0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индия индусы. Движение за гражданские права в Индии

Индийское национальное право

Право современной Индии весьма специфично:

  • 1) действует несколько правовых укладов: традиционное право, прецедентное право, религиозное право (индусское и мусульманское право);
  • 2) право ориентируется на местные обычаи и традиции, носит партикулярный характер;
  • 3) право эклетично, происходит смешение различных правовых укладов;
  • 4) проявляется декларативность права, оно слабо учитывает запросы общества.

Это объясняется рядом факторов. В развитии индийского права в XIX—XX вв. можно выделить два этапа: колониальный период (до 1947 г.) и постколониальный период (с 1947 г.).

Развитие права в колониальный период. Наиболее существенное воздействие на право Индии оказала английская колонизация. Завоеватели не стремились распространять на новых подданных действие английского права. Они не возражали против применения в области частного права более знакомых этому населению норм обычного права. Был официально признан авторитет индусского права [1] . Так, уже в 30-е годы XX в. специальная комиссия под руководством известного английского юриста Маколея составила проект Уголовного кодекса. Он был утвержден Законодательным советом при вице-короле Индии в 1860 г. Этот Кодекс испытал на себе известное влияние и французского законодательства, а также заимствовал ряд положений из индусского и мусульманского права, но в целом по своему духу он соответствовал английской правовой системе.

В то же время английское господство губительно воздействовало на индусское право: сфера его действия была ограничена регламентацией узкого круга общественных отношений. При этом не учитывалась религиозная принадлежность. Новые хозяева не знали индусское право, плохо понимали индусскую правовую традицию, к тому же искаженную в переводах европейских юристов. Первоначально они ошибочно полагали, что дхарма представляет действующее право Индии, хотя, как известно, это были религиозные предписания. К тому же язык, на котором они излагались, был неизвестен британцам. Не спасали положение местные эксперты, знатоки дхармашастр.

Индусское право подверглось определенной модернизации. Индусские понятия и обычаи англичане интерпретировали в духе общего права, понятного для них, но отвергаемого индусами. Английские нормы права использовались для регулирования отношений между собственниками семейного имущества, использовались в отношении статуса индусских благотворительных учреждений и др.

Нормы индусского права применяли и в строго ограниченных сферах: брак, наследование, касты, религиозные институты. Вне этого круга общественных отношений действовало новое территориальное право, которое было не связано ни с религией, ни с племенными обычаями. Создание такого права казалось наилучшим способом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам.

До установления английского господства широко использовалось мусульманское право. Однако оно не являлось территориальным правом, так как было связано с религией ислама и по самой природе не могло распространяться на немусульман — евреев, индусов, христиан.

Англичане столкнулись с необходимостью создания правовой системы, способной единообразно разрешать возникающие споры независимо от местности, религиозных традиций и личного статуса субъектов права. Потребность в этом актуализировалась двумя обстоятельствами:

  • • мусульманское и индусское право оставляли вне сферы правового регулирования национальные меньшинства, тем самым имелись значительные пробелы в регулировании общественных отношений;
  • • складывающиеся новые буржуазные отношения нуждались в правовой регламентации независимо от религиозной принадлежности субъектов права.

Английская колониальная администрация пыталась решить проблему путем кодификации и развития законодательства.

В 1859—1882 годах был принят ряд кодексов и законов: Гражданский процессуальный кодекс (1859), Уголовный кодекс (1860), Закон о наследовании (1865), Закон о реальном исполнении обязательств (1872), Закон о ценных бумагах (1881), Закон о переходе собственности (1882) и другие кодексы более позднего времени. При проведении кодификации были приняты во внимание особенности Индии, правовые традиции разных конфессий и регионов.

Развитие права в постколониальный период. После провозглашения в 1947 г. независимости Индии движение за модернизацию и унификацию правовой системы получило новый импульс. В 1955 году была создана Юридическая комиссия для решения вопроса о том, какие законодательные реформы следует вести в правовой системе Индии. Судебную систему возглавил Верховный суд Индии, получивший право подтвердить или исключить судебные решения, принятые в период британского господства. Однако создать свое индийское право не удалось в силу устойчивости религиозных, племенных, культурных различий. По этой причине модернизация осуществлялась в границах существовавших правовых укладов: мусульманского права, индусского.

Конституция Индии предусматривала издание единого Гражданского кодекса для всех граждан, но камнем преткновения являлся личный статус граждан, который различен для разных каст. Стояла задача сделать статус одинаковым для всех.

В настоящее время индусское право остается для огромного большинства индусов единственным правом. Оно регламентирует их личный статус, который понимается весьма широко. Личный статус не только включает неимущественные отношения, но и распространяется на важные имущественные права.

Индусское право обрело совершенно новые черты, хотя оно осталось правом, применяемым только к индусской части населения Индии. Однако отпало много обычаев, нарушавших его целостность. Кроме того, дхарма стала интерпретироваться не столь однозначно, а применительно к изменяющимся социальным условиям, законодательству.

Результатом кодификации индусского права стал кодекс, включающий три части: I часть — Закон о браке (1955), II часть — Закон о несовершеннолетних и опеке (1953), 111 часть — Закон о наследовании (1956).

Большие изменения произошли в семейном праве. Пересматривалось традиционное индусское право, в котором семья — это священный союз, основанный на дарении. (Объектом дарения, как известно, выступала женщина, которая передавалась родственниками жены родственникам мужа.). Закон рассматривал брак как договор мужчины и женщины, заключенный с их согласия. Закон устанавливал моногамную семью, многоженство запрещалось, учреждалась свобода разводов.

Читать еще:  Как и из за чего погиб вишнёвый сад.

Появились законы, регламентирующие отношения между гражданами Индии, исповедующими различные религии. Они признавали действительными браки между индусами и мусульманами.

Современная тенденция правовой эволюции Индии состоит в стремлении заменить традиционные концепции религиозного права западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это право называют индийским национальным правом в отличие от индусского права. Оно включает все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если они распространяются на отдельные категории граждан. Серьезным препятствием на этом пути являются правовые обычаи и вековая практика. Соотношение законодательства и реальной практики в Индии таково, что они часто существуют независимо друг от друга. Дело в том, что трудно сразу изменить привычки и мировоззрение, имеющие вековые корни. Большая часть индусов, живущих в деревнях, вовсе не следуют новым законам, они продолжают жить так, как жили их предки.

В Индии существует самостоятельная судебная власть. Причем судебная система единая, централизованная, несмотря на федеративную форму государственного устройства. Подобная централизация призвана служить единообразному толкованию и применению права на всей территории страны, укреплять ее целостность.

Возглавляет судебную систему Верховный суд, состоящий из председателя и 17 членов, назначаемых президентом. Он является высшим органом конституционного контроля, высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, разрешает споры между правительствами федерации и штатов.

Высшей судебной инстанцией штата является Высший суд. Он осуществляет руководство всеми судами на территории штата, издает судебные приказы об устранении нарушения прав по всем вопросам, реализует функцию конституционного контроля.

Под началом высших судов находится иерархия других судов, именуемых в Конституции «дополнительными судами», т.е. судами, подчиняющимися высшим судам.

Самая низшая ступень судебной системы — суды панчаятов, действующие в деревнях. Они рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела. Аналогичные суды в городах называются народными. Более сложные дела — гражданские дела с суммой иска от 1 тыс. до 5 тыс. рупий — рассматривают суды мунсифов (мунсиф — судья-индус). Гражданские дела с неограниченной суммой иска и апелляции на решения мунсифов находятся в ведении дополнительных судов.

Вопросы для размышления и контроля

  • 1. Каковы социально-политические последствия британского владычества над Индией?
  • 2. Каковы этапы индийского национально-освободительного движения?
  • 3. Расскажите об осуществлении государственного строительства в Индии до получения ею независимости.
  • 4. Охарактеризуйте государственный строй Индии по Конституции 1950 г.
  • 5. В чем особенности формы правления и территориального устройства Индийской Республики?
  • 6. Как развивалась правовая система в колониальный период?
  • 7. Каковы специфические черты права в постколониальный период?
  • 8. Назовите основные источники индийского современного права.
  • 9. Охарактеризуйте систему судоустройства в Индии.
  • [1] Индусское право — правовая система общины, исповедующей индуизм. Главной чертой индусского права является органическая связь с религией, что предопределяет личный, а не территориальный характер этого права. Источникамиявляются (наряду со священными писаниями индусов) обычаи и законы. К нормам индусского права, действующим в современных условиях, принадлежатрегламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование, собственность, религиозные институты.

Дорожное движение в Индии (6 фото)

Приехав сюда, вы будете просто в шоке от того, что творится на дорогах. Даже опытные водители с многолетним стажем и опытом поездок не только в России, но и в традиционно беспорядочных арабских странах – и те будут потрясены раздолбайством индийских водил.

Дороги – это дикий цирк, и даже с животными. На трассе вы можете встретить не только традиционные средства передвижения, но и другие: пешие повозки, грузовых слонов, верблюдов, коров и даже собак. Если экзотики вам мало, то добавлю, что здесь как класс отсутствуют знаки и разметки, разделяющие дорогу на полосы.

Индийское правительство, конечно, выпустило ряд правил, которые должен знать каждый водитель. Однако знанием все и заканчивается. Во всех штатах Индии правила носят формальный характер — никто их не выполняет.

Так как же люди понимают друг друга без каких-либо средств? Все очень просто. Автомобилисты Индии общаются с помощью специальных жестов и сигналов. И знаете, если понаблюдать за индийским движением несколько минут, можно заметить, что во всем этом хаосе есть кое-какая закономерность.

Почему водители непрерывно сигналят друг другу?

Если вы только собираетесь навестить Индию и планируете взять автомобиль напрокат, то вас наверняка заинтересует постоянный шум на дороге. Нет, это не злые индийские водители пытаются ругаться таким способом – это просто еще один общения во время оживленного трафика. Очень широко распространенный.

А как иначе обозначить свое присутствие сзади, если учесть, что автомобили не имеют боковых зеркал? Да-да. Это связано с тем, что полосы передвижения расположены слишком близко друг к другу. В таких условиях очень тяжело сохранить зеркала в целости. Некоторые автомобили и вовсе выпускают уже без зеркал бокового вида.

Именно поэтому можно заметить на машинах надписи и наклейки с определенными просьбами. Написано примерно следующее:

1. «Horn Please» или «Blow OK Please» — то есть «сигнальте»
2. «Blow Horn» — менее вежливый вариант предыдущей надписи, а значит она «ударь по гудку»

Стало быть, если хочешь быть замеченным — издавай звуки. Желательно громкие!

Что в Индии значит красный свет светофора?

Как можно уже догадаться, ничего важного. Ни пешеходы, ни машины не прекращают движение на запрещенный свет светофора. Такая ситуация практически во всех городах Индии. Хотя вообще-то индийских водителей можно понять: красный свет горит порой по 3 минуты и 20 секунд. Не каждый имеет столько терпения!

Читать еще:  Нил Гейман «the Sandman. Песочный человек

Что значит для индийцев пешеходный переход?

Может, для вас это будет дико, но в Индии не принято пропускать пешеходов, даже тех, которых хотят перейти дорогу через специальный переход. Ведь это бесполезная трата времени! Индийское население ловко лавирует мимо машин и без всяких преград быстро перебегает дорогу без спроса. А вот приезжим туристам не рекомендуется повторять это — самостоятельный переход дороги без сноровки может закончиться печально.

Если в России, как известно, единственным запрещающим знаком является большой бетонный блок, то в Индии эту роль выполняет корова. Случись на дороге появиться рогатой, как все водители автомобилей замрут, как будто по велению чародея. Никому не хочется сбить священное животное, которое еще и охраняется законом. В некоторых городах за убийство коровы можно загреметь за решетку на 5-7 лет. Для многих индийцев убить корову — значит навсегда загубить свою душу и карму. В древности было еще хуже: убийце коровы приходилось расплачиваться за свой поступок жизнью.

А знаете, что самое смешное? Индия имеет, по данным статистики Всемирной организации здравоохранения, более низкий рейтинг смертности на дорогах, чем Россия. У нас – 21,9 смертей на 100 000 человек, а у Индии – 18,7. Возможно, дело в большом числе сельского населения, не вовлеченного в дорожное движение… А может быть, в том, что пресловутый «индийский цирк со слонами» не столь опасный, сколько шокирующий.

Индия индусы. Движение за гражданские права в Индии

В период английского господства индусское право подверглось определенной модернизации.

Во-первых, оно было значительно деформировано в результате произвольного толкования судьями-англичанами. Английские судьи, применявшие положения дхармашастр, плохо понимали индусскую правовую традицию, к тому же искаженную в переводах европейских юристов. Индусские понятия и обычаи англичане интерпретировали в духе общего права, понятного для них, но отвергаемого индусами. В Индии было введено английское доказательное право, что изменило условия применения индусского права. Английские нормы применялись для регулирования отношений между собственниками семейного имущества, что искажало индусское понятие венами, которое близко к понятиям фидуция и траст. Кроме того, прецедентное право использовалось в отношении статуса индусских благотворительных учреждений, что деформировало индусское понятие благотворительной цели и на этом основании приводило к судебным решениям, противоречащим индусской правовой традиции. Хотя в этом была и своя положительная черта: сократилось количество местных обычаев, на которые следовало опираться судье. Судебная практика постепенно модернизировала индусское право: она признавала законность новых обычаев, например действительность завещания, совершенного индусом, которое раньше отвергалось.

Во-вторых, была ограничена сфера применения индусского права. Индуизм считал себя призванным регулировать все аспекты жизни индивида. Однако в действительности правовой регламентации подлежали внутрисемейные и кастовые отношения, вопросы землепользования и наследования. Другие стороны жизни регламентировали религиозные предписания. Британское завоевание привело к тому, что суды применяли нормы индусского права в строго ограниченных сферах: брак, наследование, касты, религиозные институты. Вне этого круга общественных отношений действовало новое территориальное право – британское право. Территориальное право (lexloci) – понятие, чуждое индийской правовой традиции, поскольку не связано ни с религией, ни с племенными обычаями. Территориальное право стало распространяться в Индии в период английского господства. Создание такого права казалось наилучшим способом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам.

До установления английского господства в империи Великих Моголов единственной действительной правовой системой было мусульманское право, которым руководствовались суды, и авторитет которого обеспечивали публичные власти. Однако мусульманское право не является правом территориальным, оно связано с религией ислама и по самой природе не может распространяться на немусульман – евреев, индусов, христиан. Покорив Индию, англичане столкнулись с необходимостью создания правовой системы, способной единообразно разрешать возникающие споры, независимо от местности, религиозных традиций и личного статуса субъектов права. Потребность в этом актуализировалась рядом обстоятельств: 1) мусульманское и индусское право оставляли вне сферы правового регулирования значительные сегменты населения – национальные меньшинства (евреи, христиане, парсы и др.); 2) наряду с этим мусульманское и индусское право имело значительные пробелы в регулировании общественных отношений; 3) складывающиеся в недрах традиционного индийского общества новые буржуазные отношения также нуждались в правовой регламентации независимо от религиозной принадлежности субъектов права; 4) необходимость единообразного толкования и применения общих для всех территорий страны правовых норм диктовалась различиями в правовом развитии между двумя частями Индии: а) Британской Индией (16 провинций, непосредственно управлявшихся англичанами, где действовали английские суды, применявшие английское право; б) протекторатом, в который входили 500 княжеств, объединявших четвертую часть населения, где правила местная туземная администрация из раджей и их советников. В этой части Индии действовали суды Ост-Индской компании в силу предоставленной ей привилегии взимать налоги, а следовательно, отправлять правосудие по гражданским делам, но это осуществляли налоговые чиновники, которые не были юристами. Они заимствовали нормы из священных текстов, учитывая религиозную принадлежность населения.

Английская колониальная администрация пыталась решить эту проблему путем кодификации и развития законодательства. В 1833 г. в Совет из грех человек, созданный при генерал-губернаторе для оказания ему помощи в управлении Индией, был введен юрист с функциями министра юстиции – лорд Маколей. Под его председательством первая Юридическая комиссия работала с 1833 по 1840 г. Она представила доклад, в котором предусматривалась возможность выработки трех кодексов: 1) кодекса, систематизирующего нормы мусульманского права; 2) кодекса, систематизирующего нормы индусского права; 3) кодекса, излагающего нормы территориального права (аналог jusgentium – права народов). За основу было предложено взять английское право. Однако эти предложения были отвергнуты Второй комиссией 1853 г. Активное движение за развитие законодательства в 1859– 1882 гг. привело к принятию ряда кодексов и крупных законов: Гражданского процессуального кодекса 1859 г., Уголовного кодекса 1860 г., Закона о наследовании (1865 г.), Закона о доказательствах (1872 г.), Закона о реальном исполнении обязательств (1872 г.), Закона о ценных бумагах (1881 г.), Закона о переходе собственности (1882 г.), Закона о доверительной собственности (1882 г.). При проведении кодификации в Индии были приняты во внимание особенности страны, правовые традиции различных конфессий и регионов.

Читать еще:  Лубочная живопись. Лубок русский изобразительный
Национальное право Индии

После провозглашения в 1947 г. независимости Индии движение за модернизацию и унификацию получило возможность развиваться без всяких препятствий. Судебную систему возглавил новый орган – Верховный Суд Индии, получивший право подтвердить или исключить судебные решения, принятые в период британского господства. В 1955 г. была создана Юридическая комиссия для изучения вопроса о том, какие законодательные реформы следует провести в правовой системе Индии, но она определила, что современное состояние юриспруденции вытекает из развития права и так укоренилось в сознании юристов, что любые изменения нежелательны.

Независимому государству не удалось создать индийское право в силу устойчивости религиозных, племенных, культурных различий. По этой причине модернизация осуществлялась в границах существующих правовых укладов: мусульманского права и индусского права. Несмотря на то что ст. 44 Конституции Индии предусматривает издание единого Гражданского кодекса для всех граждан, модернизация касается лишь индусского права. Камнем преткновения является право личного статуса, которое различно для разных каст. Поэтому первоначально следует заменить его правом, одинаковым для всех.

Индусское право – это право сообщества, объединенного брахманизмом. В настоящее время индусское право остается для огромного большинства индусов единственным важным корпусом права. Оно регламентирует их личный статус, который понимается весьма широко. Личный статус не только включает неимущественные отношения, но и распространяется на важные имущественные права, каковыми считают право наследования или статус общности семейного имущества. Индусское право проникает через этот канал и в предпринимательское право. Например, если какое-либо предприятие является собственностью членов одной семьи без участия посторонних лиц, то в этом случае нормы торгового права и закона о товариществе не действуют, а будут регулироваться индусским правом, так как они вытекают из личного статуса и не имеют отношения к договору.

Индусское право обрело совершенно новые черты, хотя оно осталось правом, применяемым только к индусской части населения Индии. Однако отпало много обычаев, нарушавших его целостность. Кроме того, дхарма стала интерпретироваться не столь однозначно, а применительно к изменяющимся социальным условиям, законодательству.

Результатом кодификации индусского нрава стал кодекс, включающий три части: I часть – Закон о браке 1955 г., II часть – Закон о несовершеннолетних и опеке 1953 г., III часть – Закон о наследовании 1956 г.

Настоящая революция произошла в семейном праве. Теперь семейно-брачные отношения регламентировались кодифицированным актом – Законом о браке 1955 г. Он пересматривал традиционное индусское право, в котором семья – это священный союз, основанный на дарении. Объектом дарения выступала женщина, которая передавалась родственниками жены родственникам мужа. От нее не требовалось согласия на брак, который был нерасторжимым. Разрешалось многоженство. Закон рассматривал брак как договор мужчины и женщины, заключенный с их согласия. Закон устанавливал моногамную семью, многоженство запрещалось, учреждались свобода разводов и возможность установления алиментов. Однако данный закон применялся только в отношении индусов, а не всех граждан Индии.

Несмотря на это, появляются законы, регламентирующие отношения между гражданами Индии, исповедующими различные религии. Так, в 1954 г. был создан специальный Закон о браке, который признает действительными браки между индусами и мусульманами. Закон о наследовании 1956 г. трансформировал привычные представления, которые исключали женщину из числа наследников. Теперь она была наделена имущественными правами, если, например, переживет мужа. Если прежде право наследования не было распространено потому, что имущество было семейной собственностью, то теперь заработная плата супругов признавалась исключительно их собственностью.

Современная тенденция правовой эволюции Индии состоит в стремлении заменить традиционные концепции религиозного права – индусского, мусульманского или канонического – западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право Индии называется индийским правом в отличие от индусского права. Национальное право включает все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если они распространяются на отдельные категории граждан. Серьезным препятствием на этом пути являются правовые обычаи и вековая практика. Соотношение законодательства и реальной практики в Индии таково, что они часто существуют независимо друг от друга. Дело в том, что законодатель не может по мановению волшебной палочки изменить привычки и мировоззрение, имеющие вековые корни и связанные с религиозными верованиями. 80% индусов, живущих в деревнях, вовсе не следуют новым законам, они продолжают жить так, как жили их предки. Управление ими и правосудие осуществляются помимо официальных органов на основании традиционных и хорошо знакомых им институтов. Вероятно, это обстоятельство побудило создателей Конституции 1950 г. в ст. 372 закрепить положение о том, что созданное ранее право остается в силе, что не предполагает пересмотра укоренившихся в предшествующий период правовых концепций и законодательства.

Источники:

http://studref.com/419932/pravo/indiyskoe_natsionalnoe_pravo
http://m.fishki.net/auto/1562132-dorozhnoe-dvizhenie-v-indii.html
http://studme.org/93778/pravo/pravovaya_sistema_indii

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector