319 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История формирования жанра мюзикла.

Мюзикл – история развития как музыкального жанра

Сегодня, если предложить человеку сходить на оперу, оперетту или мюзикл, то он скорей всего выберет последнее. Давайте разберемся, почему же из всех разновидностей музыкально-театральных жанров именно мюзикл приобрел такую массовую популярность…

Начнем сразу с главного. Мюзикл – это музыкально-сценическое произведение, которое сочетает в себе драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусства. Такой обширный набор функций позволяет ему быть более зрелищным, красочным, динамичным и благодаря этому более доступным для восприятия.

По сути, мюзикл – история, рассказанная с помощью песен, в основе которой лежит незамысловатый сюжет, активное сценическое действие и музыка. Ему предшествовали легкие музыкальные жанры такие как оперетта, бурлеск, водевиль. Многие даже считают его одним из видов американской оперетты, но все же они существенно различаются между собой: оперетта основана на музыкальном симфонизме, который сохраняет выдержанность формы и либретто, в мюзикле же акцент делается на театральное действие с музыкальным сопровождением.

Идеальным воплощением этого жанра сало произведение композитора Дж. Керна и либретиста О. Хаммерстайна «Плавучий корабль» (1927 год). В то время это творение называли еще не мюзиклом, а музыкальной комедией. Однако, стереотип о том, что мюзикл исключительно разновидность комедийного жанра, стал быстро исчезать с возникновением джаза, который придал поверхностным музыкально-зрелищным постановкам неожиданную глубину.

В России новый жанр был принят с радостью. Первые его признаки можно было увидеть в картинах «Веселые ребята» с участием Леонида Утесова и джазового ансамбля, «Цирк», «Волга-волга». Рок музыка использовалась в постановке спектаклей «Свадьба Кречинского», «Тиль», известный всем «Юнона и Авось».

Западные тенденции мюзикла стали укрепляться в России с 1999 года. Например: «Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Кошки», «Призрак оперы» и т.д. Со временем мюзикл из музыкально-сценического представления превратился в масштабное музыкальное шоу и велика вероятность того, что этот жанр не утратит свою популярность и будет стремительно развиваться, учитывая потребности времени.

История формирования жанра мюзикла.

“Обычно песни сочиняются без оглядки на вокалиста. У тебя есть песня, а уж потом ты должен найти вокалиста, который способен ее спеть”

История возникновения «мюзикла» как жанра и его развитие

Мюзикл зародился как жанр в 20-30-х годах двадцатого века в США. Но признан жанром он был только в марте 1943 года, в день премьеры спектакля «Оклахома»! Авторы спектакля Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн. Хотя первоначально авторы традиционно называли свою постановку «музыкальной комедией», критикой и публикой он был воспринят как инновация. Спектакль казался единым целым, все компоненты были неразрывно связаны. Под кажущейся простотой были скрыты извечные ценности. Успех спектакля был невероятным, создатели спектакля предложили отделить спектакль Оклахома в отдельный жанр, и назвали его мюзикл. Он был столь популярен, что продержался на улицах Бродвея 5 лет, а после объездил всю Америку. Это был началом новой эры театра. Теперь вы тоже можете смотреть классный мюзикл в интернете и на дисках, а не только на сцене!

В конце шестидесятых под влиянием новых музыкальных течений, приходит новое понимание жанра мюзикл. Американо- английская монополия мюзиклов была прекращена в 1985 году, после того как на лондонской сцене отыграла постановка «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам романа В.Гюго. Высочайший уровень мюзикла в качестве жанра доказывает мюзикл «Мисс Сайгон», т.е. «Мадам Баттерфляй» на современный лад.

Характерные особенности мюзикла:

  • Обширность жанрового диапазона от драмы до комедии.
  • Музыка, танцы и разговорный жанр – равноправны.
  • В основе знаменитые литературные произведения.
  • Стремление затронуть самые насущные проблемы.

В мюзикле играют актёры-универсалы, каждый из них умеет петь, танцевать и играть драматические роли. Мюзиклы ставят каждый вечер, а вокал (пусть требования к нему и не высокие) обязан быть живым, фонограмма в мюзикле не допустима.

Джаз в России зародился в 60х годах ХХ века. Во многом благодаря фильмам Григория Александрова, и Леонида Утесова. С середины 60-х проводились усиленные попытки постановок мюзиклов. В Ленинградском театре имени Ленинского комсомола была поставлена знаменитая Вестсайдская история. С1999 Россия стала ставить мюзиклы по уже по американским принципам. Самым первым был польский мюзикл Метро. В наше время наиболее значимые мюзиклы Нотр-Дам, звездный Чикаго, трагический Норд-ост и т.д.

Мюзикл в российской истории — от истоков до современности

Мюзикл – жанр театрально-музыкальной постановки, где сплетаются воедино хореография и музыка, пение и диалоги, театральная драматургия.

Возникновение мюзикла как жанра, понятие и особенности

Зародился данный вид искусства в США в 20-е годы прошлого века. Однако как самостоятельное направление этот вид искусства был признан только в 40-х годах, когда на Бродвее с успехом был поставлен первый в истории мюзикл «Оклахома». Несмотря на то, что сами авторы называли произведение «музыкальной комедией», зрителями она была воспринята, как нечто новое, необычное. Позднее сами авторы назвали свое произведение просто «musical» – это и дало название новому жанру. «Оклахома» просуществовала на сцене пять лет. А в 2002 году снова вернулась на сцену.

Долгое время музыкальные представления были прерогативой исключительно американской индустрии развлечений. Только в 80-х годах прошлого столетия на лондонской сцене поставили «Отверженные» – с этого момента начинается история европейских постановок этого жанра.

Основные «три кита» жанра:

  • либретто, лирика и музыка в равной степени составляют основу произведения;
  • широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы;
  • в основе лежат знаменитые литературные произведения;
  • большое количество задействованных лиц: режиссеры, сценаристы, костюмеры, осветители, хореографы, декораторы.

Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты

Оперетту можно по праву считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америку пришла значительно позже.

Оба этих направления искусства имеют много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». После того, как в основу музыкальных произведений стали ложиться местные традиции и предпочтения, он стал самостоятельным жанром искусства. Оперетта воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это существенная часть спектакля. В отличие от нее, в мюзикле главными являются диалоги, приближенная к эстрадной музыка, более сложное хореографическое и музыкальное оформление. Причем танцы – это неотъемлемая часть жанра.

Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов.

Наиболее известные мировые мюзиклы

Известные мировые произведения, такие как

«Моя прекрасная леди», «Кабаре», «Кошки», «Чикаго», «Эвита», «Отверженные», «Призрак оперы», «Мама миа»

не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.

Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.

Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).

Музыка и драматургия как отражение основы мюзикла

Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:

Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.

Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.

Зарождение мюзикла в России

В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.

И.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.

Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.

После 60-х годов на советской сцене вновь пытаются поставить мюзиклы. Так, например, в театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Несмотря на то, что эту постановку было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, она имела широкий отклик у зрителей.

Среди успешных отечественных постановок этого жанра можно выделить спектакль «Свадьба Кречинского», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось».

«Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.

Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.

Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.

Мюзикл в СССР: от Утесова до «Трех мушкетеров»

После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.

Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.

Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.

Современный мюзикл в России

Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).

В скором времени после этого вышла уже российская постановка – «Норд-Ост» (2001 г.). Это была масштабная постановка произведения В.Каверина «Два капитана», обещавшая стать весьма популярной. К сожалению, перспективы этого произведения перечеркнул крупный теракт – захват заложников 23-26.10.2002 г. в здании Театрального центра на Дубровке. В результате трехдневного противостояния и силовой операции погибло, по разным данным, около 174 человек. С тех пор наименование «норд-ост» ассоциируется исключительно с произошедшей трагедией. Само произведение несколько раз пытались перезапустить, но безуспешно.

В течение нескольких лет один за другим появляются:

«Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Сорок вторая улица» (все 2002 год),

«Иствикские ведьмы» , «12 стульев» (2003 г.),

«Ромео и Джульетта» (2004 г.),

В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.

Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги». С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.

Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.

Композиторы жанра мюзикл СССР:
И. Дунаевский.
Г. Гладков.
А. Рыбников.
А. Колкер.
В. Дашкевич.
М. Дунаевский.

Композиторы жанра мюзикл РФ:
М. Дунаевский.
А. Рыбников.
А. Градский.
А. Журбин.
А. Иващенко.
Г. Васильев.

Источники:

http://dailyculture.ru/stati/muzyka/myuzikl-kak-muzykalnyy-zhanr-istoriya-vozniknovniya/
http://icedearth.ru/vse-o-muzyke/istoriya-vozniknoveniya-%C2%ABmyuzikla%C2%BB-kak-zhanra-i-ego-razvitie
http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/myuzikl-v-rossijskoj-istorii-ot-istokov-do-sovremennosti

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: