6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История развития портрета в живописи.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Книги

Login Form

История портретного жанра

Подробности Категория: Жанры и разновидности живописи Опубликовано 22.10.2015 10:15 Просмотров: 8781

Портретное искусство зародилось ещё в глубокой древности. Но путь к реалистическому портрету был очень долгим.

Портретом в изобразительном искусстве называют изображение какого-либо человека или группы людей. Через внешний облик человека на портрете показан и его внутренний мир.

О термине

Слово «портрет» (portrait) в европейской культуре первоначально означало «изобразительное воспроизведение» любого объекта, в том числе и животного. И только в XVII в. Андре Фелибьен, французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV, предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа».
Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются портретами – они написаны не с конкретного человека, это лишь обобщающие образы. Исключение составляют портреты святых Нового времени, созданные при их жизни.

История становления портретного жанра

Первые образцы портрета относятся к древнеегипетской скульптуре. Но о скульптуре мы будем говорить в отдельной статье.

Средневековый портрет в основном был лишён персонализации, хотя фрескам и мозаикам византийских, русских и других церквей присущи ясная физиономическая определённость и духовность: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей.
Начиная с X-XII вв. портрет в Западной Европе начинает развиваться интенсивнее: сохраняется в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре. Его моделями являются в основном знатные лица – правители и члены их семей, свита.
Постепенно портрет начинает проникать и в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода – «Портрет Иоанна Доброго», второго короля Франции.

Неизвестный художник. «Портрет Иоанна Доброго» (около 1349 г.)
Что касается портретного жанра на Востоке, то там ситуация была более благоприятной: сохранившиеся портреты относятся к 1000 н.э., а средневековый китайский портрет вообще отличается большой конкретностью.

Неизвестный художник. «Портрет буддистского монаха Учжунь Шифаня» (1238 г.)
Этот портрет поражает не только умением изображать индивидуальные черты внешности персонажа, но и способностью передачи внутреннего мира человека, его интеллекта.
Древняя перуанская культура индейцев мочика (I-VIII вв.) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты.

Развитие жанра

Особого расцвета жанр портрета достиг в эпоху Возрождения. Это и понятно: ведь изменилась идеология эпохи – человек стал личностью и мерой всех вещей, поэтому его изображению придавалось особое значение. Хотя первые портреты ещё повторяли изображения античных монет и медалей (изображения в профиль).

Пьеро делла Франческа «Портрет герцога Федериго Монтефельтро» (1465-1466)
В эпоху раннего Возрождения произошёл «выход из профиля в фас», что указывало на становление жанра европейского портрета. К тому же в это время возникла техника масляной живописи – портрет становится более тонким и психологичным.
В портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто) жанр получил ещё большее развитие. В портретных образах очевидно выражен интеллект, человеческое достоинство, чувство свободы, духовная гармония.
Самый известный портрет в мире, относящийся к этому периоду, – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503-1519). Лувр (Париж)
Известные немецкие портретисты этого периода – А. Дюрер и Ганс Гольбейн Мл.

Альбрехт Дюрер «Автопортрет» (1500)
В эпоху маньеризма (XVI в.) возникают формы группового и исторического портрета. Известным портретистом того времени был испанский художник греческого происхождения Эль Греко.

Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» (1592). Государственный Эрмитаж (Петербург)
В XVII в. высшие достижения в портретной живописи принадлежат Нидерландам. Мировосприятие портрета того времени наполнено уж другим, по сравнению с эпохой Возрождения, содержанием: взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Происходит демократизация портрета – это особенно заметно в Голландии. На полотнах появляются люди самых различных социальных слоёв общества и возрастных групп.

Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)
Увеличивается количество заказных портретов. Художники (Диего Веласкес, Хальс) начинают создавать портреты-типы людей из народа. Разрабатывается форма автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). Создаются парадные портреты, а также портреты семейные.

Рембрандт «Саския в красной шляпе» (1633-1634)
Величайшими фламандскими портретистами были Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк, голландскими – Рембрандт, Франц Хальс. Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов всей истории жанра. В портретах Веласкеса явно ощущаются артистизм и психологическая завершённость.

Д. Веласкес «Автопортрет» (1656)
В начале XVIII в. портрет как жанр деградирует. Особенно это касается реалистического портрета. Почему это произошло?
Всё чаще портреты стали писаться по заказу. А кто заказчики? Конечно же, не беднота. Аристократы и буржуа требовали от художника одного: лести. Поэтому портреты этого времени обычно приторны, безжизненны, театральны. Парадные портреты сильных мира сего становятся эталоном портретного жанра – вот отсюда его упадок.

Читать еще:  Десятка самых жутких американских городских легенд.

Г. Риго «Портрет Людовика XIV» (1701)
Но упадок жанра не означал его полного уничтожения. Эпоха Просвещения способствовала возвращению реалистического и психологического портрета. Поздние работы Антуана Ватто, простые и искренние «жанровые» портреты Шардена, портреты Фрагонара, английского художника У. Хогарта открывают новую страницу портретного жанра. В Испании в этом жанре начинает работать Гойя. В России появились живописцы мирового уровня – Д. Левицкий и В. Боровиковский.
Широкое распространение получает портретная миниатюра.

Д. Евреинов «Портрет графа А. С. Строганова». Эмаль. 8,2 × 7 см, овал. 1806. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Классицизм, господствовавший в XIX в., сделал портрет более строгим, потерявшим пышность и слащавость XVIII в.
Наиболее заметным явлением в этом жанре был художник Жак Луи Давид.

Ж. Л. Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800)
Эпоха романтизма привнесла в портрет критическую линию. Выдающимся мастером этого периода считается испанец Гойя, создавший групповой «Портрет семьи Карла IV». Эта работа была заказана как парадный портрет, но в итоге отразила безобразие правящей династии.

Ф. Гойя «Портрет семьи Карла IV»
Техника письма этого портрета великолепна, но Гойя принципиально отказался от всего того, что было создано в парадном групповом портрете до него. Он поставил представителей королевской семьи в ряд, и центром стали фигуры тучного короля Карлоса и его некрасивой жены Марии-Луизы.
Дана точная психологическая характеристика каждому персонажу. Изображения достоверны, написаны на грани гротеска и карикатуры. Это правдивый портрет королевских персон. Французский романист Теофил Готье так сказал о главных персонажах этого портрета: они напоминают «булочника с женой, которые получили крупный выигрыш в лотерею».
В портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить королеву Марию-Луизу. И только дети на картине Гойи прекрасны – симпатия Гойи к детям была неизменной.
Громко заявили о себе русские портретисты Орест Кипренский, Карл Брюллов, Василий Тропинин. О них – отдельная статья.
Из мастеров этого периода известен Ж.О.Д. Энгр. С именем француза Оноре Домье связано возникновение первых значительных образцов сатирического портрета в графике и скульптуре.
С середины XIX в. появляется портрет реализма. Для него характерен интерес к социальной характеристике изображаемого, психологическая характеристика. В России передвижники открыли новые возможности в живописи, в частности, в портретной.

Иван Крамской «Портрет художника И.И. Шишкина» (1873)
К этому времени относится рождением фотографии, фотопортрет становится серьёзным конкурентом живописному портрету, но в то же время побуждает его к поискам новых форм, недоступных фотоискусству.
Импрессионисты внесли новую концепцию в портретный жанр: отказ от максимального правдоподобия (его они оставляли фотопортрету), но сосредоточенность на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.

К. Коровин «Портрет Шаляпина» (1911)
Поль Сезанн стремился в портрете выразить какие-то устойчивые свойства модели, а Винсент ван Гог через портрет пытался отразить проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.
В конце XIX-начале XX вв. в искусстве главенствовал стиль модерн, портрет того времени становится лаконичным и часто гротескным (у Тулуз-Лотрека, Эдварда Мунка и др.).

Тулуз-Лотрек «Жанна Авриль» (1893)
В XX в. портрет снова переживает упадок. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его качеств. Они намеренно уходят от реального облика модели и сводят её изображение к условности. Считается, что точность изображает фотография, а художник должен показать неповторимость и уникальность изображаемого персонажа. Ну, примерно вот так.

Хуан Грис «Портрет Пикассо» (1912)
Среди портретистов XX в., работающих в реалистическом портретном жанре, можно назвать американских художников Роберта Генри и Джорджа Беллоуза, Ренато Гуттузо (Италия), Ганса Эрни (Швейцария), Диего Ривера и Сикейроса (Мексика) и др. Но интерес к портрету в 1940-1950-х гг. в целом падает, но повышается интерес к абстрактному и нефигуративному искусству.

Д. Беллоуз «Портрет Анны» (1915)
Жанр портрета жив и сегодня и, надеемся, будет жить вечно, потому что интерес к человеку, человеческой личности никогда не исчезнет. Фотография заняла своё место в жанре портрета, но живописный портрет имеет бо́льшие выразительные возможности, чем фотография. В них не только душа персонажа, но и душа художника.

История портретной живописи

Портреты

Вы когда-нибудь задавались вопросом «Откуда берет свое начало живопись?». Конечно, наскальные рисунки — вот первые доказательства потребности человека в искусстве. Однако есть и другие версии. Например, существует легенда, что живопись произошла от девушки, которая на стене изобразила тень любимого мужчины. В этой красивой сказке можно уловить глубокий смысл: началу живописи послужила потребность человека в портрете.

Таким образом, портрет чуть ли ни самый древний жанр в искусстве. Но вернемся к истории и фактам.

Древние портреты

Первая попытка изображения портрета насчитывает уже, по мнению ученых, ни много ни мало 27 тысяч лет. Обнаруженный во Франции, в пещере Вильоннер «Портрет» сделан мелом, но совершенно четко видны очертания лица: глаза, нос, рот.

«Портрет», возраст которого 27 тысяч лет

Большой интерес представляют также портреты античной живописи. Так, на острове Крит среди фресок Кносского дворца при раскопках найдена целая коллекция женских портретов. Самый знаменитый из низ -«Парижанка». Молодая женщина, изображенная в профиль (в традициях искусства того времени), скорее всего была одна из жриц, придворных дам или богинь.

Читать еще:  Античные памятники. Архитектура Древней Греции

«Парижанка», фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.

Средневековье

Можно смело утверждать, что именно в средневековье происходит упадок портретного жанра. В эту эпоху все было подчинено церкви. Ограниченные строгими религиозными канонами, художники редко обращались к портрету, а если и приходилось, то ни о каком реалистичном изображении речи идти не могло.

Однако уже в X-XII веках портретный жанр начинает развиваться. Уже можно заметить реалистичные черты в лицах святых, ясность и определенность во взгляде и т.д. Ярким примером такого реалистичного портрета служит работа Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.

Джотто, портрет Энрике Скровеньи, 1304-1306

Примерно в то же время начинают развиваться автопортреты, портреты в станковой живописи.

Эпоха Возрождения

Возрождение – расцвет портретного жанра. Человек – центр Вселенной, способный изменить этот мир. Эта новая идеология и дала толчок древнейшему жанру, освободив ее от церковных оков. Появились портреты в анфас, возникла техника масляной живописи. Изменилась сама структура портрета: теперь художник помещал своего героя не в условный фон, как это было в Средневековье, а в реалистичный интерьер или пейзаж.

Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи – величайшие мастера Высокого Возрождения – создали новые средства художественной выразительности, при помощи которых портреты стали более психологическими. Так, самый знаменитый мужской портрет того времени – работа Рафаэля «Бальдассаре Кастильоне».

Рафаэль Санти, «Бальдассаре Кастильоне», 1515г

Появились разновидности портрета. Так, стали различать парадный и интимный портрет. Парадные портреты заказывали у художников царские семьи, знать, церковные служители. Дамы для позирования наряжались в свои лучшие наряды, украшения, фоном для таких портретов служили величественные здания, с арками, колоннами и т.д. Очевидно, что цель парадного портрета была в прославлении, наделении людей лучшими чертами.

Одним из самых популярных мастеров парадного портрета был П.П. Рубенс. Его современники мечтали заказать у него портрет. Работы Рубенса виртуозны, красочны и неповторимы.

Рубенс Петер Пауль, «Портрет герцога Лерма», 1603

Интимные портреты не были так «холодны», как парадные. Они были особенно популярны XVII веке. Их главная особенность – отражение эмоций, чувств, духовного состояния людей. Крупным мастером таких портретов был Рембрандт. Его модели – обыкновенные люди, не имеющие ни богатства, ни знатных покровителей. Художник стремился передать истинные качества человека – его внутреннюю сущность.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет старика в красном», 1654г

Портреты XIX века

Эпоха романтизма диктует свои правила искусству. Портреты перестают быть пышными, какими являлись в XVIII веке, становятся более строгими и холодными. Стоит отметить появление реалистичных ноток в живописи в целом. Жак Луи Давид, Франсуа Жерар, Франсиско Гойя и многие другие вносят в искусство критические линии.

Тенденции романтизма можно найти в творчестве ярчайшего выразителя французской живописи Эжана Делакруа. Так, в портрете Паганини художник передал главное – страсть человека к музыке. Нет точностей в изображении лица, фигуры, однако от этого только сильнее ощущается сила музыки, захватившая все тело и душу музыканта.

Эжен Делакруа, «Портрет Паганини», 1832г

Импрессионисты по-своему подошли к портретной живописи. Они отказались от правдоподобия, тем самым сконцентрировавшись на непостоянстве человека и окружающей среды.

Эдуард Мане, «Женщина перед зеркалом», 1877г

Современная портретная живопись

Кризис человеческой личности в XX веке не мог не отразиться на искусстве. В этот период портретная живопись переживает очередной упадок. Поиски новых идей, появление новых течений, тенденций – все это приводит к возникновению новых портретов, лишенных былой специфики. В работах Пикассо, Модильяни, Грос и многих других мастеров этого времени ощущается противоречие идейно-художественных тенденций.

Хуан Грис, «Портрет Пикассо», 1912г

Несмотря на то, что продолжаются поиски новых реалистичных средств, в целом интерес к портрету падает. Оживление в портретной живописи происходит в 1970-х годах прошлого столетия, когда такие художники, как Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз делают человеческое лицо главным в своих произведениях.

Энди Уорхол, «Мэрилин Монро»

Как же художник пишет портрет? В первую очередь, современный живописец пытается уловить в человеке то, что увидеть обычным взглядом сложнее всего – его человечность. Здесь мастер использует все: жесты, полуповороты тела, акценты поз, штрихи одежды, а главное – художник сохраняет незавершенность портрета, давая зрителю возможность самому осмыслить его творчество.

Так, в портрете «Девочка с кроликом», Сергей Минасян передал атмосферу спокойствия и умиротворения, наполненную душевной теплотой и искренностью.

Сергей Минасян, «Девочка с кроликом», 2009г

Быть объектами восхищения достойны многие портреты. Древнейший жанр по сей день продолжается развиваться, открывая перед нами все новые и новые этапы в искусстве портрета.

Рекомендуем к ознакомлению:

А так же можно прочитать биографию, и ознакомится с картинами — Сергея Минасяна

От наскальных изображений до рисунков великого Пушкина: История портретного профиля

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Уроки рисования: профили древности

Предки современного человека умели создавать образы себе подобных еще в период палеолита. Сохранившиеся наскальные рисунки демонстрируют сцены из жизни пещерного человека, причем животные и люди, как правило, нарисованы в профиль.
В Древнем Египте голову человека изображали также с бокового ракурса, в то время как тело было развернуто к зрителю. Таких же правил придерживались ассирийцы и художники ранних периодов цивилизации Древней Греции. Дело в том, что рисование профиля требовало от мастера значительно меньше навыков, чем использование других ракурсов, позволяя тем не менее добиться сходства с оригиналом и реализовать цели произведения.

Читать еще:  Же не па сис жур. Двенадцать стульев

Одним из самых знаменитых древних профильных портретов стала «Парижанка», фреска из Кносского дворца на Крите, изображающая молодую девушку. Названная так первооткрывателем минойской цивилизации Артуром Эвансом, «Парижанка» демонстрирует стиль, в котором работали художники Древнего Крита.

С постепенным совершенствованием навыков античных мастеров появлялись и другие способы изображения человека, но к профилям продолжали обращаться довольно часто – прежде всего при чеканке монет. При изготовлении камей – украшений, которые ведут историю с четвертого века до н.э. и представляют собой барельеф, выполненный на драгоценных или полудрагоценных камнях, также часто прибегали к профильному изображению, которое было проще изготовить с максимальным сохранением сходства и с меньшим риском испортить камень в случае неудачи.

Профили античности можно разделить на «греческие» и «римские»: первые отличаются единой линией лба и носа, вторые – орлиным, крючковатым носом. Падение Римской империи и последующие времена средневекового упадка в изобразительном искусстве привели к утрате художниками навыков рисования человека вообще и профильных изображений в частности. Но именно монеты античности помогли спустя тысячелетие возродиться жанру портрета в Европе. Они стали образцом для художников новой культурной эпохи.

Кого и почему изображали в профиль в эпоху Возрождения

Начало эпохи Ренессанса связано с обращением к портрету человека, как живописному, так и психологическому. Художнику стала интересна личность того, кто появлялся на холсте, и внимание к человеку как к созидателю, творцу, вывело изображение человека на первый план. По прежним, средневековым, канонам, все внимание должны были приковывать к себе фигуры Христа, Мадонны и святых, к кому следовало направлять молитвы. Зрительный контакт между образом на картине и стоящим перед ней человеком достигался изображением этих фигур анфас. Тех же, кто не мог являться адресатом такого религиозного обращения, рисовали в профиль. Так традиционно изображали лицо Иуды на картинах с сюжетом Тайной вечери, так же поступали с образами бесов.

Картины раннего Возрождения часто создавали по заказу богатых ценителей искусства, а потому на холстах этого периода встречаются профили таких донаторов, жертвователей – как правило, смиренно склонившихся перед фигурой святого, но все же занимающих заметное место в композиции. Согласно традиции, мужчины-донаторы размещены по правую руку от святого, женщины – по левую.
Художники постепенно вносили в свои произведения все больше реализма, все дальше отходя от традиций средневековой живописи.

Лица для светских портретов долгое время писали в профиль – таким способом художники относительно легко добивались сходства. Один из самых ранних портретов содержит образ французского короля Иоанна II Доброго. Часто художнику заказывали посмертные портреты для семьи умершего.

Но с развитием навыков художников, появлением множества школ и при возрастающем интересе к произведениям живописи каноны менялись. Все большее значение уделялось правильной передаче сущности, личности персонажей, картины становились объемнее. Если в начале XV века фон для фигуры был однотонным и плоским, уже во второй половине на дальнем плане появляется пейзаж, картина приобретает глубину, возникает перспектива.

Становится популярным поворот лица на картине «три четверти», этот прием все чаще используется при выполнении заказов на одиночные портреты. Первым же, кто полностью «развернул» лицо на картине к зрителю, анфас, стал Альбрехт Дюрер, создавший в 1500 году революционный и даже эпатажный в своем роде автопортрет. Ранее такой ракурс допускался лишь при изображении святых.

Знаменитые профили

В дальнейшем устаревшая манера создания портрета постепенно сходила на нет. К профилям обращались лишь при необходимости, когда того требовали сюжет и композиция картины. Порой художнику требовалось обратить внимание зрителя к центру картины или, наоборот, за ее пределы, в таком случае прием с изображением профиля оказывался удачным.

В сфере чеканки монет и медалей роль профиля оставалась неизменной – портреты правителей и других выдающихся личностей продолжали изображать на металле и в новое время.
В рассказе О. Генри «Волшебный профиль» воспета трогательная любовь старой скупой миллионерши к воспитаннице, секрет которой заключен в том, что девушка очень похожа на женскую головку на серебряном долларе. Монеты с изображением на аверсе женского профиля действительно чеканились в Соединенных Штатах на протяжении нескольких веков. Голова девушки, изображенная на серебряном долларе, символизировала свободу.

Профильный портрет за счет относительной простоты исполнения может быть выполнен не только художником, но и обычным любителем рисования. Знаменитые зарисовки Александра Сергеевича Пушкина, которые становятся теперь самостоятельными экспонатами выставок, в основном состоят из профилей знакомых поэту людей, героев его произведений, автопортретов, которых Пушкин оставил более пятидесяти.

Схватывать главные черты человека и в несколько штрихов создавать похожее на оригинал изображение – в этом, пожалуй, и заключена как простота, так и большой потенциал профильного портрета, который всегда востребован, в том числе в карикатуре.

Свойства профильного портрета иногда делают его лучшим способом выразить имидж человека, прославить его, создать то, что называется аватаром — как в случае со знаменитым профилем Анны Ахматовой, который невозможно перепутать ни с одним другим.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/zhanry-zhivopisi/513-
http://sar-gallery.ru/portret-history
http://kulturologia.ru/blogs/010219/42124/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector