2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История и этнология. Факты

Становление этнологии как науки

Этнологию с достаточным основанием можно отнести к одной из
древнейших отраслей научного знания. Известная нам история человечества с периода возникновения родов и до наших дней свидетельствует, что у людей возникала потребность в знаниях не только о жизни, традициях и обычаях своего рода-племени, но и о быте и культуре окружающих народов. На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, составляя все более полную картину этнического образа народов.

Уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым описанием, и появлялись труды, в которых обширный эмпирический материал систематизировался, проводилась классификация различных народов на основе их культурно-хозяйственных, территориальных, языковых и других различий. Многие авторы античности оставили довольно подробные точные систематизированные данные о некоторых народах того времени. Так, древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. и прозванный «отцом истории», дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Другой древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 гг. до н. э. — 23/24 гг. н. э.), много путешествовавший, является автором «Географии» в 17 книгах, где даны описания многих народов античности. Римский писатель, ученый Плиний Старший (23 — 70 гг. н. э.) в своей «Естественной истории», состоящей из 37 книг, дает подробные сведения по истории и быту Рима и римлян. В очерке «Германия» римский историк Тацит (ок. 58 — ок. 117 гг.) описывает религию, общественное устройство и быт древних германцев.

Дальнейшее расширение и развитие научных знаний в области этнологии было обусловлено практическими потребностями жизни. Большой интерес к этнической истории и жизни народов проявился в эпоху так называемого Великого переселения народов (IV — VI вв.), когда образовался ряд королевств — вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.

Еще одним крупным импульсом к развитию этнических знаний стали Великие географические открытия XV — XVIII вв. В связи с этим возникла потребность изучить и объяснить различия в
культурном развитии народов, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа, раскрыть механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и социально-экономического развития и т. п. В этот период появилось большое количество миссионерских донесений и рассказов о тех народах Северной и Южной Америки, Африки и Азии, с которыми им приходилось встречаться.

В эпоху европейского просвещения, главным образом в XVIII в., место простого описания уже занимает критическое рассмотрение этих данных и попытка привести их в некоторую систему. Стали возникать теории и концепции, создаваться научные направления и школы, занимающиеся этими вопросами и закладывающие основы единой науки о народах — этнологии. И только XIX в. дал возможность этнологии сложиться как науке.

Сам термин «этнология» стал употребляться сравнительно недавно. Имеются сведения о том, что термин «этнология» был введен в научный оборот в 1784 г. французским ученым А. Шаванном. До середины XIX в. этот термин употреблялся при описании различных этнических процессов наряду с термином «этнография», не обозначая еще особую науку. Формально в 1830 г. французский ученый Жан Жак Ампер предложил использовать этот термин в качестве наименования новой науки о народах и культурах. Постепенно это название распространилось в крупнейших европейских странах, а во второй половине XIX в. стало употребляться и в России.

Термин «этнология» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (понятие, учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п.

Следует отметить, что относительно предмета, целей и места этнологии в системе наук с середины XIX в. и до настоящего времени ведутся дискуссии среди ученых различных школ и направлений. Наиболее дискуссионным является вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки, до сих пор не имеющей однозначного толкования. Достаточно сказать, что в научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнология».

Середина XIX в. стала временем интенсивного развития этнологии в ряде западных стран. Как отмечалось, это обусловливали потребности колониальных держав, поработивших сотни народов, имеющих различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимы были знания об их культурах, традициях, обычаях, ритуалах верованиях, психологии и т. п. Эти и другие сведения могла дать наука этнология, и поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей. В связи с этим нужно отметить, что первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах Азии, Африки, Австралии, Америки.

Как уже отмечалось, наука этнология конституировалась во Франции. В 1839 г. здесь было основано Парижское общество этнологии. С этого времени Франция стала одним из центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологическое общество. В Германии в конце XVIII в. сформировалось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех народов, представленных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».

Читать еще:  Гюго 1893. Биография, история жизни Гюго Виктора

В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее научное направление — социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» получило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».

В отличие от Англии, в США этнология развивалась, главным образом, под названием «культурная антропология». Здесь внимание сосредоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начиная с 50-х гг. XX в., данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.

В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих
народов, но и с возросшим интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры и т.д. В XIX в. интерес к этническим проблемам возрос под влиянием движения славянофилов, которые ставили своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранения его национальной самобытности.

Отечественная этнология зарождалась в середине XIX в. Большую роль в этом сыграло учреждение в 1846 г. Русского географического общества, которое было создано для выполнения не только научных, но и прикладных задач. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделение этнографии. В полиэтнической России развитие этнологии во многом определялось практическими потребностями изучения населяющих ее этносов. Государственные интересы требовали всестороннего исследования России, в том числе изучения ее народов. Нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. Была принята также программа «Об этнографическом изучении народности русской», которая предусматривала исследование русского этноса и его этнографических групп. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы академические этнографические экспедиции в Сибирь и другие регионы и созданы подробные этнографические карты Европейской России.

У истоков этнологической (тогда еще именовавшейся этнографической) науки России были русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, которые в 40 — 50-х гг. XIX в. сформировали основные принципы этнологической (этнографической) науки. Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании.

После Октябрьской революции создавались новые учреждения по изучению народов России. В 1918 г. был организован этнографический факультет Географического института в Петрограде, в 1919 г. — университетские этнографические центры в Петрограде и Москве. В 1925 г. факультет общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. Активизировала свою деятельность созданная до революции Комиссия по изучению племенного состава России и сопредельных стран, было создано Центральное этнографическое бюро Наркомнаца СССР. В 1924 г. были образованы Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера и т. д. В 1933 г. на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР. Стали возникать этнографические центры также на Украине, в Белоруссии, в республиках Кавказа, Средней Азии и других регионах.

Следует отметить что в СССР вплоть до 1990 г. термин «этнология» в
научной литературе почти не употреблялся (за исключением
20-х г.). Поэтому этнология наряду с этнографией развивалась
под одним официальным названием — «этнография». После переименования Института этнографии в институт этнологии и антропологии термин «этнология», обозначающий самостоятельную научную отрасль, стал общепризнанным и популярным.

В 50-е гг. XX в. начался новый этап этнологии, были изданы крупные труды по народам СССР и всего мира, создана серия этнических карт, развернулось изучение этнических процессов в СССР и
зарубежных странах. Начиная с 1970-х гг. этнологи СССР стали
проводить исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН) академика Ю.В. Бромлея, видных ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, В. В. Пименова и др. развернулись этносоциологические исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем. В 80-е гг. фронт этнонациоиальных исследований
расширился: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и другие аспекты национальных отношений. В результате проведенных исследований и опубликованных на их основе работ этнические аспекты национальных отношений в СССР получили широкое освещение. По существу, раздел науки, называвшийся «теорией наций и национальных отношений», стал осваиваться этнологами.

В 90-е гг. проблемы, относящиеся к этнологии, изучались во мно-гих научных учреждениях и учебных заведениях Российской Федерации. Для этого созданы соответствующие институты, Центры, подразделения. Функционируют Институт этнологии и антропологии РАН, Институт диаспоры и ближнего зарубежья, Институт региональной политики, кафедры и лаборатории при вузах, многие другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отношений. Вопросы, рассматриваемые в этих научных и учебных подразделениях, относятся к этнологии как научной дисциплине в широком значении.

ИСТОРИЯ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ) НАУКИ

В результате изучения главы студент должен:

  • знать причины зарождения и особенности процесса развития этнологической науки, применяемые в ней основные методические приемы исследования, причины и ход изменений основных исследовательских парадигм, в контексте каждого течения основные труды и взгляды рассматриваемых авторов, а также суть каждого направления в целом, историю отечественной этнографии с момента формирования ее в качестве эмпирической дисциплины (рубеж XVII–XVIII вв.) до конца XX в., с учетом ее взаимосвязи с мировой наукой;
  • уметь использовать методологические принципы различных школ и течений в этнологии, применительно к конкретному этнографическому материалу;
  • владеть навыками критического анализа трудов классиков этнологической (этнографической) науки.
Читать еще:  Уилл смит и его сын. Сын уилла смита

История зарубежной этнологии (этнографии)

Этнологические знания в древности

Историю этнологической науки принято отсчитывать с середины XIX в., когда произошло окончательное оформление этнологии и возникло первое научное теоретическое направление – эволюционизм. Однако нельзя говорить, что этнографические факты стали собираться лишь с этого времени. Более того, можно утверждать, что интерес к тому, что позже назвали этнографическими феноменами, появился вместе с появлением самого человека. Даже на заре человеческой истории отдельные группы людей отличались между собой, и знания о других культурах появлялись в результате обмена, вооруженных конфликтов и т.д. С появлением первых государств (Египет, Месопотамия, Индия, Древний Китай) в результате войн между народами, открытия новых земель, развития торговли, количество таких наблюдений все увеличивается, и они начинают отражаться в письменных источниках. Однако зачастую все это имело лишь эпизодический характер и осуществлялось в чисто утилитарных целях. Собственно, процесс накопления этнографических данных начинается лишь с возникновением Античной цивилизации.

Основным отличием античного периода накопления этнографических данных являлось то, что утилитарные цели здесь часто уходили на второй план, и сбор материала и его отражение в произведениях того периода происходили ради самих данных и тех обобщений и выводов, которые делали авторы. Важным фактором было также то, что этнографические сведения собирались во время путешествий, военных походов и т.д., авторы сами были свидетелями описываемых событий.

Основными персоналиями, в трудах которых нашли свое отражение этнографические описания, были: Геродот (V в. до н.э., «История»); Фукидид (вторая половина V в. до н.э.); Гай Юлий Цезарь (I в. до н.э., «Записки о Галльской войне»); Корнелий Тацит (I–II вв. н.э., «Жизнь Юлия Агриколы», «Исторические записки», «Германия»).

Нужно учитывать, говоря об античном периоде, что собственно этнографических работ, за редким исключением, в то время еще не могло быть. Данные по культурам других народов находили свое отражение преимущественно в географических и исторических трудах. Однако, если учитывать теоретическую установку античных исследователей, которая заключалась в том, что ни географию, ни историю невозможно изучать без описания тех народов, которых касалось повествование, объем этнографических сведений, представленный в этих работах был достаточно широким.

Наконец, важно также и то, что авторы таких трудов не ограничивались простым описанием культуры других народов – ими также делались попытки создания концепций, имевших уже теоретический характер. Более того, некоторые идеи античного времени позже найдут свое развитие в исследованиях XIX и даже XX в. К примеру, это касается теории географического детерминизма, сторонники которой декларировали полную зависимость человеческой психологии и культуры от естественной среды (ландшафта, среднегодовой температуры и т.д.). Так, Фукидид связал степень плодородия почв в государстве с принятой в нем формой правления.

Итогом античного периода стало накопление большого массива информации, который позволял делать первые теоретические обобщения. Это касается, например, попыток создания глобальных периодизаций истории человечества (Тит Лукреций Кар) или теорий, где объяснялись причины культурного многообразия народов мира. Так, по мнению Гиппократа, особенности культуры определяются климатом, характером почв и ландшафтом.

banyaplus.ru

Автобиография мастера под картинами.
Как всегда кликаем на картинке для увеличения (кроме первой).

Алёша Попович и Елена Краса

Городская улица XVII века

Из темной глубины веков

Ночь на Ивана Купалу

Пересвет на поле Куликовом

Посольский двор XVII века

Посторонись, государь, это мое место

Предание о Святославе

Слово о полку Игореве

Тени забытых предков

Автобиография

Скачать полную коллекцию (86 картин, 33Мб)
Утащено

«Я родился в городе Тамбове 25 февраля 1956 года. Мои родители — Михаил Федулович Ольшанский и Варвара Сергеевна Ольшанская (в девичестве Калинина) — родом из Тамбовской губернии. Предки по батюшкиной и матушкиной линии испокон веков крестьянствовали на Тамбовской земле. Пахали землю, сеяли хлеб, разводили пчел. Они были зажиточными крестьянами, православными людьми и всегда, принимаясь за дело, славили Господа. Прабабушка Арина по батюшкиной линии пешком ходила в Киев на поклонение святым мощам»

Тени забытых предков

Борис Ольшанский после окончания Пензенского художественного училища им. К. Савицкого продолжил обучение на факультете графики (книжная мастерская профессора Б. Дехтерева) Московского художественного института им. В. Сурикова. В Москве иллюстрировал книги, много работал в графике. Борис Михайлович, вернувшись в родной город, сотрудничал с газетой «Литературный Тамбов». С 1983 года художник — постоянный участник областных, зональных, республиканских и зарубежных выставок. В 1989 году Б. Ольшанский был принят в Союз художников России.


Берегиня


Былина


Ночь на Ивана Купалу


Городская улица XVII века


Посольский двор XVII века


Морозко


Похищение княгини


Пора летнего цветения, 1997


Русалия


Изгнание торгующих из храма


Саломея


Языческий мотив


Садко в подводном царстве


Садко


Слово о полку Игореве


У небесного причала


Рождение Российского флота


Посторонись, государь, это мое место


Подвиг Раевского


Помню, как тебя зовут 1992

Биография Бориса Михайловича Ольшанского
(25 февраля 1956г.)
«Я отдаю предпочтение не художественному вымыслу, не фантазиям о жизни и творчестве той или иной личности, а конкретным автобиографическим фактам или свидетельствам современников.»
Б. М. Ольшанский

Читать еще:  Финно угорские народы западной сибири 16 век. Россия

Биография Бориса Михайловича Ольшанского: молодые годы
Воспеватель своего родного края и всей родины и замечательный русский художник, Борис Михайлович Ольшанский, родился 25 февраля 1956 года, в Тамбове. Его родители – Михаил Федулович и Варвара Сергеевна – потомки зажиточных крестьян, которые испокон веков проживали в Тамбовской губернии.

Любовь к крестьянским обычаям и труду проявилась еще в детстве: будущий художник очень интересовался своим родом и историей родного края и собрал внушительное количество информации. Он тренировался в рисунке и живописи, рисуя с натуры или по памяти, однако чувствовал потребность в художественном образовании. По собственному признанию, такие этюды и зарисовки явились твердой основой для будущих академических знаний. Борис Михайлович считает, что академизм не сковывает творческий потенциал, как это принято считать: «Для тех, кто не доучился – это камень на шее, который позволяет увидеть собственное несовершенство» (Б. М. Ольшанский).

В 1980 году Борис Михайлович с отличием оканчивает художественное училище им. К.А. Савицкого в Пензе и поступает в Суриковский институт в Москве, который также успешно оканчивает в 1986 году.

Так как учился он в книжной мастерской под руководством профессора Дехтерева, во время проживания в Москве Ольшанский работает над иллюстрациями книг, газет и журналов. По возвращению он продолжил работу в газете «Литературный Тамбов», но с началом перестройки это занятие пришлось отложить, и молодой художник вплотную занялся живописью.

В новом виде изобразительного искусства Ольшанского ожидал успех и с 1983 года он становится постоянным участником различных выставок, как на родине, так и за границей.

В 1989 году Ольшанский вступил в союз художников СССР.

Первая персональная выставка Бориса Михайловича состоялась в 1993 году, в Тамбовской картинной галерее, где было представлено неимоверное количество работ: более 300. Далее последовали выставки в Центральном Доме Художника на Крымском Валу в Москве.

Молодые годы Ольшанского прошли в поиске своей индивидуальной, неповторимой темы, и хотя ему нравилась графика и иллюстрирование, он понял, что тема всей его жизни – это Древняя Русь.

Биография Бориса Михайловича Ольшанского: зрелые годы
Главной темой в творчестве зрелого периода становится ведические времена на Руси, языческие обряды, мифы и легенды. Художник использует тот материал, который собрал еще в детстве. Его завораживают истории Древней Руси, мудрость славян и их обычаи.

Примером для его творчества являются такие мастера исконно-русской живописи как Нестеров, Васнецов, Рябушкин, Суриков и Васильев – именно им он благодарен за то, что заставили вспомнить дохристианскую Русь.

В 1992 году Ольшанский пишет одну из самых знаменитых и драматичных картин – «Помни имя свое». Его ругают за подражание Нестерову и Васильеву, но вслед за этим полотном появляется целая серия, посвященная забытым предкам и русским героям: «Посторонись, государь!», «Слово о полку Игореве», «Русский реквием» и другие.

В 1993, 1999 и 2006 годах художник выставляется в родном Тамбове, в 1999 и 2000 годах в Москве, а в 2007 – в Кирсанове. Успех выставок стал известен и за рубежом, и в 2001 году Ольшанский выставляет свои работы в городе Турку, в Финляндии.

В зрелые годы важное место в творчестве Бориса Михайловича занимают полотна на исторические темы. Художник очень трепетно и в то же время щепетильно относится к выбору сюжета, композиции и деталей. С удивительной точностью он передает красоту русских костюмов и архитектуры, пользуясь как собственным опытом, так и исторической документацией. Результатом кропотливой работы стали такие картины, как: «Предание о Святославе», «Сеча на Днепре», «Слово о полку Игореве», «Пересвет на поле Куликовом».

Помимо исторических и ведических полотен художник пишет пейзажи, отличающиеся теплыми и насыщенными красками, а также картины на античную и восточную тематику. Одной из самых выдающейся в этой серии является «Саломея» и «Даная».

В данный момент, Борис Михайлович живет в Тамбове и работает над созданием монументальных полотен о жизни славян.

Самые известные картины Бориса Михайловича Ольшанского
Одной из самых известных картин и, пожалуй, самой драматичной из них, является «Помни имя свое» (1992). Схожий с Нестеровым стиль и атмосфера выдают в художнике уважение к аскетичности святых, а некая декоративность – попытка иконописи.
«Русский реквием» (2000) – это схожая по композиции и отличная по технике картина. В «Русском Реквиеме» завораживает цветовая экспрессия и сильный контраст между фигурой медсестры, колючей проволокой и грозным небом, это попытка показать всю силу воли и стойкость русской женщины.
«Рождение война», «Ночь воина» и «Вещее предание» — схожие по таинственным атмосферам картины, погружающие зрителя в фантастический сакральный мир.
Картины на историческую тематику («Предание о Святославе», «Сеча на Днепре», «Слово о полку Игореве», «Пересвет на поле Куликовом») написаны в классическом стиле, с соответствующей помпезностью момента.

Принадлежность картин Бориса Михайловича Ольшанского к художественным стилям
Все картины этого художника можно отнести и к романтизму, и к классической русской живописи, также есть присутствие декоративной монументальности. Картины Бориса Ольшанского находятся только в частных коллекциях .

Посмотреть все картины художника Ольшанского Б.М. можно

© Художник Ольшанский. Биография художника Ольшанского. Картины, описание картин художника Ольшанского

Источники:

http://arheologija.ru/stanovlenie-etnologii-kak-nauki/
http://studme.org/1047031925304/kulturologiya/istoriya_etnologicheskoy_etnograficheskoy_nauki
http://www.banyaplus.ru/the-signs-of-the-zodiac/istoriya-i-etnologiya-fakty-sobytiya-vymysel-postery.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector