75 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Итак, она звалась татьяной.

Итак – она звалась Татьяна!

“Татьяна – образец нравственности”
Д.Быков.
“Татьяна – нравственный эмбрион”
В.Белинский
“И, уж конечно, не образец нравственности
Татьяна.”
Д.Быков.

(все последующие стихи набраны
ТОЛЬКО из строк А.С.Пушкина
в романе “Евгений Онегин”
для характеристики своих героев.)

ЭПИГРАФ:
“Девицы в комнатах Татьяны
Озарены лучом Дианы.”

I
Признаться: вкусу очень мало
(Не говоря уж о стихах –
Нам просвещенье не пристало)
У нас и в наших именах,
Жеманство, – больше ничего,
И нам досталось от него.
.
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой,
Она ласкаться не умела,
И красотой сестры своей
Не привлекла б она очей.
Играть и прыгать не хотела,
И часто ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ одна
Сидела МОЛЧА у окна.
II
Дика, печальна, молчалива
Татьяна верила преданьям,
Как лань лесная, БОЯЗЛИВА,
И снам и карточным гаданьям.
Её изнеженные пальцы
Не знали игл, не знали пяльцы,
Ей СКУЧЕН был и звонкий смех
И шум ребяческих утех.
Ей чужды детские проказы,
Пленяли больше сердце ей
ЗИМОЮ В ТЕМНОТЕ НОЧЕЙ
Беседы, СТРАШНЫЕ рассказы,
С усталой нянею до света –
Охоты ВЛАСТВОВАТЬ примета.
III
И куклы, даже в эти годы,
Татьяна В РУКИ НЕ БРАЛА,
Про вести города, про МОДЫ
Беседы с нею не вела.
Зимой, в НОЧИ пробуждена,
Вставала при свечах она:
Ей РАНО нравились романы,
Она влюблялася в ОБМАНЫ
И Ричардсона и Руссо.
.
А МАТЬ её была сама
От Ричардсона без ума –
Они ей заменяли ВСЁ,
(Как в старину княжна Алина
Её московская кузина.)
IV
Бывало писывала КРОВЬЮ
Она в альбомы НЕЖНЫХ ДЕВ,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев.
Служанок БИЛА осердясь,
Всё это мужа не спросясь.
Вела расходы, БРИЛА ЛБЫ,
Солила на зиму грибы.
Рвалась и плакала сначала.
С супругом чуть не РАЗВЕЛАСЬ;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Забыла юную Солину,
Корсет, альбом, КНЯЖНУ АЛИНУ.
V
Татьяна – падшее зерно.
Давно её воображенье
Весны огнём оживлено
Порой сердечного томленья
Теснило ей младую грудь.
Душа ждала. КОГО НИБУДЬ.
И дождалась. Сказала – Он
Мой жаркий одинокий сон.
Свой ТАЙНЫЙ жар, свои мечты:
Клариссой, Юлией, Дельфиной
Воображая героиню –
Плоды сердечной полноты
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
VI
ПОРОК любезен ей в романе
И стал теперь её кумир
(А нынче все умы в тумане)
О.Е. – задумчивый Вампир,
Всё в ней чернеет и шумит
“Погибну!”- Таня говорит,
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты:
“Не спиться няня, здесь так душно!
Открой окно, да сядь ко мне,
Поговорим. о старине”* –
Что, Таня, что с тобой?-“Мне скучно,
Я плакать, я РЫДАТЬ готова!” –
Дитя моё, ты нездорова.
VII
К плечу головушкой склонилась,
С её прелестного плеча
Сорочка лёгкая спустилась
При свете лунного луча,
А, между тем, луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы
И распущённые власы,
Татьяна то вздохнёт, то охнет!
И в это самое мгновенье:
“Не ты ли, милое виденье?!
Кончаю!!” – Розовая сохнет.
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.
VIII
Она по-русски плохо знала
И выражалася с трудом,
Журналов наших не читала
На языке своём родном.
Итак: писала по-французски,
Не изъяснялася по-русски –
Ужели не простите ей
Вы ЛЕГКОМЫСЛЕННЫХ страстей,
БЕЗУМНЫЙ сердца разговор,
Чужой восторг, чужую грусть
Шептать в забвеньи наизусть.
Кто ей внушал УМИЛЬНЫЙ ВЗДОР?
.
Простите мне, Я ТАК ЛЮБЛЮ
Татьяну милую мою!
А.С.ПУШКИН.

*Вариант:
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты:
“Не спится, няня, здесь так душно!”
Одежды край поднять стыдится –
Поднять ей некогда; боится,
– Что, Таня, что с тобой?-“Мне скушно.

Итак, она звалась Татьяной

Итак, она звалась Татьяной — цитата из романа в стихах “Евгений Онегин” (1823 – 1831 гг.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).

Этими словами начинается описание героини романа — Татьяны Лариной (глава 2, строфа 25):

“Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна”.

Известно, что Пушкин сначала планировал дать имя “Наташа” главной героине своего романа. Но затем решил назвать ее Татьяной. В 19 веке это имя считалось «простонародным». Пушкин пишет: «Впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим».

Имя Татьяна – женская форма от имени Татий (лат. Tatius) — по имени легендарного сабинского царя Тита Татия.

Отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина

Впервые Татьяна Ларина появляется во 2-й главе (строфа XXIV) романа. Сосед Онегина Владимир Ленский влюблен в сестру Татьяны – Ольгу. Вместе с Владимиром Евгений Онегин едет к Лариным и знакомится с сестрами. Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина и направляет ему любовное признание – «Письмо Татьяны к Онегину» (глава III,строфа 31), которое начинается знаменитой фразой Я к вам пишу – чего же боле?

Но Онегин не испытывает к Татьяне нежных чувств. Получив письмо Онегин встречается с Татьяной и сообщает ей об этом (глава 4, начало). Татьяна, поняв безнадежность своей любви, соглашается на предложение выйти замуж за “толстого генерала”.

Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин на балу встретил Татьяну и влюбился в нее («Ужель та самая Татьяна?», глава 8, строфа XX). Он пишет ей письмо, в котором признается в своей любви “Письмо Онегина к Татьяне”, но на него ответа нет. Он засыпает её кучей писем, на которые все нет ответа. Позже, при встрече с Онегиным, Татьяна объяснила причину своего молчания «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана Я буду век ему верна».

Татьяна Ларина (илл. М.П. Клодта, 1886 г.) Портрет Татьяны (1952 г.). Художник Л. Тимошенко

Читаем и разбираем “Евгения Онегина”. Глава II Часть 4.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела как ландыш потаенный,
Не знаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.

Тут у нас появляевяется впервые представитель семейства Лариных – младшая Ольга, в которую с детства влюблен Ленский, и коим прочили брак. Благо, соседи

Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Простите, игры золотые!
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И Ночь, и Звезды, и Луну,
Луну, небесную лампаду,
Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,
И слезы, тайных мук отраду.
Но нынче видим только в ней
Замену тусклых фонарей.

В общем, страдал парень. Вздыхал в одиночестве при Луне. Идилия и романтизм 🙂 Это еще глубже подчеркивает упоминание цевницы. Это не то, о чем Вы подумали в первую секунду – это такой старинный духовой инструмент, а в данном конкретно случае этакий символ идиллической поэзии. А вот “младых восторгов первый сон” – это именно то – наверняка поллюции :-))

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге. но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Ольга и Владимир
Не очень так автор хорошо отзывается об Ольге. Этакая миленькая блондинка, приятная во всех отношениях, но пустая, а значит скучная. Думаю, мало кто из девушек был бы обрадован, прочитав столь уничижительную характеристику. Впрочем, оговаривается Пушкин, что прежде он сам подобными барышнями увлекался, но они ему уже очень наскучили. Но все равно, как то даже немного обидно за Ольгу 🙂

Ее сестра звалась Татьяна.
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало
И нам досталось от него
Жеманство, — больше ничего.

ТАДАМ! Появляется второй главный персонаж этого замечательного романа в стихах – старшая сестра Татьяна Ларина. Она была на год старше Ольги и ей должно быть около 18 лет. Пушкин отмечает. что это старинное, а значит не очень популярное в то время имя. Им редко называли дворянских девочек. Интересно, что после опубликования романа ситуация изменилась на противоположную :-)) Имя означает устроительница, учредительница, повелительница, устанавливающая, поставленная, назначенная.

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Опять-таки странная вещь. Вот автор вроде бы считает, что Татьяна менее внешне привлекательна, да и вовсе “дика” чем Ольга (а кому из девушек это может понравится), но вот с первых строчек видно, что она более симпатична ему. Более интересна, более глубока, в ней есть тайна, бушующие внутри страсти.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию, закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маминьки своей.

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детские проказы
Ей чужды; страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.

Ни вышивание, ни игры, ни игрушки, а рассказы (тем более страшилки) ей более интересны. Она одиночка. Любит размышлять и следить за жизнью со стороны.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова – один из возможных прототипов Татьяны Лариной.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.


С. Ричардсон

Рано начала читать, благо папенька не запрещал, а маман на некоторые книги вообще смотрела благосклонно. Не знаю, правда, зачем молодой девушке Руссо, но вот с Самюэлем Ричардсоном все понятно 🙂 Как-никак родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. Думаю, самым популярным дамским романом того времени была его “Кларисса, или История молодой леди”
Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла;
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них.
В то время был еще жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала о другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.


Сэр Чарльз Градинсон
Правда тут же идет пояснение, почему именно Татьяна любила Ричардсона. Обычные женские штучки, внушенные более старшей и опытной кузиной. Московская кузина Алина, которая еще промелькнет на страницах романа впоследствии. Вообще, Московская кузина — это устойчивая сатирическая маска, соединение провинциального щегольства и манерности того времени. Но речь не о том. Алина благосклонно принимала ухаживания своего будущего мужа, но мечтала о другом – франте и гвардейце. Пусть Вас не смущает звание – в гвардии служили дворяне, просто герой ее был еще молод.
Ну и наконец, надо упомянуть, строчки “что Не потому, чтоб Грандисона / Она Ловласу предпочла» Первый — герой безукоризненной добродетели, второй — коварного, но обаятельного зла. Имена их сделались нарицательными и взяты из романов Ричардсона.
Продолжение следует.
Приятного времени суток.

Источники:

http://www.stihi.ru/2016/08/26/6768
http://dslov.ru/pos/p368.htm
http://id77.livejournal.com/1126901.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: