1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Искусство краткое определение. Понятие «искусство»

Определение понятия «искусство»

Специфика культуры на каждом историческом этапе развития наилучшим образом раскрывается через такой феномен, как искусство. Искусство является стержнем духовной культуры. Оно представляет собой образную летопись и память человечества. Общение с искусством – один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, всестороннего развития.

Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в тоже время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлениями человеческого духа.

Искусство – это одна из важнейших эстетических категорий, характеризующая особую форму общественного сознания, а также человеческой деятельности и ее продуктов. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Оно представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Выделяются различные определения понятия искусство, тесно связанные между собой. Все их можно свести к следующим подходам в понимании этого явления.

Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности.

Так, например, первобытное искусство зародилось и стало развиваться благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для древнего человека определенной значимостью или ценностью.

Возникшее как необходимая разновидность активной приспособительной деятельности человека искусство было не только спецификой, но и первой формой человеческого познания мира. То, что было неизвестно и непонятно первобытному человеку отображалось в первых произведениях искусства, нередко содержащих элементы фантазии и мистики. Искусство, особым образом помогавшее людям осваивать окружающий мир и природу, объединяло их для совместной жизни и борьбы за существование, для совместного труда и охоты и т.д. Некоторые ученые считают, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности.

Искусство неизменно отвечает на трансформацию интересов и требований человека изменением круга основных тем, усложнением своей структуры, появлением новых течений и направлений, обогащением языка. Формируясь, оно повинуется законам, управляющим развитием общества, отражает изменения в его социально-экономической структуре, в общественных отношениях. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий, взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи.

Но нельзя сказать, что это односторонний процесс, искусство, в свою очередь, оказывает на человека обратное воздействие, имея собственные внутренние закономерности развития и функционирования, свою художественно-эстетическую специфику, несводимую к тем или иным общественным функциям.

Во-вторых, искусство – это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Безусловно, разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям носит условный характер, поскольку в реальной жизни этого разделения не существует, ведь все произведения искусства, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными, иногда имеющими непосредственное практическое значение[75].

К примеру, существование архитектуры как в древние, так и в новейшие времена не отделимо от практических потребностей человека. В отношении жилых зданий и построек общественно-гражданского типа это очевидно. Однако справедливо и в отношении храмовых сооружений. Что собою представляют, например, произведения древнеегипетского зодчества – пирамиды? Эти величественные храмовые постройки создавались как жилища для умерших. Люди верили, что человек не умирает, а лишь переходит в другую жизнь – загробную. И в ней он также нуждается во всем, что окружало его в этом мире. Огромные размеры пирамиды не противоречили ее назначению. Ведь это было жилище не обыкновенного мертвого человека, а властителя всего египетского царства – фараона. Пирамиды в своих размерах как бы соизмерялись с тем величием, к которому фараоны стремились в своей власти. В наше время пирамиды уже не воспринимаются в своем утилитарном значении. Они стали символом эпохи, их создавшей древнеегипетской государственности. Пережившие много веков, они сами стали символом времени, памятником истории и великого искусства древности[76].

Еще одним ярким примером единства пользы и красоты выступает Парфенон. Он был построен при афинском правителе Перикле, в 447 – 438 гг. до н.э. Сооружение должно было стать храмом богини Афины и в то же время иметь узко утилитарное назначение − быть хранилищем казны, своеобразным государственным банком. Статуя Афины была заказана самому выдающемуся скульптору того времени – Фидию. Он сделал ее из дерева, а снаружи всю покрыл золотом и слоновой костью. Таким образом, статуя служила и предметом культа, и «золотым фондом» государства.

Но само культовое назначение Парфенона, по существу, тоже имело практический характер. Подобно многим другим народам, древние греки верили, что боги, как и люди, нуждаются в земных домах, в жилищах. Парфенон и должен был стать таким жилищем божества. В честь богини Афины в ее «доме» устраивались различные культовые службы и празднества, проходившие как бы в ее «присутствии».

Читать еще:  Кем воевал астафьев. Биография виктора астафьева

Все это относится к внехудожественному значению Парфенона. Однако Парфенон – это, прежде всего, произведение искусства, художественный памятник: в узком смысле этого слова – в честь победы греков над персами, и в широком смысле – памятник афинской государственности и афинской культуре.

В-третьих, в искусстве проявляются творческие способности человека.

Художественное творчество предполагает осознанную и целенаправленную культурную деятельность, но нельзя сводить искусство к техническому мастерству, когда произведение рассматривается только как сумма формальных приемов, содержанию же отводится лишь роль мотивировки.

Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, потребовала создания особого языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира.

«Язык искусства представляет собой специальный, искусственно выработанный язык, организованный в соответствии с определенными общими правилами и законами, целью которых является сделать его универсальным и совершенным средством художественной коммуникации»[77]. Это результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное – приемы, способы, средства выражения, выдержавшие проверку временем.

К примеру, как и во всяком искусстве, образ в архитектуре обладает своей спецификой. Образный язык в архитектуре отличается многозначностью и некоторой неопределенностью. Он обладает достоинством глубины, силы, но не точности. В качестве примера можно привести западно-европейский собор XII-XV вв., носящий название готический. Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца и в соответствии с господствовавшими в те времена понятиями должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, открытого для человека, пронизанного чувством радости, готический собор основывается на идеологически заданных противоположностях. Это прежде всего контраст между интерьером, внутренним видом храма и его внешним обликом. Внутри – сумрак, мерцание свечей, наводящие на размышление о греховности и суетности земной жизни. Снаружи – неудержимый, стремительный полет ввысь, к небу всех шпилей и сводов собора.

В-четвертых, искусство – процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение.

«Наслаждение от художественных произведений – закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия»[78].

Искусство своим образным строем, своей специфической работой с формами действительности стремится воспроизвести, воплотить в своих формах красоту мира и привнести ее в человеческую жизнь.

В культуре существует сфера «эстетического» (от греч. aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию), позволяющая обнаруживать сущность прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится приобщить к ним обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей, а иногда даже противоречит ему. Поэтому искусство направлено на эстетизацию среды, в которой обитает человек.

В античной философии эстетическое воздействие искусства на человека обозначалось термином «катарсис» (греч. katharsis – очищение). Так, например, пифагорейцы лечили телесные недуги, очищали души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель, в свою очередь, понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. По его мнению, в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, плодом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.

В-пятых, искусство – особый способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом.

Искусство можно рассматривать как некий информационный код, благодаря которому передается особого рода информация от одного поколения к другому. Искусство позволяет человеку переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

Искусство

  • Философия бытия и его формы

Искусство как вид духовного производства

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Читать еще:  Николай николаевич неплюев.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Читать еще:  Художница Зария Форман (Zaria Forman). Зария форман

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Искусство. Функции и виды искусства.

Понятие искусства.

Искусство представляет собой особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования – художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства – высшая форма результата творчества.

Цели искусства:

Функции искусства.

  1. Познавательная. Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
  2. Воспитательная. Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
  3. Эстетическая. Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
  4. Гедонистическая. Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
  5. Прогностическая. Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
  6. Компенсаторская. Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
  7. Социальная. Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
  8. Развлекательная (например, массовая культура).

Виды искусства.

Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство:
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
    • статическое (архитектура и литература);
    • динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания:

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство:

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов:

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же – синтетическое: кино, театр).

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества – развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.

Источники:

http://studopedia.ru/10_266830_opredelenie-ponyatiya-iskusstvo.html
http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iskusstvo.html
http://www.calc.ru/Iskusstvo-Funktsii-I-Vidy-Iskusstva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector