55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Из каких частей состоит притча. Притчи

Библейские притчи: сюжеты, толкование, мудрость

Есть такое выражение у русских людей – «говорить загадками», то есть объясняться в иносказательной форме, говорить не прямо, а в переносном значении. Когда-то на Востоке выражать аллегориями мудрые мысли было обычным делом. Такие истории называли притчами.

Смысл притчи

Основным предназначением притчи считалось раскрытие религиозного или житейского смысла в коротком рассказе. Герои притч носили определенный социальный статус (богач, царь, путешественник, виноградарь, отец и сын) и не имели глубоких описаний внешности или характера.

Библейские притчи объясняли, как вести себя, чтобы жить хорошо перед людьми и Богом. Они воздействовали на сознание сильнее, чем просто обличительные или назидательные слова, потому что показывали правила поведения на примере конкретных людей. Когда человек видел образец действий в притчах, он задумывался, что ведет неправильную жизнь, или помнил урок, заложенный в небольшой истории, и пытался избежать озлобленности в своей жизни.

Притчи царя Соломона

Соломон был сыном царя Давида, после смерти которого занял трон Израиля. Он правил страной 40 лет, не воевал с соседями, вкладывая все силы и средства в развитие страны. Люди приходили к царю за советом, если сами не могли решить спор, а однажды к царю из далеких земель пришла царица Савская. Она была наслышана о мудрости правителя и лично убедилась в правоте людских толков.

Соломон написал книгу притч, которая вошла в состав Библии. Авторству Соломона приписывают и книгу Екклесиаста, где показаны размышления о глупости ежедневной суеты, истинный смысл жизни и говорится о человеческой смерти.

Большая часть притч учит тому, что:

  • сыновья должны быть послушны родителям и Богу;
  • рассматриваются преимущества мудрых людей над глупыми;
  • если дал слово, надо держать обещание;
  • показывается пример настоящей и верной жены;
  • хождение к блудницам (проституткам) развратит и погубит человека;
  • дается алгоритм поведения мудрого человека.

Книга притч состоит из 31 главы. В ее главах коротко рассматриваются очень многие жизненные ситуации, а затем Соломон говорит, как вести себя, чтобы поступать хорошо и иметь успех.

Притчи Иисуса Христа

Иисус Христос не только ходил из города в город, исцелял больных и творил чудеса, он учил людей праведной и правильной жизни, в том числе и с помощью притч.

Он рассказывал притчи таким образом, чтобы их понимали только его ученики или те, кто хотят идти за ним, а не фарисеи и книжники, которые искали случая убить Спасителя.

Библейские притчи Иисуса Христа наполнены яркими образами. Не следует искать в притчах Спасителя спрятанные и зашифрованные послания. Уроки библейских притч заключаются в том, чтобы на примере из социальной жизни кратко показать мудрость, которой мы должны следовать.

Притча о блудном сыне

У отца было два сына. Младший ребенок попросил отца разделить наследство со старшим братом и, получив деньги, отправился жить в другой город. Там он потратил все состояние, а когда наступил голод, решил, что лучше ему вернуться домой. Отец принял его с распростертыми объятиями и в честь возвращения сына устроил пир. Старший сын не захотел прийти на пир, он высказал отцу недовольство, что он, не разгибая спины, работает, а отец никогда даже маленького козленка ему не дал, чтобы и он повеселился. В конце глава семьи сглаживает конфликт и примиряет сыновей.

Вот краткий сюжет, наверное, самой знаменитой библейской притчи о блудном сыне. Что же эта притча означает? Отец – это Бог, а его сыновья – это мы. Мы уходим, убегаем от Бога и думаем, что на чужбине будем жить счастливее, чем дома. Но все равно возвращаемся в родной дом: избитые, измученные, усталые. Отец всегда нас встретит с радостью, даст еды и крышу над головой.

Читать еще:  Ф и куприн краткая биография. Возвращение в Россию

Образ старшего брата – это показная вера законников – людей, которые считают, что Бог их обязан спасти за их заслуги перед ним. Они не хотят делить наследство с другими, потому что думают только о себе.

Притча о добром самарянине

Одной из самых больших и сюжетных притч Иисуса Христа является притча о добром самарянине. Посмотрим на краткий сюжет библейской притчи. Один человек возвращался домой, но на дороге на него напали разбойники, избили и забрали у него все, что он имел при себе. Прошли мимо и священник, и левит, но так и не помогли раненному путнику. Только проезжавший мимо самарянин обвязал раны пострадавшему, отвез его в гостиницу и дал указания, чтобы хозяин гостиницы позаботился об этом человеке.

Когда у Христа спросили, кто для нас будет ближний, тогда он привел в качестве примера данную притчу. В итоге ближним человеку оказались не его земляки, а враждебный к иудеям самарянин. Тот, кто и нам оказывает милость, доброту и щедрость – ближний для нас.

Самаряне не любили евреев, но в этой притче человек, который должен был быть врагом иудею, позаботился о нем.

Другое толкование притчи может говорить, что самарянин – это сам Господь, который обвязывает наши духовные раны и до времени оставляет в гостинице. Но придет время, когда он придет за нами.

Притча о сеятеле и ее толкование

На берегу озера Иисус Христос рассказал поучительную притчу, имеющую больше духовный подтекст. Это была притча о сеятеле. Сеятель бросает семена в разных местах: у дороги, на каменистое место, рядом с тернием и на хорошую почву. У дороги семена склевали птицы, на каменистом поле растение сожгло лучами солнце, семя, выросшее с тернием, было уничтожено сорняком. И только в хорошей земле семена дали плод.

Рассмотрим эту библейскую притчу с толкованием более подробно. Сеятель олицетворяет собой Господа или учителя, который говорит слово Божие (образ семени). Птицы уносят семя: когда человек слышит слово Божье, но дьявол уводит его от веры, соблазняя различными мыслями и предлагая греховные альтернативы. Семена, которые упали в каменистую почву, означают непостоянных людей: сейчас они верят в Бога, а когда преследуют за веру или возникает беда, уже не верят в него. Семена в сорняке (тернии) – люди слышат Божье слово, но забывают его, потому что любят этот мир и проводят время в суете. Зерна, которые выросли в хорошей земле, это образ людей, услышавших слово, которые помнят его, делают добрые дела и имеют мир в душе.

Притча рассказывает о четырех типах людей, которые слышат Евангелие, но по-разному принимают Слово Божие. Успех будет иметь тот человек, который, как добрая земля, принимает в себя семена, которые Бог хочет в нас произрасти и вырастить дерево, приносящее плод.

Короткие библейские притчи

В Евангелии рассказывается много притч. Есть среди них длинные, а есть и совсем короткие, но не менее поучительные. К коротким библейским притчам можно отнести следующие истории:

  • бесплодная смоковница;
  • притча о виноградарях;
  • девы мудрые и неразумные;
  • царь и должник;
  • неверный управитель;
  • зарытый талант;
  • богач и Лазарь.

Эти короткие притчи учат нас тому, что нам надо быть честными, правильно исполнять порученное нам дело, не зарывать свои способности в землю, а служить ими Богу и людям.

Рассмотрим некоторые из самых коротких притч Иисуса Христа.

Богач умирает и попадает в ад, а нищего Лазаря забирают в рай. Богач умоляет забрать его на небо, но ему отказывают, и дело не в его богатстве. Богач неправильно распорядился деньгами, используя их на развлечения, он и не думал помочь Лазарю, который всю жизнь голодал.

Притча о виноградарях

Это история о том, как хозяин виноградника отдал его виноградарям, а те сначала убили слуг хозяина, а потом и его сына, в надежде, что станут властителями виноградаря. Но хозяин поступил с ними по справедливости. В сыне хозяина отчетливо видны черты Иисуса Христа, которого Отец отправил в этот мир, а фарисеи и книжники (виноградари) убили его.

Читать еще:  Когда родился экзюпери. Биография сент-экзюпери

Библейские притчи для детей

В Библии нет специально предназначенных для детей притч. Все зависит от возраста ребенка и от того, как конкретную притчу ему преподнести.

К детским, подростковым притчам можно отнести историю о заблудшей овце. В этой маленькой притче говорится о том, что овца убежала от стада, а когда пастух ее нашел, то обнял и с любовью принял обратно. Пастырь в притче представлен добрым и любящим, для которого важна каждая овца. Так и Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, и для него важен каждый человек, даже тот, кто убегает, а затем, как блудный сын, возвращается домой.

Любую притчу можно рассказать ребенку простым и ясным языком, чтобы он понял и осознал истину, которую могут нести библейские притчи.

Притча

При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Содержание

Понятие притчи

  • Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.
  • Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др. [1]

Библейские притчи

Основным источником притчевых структур в европейской литературе является Новый Завет. В Ветхом Завете нет ещё того чёткого жанрового образования, которое принято называть притчей. Отдельные сюжеты, например, об Иове, Аврааме и т. д. тоже можно условно назвать притчами, но в них ещё нет окончательного разделения времени и вечности, принципиально отличающего евангельскую притчу.

Притчи Соломона — это скорее премудрость, «изложенная как житейский совет, обоснованная волей единого Бога, придающий мудрости объективный и непреходящий характер [2] » . Но толкование их по характеру не идентично евангельскому. Толкования, которые Иисус Христос дает своим притчам, говорят о вечной, небесной, истинной, духовной жизни, а соломоновы притчи целиком обращены к повседневной бытовой и ритуальной практике человека. Фабула, связующая земное, временное и небесное, вечностное, фабула, говорящая об индивидуальном нравственном выборе и индивидуальной ответственности за этот шаг — вообще отсутствует.

Толкование в евангельской притче — это её суть, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование. Евангельская притча призвана сделать более «осязаемыми» какие-либо истины, идеи христианства. То есть существуют некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию, ведь и Бога, и Царствие Небесное нельзя ни увидеть, ни объять разумом, а притча делает эти идей, принципиально лишенные зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми». В притче происходит постепенное развоплощение земных реалий в сторону духовной абстракции. В евангельской притче толкование — часть неотъемлемая, в отличие от последующих эпох.

Именно евангельские притчи играют особую роль в эволюции этого жанра и, если можно так выразиться, «иносказательного типа сознания» вообще, которое можно назвать доминирующим для многих веков истории человечества.

Притча это что? Значение слова

Притча — всегда небольшой иносказательный рассказ (история, диалог) нравственно-поучительного характера. Как «рассказ В поучение» всякая притча состоит из двух частей: требующегося из контекста примера, часто непрямого, даже парадоксального, и вытекающего из него суждения, вывода, нравственного урока.

Действующие в притче персонажи призваны помочь её адресату — слушателю, читателю. Цель притчи лежит вне её самой. Эта прибавка (преткновение, приклад) к тексту притчи, выступающая её целью, может послужить кому-то для объяснения возникновения самого слова «притча». В этом смысле любопытно и выделение церковнославянского корня в слове «притча-: «тча» — течь, теку, втекаю … того же самого, что и у слова «предтеча». Притчу поэтому понимают и как повествование, сказание, речь текущую, притекающую к некоей присказке, приговору, выводу.

Читать еще:  Название стилей танцев. Стили танцев: список

От того же корня (притекать, притечь, случиться) — и другое понимание притчи в русском языке: внезапный, нежданный случай, приключившаяся нечаянность. Недаром говорят: «Эка притча со мной приключилась» …

Нравственное суждение, вытекающее из притчи, может присутствовать в ней в виде открытого толкования, но может быть и неявным, предполагать осмысление, додумывание. В таком случае притча внешне представляется анекдотом, занимательным рассказом, который, в свою очередь, может вырасти в сказку, сказание, повесть и даже роман (здесь можно называть и киноповесть, и кинороман, вспомним хотя бы фильмы-притчи «Старухи», «Остров»), а может и выродиться в изречение, поговорку, пословицу — «сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?».

Кстати, пословицу В. Даль и прямо причисляет к притче, только свёрнутой, короткой, «короче носа птичья», поскольку и она «состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения». «Обиняк» — «образный пример, содержащийся в притчи», и его «толкование» вместе выступают как некая мудрость, помогающая человеку определиться, сделать по аналогии с приведённым примером правильный выбор из сложных ситуаций, возникающих у него на пути. Не случайно притчи относят иногда к паремиям, что переводится с греческого как «припутное», «при пути», нечто вроде придорожных указателей.

Само слово «притча» на греческом звучит как «парабола», что значит «располагать в ряд», «ставить рядом». «Рядом», «в ряд» со сложной для осмысления жизненной ситуацией или такой же истиной притча, для уподобления, для сравнения, ставит нечто обычное, знакомое, повседневно встречающееся, хотя часто и в парадоксальном ракурсе.

Таким образом, сравнение, иногда принимающее вид метафоры, — одна из главных, характерных черт притчи, её иногда даже и определяют как «расширенное сравнение»! Есть рассказ, подчёркивающий её значимость:

— Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней? — спросил царь у придворных, начертив линию на стене.

— Вот так, — догадался один из них, нарисовав на стене рядом с первой другую линию, гораздо длиннее первой, — ибо всё познаётся в сравнении. Сравнение в притче помогает перейти от содержащегося в ней рассказа к итоговому суждению, толкованию о сложном явлении. Кстати, этот же приём часто используется в науке. Вместо того чтобы постигать явление как таковое, изучают его упрощённую модель …

Параболу можно трактовать не только как сравнение, но и как уходящую в бесконечность кривую. Этот образ подчёркивает многослойность, многоаспектность смысла притчи. Кто-то увидит в притче лишь вершину параболы, верхний, неглубокий смысл. А кто-то пойдёт дальше, углубляясь всё более и более в её содержание. Такой подход может оказаться особенно плодотворным при осмыслении притч-аллегорий.

В притчах-аллегориях — тоже иносказание, только полное разных смысловых символов, отсюда детали в них играют более важное значение. Сравнение в аллегориях выражено не прямо (вот возникшая ситуация, вот при мер для неё), а более сложным образом. Предмет и то, с чем он сравнивается, здесь объединены. В отличие от обыкновенной притчи в аллегориях изложение с толкованием переплетены, так что смысл притчи оказывается заключенным внутри самих аллегорий. И чтобы понять его, нередко требуются специальные пояснения. Вот одна из подобных русских притч:

«Некая блудница была так прекрасна, что красотой своей пленила многих любовников. Один славный князь предложил ей: возьму тебя в жёны, если пообещаешь хранить чистоту. Блудница пообещала, и князь ввёл её в свой дом. Когда же любовники свистом попробовали вызвать к себе блудницу, она лишь крепче затворила двери».

Под блудницей здесь выступает душа, под её любовниками — грехи, под князем — Христос, под Его домом — Церковь …

Источники:

http://www.syl.ru/article/389759/bibleyskie-pritchi-syujetyi-tolkovanie-mudrost
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/26163
http://info-shkola.ru/pritcha-eto-chto-znachenie-slova/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector