0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имре Кальман. Уход короля оперетты

Имре Кальман. Уход короля оперетты

Во время Второй мировой войны в одном из нью-йоркских кинотеатров показывали советский фильм «Актриса» с Галиной Сергеевой в главной роли. Она играла актрису оперетты, которая считает невозможным в тяжкий для Родины час петь арии Сильвы или Марицы, и уходит на фронт. По ходу действия ее героиня говорила: «Если бы это услышал Кальман, то он перевернулся бы в гробу». Солидный господин в зале повернулся к молоденькой жене: «Слышишь, Вера, в Советском Союзе меня, кажется, уже похоронили.

В мае 2000 года, как бы желая остаться в уходящем веке, который ее муж обессмертил созданными им опереттами, ушла из жизни Верушка Кальман. Она пережила создателя «Сильвы» на 47 лет. История их любви — это живое подтверждение никогда не стареющей сказки о Золушке.

Хотя к моменту знакомства со скромной артисточкой Имре Кальман давно уже был некоронованным королем оперетты. Он родился 24 октября 1882 в курортном местечке Шиофок на берегу озера Балатон, крупнейшего в Венгрии. И с самых ранних лет третий ребенок в семье добропорядочных буржуа Кальманов, живших не слишком роскошно, но вполне прилично (в доме была прислуга и кухарка), очень отличался от старших сестер Белы и Вильмы: Имре жил под роялем, на котором играла Вильма, часами слушая ее экзерсисы. Но совершенно не в традициях дома было думать о музыке как о профессии, и практичный малыш в 4 года желал стать портным, а в 6 — никем иным, как адвокатом.

Родители, опять-таки следуя добропорядочным традициям, отдали сына не только в обычную, но и музыкальную школу, поставив при этом непременное условие — получение аттестата зрелости. Юноша Имре жил двойной жизнью, совмещая занятия на юридическом факультете Будапештского университета и параллельно учась в Академии музыки. При этом за успехи в юриспруденции ему давали карманные деньги, а вот за музыкальные занятия он платил сам.

Кальмана одолевала горделивая мечта стать автором симфонического произведения. Бог знает, скольких сил потребовала от него написание «Сатурналии» — поэмы для большого симфонического оркестра, и в феврале 1904 в Королевском оперном театре состоялось ее первое и, конечно, последнее исполнение. Доверчивые родственники даже не подозревали, что их гордость по утрам бежит не в адвокатскую контору, а в редакцию музыкального журнала, где он успешно писал статьи.

Премия Роберта Фолькмана позволила провести 6 недель в Берлине, и все это время Кальман искал издателей для своей серьезной музыки. Но — увы! Мир жаждал развлечений. Имре ничего не оставалось, как решиться на отчаянный шаг и написать оперетту.

Премьера «Осенних маневров» прошла 22 февраля 1908 в Будапеште с невероятным успехом. Композитора сразу стали называть продолжателем традиций Иоганна Штрауса. И оперетты Кальмана начали победоносное шествие по миру. Его мелодии распевала вся Европа, и Первая мировая война прошла под звуки Кальмана. Дуэты, из мгновенно ставшей суперпопулярной «Сильвы», пели в окопах с обеих сторон.

Тогда же заокеанские поклонники предлагали композитору покинуть пылающий Старый Свет и перебраться в Новый. Но он и слышать об этом не хотел! Как можно оставить больного диабетом отца, когда только интуиция Имре то отменявшего назначения врачей, то соглашавшегося с ними, продлевала старику жизнь.

Но была еще одна причина. У Кальмана много лет длился роман с Паулой Дворжак, которая была старше его на 10 лет. Они не регистрировали отношений, т.к. Паула не могла иметь детей, а Имре их всегда страстно хотел. Но она терпеливо сносила его невероятную скупость, занудливость и паническую боязнь бедности. В начале войны в результате болезни Паула оказалась прикованной к инвалидной коляске, и в начале 1920-х она умерла.

Надо сказать, что особенностью дарования Кальмана было то обстоятельство, что чем мрачнее было у композитора настроение, тем более веселые мелодии появлялись на нотной бумаге. И второй отличительной чертой этого зануды было полное отсутствие романов с актрисами, как это не невероятно звучит. Зато опять-таки имел место многолетний роман с красавицей графиней Агнес Эстерхази, но вначале ей не слишком хотелось становиться просто мадам Кальман и портить фигуру родами, а потом Имре узнал об измене, и не простил.

В 1928 в Венском театре шли репетиции оперетты Кальмана. Нищие «красотки кабаре» ютились в пансионе «Централь», и мечтали хоть о крошечной роли. Одной из них была 17-летняя Вера Макинская. По ее явно романтизированной версии, они с мамой попали в Вену из Перми, что в Сибири, через Стокгольм и Берлин: «Мать вместе со мной выслали из Петербурга: царский двор неодобрительно отнесся к ее роману с молодым офицером-аристократом. Отец мой погиб в последние дни войны, и мать, забрав меня, бежала на запад». Вскоре мать вышла замуж, уехала в Румынию, и Вере пришлось самой устраивать жизнь.

В кафе «Захер» на Кернтнерштрассе собиралась музыкальная компания. «Мое внимание,— вспоминала Вера, — привлек симпатичный мужчина с усиками. Когда я впервые увидела его, он был в цилиндре и как раз раскланивался с Оскаром Штраусом, автором оперетты «Последний вальс», и я сказала подружкам, что это, должно быть, какой-нибудь банкир». Девицы тут же подняли ее на смех, и просветили, что «банкир» никто иной, как Имре Кальман. А уж не знать имя Кальмана было просто невозможно.

За год до этого, в кулисах берлинского театра «Метрополь» композитор поинтересовался у стоявшей рядом девушки, кто она по национальности и Верочка ответила, что русская, но, конечно, о той встрече он уже не помнил. «И вот я изо дня в день просиживала в кафе, не сводя с Кальмана глаз, а он в это время посматривал на меня», — рассказывала Вера. Наконец, Кальман вступился за бедняжку, которой в гардеробе велели ждать, пока ему не подадут пальто, и они познакомились. Король оперетты не мог и в жизни обойтись без опереточного сюжета.

Читать еще:  Шева до и после пластики. Приход на проект

На вопрос, не может ли он чем-то помочь, Вера попросила протекцию на роль в спектакль «Герцогиня из Чикаго». А дальше все пошло по законам жанра: подружки одолжили Вере одежду и обувь, и она на присланном поклонником автомобиле отправилась в театр. Директору театра Маришке, не без интереса рассматривавшего очень красивые ноги дебютантки, было сказано об особом покровительстве Кальмана.

В одном из кафе их «засек» зять Кальмана, Йожи. «Побойся Бога, Имре! — сказал он. — Мыслимое ли дело выводить девушку в люди в таком виде. Неужели не видишь, у нее платье на локтях насквозь протерлось?» Верушка, чуть знавшая венгерский, поняла смысл его слов и бросилась на улицу под проливной дождь. Объяснение, как и положено, было бурным, но дало позитивные результаты. Подруги откровенно завидовали удачливой товарке, а она отчаянно ревновала к графине, пока Кальман ей не сказал: «Верушка, неужели вам не понятно? Вы ведь выиграли чикагское сражение!» И если его и пугала разница почти в 30 лет, то для бывшей пермячки преград не было.

Когда Имре пригласил юную возлюбленную в гости, ее больше всего волновало их имущественное неравенство, которое не преминула подчеркнуть прислуга достаточно неприкрытой грубостью к бедно одетой девушке. Глупцы, они не ведали, что творят: как только Вера вошла в дом хозяйкой, она моментально рассчитала наглецов.

Понимая, что сам Кальман вряд ли стремится под венец, девушка поставила вопрос ребром: «Имре, мы уже почти год вместе. Не могу же я всю жизнь ходить в твоих подругах». Немолодой воздыхатель дрогнул и. предложил оплатить Вере учебы в театральной школе, а он, мол, отойдет в сторону. Но особого таланта у девушки не обнаружили, и она снова заговорила о желании выйти замуж. Пора было появиться на сцене матери героини. Она примчалась, тут же разорвала чек, выданный Кальманом, и велела дочери собираться в Бухарест. По перрону Восточного вокзала тучный композитор несся сломя голову. Он буквально вытащил Веру из вагона, и через минуту она прокричала: «Мама, мы с Имре поженимся! Разреши мне остаться!» Поезд увез новоявленную тещу, а практичный Кальман велел все нищие пожитки невесты вести к нему в дом.

В это время он работал над опереттой «Фиалка Монмартра», и многие черты характера героини списывал с любимой натуры. Вера вскоре родила мужу мальчика Карой Имре Федора, а потом еще двух девочек: Лили (Элизабет Веру) и Ивонку (Ивонну Сильвию Марицу).

На приемах, которые устраивала Верушка в их дворце в центре Вены, считали за честь бывать самые знаменитые и влиятельные личности. И если Вера просто купалась в вихре светских удовольствий, то сам Кальман с трудом расставался с каждой копейкой, выданной на хозяйство. А уж когда через три месяца после свадьбы она купила сразу 6 шуб (просто не могла решить, какая нравится больше!), Имре стало дурно. Но молодая жена объяснила: «Милый, не забывай, что я супруга Имре Кальмана. Мне надлежит достойно представлять его имя».

Приближалась Вторая мировая война. Еврею Кальману было крайне небезопасно оставаться в Европе. Всей семьей они покидают Старый Свет и поселяются в Калифорнии. К знаменитому композитору приходят в гости самые популярные голливудские актеры. А Верушка, чтобы иметь достойный вид, покупает себе манто из платиновой норки за 30 000 долларов. Понимая, что муж лишится ума от такой суммы, она слукавила, что одолжила манто на спектакль «Оклахома». Пресса обсуждала не столько достоинства постановки, сколько меха госпожи Кальман. «В конце концов, мне пришлось во всем признаться. «Видишь, — сказала я, — какое паблисити я тебе обеспечила? Деньги эти ты играючи вернешь на постановке «Маринки».

В их судьбе был момент, когда Вера влюбилась во французского дипломата, и попросила развод. Дети остались с отцом. Вскоре тот погиб, и экс-супруг упросил вернуться, предупредив, что в третий раз на ней не женится.

В декабре 1949 Кальмана внезапно разбил паралич. Говорить он не мог и едва передвигался. 30 октября 1953 в Париже его не стало. Их дочь Лили стала жертвой каких-то религиозных сектантов и погибла. Сын, которого домашние звали Чарли, подавал музыкальные надежды, но в истории музыки второго Кальмана быть не могло.

Книгу воспоминаний Вера назвала строкой из бессмертной «Сильвы» «Помнишь ли ты. » Она заканчивается историей о том, как маленький мальчик, которому бабушка рассказывала на могиле Кальмана о жизни композитора, сказал: «И зачем такие люди умирают?» «Мне бы хотелось начертать эти слова золотом», — пишет та, которую так любил король оперетты Имре Кальман.

Имре Кальман — король оперетты

24 октября 1882 года, в обеспеченной еврейской буржуазной семье Кароля Кальмана родился сын, которого назвали Эммерих. Произошло это в Венгрии в маленьком городке Шиофок. Во время рождения ребенка все родственники переругались, обсуждая дату его рождения. Дело в том, что родился он в 23 часа 59 минут, как утверждал отец ребенка, но у многих родственников на часах было уже за полночь. Жаркие дебаты закончились победой отца. Отец мальчика занимался курортным делом, а на курорт приезжали различные знаменитые люди. Среди них был и профессор, знаменитый скрипач того времени Лидль. Кальману было всего четыре года, но ребенка невозможно было выгнать из-под окон этого музыканта.

Имре с наслаждением слушал игру профессора, мальчик, буквально бредил музыкой. В конце концов, Имре был замечен профессором и прослушан им. Он-то и посоветовал отдать ребенка учиться музыке. Сначала Имре Кальман учился в престижной гимназии, где преподавали и музыку, но вскоре был вынужден перейти в обычную школу, так как бизнес отца потерпел крах, и старшим детям пришлось идти работать. В их числе оказался и четырнадцатилетний Имре, он стал давать уроки латыни и греческого языка детям богатых родителей.

Читать еще:  Краткая биография франка украинском языке. Биография

Однажды, проходя через базар, он увидел очень красивые персики, денег не было, а персик так и манил к себе. Мальчик не удержался и стащил один, но был пойман, хозяйка персика размазала его по лицу Имре, при этом обозвав его вором. По свидетельству самого Кальмана, после этого он разучился смеяться навсегда.

Семья экономила на всем, но все же для Имре был куплен подержанный рояль. Мальчик практически не отходил от него. Его упорство было вознаграждено — Имре поступил в музыкальное училище, но и здесь его постигла неудача. Сначала все шло хорошо, и первые его концерты принесли ему известность, но, готовясь к международному конкурсу, он повредил руку, и о карьере пианиста можно было забыть.

И тогда Кальман поступает в Будапештскую академию музыки на отделение композиции. Сначала он занимался серьезной музыкой, но признания не получил. И тогда по совету своего друга Я. Кеслера, Имре решил написать оперетту. Так появилась на свет первая оперетта Кальмана «Осенние маневры».

Но и здесь не обошлось без казуса. Когда он принес свой клавир в театр, то был встречен очень холодно. От такого приема юноша растерялся, сбежал из дома и три дня боялся вернуться, а когда все же возвратился, то был поражен тем, что все это время его разыскивал весь театр.

21 января 1909 года оперетта была поставлена и имела ошеломляющий успех на европейских и американских сценах. Кальман становится известным композитором. С 1909 года Кальман жил, в основном, в Вене, где были созданы его лучшие оперетты: «Цыган-премьер», «Княгиня Чардаш» (Сильва), «Баядерка», «Марица», «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра».

Судьбы многих композиторов были трагичными, вот и Имре Кальмана словно преследовал злой рок. В 1915 году, когда он писал куплеты к «Сильве», пришло известие о смерти его брата, затем в 1924 году, когда работа над «Марицей» была в самом разгаре, умирает его отец. И композитор стал верить в мистику. У Кальмана почти все оперетты носят женские имена, премьеры оперетт он почти всегда назначает на 17 число и так далее.

Имре Кальман был невысокого роста, всегда хмурый, успехом у женщин он не пользовался. Но однажды на его пути встретилась красавица, актриса их театра оперетты, Паола Дворжак. Несколько раз он делал ей предложение руки и сердца, но молодая женщина отказывала. Имре переживал, но поделать ничего не мог.

И вот на одной из киностудий он встречает Агнесс Эстергази, их отношения быстро перерастают в роман. Но для Агнесс это только игра, ни о каких серьезных отношениях с ее стороны речи не шло. Измена Агнесс стала для Кальмана настоящим ударом, но в это время он узнает о неизлечимой болезни первой своей любви Паолы и понимает, что она отказывала ему, чтобы не стать для него обузой. Имре Кальман остается со своей возлюбленной до самой ее смерти. После этого он два года не брался за перо.

Прошло время, и Кальман встречает в кафе бедную русскую эмигрантку Веру Макинскую. Разница в возрасте у них была в тридцать лет, но, несмотря на это, они поженились. Произошло это скорее по настоянию матери Веры, чем по большой любви. Вскоре в семье рождается сын – Карой Имре Федор. Вера стала новой музой композитора, и на свет появилась «Фиалка Монмартра».

В 1932 году Кальману исполнилось 50 лет, и эту дату праздновала вся Европа. Композитор был награжден многими международными наградами. Но на следующий год к власти в Германии пришли фашисты, в 1938 году Австрия была захвачена Гитлером, и еврей Кальман перебирается во Францию, а оттуда в Америку.

Здесь Кальман не был так известен, как в Европе, и сначала семье пришлось трудно. Но помогла Грета Гарбо, и жизнь начала налаживаться. Здесь же встретили они и День Победы, но вместе с этим известием пришло и сообщение о смерти его младших сестер в фашистских концлагерях. Композитор не выдержал такого горя и его свалил инфаркт. И только в 1949 году он вернулся в Европу и поселился в Париже, но писать веселой, жизнерадостной музыки Имре Кальман не мог.

И все же любовь к музыке взяла верх, и в начале пятидесятых годов композитор приступает к новой оперетте «Леди из Аризоны». Закончив партитуру, и отпраздновав свой день рождения, 30 октября 1953 года. Имре Кальман скончался в возрасте 71 года, и похоронен на венском кладбище.

Новое в блогах

Имре Кальман, король оперетты

Будущий композитор родился 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона — крупнейшего озера Венгрии. К тому времени в семье венгерских евреев Кальманов уже было двое детей — Бела и Вильма.

Эммерих (так его назвали при рождении, но позже он сменил имя на более венгерское Имре) усиленно занимался в двух школах — в гимназии и в музыкальной школе, но, улучив свободный часок, садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена.

Весной 1898 года, когда Имре исполнилось пятнадцать лет, он впервые выступил перед публикой с Фантазией ре-минор Моцарта. В концертном зале присутствовали и представители прессы. Имре выглядел таким маленьким и щуплым, что газеты восторженно отмечали дарование «двенадцатилетнего музыканта».

В последние годы учения ему приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. И Имре выполнил желание родителей, блестяще сдав все экзамены.

Однако теперь для него началась поистине двойная жизнь. Подчинившись родительской воле, он поступил на юридический факультет Будапештского университета, проучился там восемь семестров, сдал все необходимые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра. Но и это было большим достижением, если учесть, что параллельно он учился в будапештской Академии музыки по классу композиции у Я. Кеслера. В 1902 году он написал первое музыкальное сочинение — цикл на стихи Людвига Якубовски. За первой работой последовали другие. Среди них главный труд, с которым он связывал все свои надежды, — «Сатурналии» — поэма для большого симфонического оркестра. 29 февраля 1904 года в будапештском Королевском оперном театре, на концерте выпускников композиторского отделения Академии музыки состоялось первое исполнение симфонии Имре Кальмана. Впрочем, оно стало и последним. И все же сам Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он свято верил, что високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля — день особого благополучия.
На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной ему будапештской Академией музыки. Премия позволила ему провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам (вслед за «Сатурналиями» им была создана очередная симфоническая поэма — «Эндре и Иоганна»). Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда Кальман заехал по пути на родину.
«Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!» — с досады шутил Кальман и сам смеялся громче всех.

Читать еще:  Что написал лесков. Жизнь и творчество Лескова Н С

Опуститься до оперетты! Обладатель премии Фолькмана, достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный жанр. Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман «докатился»-таки до оперетты.

Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер — великие пестователи жанра — почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродилась вновь. Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там он и сочинил свою первую оперетту — «Осенние маневры». Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Спустя год, 21 января 1909 года, премьера состоялась в венском театре «Ан дер Вин». Австрийская публика встретила оперетту Кальмана с не меньшим восторгом. В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине.

В начале Первой мировой войны Имре Кальман работал одновременно над двумя произведениями: легкой, веселой «Барышней Жужей» и над другой опереттой, которой либреттисты пока что дали условное название «Да здравствует любовь!» Премьера «Барышни Жужи» состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно. Однако переименованная в «Мисс Весну», она вскоре покорила сердца американцев.
Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Йенбаха. Штейн считался патриархом либреттистов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще.

Премьера «Королевы чардаша» состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помешали оперетте проникнуть в Россию и Америку. Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре вступили в войну.
Но Кальману было не до войны. Исписывая один за другим нотные листы, он забывал обо всем на свете, создавал яркие, зажигательные мелодии.

Одна из оперетт той поры — «Фея карнавала», — в сущности, является переработанным вариантом «Барышни Жужи». Премьера состоялась 21 сентября 1917 года в «Иоганн Штраус театре». Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но это не помешало спектаклю пройти при аншлаге.
Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская — уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с матерью из России в 1917 году. Она покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте влюбленных — тридцать лет, их знакомство довольно скоро привело к свадьбе. В то время Имре только что начал работу над новой опереттой — «Фиалка Монмартра» — и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила сына, а потом еще двух девочек.

Последующие оперетты Имре Кальмана упрочили его славу как одного из лучших в мире композиторов этого жанра. Огромный успех сопровождал постановку его оперетты «Баядерка» (1921), в которой композитор часто использует ритмы новых для того времени танцев — фокстрота и шимми. К числу наиболее известных оперетт Кальмана также относятся поставленные в Вене «Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926) и уже упоминавшаяся «Фиалка Монмартра» (1930) — его самое лирическое произведение.

А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялись и настроения публики. Даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. В 1938 году в Австрию вторглись немецкие войска. Кальману, впрочем, это ничем не грозило: несмотря на свое еврейское происхождение, он был одним из любимых композиторов Гитлера. Тем не менее после аншлюса, отказавшись от предложения стать «почетным арийцем», композитор был вынужден эмигрировать: сначала он уехал в Цюрих, затем в Париж и наконец оказался в США — в Калифорнии, а точнее, в Голливуде — обетованной земле мирового кинематографа.
Оторванность от привычной обстановки, чужой быт и нравы, чужая культура — все это не могло не сказаться на творческом самочувствии композитора. За последние два десятка лет жизни он сочинил лишь две оперетты: «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти «Аризонскую леди». На местном уровне они имели некоторый успех, но не задержались в репертуаре театров.

В декабре 1949 года Кальмана внезапно разбил паралич. Говорить он не мог и еле волочил ноги. Затем наступило улучшение, но вскоре болезнь окончательно взяла верх. Король оперетты умер в Париже 30 октября 1953 года.

Источники:

http://ynik.info/2009/10/08/korol_operetty_i_vera.html
http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/620f4cbdd0ed3854c32575250072df22
http://maxpark.com/community/2198/content/783092

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×