2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История башкиров. Этногенез башкир

Этногенез и история башкирского народа

башкирский ремесло костюм кухня

Башкиры (самоназвание башкорт) — тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южностепной полосы. Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков. Во второй половине I тыс. до н. э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на севере — земледельческо-охотничьи племена ананьинской культуры, предки финно-угорских народов.

В I тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, к концу тысячелетия занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика Башкиров, в этногенезе башкир участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее — кыпчаки (XI-XIII вв.) и некоторые монгольские племена (XIII-XIV вв.).

В арабских источниках башкиры упоминаются в IX-X вв. под наименованием «башгирд» («башгурд»). Так, по сообщению Ибн-Фадлана, во время его путешествия (922 г.) в Волжскую Булгарию, переправившись через р. Чаган (правый приток Яика), посольство попало «в страну народа башгирд». Арабский географ и дипломат обзывает их «худшими из тюрок. более других посягающими на жизнь». Поэтому, вступив на их землю, арабы для безопасности высылали вперед вооружённый конный отряд.

В IX-XIII вв. башкиры кочевали отдельными родами в Предуралье, на Южном Урале и между реками Волга и Яик (Урал). Занимались кочевым скотоводством, а также рыболовством, охотой и бортничеством. В X-XIII вв. у башкир началось разложение родовых отношений, и они стали кочевать уже отдельными группами в 10-30 семей. Длительное время у них сохранялось патриархальное рабство. В конце XII — начало XIII вв. зарождаются феодальные отношения. В X-XIII вв. западные башкиры подчинялись Волжско-Камской Булгарии. Башкиры были идолопоклонниками, с X в. к ним из Булгарии начинает проникать ислам; верующие башкиры — мусульмане-cyнниты. В 1229 г. на территории Башкирии вторглись монголы и к 1236 г. полностью покорили башкир, вошедших со своими кочевьями в улус Шейбани — брата Бату-хана. Во второй половине XV в., после распада Золотой Орды, южная и юго-восточная территория башкирских кочевий отошла к Ногайской орде, западной часть — к Казанскому ханству, а северо-восточная — к Сибирскому ханству. С присоединением (1552 г.) к России Казанского ханства западные башкиры стали подданными Русского государства. С 1557 г. почти все башкирские кочевья стали платить ясак русскому царю. В конце XVI — начале XVII в. восточные башкиры также оказались под властью России. С 1586 г. началась активная колонизация русских территорий башкирами с северо-востока и низовьев Яика.

Сами себя башкиры «считали потомками ногайцев, на которых они действительно походили некоторыми физическими чертами, однако кыргызы называли их остяками и рассматривали башкир как соплеменников этого сибирского народа, смешанного с татарами. У горных башкир, вероятно, дольше всего сохранявших первоначальный тип в наибольшей чистоте, голова чаще всего была маленькой, но весьма широкой; между ними встречались рослые и сильные типы с правильными чертами лица, весьма схожие с мадьярами, отчего им довольно долго приписывалось угорское происхождение. По антропологическому типу — население смешанное: большинство башкир — европеоиды с некоторой долей монголоидности (субуральский расовый тип). У восточных башкир преобладают монголоидные признаки (южносибирской расовый тип) [9].

Многие башкиры владели довольно большими отарами овец, стадами крупного рогатого скота, но предпочтение отдавали табунам лошадей, служившими им одновременно и верховыми, и упряжными, и ломовыми; животные давали им мясо, молоко (из кобыльего молока они изготавливали кумыс — лечебный и алкогольный напиток) и кожи, из которых они делали себе одежду, кибитки, покрывала, ремни, мешки, или турсуки.

Не редкость было встретить башкир, считавших свое состояние сотнями, даже тысячами лошадей. Башкиры (как, впрочем, и другие кочевые народы и племена) были необыкновенно ловкими наездниками; любимым из их воинских упражнений были конские скачки, представлявшие необыкновенно захватывающее и живописное зрелище. Пчеловодство также считалось одним из самых любимых занятий башкир, поэтому некоторые из этнографов даже пытались вывести и наименование народа — «башкурт» из слова, означающего профессию пчеловодов.

Башкиры довольно активно сопротивлялись проникновению русских в свои земли, поскольку те сразу же начинали распахивать их пастбища и луга, ставить на берегах речушек деревни, рыть рудники, сужая простор пастушеским кочевьям в их вековом передвижении вслед за своими отарами и табунами. Тщетно, однако, башкиры разоряли и выжигали русские селения, выкапывали даже русских покойников из могил, чтобы не оставалось ни одного русского человека — ни живого, ни мертвого — в их земле. После каждого такого восстания русские приходили снова, причем еще в большем числе, нежели прежде, теперь уже силой изгоняя башкир из их владений и строя на них новые города и селения.

К середине XIX в. башкиры владели уже лишь третью прежних своих земель». Постепенное уменьшение пастбищ заставило башкир заняться земледелием: сначала они отдавали свою землю русским крестьянам (т. н. припущенникам) в аренду за ежегодную или единовременную плату, а затем потихоньку и сами стали приспосабливаться к труду земледельца. Многочисленные местные ханы стали родоначальниками дворянских и княжеских родов и вошли в состав российского дворянства, а башкирские княжеские роды Аптуловых, Турумбетевых, Девлетшиных, Кулюковы и др. продолжали пользоваться, как и прежде, тарханством. Во время походов тарханы составляли особые отряды в русском войске, а уже к ним присоединялось ополчение, набиравшееся с тяглых и ясачных башкир; командовали ими всегда русские головы. Вскоре после принятия русского подданства башкиры, не желая доставлять ясак в Казань и страдая от набегов соседних племён, просили царя построить на их земле город, который бы защищал их и куда бы они свозили ясак. В 1586 г. воевода И. Нагой начал строительство г. Уфа, которая стала первым русским поселением в землях башкир, если не считать Елабуги, построенной на самой границе расселения башкир. В том же 1586 г., несмотря на противодействие ногайского Уруса, была построена и Самара. В воеводском наказе (1645 г.) упоминается про острожек Мензелинск. В 1736 г. была заложена Челябинская крепость на р. Миасс для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исеть (в современной Свердловской области). В 1663 г. уже раньше существовавший Бирск превращается в укрепление, стоявшее на середине дороги от Камы к Уфе. Одновременно с построением Уфы начинается колонизация края: татары, мещеряки, бобыли, тептяри, черемисы и др. народности селятся у башкир как припущенники, берут у них земли за оброк, а русские сначала занимают сибирские слободы (в современной Челябинской области), а затем начинают внедряться в коренные земли Башкирии [8].

Читать еще:  Ревизор читать полностью по действиям. Н.В

В 1919 г. была создана Башкирская АССР в составе РСФСР. С 1992 г. название национальной государственности башкирского этноса — Республика Башкортостан.

Этногенез башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.

В литературе по этногенезу башкир рассматриваются различные теории происхождения башкирского народа: тюркская (В.В. Вельяминов-Зернов, В.Н. Витевский, П.С. Назаров, Д.Н. Соколов, В.М. Флоринский и др.) финно-угорская (Д. Месарош, В.Н. Татищев, С.А. Токарев, Д.А. Хвольсон, А.Л. Шлёцер и др.), иранская. [1]

Есть также промежуточная теория, выделенная в отдельную Р.З. Янгузиным. [2]

Содержание

Тюркская теория

Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена.

Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, ал-Масуди, Шариф Идриси, Рашид ад-Дин, Махмуд Кашгари.

В научной литературе тюркской теории придерживались П. И. Рычков, Т. Мюллер, И. Г. Георги. В. М. Флоринский. Впоследствии теория была развита С. И. Руденко, Н. В. Бикбулатовым, Н. А. Мажитовым, Р. Г. Кузеевым с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.

Этапы формирования по Р. Г. Кузееву [3] [2] :

  • С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).
  • В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайнатархан, кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.
  • Взаимодействие местных финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)
  • Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса.
  • XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.
  • В XIII—XIV вв. мощный приток в Исторический Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.
  • В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности. [2]

З. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействием с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов. [4]

В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир. На современном этапе исследования остается ряд ещё нерешенных вопросов, в частности о времени формирования башкирского народа, какие факторы этнической истории башкир считать основными и т. д. [2]

Угорская теория

Исторически она явилась наиболее ранней.

Суть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён.

Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров в Паннонию.

Читать еще:  Рубенс краткая биография. Рубенс – краткая биография

В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке. Путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия».

В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676—1747), В. Н. Татищев (1686—1750), Н. М. Карамзин (1766—1829), Д. А. Хвольсон). Н. М. Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились».

Теорию развивали М Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи. [2]

В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей.

Т. М. Гарипов и Р. Г. Кузеев писали, что «существование в исторической науке особой «башкиро-мадьярской» проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом» [5] . Однако, Р. З. Янгузин считает, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование».

Иранская теория

С. А. Галлямов, опираясь на археологические материалы и на исследования члена-корреспондента Академии наук СССР, доктора филологических наук Николая Дмитриева, указавшего на наличие иранской фонетики в современном языке башкир Южного Урала, иранскую теорию происхождения башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса. [6] [7] .

В настоящее время гипотеза С. А. Галлямова считается ненаучной. [8] Между тем, сама постановка проблемы иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе вполне научна и рассматривается, во многих работах, разрабатывающихся в рамках признанных 3 концепций.

С. Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори»…

О негативных же сторонах или исторических «ляпах» в творениях С. Галлямова мне писать не позволяет объем — они видны невооруженным глазом, их достаточно просто прочитать.

…эта, версия, точнее постановка проблемы (проблема иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе), — о сако-иранском компоненте в языке и культуре башкир существует не только в фантастических писаниях С. Галлямова, но и разрабатывается вполне серьёзными учеными, без всякой спекуляции. В качестве примера цитирую статью серьёзного ученого, доктора филологических наук, профессора Э. Ф. Ишбердина: «Поскольку башкирский и персидский язык относятся к разным языковым семейством, древнейший пласт можно признать субстратом, то есть он является следствием участия осколков древнеиранских племен в этногенезе башкирского народа».

Под иранской теорией происхождения башкир подразумеваются сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам. [9] .

Промежуточная теория

Развивая авторские взгляды на классификацию теорий происхождения башкир, Р. З. Янгузин в собственных работах, кроме угорской и тюркской теорий, выводит дополнительную «промежуточную теорию». Согласно Р. З. Янгузину эта теория начинает складываться в начале XIX в. Сутью промежуточной теории является то, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена. [10] . Янгузин пишет, что данная теория начинает складываться в начале XIX в. Впервые мысль о равноправном вкладе угорских и тюркских предков в происхождении башкир высказал А.Шлецер (Русские летописи на древнеславянском языке. Ч.II. СПб., 1816. С. 339). Крупный финский языковед и этнограф А.Кастрен (1813—1852) считал, что «башкиры являются смесью остяков и татар, с которыми они, благодаря их местожительству, вынуждены были соприкасаться» (Ethnologische Vorlesungen uber die altaischen Volker. Petersburg, 1857. С. 92). Аналогичные утверждения высказывали К. Край, А. Вамбери, и др. Среди российских учёных поддерживали теорию Н.Аристов, А.Дмитриев, С.А.Токарев [2]
Разновидностью этой теории можно считать сословную теорию, суть которой в том, что формирование башкирского этноса происходило в Российском государстве преимущественно в рамках военно-служилого сословия башкир, объединившего как угроязычных иштяков, родственных ушедшим на Дунай мадьярам, так и тюркоязычное население Ногайской Орды и, отчасти, Казанского ханства. [11]

Башкирские племена и вотчина.

В истории формирования башкирских племен выделяют семь историко-этнографических пластов, а вот кто выделяет уже другой вопрос:

  • древнебашкирский (бурзян, уран, усерган и др) и др. так написано,
  • ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, терсяк, уаныш, упей и др.),
  • булгаро-мадьярский (буляр, танып, юрматы и др.),
  • огузо-кыпчакский (айле и др.),
  • кыпчакский (канлы, кошсы, кыпсак, мин и др.),
  • ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы и др.),
  • пласт, связанный с этническим взаимодействием с народами Волго-Уральского региона и Средней Азии (казахи, мишари, татары и др.

Все башкирские племена, имеющие шежере, так или иначе относились к иудеям, т.е. евреям. Название еврей означало чужестранец или просто ходок. Они же в попытке противопоставления объединились в конгломерат под этнонимом башкурт — волк, вместо привычного башкарт — начальная земля, древняя земля. Так же о них сказано: «Семь племен мерзостей, отродия огромных проклятых богов, слепых, неразумных, чьи имена из книги миров и времѐн стѐр безумный Азатот (вольный, степной), шахиншах джиннов. Семь проклятых племен, кои способны в рабов обратить племена великие!»

Племя тамьян относительно молодое в составе башкир и не относятся к так называемым сасыҡ-башҡорт или сей-башҡорт. Племя тамьян прибыло в Поволжье и на Урал на волне наплыва племен с балкано-карпатского региона в виде наемников, во времена похода крестоносцев. Термин тамьян восходит к древнегреческому слову damázō , которое переводится как «покорять», «усмирять», либо происходит от латинского Damianus — посвященный Дамии, богине плодородия. Родственным является Таммуз — финикийское божество растительности, воды и плодородия. У западных семитов Таммуз (Думузи) — божественный пастух или умирающие и воскресающее семя, ячмень. Термина актуальны для крестьян, кем и являлись крестоносцы, как пришедшие усмирять, подавлять восстания башкир и заодно, получить обещанную (обетованную) землю. Здесь родственным является термин ногай — телохранитель, пес. Любопытно, что племя тамьян получило право вотчины на земли от Екатерины II за определенные услуги. Расселились за рекой Демой, название, вероятно, имеет отношение к наименованию тамьян или дамиан и к башкирскому дим — уговор. Все это подтверждает исследования генетиков Балановских О.П. и Е.В. и биолог Клесов А. А., приглашенный из США в 2015 году. Однако они же вносят еще большую путаницу, тк. тамьянцев следовало бы отнести к объединению катай, судя по гаплогруппе. Гаплогруппа тамьян R1a, снип 2123.

Читать еще:  Будьте всегда в настроении. Братья карамазовы

Балыксы — башкирское племя, относящееся к объединению ҡатай. Этимологию возводят к пратюркскому термину «балыҡ» (город). Учитывая регион проживания, то балыҡсы коренные уфимцы, жители старого города Башҡорт. Именно это стало мотивом для их уничтожения. Неизвестно, почему, но часть племени, балыксы после колониального гнета Российской империи, выжили. Однако им стали прививать мысль, что они кочевники, не относятся к коренным жителям. И все же, сохраненная тамга свидетельствует о том, что балыксы выходцы из страны Ҡатай. Отголоском являются различные гидронимы, топонимы с основой ҡатай. К сожалению, уже находятся деятели, которые готовы объединение ҡатай причислить к пришлым племенам, т.е. к татарам. YДНК балыксы R1a, снип 2123.

Ҡошсы — башкирское племя. Этимологию кошсы возводят к термину «сокольничий», но в башкирском языке сокол ыласын. И кошсы можно истолковать лишь как птицевод, ҡош — птица. Это могут быть гуси, утки, куры, не только соколы. Исследователи сопоставляли лишь с соколиной охотой, бывшей популярной у башкир и не только у них, в старые времена. Но если связывать ҡошсы с домашним подворьем, с домашней птицей, это означало бы признание башкир оседлыми, что крайне нежелательно для всех. В том числе и для башкирских ученых, зарабатывающих на этом себе ученые звания. Но часто ҡошсы называли приказчиков и ҡошсы могут оказаться башкирским сословием. Сравн. кушыусы, бойороусы, ярлаҡсы. Гаплогруппа кошсы R1a, R1b и N1c.

Тангаур башкирское племя. Сближают себя с усерганами. В плане генетики довольно разнообразны, что говорит об отсутствии единого происхождения и вероятном отношении к сословию. Примечательно, что башкирское произношение түнгәур означает чурка или обрубок дерева. Регион проживания племени река Сакмара, где присутствует корень суҡмар — деревянная дубина, палица. И, вероятно, түнгәурами назывались стражники границ, которые часто были наемниками, людьми различной «национальной» принадлежности. Поэтому среди племени тангаур могут оказаться казахи или удмурты. Поскольку относятся к «солдатам удачи», вероятно, выходцы из тангаур хорошо себя чувствуют в зоне военных конфликтов.

Мурзалар или мырзалар башкирское племя. Мырҙа происходит от сов мыр (мор), поэтому второе название племени уләш или уләштә — мертвяк. Но очень часто в старину, таковыми считались так называемые дети усопших, т.е. бастарды. В мифологии др. египтян это Гор — сын Осириса, у башкир Нардуган и проч. Такие дети считались обладателями пассионарных черт, они становились полководцами, пророками и т.п.

Уран башкирское племя, причисляющее себя к монголам. Если исходить из этого, то они явно татары и ради получения вотчинного права могли назваться башкирами. При этом не полениться сходить пешком в Москву, ради корысти. Вероятно, были небогатого сословия, раз не было лошадей для поездки. Поэтому древнебашкирским погорячились назвать. Надо определиться либо монгол либо древний башкир. Ученые сами запутались и других путают. А все ради ради того, чтобы признать башкир чужаками на своей земле.

Усергане, племя башкир. Своим предком считают Моисея или просто смутно представляют кем был их предок, т.к. назвали его Муйтен. В башкирском языке мөй — воображаемы образ. и мөйҙән означает выдуманный, из сказов, баек. Аналогично Илье Муромцу, где муро — песня, сказание. Усергане имеют шежере, стало быть предки соприкасались с иудаизмом. К древним башкирам отношения не имеют. Вотчинное право получили от Екатерины II второй, как и тамьянцы, юрматы, кипчаки.

Кипчаки башк. племя. Кипчаки известны тем, что перенимали этноним тех племен, на чьей территории проживают. Например, соседствуя с канглы, кипчаки переняли себе имя канглы. Точно также и с башкирами. Кипчак привык сеять смуту, будучи одним из колен израилевых. Даже приняв этноним башкир всегда останется степняком, кочевником. Однако, термин кипчак мог быть использован не по отношению к племени, а роду. Например, род коэнов, патриархов церкви.

Сызгы относят к фино-угорскому пласту. Только вот проблема, финны и угры совершенно разные народы. Надо бы определиться сызгы финны или угры, т.е. это ненцы или мордва. И почему так не любят башкир? Обязательно надо причислить к какому-нибудь другому народу. Вон русских 140 млн. и более и никто не говорит, что он бурят или немец. Кстати, где-то откопали слово с похожей фонетикой на сызгы — сыскы, якобы лодка. Сысҡы так-то и башк. языке есть — срач. Но сызғы может звучать и как һыҙғы — разметка при рубке срубов. и сызгы могли быть артелью плотников. И просто занимались межеванием.

Терсяк также причислен к непонятным фино-уграм, вероятно, к мордве. Но терсәк старое башкирское племя, большинствоо которых еще недавно разговаривали на «Һ»-кающем диалекте. Интерес представляет переход «с» в «ф»: усыра

Источники:

http://vuzlit.ru/1373532/etnogenez_istoriya_bashkirskogo_naroda
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1687562
http://zen.yandex.ru/media/id/5b43adc1d0e2c200a8a22882/5cb15f5ae783bd00b336278a

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector