1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истории великих фотографов. Александр Родченко

Александр Родченко, советский фотограф: биография, творчество

Родченко называли в середине XX века гением советской пропаганды. Он был талантливым, креативным мастером. Александр Родченко стоял у истоков авангарда в СССР. Именно он задал новейшие стандарты рекламы и дизайна, разрушил старые представления о графике, плакатах, создал в этом направлении новый курс. За всеми сторонами этой творческой личности стоит такая грань, как фотография, и не все об этом знают. Родченко умел ловить интересные моменты и создавать неповторимые шедевры.

Больше чем фотограф

В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. Фотографом он был уникальным. В то время работал в театре художником-дизайнером. У него появилась необходимость фиксировать работы на пленку, так он и открыл для себя новое искусство, которое полностью его увлекло и очаровало. Главным вкладом Александра Родченко в развитие фоторепортажного жанра были первые многократные съемки человека в действии. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Его необычные фоторепортажи публиковались во всех популярных центральных изданиях: в журналах «Огонек», «Пионер», «Радиослушатель», «30 дней», в газете «Вечерняя Москва».

Александр Родченко. Фотография — искусство

Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале «Советское кино».

Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого «Пионера-трубача» некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого «откормленного» мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.

Александр Родченко, биография

В 1891 году в Санкт-Петербурге в простой, незнатной семье родился Александр Родченко. Отца звали Михаилом Михайловичем (1852-1907), он служил театральным бутафором. Мать, Ольга Евдокимовна (1865-1933), работала прачкой. По сложившимся обстоятельствам семья в 1902 году перебирается на постоянное место жительства в город Казань. Здесь и получил свое первое образование Александр в Казанском приходском начальном училище.

Уже в юношеском возрасте (1911-1914) Александр окончил Казанскую художественную школу. Там же он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой. Совместную жизнь они начали в Москве в 1916 году. В этом же году Родченко был призван в армию, служил он там до начала 1917 г. в должности заведующего хозяйством Санитарного поезда, принадлежащего Московскому земству. После Февральской революции 1917 года в Москве сразу был создан профсоюз художников-живописцев. Александр Родченко стал секретарем в Молодой Федерации. В его обязанности входила в основном организация приемлемых для работы и жизни условий для молодых художников.

Творчество

В этом же 1917 году Александр Родченко работает с Татлиным и Якуловым над оформлением московского кафе «Питтореск», которое было открыто в Пассаже Сан-Галли. В 1919-1921 гг. Родченко является заведующим Музейного бюро, он служит в отделе наркомпроса ИЗО. Работу в наркомате он совмещает с разработкой целой серии живописных, графических и пространственных абстрактно-геометрических работ.

Организатором архитектурных конкурсов был также Александр Родченко. Выставка «Магазин», которую организовал Владимир Татлин, не обошлась без его участия. Творческое кредо автора было зафиксировано в манифестах «Линия» и «Все — опыты».

На протяжении всего своего творчества Родченко относился к искусству как к поиску и изобретению новых возможностей и форм, всегда экспериментировал. Каждая работа представляла минимальный элемент, где средства выразительности были ограничены. С плоскостью работал в 1917-1918 годах, а уже в 1919-м создал свое знаменитое «Черное на черном». В 1920 г. ввел как самостоятельные живописные формы линии и точки.

Читать еще:  Устный фольклор. Что такое фольклор

Выставка в Москве «5 х 5 = 25», которая проходила в 1921 году, запомнилась всем триптихом монохромных цветов (красного, синего, желтого). Помимо живописи и фотографии занимался пространственной конструкцией. Знамениты три его цикла: «Складывающиеся и разбирающиеся», «Плоскости, отражающие свет» и «По принципу одинаковых форм». В 1921 году подвел итог своему творчеству и объявил о переходе в производственное искусство.

Александр Родченко (СССР, 1891-1956) был членом общества «Живскульптарх» с 1919 года. В 1920-м являлся участником группы по разработке Рабиса. В 1920-1930-е годы был преподавателем в должности профессора на металлообрабатывающем и деревообделочном факультетах. Учил он студентов проектировать многофункциональные предметы, добиваться выразительных форм за счет выявления особенностей конструкции.

Фотодеятельность

В 20-е годы Родченко активно занимается фотографией. Для иллюстрирования в 1923 г. книг Маяковского «Про это» он применил фотомонтаж. С 1924 года стал известен своими психологическими портретами друзей, близких и знакомых («Портрет матери», Маяковского, Третьякова, Брика). В 1925-1926 годах опубликовал ракурсные снимки из серии «Дом Моссельпрома», «Дом на Мясницкой». Публиковал статьи про фотоискусство, где пропагандировал документальный взгляд на окружающий мир, отстаивал необходимость использовать новые методы, освоение различных точек зрения (нижние, верхние) на фото. Участвовал в выставке в 1928 году «Советская фотография».

Знаменитым мастером фотографии Александр Родченко стал благодаря применению различных ракурсов в фотосъемке. В 1926-1928 годы работал художником-постановщиком в кинематографе («Москва в Октябре», «Журналистка», «Альбидум»). В 1929 г. по пьесе Глебова он оформил спектакль «Инга» в Театре Революции.

30-е годы

Александр Родченко, творчество которого словно раздваивается в 30-е годы, с одной стороны, занимается агитпропагандой соцреализма, с другой — старается сохранить собственную свободу. Символом ее становятся фоторепортажи о цирке, созданные в конце 30-х годов. Возвращается он в этот период и к станковой живописи. В 40-е годы Родченко пишет декоративные композиции, выполненные в абстрактном экспрессионизме.

30-е годы знаменуются переходом от ранних всесторонних работ к конкретному творчеству советского пропагандизма, которые полностью проникнуты революционным энтузиазмом. В 1933 году фотохудожника командировали на стройку Беломорканала, где он сделал множество репортажных снимков (около двух тысяч), но известно сейчас только тридцать.

Позже совместно с супругой Степановой были оформлены альбомы «Первая конная», «15 лет Казахстану», «Советская авиация», «Красная Армия». С 1932 года Родченко был членом Союза художников. В 1936-м принимал участие в выставке мастеров советского фотоискусства. Регулярно с 1928 года отсылал свои работы на выставки в салоны Франции, США, Великобритании, Испании и других стран.

Интересные факты из жизни

Александр Родченко, вспоминая свое детство, рассказывает, что когда ему было 14 лет, он с грустью писал в своем дневнике о неопределенности в жизни. Его направили учиться медицине, а он с тоской мечтал стать настоящим художником. В конце концов в 20 лет Александр бросил медицину и поступил учиться в художественную школу. В 1916 году он будет призван в армию, и все-таки занятия медициной пойдут ему на пользу. Он будет назначен заведующим хозяйства санитарного поезда вместо отправки на фронт.

В 20-е годы Родченко совместно с супругой организовал творческий союз. Разрабатывали они «новый быт», совмещали множество художественных техник и искусств. Вместе спроектировали новую модель одежды — сейчас это комбинезон. Он предназначался для того, чтобы скрывать гендерные различия между поколениями будущего, восхвалять трудовую активность советского человека. В 1925 году в жизни мастера состоялась первая и последняя поездка за границу, его отправили в Париж. Там он оформлял отдел СССР при проведении Международной выставки.

Последние годы жизни

После войны Александр Родченко впал в депрессию, записи в его дневнике носят только пессимистический характер. В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее. Работу им с Варварой перестали предоставлять. Началась полоса безденежья. Как сказал сам автор, остается только молиться Богу. В 1951 году Родченко исключили даже из Союза художников, правда, через четыре года восстановили, но было уже поздно, художник перестал творить. Умер он в 1956 году, 3 декабря. Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище.

Искусство и бизнес фотографии

  • Комментариев нет
  • 7072

Из жизни первого русского дизайнера и мастера фотографии

Читать еще:  Что такое произведение в прозе. Значение слова проза

fotobiz.pro начинает большой проект “50 важнейших фотографов современности”. Мы расскажем о фотографах, которые оказали большое влияние на становление фотографического искусства. Об авторах, которые своими работами формировали понятие “современная фотография”. О великих мастерах своего дела, знать имена и работы которых просто необходимо.

Странно, но большинство коммерческих фотографов не задумываются о корнях своей профессии, ориентируясь в работе лишь на коллег или на пару случайно знакомых имён. Но ведь этом смысле, наша профессия мало отличается от профессии, скажем, художника. Спросите мастера кисти, знает ли он кого-нибудь из известных художников — скорее всего, в ответ вы услышите небольшую лекцию о живописи, в которой собеседник расскажет о своих любимых художественных стилях, школах, скорее всего сопроводит рассказ массой дат, фамилий и ссылок на работы. Да, большинство художников имеют специальное образование (хотя бы на уровне художественной школы), где узнают обо всём этом. Но в большей степени это, разумеется, самообразование. Художникам необходимо знать глобальный контекст, потому что создавать работы в отрыве от творчества великих мастеров, без знания азов, невозможно. Так почему же фотографы мыслят иначе?

Первый профессионал в нашем списке — великий русский художник и фотограф Александр Родченко.

Даже если попытаться описать деятельность Александра Родченко исключительно в #тегах, получится несколько страниц текста. Важнейший участник русского авангарда, художник, скульптор, график, фотограф… И многое другое.

Родченко родился в Санкт-Петербурге, учился в Казанской художественной школе им. Фешина, там же познакомился с будущей женой — талантливым художником Варварой Степановой. Впоследствии занимал ряд важных должностей, среди которых, пост председателя института художественной культуры (на этом посту он сменил другого великого художника — Василия Кандинского)

Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев

— таков был его девиз, полностью отражающий настроения авангардистов того времени. Отвергая “украшательство” и идя против эстетических критериев искусства, они наделяли свои работы — от картин до архитектурных форм — множеством деталей, каждая из которых имела важную, конструктивную функцию. Отсюда и название одного из основных направлений их работы — конструктивизм. “Искусство будущего — говорил Родченко — не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч”.

Свою работу Родченко начинал во времена великих перемен: за окном было то, что впоследствии назовут ленинским советским проектом. Надежды на светлое коммунистическое будущее вдохновляли.

Родченко и фотомонтаж

Среди прочего, знаменит Родченко и своими экспериментами в области фотомонтажа — он был фактически пионером этого искусства в России. Этакий мастер фотошопа, но во времена СССР. Нужно понимать, что Родченко как истинный коммунист и сторонник советской власти старался направить свои способности на укрепление новых жизненных порядков, поэтому с удовольствием занимался пропагандистской деятельностью. Так, именно в технике фотомонтажа оформлены самые интересные и запоминающиеся агитационные плакаты того времени. Мастерски сочетая текстовые врезки, черно-белые фотографии и цветные изображения, Родченко занимался тем, что сейчас бы назвали дизайном плаката — кстати, его часто называют родоначальником дизайна и рекламы в России. Именно Родченко Маяковский доверил оформлять свою книгу “Про это”.

Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский”

— говорил Родченко о знаменитой серии рекламы Моссельпрома, над которой они работали вместе с Маяковским.

Родченко и фотография

Родченко, как и все русские авангардисты, экспериментировал с формами и технологией. Так он и занялся фотографией, притом фотографией репортажной. Используя неожиданные ракурсы (термин «ракурс Родченко» часто встречается в искусствоведческой литературе), заставляя зрителя крутить отпечатки перед глазами (или головой перед отпечатками) и создавая изображения, которые будто вот-вот придут в движение, он зарекомендовал себя как один из самых прогрессивных и новаторских фотографов того времени. Хотя тогда их (фотографов) было, прямо скажем, меньше, чем сейчас. Родченко играет с изобразительными средствами фотографии, оттачивая их до предела. Ритмический рисунок, композиционно идеальное переплетение линий — всем этим он управляет мастерски. Он был одним из первых, кто применил многократную съёмку объекта в действии — раскадровку. Родченко не боялся нарушать совсем недавно закрепившиеся фотографические каноны — делал портреты снизу-вверх или намеренно “заваливал горизонт”. Своим фотографичексим “глазом” он будто стремился охватить весь Советский Союз. Возможно, поэтому многие снимки (особенно репортажные кадры с демонстраций) он делал, стоя на лестницах, крышах или находясь в других неочевидных точках.

Читать еще:  Самые классные шутки. Топ самых смешных фраз

Родченко продолжал свои эксперименты и после “смерти” авангардного проекта — но при соцреализме и Сталине это уже не поощрялось. В 1951 его даже исключают из Союза Художников и реабилитируют только в 1954 — за 2 года до смерти.

Сегодня имя Александра Родченко носит важнейшее образовательное учреждение в области визуальных искусств — “Московская школа фотографии и мультимедиа”.

Александр Родченко — мастер советского фотоискусства!

Александр Родченко — замечательный живописец, график, декоратор, дизайнер — является одной из наиболее ярких фигур и в истории фотоискусства, причем не только российского, но и мирового!

Очень часто современные дизайнеры используют технику и стиль знаменитого фотографа и дизайнера Александра Родченко, даже сами не зная того.

Формат, который задал Родченко в далеких 20-30-х годах ХХ столетия, прижился в России.

Стиль Александра Родченко стал штампом , отдельным направлением в дизайне и оформлении фотографии не только в России , но и во всем мире!

Александр Родченко родился в 1891 году в Петербурге в семье театрального бутафора.

В 1911-1914 годах Александр учился в Казанской художественной школе, где встретил свою будущую жену — Варвару Степанову, которая в последствии стала не менее известной художницей. В 1916 году переехал в Москву, и сразу для заработка открыл выставку «Магазин».

В 1917 году Александр стал уже одним из организаторов Профсоюза художников-живописцев. С 1918 по 1922 год работал в отделе Изо Наркомпроса Заведующим Музейного Бюро. В 1920-1924 годах Родченко числился как член Института художественной культуры.

Фотомонтаж и фотоколлаж было новым веянием в советском фотоискусстве. Веяние может было и новым, но это был стиль Александра Родченко!

В 1920-годах Александр участвовал в важнейших выставках авангарда, в художественных и архитектурных конкурсах.

Родченко рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный, графический или пространственный опыт. В 1921 году подвел итог своим лабораторным поискам и обратился к производственному искусству.

С 1923 году Родченко немного поработал в полиграфии, ввел прием фотомонтажа в оформление книг, журналов и плакатов.

Вместе с Владимиром Маяковским Родченко создал более 100 рекламных листовок, плакатов, вывесок!

После проведенной успешной и полюбившейся народу работы, редколлегия журнала «Новый ЛЕФ» пригласила Александра в свой состав.

Только с 1924 года Александр решил полностью посвятить себя искусству фотографии.

В 1926 году опубликовал первые экспериментальные снимки в журнале “Советское кино”. В статье “Пути современной фотографии” в журнале «Новый ЛЕФ» пропагандировал динамичный взгляд на мир, актуальность верхних и нижних точек зрения в фотографии.

Александр Родченко участвовал в выставке “Советская фотография за 10 лет” (1928 год, Москва) и “Выставке мастеров советского фотоискусства” (1935 год, Москва).

С 1932 года Александр был фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз.

В 1933 году он начал работать как художник-оформитель журналов “СССР на стройке”, фотоальбомов:”10 лет Узбекистана”, “Первая конная”, “Красная армия”, “Советская авиация” и других (совместно со своей женой Варварой Степановой).

Александр Родченко бесспорно стал новатором в фотоискусстве. Сегодня нам приходится использовать редакторы, чтобы создавать коллажи на подобие фотоколлажей Родченко.

Также Родченко был патриотом. Например, в 1925 году Александр отправился в Париж для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и Художественной промышленности, где он осуществил свой проект интерьера “Рабочего клуба”.

Однако это поездка сильно повлияла на взгляды Александра. Он впервые увидел, что люди продают миллионы вещей, а другие люди покупают в неимоверном количестве то, что им никогда не понадобится! «Лишь бы одеть, лишь бы купить».

После поездки на выставку в Париж Александр Родченко не раз и не два показывал в своих фотографиях, что главное — не красота, главное — не яркость, главное — не слово «заграница», а главное — качество.

“Здесь дешево отчасти потому, что плохой материал, ибо им важно дешево купить, модно ходить, а как новая мода, опять новое покупать”, — мнение Александра Родченко. Он не отрицал этого, констатировал печальный факт. Александр и сам купил много презентов для своей семьи.

Но по возвращении домой, он решил, что его фотографии будут показывать качество и красоту Совесткого Союза!

Источники:

http://www.syl.ru/article/289994/aleksandr-rodchenko-sovetskiy-fotograf-biografiya-tvorchestvo
http://fotobiz.pro/top-50-fotografov-aleksandr-rodchenko/
http://fotokto.ru/blogs/aleksandr-rodchenko-master-sovetskogo-fotoiskusstva-385.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector