Известные современные дирижеры. По мановению руки
По мановению руки
Т оп-5 российских дирижеров.
Валерий Гергиев
Сотрудники одного авторитетного журнала о классической музыке однажды задались целью выяснить, когда спит маэстро Гергиев. Сопоставили графики гастролей, репетиций, перелетов, пресс-конференций и торжественных приемов. И выяснилось: никогда. Получается, что он также не ест, не пьет, не видится с семьей и, естественно, не отдыхает. Что ж, в работоспособности — залог успеха. Только так можно стать одним из самых востребованных и самых популярных дирижеров мира — таким, как Валерий Гергиев.
В 7 лет Валеру родители привели в музыкальную школу. Мальчик выглядел очень озабоченным и все время поглядывал в окно. Еще бы, его отвлекли от футбола, а там наши проигрывают! После прослушивания педагог обратился к маме: «Мне кажется, слуха у него нет. Может быть, он станет Пеле. » Но материнское сердце не обманешь. Она всегда знала, что ее Валера — гений, и добилась, чтобы его приняли в музыкальную школу. Уже через месяц преподаватель взял свои слова обратно. Триумфом молодого музыканта, который из Владикавказа уехал в Ленинград, в консерваторию, стала победа на Конкурсе имени Герберта фон Караяна — самом престижном из всех. С тех пор Гергиев знает цену победам — и, как может, опекает молодых и талантливых музыкантов, оказавшихся рядом.
В 35 лет — он худрук Мариинского театра! Немыслимо: огромная махина с двумя труппами — оперной и балетной — и отличным симфоническим оркестром, доставшимся по наследству от Юрия Темирканова, — в твоем распоряжении. И можно играть любую музыку, какую захочешь. Даже Вагнера, так горячо любимого Гергиевым. Валерий Абисалович поставит в своем театре «Кольцо нибелунга» — все четыре оперы, идущие четыре вечера подряд. Сегодня это под силу только Мариинскому театру.
Но негласное соревнование с Москвой все же идет. Большому построили новую сцену, закрыли на реконструкцию — а Гергиев строит в Петербурге новый концертный зал, без единой государственной копейки (Мариинка-3), затем — роскошную Новую сцену Мариинки-2.
Москву Гергиев покорил всерьез и надолго в начале двухтысячных, когда основал здесь Пасхальный фестиваль и, конечно, возглавил его. Что творилось в столице в пасхальное воскресенье! Большую Никитскую перекрывали с милицией, на подходе к Большому залу Консерватории были сплошные медийные лица, лишний билетик не просто спрашивали — вырывали из рук за любые деньги. Москвичи так истосковались по хорошим оркестрам, что готовы были молиться на Гергиева, который со своим оркестром предоставлял им не просто качество — иногда случались и откровения. И так, в общем, продолжается до сих пор. Только сейчас это уже не несколько концертов, как в 2001-м, а 150 — по всей России и даже за ее пределами. Большого размаха человек!
Владимир Спиваков
Профессор Янкелевич подарил талантливому ученику Центральной музыкальной школы Володе Спивакову ту самую скрипку, с которой тот сделает свою музыкальную карьеру. Инструмент венецианского мастера Гобетти. У нее был «инфаркт» — деревянная вклейка на груди, и скрипичные мастера полагали, что, вообще-то, она звучать не должна. Но только не у Спивакова. «Вовочка, с тобой хорошо продавать скрипки: любая кастрюля через три минуты начинает звучать», — сказал ему однажды старый скрипичный мастер. Уже много позже, стараниями жены Сати, у Владимира Теодоровича появится заветный Страдивари. Мир же скрипач Владимир Спиваков покорил с Гобетти: выиграл несколько престижных конкурсов и объездил с гастролями все лучшие сцены планеты, не брезгуя, впрочем, и глубинкой, в том числе и российской — там тоже ждала публика.
Блестящий скрипач покорил весь мир. Но в середине 70-х, в самом разгаре карьеры, он начинает учиться профессии дирижера. Старейшина дирижерской школы Лорин Маазель спросил, не сошел ли тот с ума. Зачем ему это надо, если он так божественно играет. Но Спиваков был непреклонен. Его великий учитель Леонард Бернстайн был так покорен настойчивостью и талантом ученика, что подарил ему свою дирижерскую палочку. Но одно дело — научиться дирижировать, другое — найти коллектив для этого. Спиваков не стал искать, он его создал: весной 1979 года появился камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Оркестр быстро прославился, но до официального признания музыкантам приходилось репетировать по ночам — в кочегарках, ЖЭКах, в клубе Военной академии имени Фрунзе. По словам самого Спивакова, однажды в Томске оркестр дал три концерта в один день: в пять, семь и девять часов. А слушатели несли музыкантам еду — картошку, пирожки, пельмени.
Путь в Большой зал Консерватории для «Виртуозов Москвы» был недолгим: сказать, что оркестр был популярен, — мало, здесь годится только превосходная степень. По примеру своего фестиваля во французском Кольмаре он организовал фестиваль и в Москве, куда приглашает мировых звезд. Рядом с творческими силами появилась еще одна линия — благотворительная, в Фонде Спивакова умеют найти и поддержать талант, а стипендиаты конкурируют только сами с собой (одним из первых был Евгений Кисин).
В 2000-х Владимир Теодорович создал еще один коллектив — Национальный филармонический оркестр России. Базируется он в Московском международном доме музыки, чей президент — Владимир Спиваков.
Юрий Башмет
Вот человек со счастливой судьбой. Он, как Юрий Гагарин, — первый. Конечно, его не возят на лимузине с открытым верхом по улицам нашей столицы и всех прочих столиц мира, не называют его именем улицы и площади. Впрочем. Его именем называют музыкальные школы, а восторженные поклонники во всем мире положили к его ногам, наверное, миллион алых роз — а то и больше.
Знал ли он, когда во Львовской центральной музыкальной школе переводился со скрипки на альт, что прославит этот до сих пор считавшийся незатейливым инструмент? А виноваты во всем Beatles. Можно сказать, они подарили миру и альт, и Башмета. Как любой подросток, он увлекся — да настолько, что сколотил собственную группу и тайком от родителей выступал на праздниках. А потом не знал, как признаться, что у него припрятана пачка купюр крупного достоинства, в то время как мама за месяц тратила одну.
Топ 10 самых лучших дирижеров современности
Дирижер – человек, от таланта которого зависит красивое и слаженное звучание всего оркестра. Наш топ 10 самых лучших дирижеров современности расскажет о десятке таких одаренных людей.
10 Кристиан Тилеманн
В 1988 году этот дирижер стал главным музыкальным руководителем Государственного театра Нюрнберга. Позже, в 1997-2004 годах, он являлся музыкальным руководителем Дойче Опер в Берлине. В 2004 году Кристиан Тилеманн занял пост музыкального руководителя Мюнхенского филармонического оркестра, в котором работал вплоть до 2011 года. Позже стал главным дирижером Дрезденской государственной капеллы.
9 Янник Незе-Сегин
После окончания консерватории и музыкального колледжа Янник Незе-Сегин начал успешную карьеру. В 1994 году он занял пост музыкального директора Монреальского полифонического хора, в 1995 году – еще и Лавальского хора. В 1995-2002 годах руководил собственным ансамблем и хором. В 2000-2015 годах являлся музыкальным директором Столичного оркестра Большого Монреаля. Не раз выступал в качестве приглашенного дирижера.
8 Эса-Пекка Салонен
После обучения в Академии Сибелиуса в Хельсинки этот дирижер создал собственную группу (1977 год), ансамбль новой музыки (1980 год) и камерный оркестр (1983 год). В 1979 году стал дирижером Симфонического оркестра Финского радио. В 1984-1995 годах работал руководителем симфонического оркестра Шведского радио, в 1992-2009 годах – музыкальным руководителем симфонического оркестра Лос-Анджелеса. С 2004 года является одним из постоянных руководителей Парижской оперы, с 2008 года также возглавляет лондонский оркестр «Филармония».
7 Кирилл Петренко
Получив среднее специальное и высшее образование в области музыки, Кирилл Петренко дебютировал в качестве оперного дирижера в 1995 году. В 1998 году стал капельмейстером Венской народной оперы. В 1999-2000 годах занимал должность музыкального руководителя Мейнингенского театра, в 2002-2007 годах – главного дирижера Комише опер в Берлине. В 2013 году стал музыкальным руководителем Баварской государственной оперы.
6 Даниэль Баренбойм
После обучения дирижерскому искусству, в 1975 году, Даниэль Баренбойм возглавил Оркестр Парижа. Покинул этот пост в 1989 году. В 1991-2006 годах был руководителем Чикагского симфонического оркестра. В 1992 году стал музыкальным директором Берлинской государственной оперы, в 2011 году – главным дирижером и музыкальным руководителем театра «Ла Скала» в Милане.
5 Риккардо Мути
После обучения в двух консерваториях Риккардо Мути дебютировал в качестве дирижера в 1966 году. В 1979-1982 годах был главным дирижером лондонского оркестра «Филармония». В 1986 году стал художественным руководителем и главным дирижером театра «Ла Скала». В 2010 году Риккардо Мути начал работу в Чикагском симфоническом оркестре.
4 Андрис Нельсонс
С детства увлекаясь музыкой, в 2003 году Андрис Нельсонс занял должность главного дирижера Латвийской национальной оперы, в которой продолжал работу до 2007 года. В 2006-2009 году возглавил Филармонический оркестр Северо-западной Германии. В 2008 году начал работу в Симфоническом оркестре Бирмингема. В 2013 году стал главным дирижером Бостонского симфонического оркестра.
3 Марис Янсонс
Окончив музыкальную школу и консерваторию и пройдя обучение у знаменитых дирижеров, Марис Янсонс в 1985 году стал ассистентом главного дирижера оркестра Ленинградской филармонии. В 1979-2000 годах являлся музыкальным руководителем оркестра Филармонии Осло. В 1992 году стал руководителем Латвийского национального оркестра, с 1994 года начал сотрудничество с Венским филармоническим оркестром. В 2004-2016 годах был главным дирижером нидерландского оркестра Концертгебау.
2 Саймон Рэттл
Вскоре после окончания Королевской академии музыки в Лондоне в 1974 году Саймон Рэттл стал вторым дирижером Борнмутского симфонического оркестра и занимал этот пост два года. В 1980-1998 годах был главным дирижером. Позже занял пост музыкального руководителя Бирмингемского симфонического оркестра. В 1992 году начал сотрудничество с лондонским Оркестром эпохи Просвещения. В 2002 году стал главным дирижером Берлинского филармонического оркестра, в 2017 году – Лондонского симфонического оркестра.
1 Риккардо Шайи
После обучения в Перудже, Сиене и Милане Риккардо Шайи дебютировал в 1978 году. В 1982-1989 годах он был руководителем Немецкого симфонического оркестра Берлина, в 1988-2004 годах – оркестра Консертгебау. В 2005 году стал главным дирижером оркестра Гевандхаус в Лейпциге, в 2015 – главным дирижером театра «Ла Скала» в Милане.
Эти дирижеры смогли впечатлить не только слушателей, но и музыкальных критиков.
Источники:
http://www.culture.ru/materials/56559/po-manoveniyu-ruki
http://top5-top10.ru/top-10-samyx-luchshix-dirizherov-sovremennosti/