Его детство и юность прошли в нужде и лишениях. Одно время он даже зарабатывал тем, что странствовал по дорогам со скрипкой, играл на деревенских свадьбах, писал музыку для ярмарочных театров, давал уроки музыки. Только к 30 годам он получил постоянное место работы в капелле Эстергази. Фактически, известным музыкантом он стал в результате собственного непрерывного труда и самообразования. И это удивительно: музыкант-самоучка – прославленный мастер, автор десятков симфоний, квартетов, трио, скрипичных и фортепианных сонат, музыки для театра, композитор с европейским именем!
Служба у Эстергази, с одной стороны, давала ему возможность постоянного заработка, но, с другой стороны, лишала его всякой самостоятельности, угнетала полным зависимости существованием. «Печально быть всегда рабом», – писал он в одном из писем.
От этого рабского существования он освободился почти в 60 лет: в 1790 г. умер Миклош Эстергази, оставив по завещанию своему капельмейстеру пенсию. Его сын и преемник, князь Антал Эстергази, не был любителем музыки и распустил оркестр. Только теперь Гайдн стал свободным и независимым композитором и, несмотря на возраст, почувствовал небывалый творческий подъём.

О творчестве Йозефа Гайдна

За свою долгую карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений и был уже известен как композитор. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные им в 1749 г., ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII в. Йозеф Гайдн написал ряд дивертисментов и серенад, струнных квартетов, первую симфонию (1759) для оркестра, в состав которого входили два гобоя (или флейты), фагот, две валторны, струнные (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы).
В период с 1754 по 1756 г. Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 г. он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр – именно для этого оркестра композитор сочинил свои первые симфонии. Но вскоре фон Морцин прекратил деятельность своего музыкального проекта из-за финансовых трудностей.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было. Их брак не был счастливым ещё и по той причине, что жена не понимала ни его творчества, ни его профессиональной деятельности и ни в чём не поддерживала мужа.
В 1781 г. в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом.
После смерти Эстергази он переехал в Вену. Затем побывал в Англии. Здесь он создал цикл из 12 симфоний, которые называют «лондонскими». Позже сочинил две оратории: «Сотворение мира» на сюжет поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай» (1798) и «Времена года» на стихи шотландского поэта Дж. Томсона (1800), в которой изобразил картины природы, труд и быт австрийских крестьян.
Гайдн сочинял музыку различных жанров, но одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX вв. он считается в области инструментальной музыки. Но годы и тяготы жизни брали своё – в последние 3 года жизни он уже не сочинял.
Скончался Йозеф Гайдн в Вене 31 мая 1809 г. в возрасте 77 лет. На его панихиде был исполнен «Реквием» Моцарта.

Читать еще:  Джеймс кук что он открыл. Кто такой Джеймс Кук

Могила Иосифа Гайдна в Эйзенштадте (Австрия)
Его творчество последнего периода жизни считается наиболее светлым и мудрым, оно со временем не померкло и не потерялось среди сочинений последующих поколений композиторов, его произведения исполняются и в наши дни. Его симфонии (например, «Прощальная», «Военная», «Охотничья»), концерт для виолончели с оркестром, Венгерское трио, фортепьянные сонаты часто звучат и радуют слушателей.
Всего Гайдн создал 24 оперы, 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию), 3 оратории, 14 месс и других духовных произведений.

Й. Гайдн. Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная» (1772)

Это одна из самых популярных симфоний композитора. Она была написана для капеллы и домашнего театра венгерских князей Эстергази. По поводу её создания существует такая легенда. В тот год семейство Эстергази задержалось в их летнем дворце, где уже было холодно, и музыканты страдали от болезней. Гайдн при помощи музыки решил намекнуть князю, что пора уезжать.
Эта симфония исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным финалом симфонии автор поместил дополнительную медленную часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала замолкают все духовые инструменты, в струнной группе замолкают контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в своё время играл сам Гайдн), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными.
Князь Эстерхази понял этот изящный музыкальный намёк: вскоре все покинули летнюю резиденцию.

Первая часть симфонии – патетическая, без вступления. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии. Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную. После паузы с внезапной силой провозглашается главная тема – начинается реприза. Она более динамичная, насыщенная развитием.
Вторая часть (адажио) светла, безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет. Используется сонатная форма с близкими по характеру темами.
Третья часть (менуэт) напоминает деревенский танец.
Четвертая часть образно перекликается с первой. После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. Дуэт скрипок тихо доигрывает свои трогательные пассажи.
Такой необычный финал всегда производит неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце. Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные. », – писала лейпцигская газета в 1799 г.

Йозеф Гайдн

Биография

Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от Людвига ван Бетховена.

Портрет Йозефа Гайдна

Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко — английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами Иоганна Себастьяна Баха.

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.

Читать еще:  Ярмарочные зазывалы. Заклички

Йозеф Гайдн

Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.

Портрет Йозефа Гайдна

Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.

Композитор Йозеф Гайдн

Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60—70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) — «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.

Нотный стан Йозефа Гайдна

В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.

Йозеф Гайдн за сочинением симфонии

После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Личная жизнь

Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.

В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.

Йозеф Гайдн и его жена Мария

Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.

Читать еще:  Как выглядят аварцы. Традиции и обычаи аварцев

Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.

Памятник Йозефу Гайдну

В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.

Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.

Смерть

В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).

Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.

Саркофаг Йозефа Гайдна

Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.

Венская классическая школа: Гайдн

Наше повествование о венской тройке мы завершим биографией Гайдна. Все они – Бетховен, Моцарт и Гайдн – так или иначе связаны между собой. Бетховен был моложе их всех, вдохновлялся творчеством Моцарта и учился у Гайдна. Но о личности этого великого композитора мы уже рассказывали в других статьях.

Сейчас у нас несколько иная задача – лаконично рассказать о венской тройке. Позже мы расскажем о ней больше, а пока… вернемся к нашей теме.

Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.

Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора – в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.

Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.

Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики.

Йозеф Гайдн (31 марта 1732 — 31 мая 1809)

По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.

Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.

Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.

Творчество композитора насчитывает:

104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы.

Вокальные произведения:

Оперы

  • «Хромой бес», 1751 г.
  • «Орфей и Эвридика, или душа философа», 1791 г.
  • «Аптекарь»
  • «Лунный мир», 1777 г.

Оратории

Симфоническая музыка

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»

Источники:

http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/muzyka/899-jozef-gajdn-otets-simfonii-i-strunnogo-kvarteta
http://24smi.org/celebrity/5066-iozef-gaidn.html
http://propianino.ru/venskaya-klassicheskaya-shkola-gajdn

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector