0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Империя майя карта. Занятия и ремесла майя

Куда пропали майя: тайна исчезнувшей цивилизации. Происхождение и занятия древнего народа Мезоамерики

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них – причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы религии майя схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, архитектура этого народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло – сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы племени майя представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор – один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. – 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. – время классической эпохи развития цивилизации древнего народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период – время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города – Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять – в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках – современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков – в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

Цивилизация Майя — интересные факты о существовании племени и его достижениях

Величественная цивилизация майя, образованная еще до нашей эры, оставила после себя много загадок. Она известна развитыми письменностью и архитектурой, математикой, искусством, астрономией. Небезызвестный календарь майя отличался невероятной точностью. И это не все наследство, что оставили после себя индейцы, которые прославились, как одни из самых развитых и самых жестоких народов мира.

Кто такие майя?

Древние майя – индейский народ, живший на рубеже I тыс. до н.э. — II тыс. н.э. Исследователи утверждают, что численность их насчитывала более трех миллионов человек. Они селились в тропических лесах, строили города из камня и известняка, а для сельского хозяйства обрабатывали малопригодные для этого земли, где выращивали маис, тыкву, бобы, какао, хлопок и фрукты. Потомками майя являются индейцы Центральной Америки и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики.

Где жили древние майя?

Многочисленное племя майя селилось на обширной территории нынешней Мексики, Белиза и Гватемалы, запада Гондураса и Сальвадора (Центральная Америка). Центр развития цивилизации находился на Севере. Поскольку почвы быстро истощались, народ был вынужден перемещаться, менять поселения. Занятые земли отличались разнообразными природными ландшафтами:

  • на севере – известняковое плато Петен, где царил жаркий влажный климат, и горы Альта-Верапас;
  • на юге – цепь вулканов и хвойные леса;
  • реки, протекающие через земли майя, несли свои воды в Мексиканский залив и Карибское море;
  • на полуострове Юкатан, где добывалась соль, климат засушливый.
Читать еще:  Маковского «В жаркий день». Сочинение по картине В

Цивилизация майя — достижения

Культура майя во многом превзошла свое время. Уже в 400-250 гг. до н.э. люди начали строить монументальные сооружения и архитектурные комплексы, достигли своеобразных высот в науках (астрономия, математика), сельском хозяйстве. В так называемый классический период (с 300 до 900 г. н.э.) древняя цивилизация майя достигла своего расцвета. Люди совершенствовали искусство резьбы по нефриту, скульптуру и художественную роспись, наблюдали за небесными светилами, развивали письменность. Достижения майя поражают до сих пор.

Архитектура древних майя

На заре времен, не имея под рукой современной техники, древний народ строил удивительные сооружения. Главным материалом для строительства являлся известняк, из которого делали порошок и приготавливали раствор, напоминающий цемент. С его помощью скрепляли каменные глыбы, и известняковые стены были надежно защищены от влаги и ветра. Важной частью всех построек был так называемый «майяский свод», ложная арка – своеобразное сужение крыши. Архитектура отличалась в зависимости от периода:

  1. Первыми постройками были хижины, положенные на низкие платформы, защищающие от наводнений.
  2. Первые пирамиды майя были собраны из нескольких платформ, установленных одна на другую.
  3. В Золотой век развития культуры повсеместно строились акрополи – церемониальные комплексы, состоящие из пирамид, дворцов, даже площадок для игр.
  4. Древние пирамиды майя достигали 60 метров в высоту и по форме напоминали гору. На их вершинах устанавливались храмы – тесные, не имеющие окон квадратные домики.
  5. В некоторых городах располагались обсерватории – круглые башни с комнатой для наблюдения за Луной, Солнцем и звездами.

Календарь цивилизации майя

Космос играл большую роль в жизни древних племен, и главные достижения майя тесно с ним связаны. Основываясь на двух годовых циклах, была создана система летоисчислений. Для длительных наблюдений за временем применялся календарь «Длинного счета». Для коротких периодов цивилизация майя имела несколько Солнечных календарей:

  • религиозный (в котором год длился 260 суток) имел ритуальное значение;
  • практический (365 суток) применялся в повседневной жизни;
  • хронологический (360 суток).

Оружие древних майя

Что касается оружия и доспехов, древняя цивилизация майя не смогла достичь значительных высот. На протяжении долгих веков существования они не сильно изменились, ведь гораздо больше времени и сил майя уделяли совершенствованию военного искусства. В войнах и на охоте использовались следующие виды оружия:

  • копья (длинные, выше роста человека, с каменным наконечником);
  • копьеметалка – палка с упором;
  • дротики;
  • луки и стрелы;
  • духовое ружье;
  • топоры;
  • ножи;
  • палицы;
  • пращи;
  • сети.

Цифры древних майя

Система счисления древних майя базировалась на непривычной современному человеку двадцатеричной системе. Истоки ее – метод счета, при котором использовались все пальцы рук и ног. Индейцы имели структуру из четырех блоков с пятью цифрами в каждом. Ноль был схематически представлен в виде опустошенной устричной раковины. Этим знаком обозналась также бесконечность. Для записи остальных чисел использовались какао-бобы, маленькие камешки, палочки, так как цифры представляли собой смешение точек и черточек. С помощью трех элементов производилась запись любого числа:

  • точка – это единица,
  • черта – то пять;
  • раковина – ноль.

Медицина древних майя

Известно, что древние майя создали высокоразвитую цивилизацию и старались заботиться о каждом соплеменнике. Знания о поддержании гигиены и здоровья, применяемые на практике, возвышал индейцев над другими народами того времени. Вопросами медицины занимались специально обученные люди. Врачи весьма точно определяли многие болезни (включая туберкулез, язву, астму и др.) и боролись с ними с помощью снадобий, ванн, ингаляций. Ингредиентами лекарственных средств становились:

  • травы;
  • мясо, шкура, хвосты, рога животных;
  • перья птиц;
  • подручные средства – грязь, сажа.

Высокого уровня у народа майя достигли стоматология и хирургия. Благодаря проводившимся жертвоприношениям индейцам была известна анатомия человека, и врачи могли проводить операции на лице и теле. Пораженные участки или те, где было подозрение на опухоль, удаляли ножом, раны зашивали иглой с волосом вместо нити, а в качестве анестезии использовали наркотические вещества. Познания в медицине – это своеобразные древние сокровища майя, которыми стоит восхищаться.

Искусство древних майя

Многоликая культура майя сформировалась под влиянием географической среды и других народов: ольмеков и тольтеков. Но она изумительна, не похожа ни на одну другую. В чем уникальность цивилизации майя и его искусства? Все подвиды были направлены на правящую элиту, то есть создавались в угоду царям, чтобы произвести впечатление. В больше мере это касается архитектуры. Еще одна особенность: попытка создать образ Вселенной, уменьшенной ее копии. Так майя заявляли о своей гармонии с миром. Особенности подвидов искусства выражались в следующем:

  1. Музыка тесно связывалась с религией. Существовали даже специальные боги, ответственные за музыку.
  2. Драматическое искусство достигло расцвета, актеры были профессионалами своего дела.
  3. Живопись в основном была настенной. Картины носили религиозный или исторический характер.
  4. Основная тематика скульптуры – божества, жрецы, властелины. Тогда как простой люд изображался подчеркнуто униженно.
  5. В империи майя было развито ткачество. Одежда в зависимости от пола и статуса сильно различалась. Своими лучшими тканями народ торговал с другими племенами.

Куда исчезла цивилизация майя?

Один из главных вопросов, который интересует историков и исследователей: как и по каким причинам пришла к упадку процветающая империя? Разрушение цивилизации майя началось в 9 веке н.э. В южных районах стало стремительно сокращаться население, приходить в негодность системы водоснабжения. Люди покидали насиженные места, а строительство новых городов приостановилось. Это привело к тому, что некогда великая империя превратилась в разрозненные поселения, воюющие между собой. В 1528 году испанцы начали завоевание Юкатана и к 17 веку полностью подчинили себе регион.

Почему исчезла цивилизация майя?

До сих пор исследователи спорят, что стало причиной гибели великой культуры. Выдвигаются две гипотезы:

  1. Экологическая, основанная на балансе человека с природой. Длительная эксплуатация почв привела к их истощению, что стало причиной нехватки продовольствия и питьевой воды.
  2. Неэкологическая. Согласно этой теории империя могла прийти в упадок из-за изменения климата, эпидемии, завоевания или какой-то катастрофы. Например, некоторые исследователи полагают, что индейцы майя могли погибнуть даже из-за незначительного изменения климата (засухи, наводнения).

Цивилизация майя — интересные факты

Не только исчезновение, но и многие другие загадки цивилизации майя до сих пор не дают покоя историкам. Последнее место, где зафиксировали жизнь племени: север Гватемалы. Об истории и культуре сейчас рассказывают только археологические раскопки и согласно им можно собрать интересные факты о древней цивилизации:

  1. Люди из племени майя любили попариться в баньке и погонять в мяч. Игры представляли собой смесь баскетбола и регби, но с более серьезными последствиями – проигравших приносили в жертву.
  2. Майя имели странные понятия о красоте, например, «в моде» были косые глаза, заостренные клыки и головы удлиненной формы. Для этого матери с детства помещали череп ребенка в деревянные тиски и вешали перед глазами предметы, чтобы добиться косоглазия.
  3. Исследования показали, что предки высокоразвитой цивилизации майя живы до сих пор, и их не менее 7 миллионов по всему миру.

Книги о цивилизации майя

О расцвете и упадке империи, нераскрытых загадках рассказывает множество трудов современных авторов из России и из-за рубежа. Чтобы узнать побольше об исчезнувшем народе, можно изучить следующие книги про цивилизацию майя:

  1. «Народ майя». Альберто Рус.
  2. «Загадки погибших цивилизаций». В.И. Гуляев.
  3. «Майя. Быт, религия, культура». Ральф Уитлок.
  4. «Майя. Исчезнувшая цивилизация. Легенды и факты». Майкл Ко.
  5. Энциклопедия «Затерянный мир майя».
Читать еще:  Бони м хиты. История группы Boney M

Цивилизация майя оставила после себя много культурных достижений и еще больше нераскрытых загадок. Пока вопрос ее возникновения и упадка остался без ответа. Можно выдвигать лишь предположения. В попытке раскрыть множество загадок исследователи натыкаются на еще большее количество тайн. Одна из самых величественных древних цивилизаций остается самой таинственной и притягательной.

Другие ремесла

Майя были искусными гончарами и скульпторами, и их лучшие работы мало чем уступают всему созданному древними культурами Средиземноморья. Их произведения гончарного искусства поражают еще и потому, что создавались они без помощи гончарного круга. Гончары майя работали с кусками влажной глины и создавали сосуд, укладывая друг на друга виток за витком длинные полоски глины. Когда набиралось достаточное количество витков, их вручную разглаживали и придавали нужную форму, после чего гончар с помощью черепка завершал отделку поверхности. Горшки и другая домашняя утварь изготовлялись при помощи специальных форм и часто имели украшения. Печи для обжига, как правило, находились на открытом воздухе, их отапливали дровами или древесным углем, а иногда даже травой.

Гончарами у майя были женщины, которым полностью принадлежат заслуги создания прекрасных произведений и совершенствования методов их изготовления во всем многообразии искусства керамики. Гончарные изделия производились в огромных количествах, и дошедших до нас образцов оказалось вполне достаточно, чтобы предоставить обширный материал для изучения их типов и периодов создания. Помимо кухонной утвари изготавливались огромные кувшины для хранения воды и ее кипячения. Большим спросом пользовались сосуды для благовоний, в которых сжигали смолу дерева копал, широко применялись керамические дренажные трубы. Умерших представителей знати часто кремировали, а пепел хранили в урнах. Большая часть гончарных изделий имеет обильную и очень красивую роспись, среди цветов которой преобладают черный, красный, оранжевый и серый.

Женщина с татуировкой на лице, фигурка относится к середине классического периода, 450—650 гг. н. э. Судя по крупным драгоценным камням в ушах, ожерелью и браслетам, она, очевидно, являлась знатной особой. У нее замысловатая прическа, и она носит накидку поверх платья.

Помимо мастерства в изготовлении горшков, кастрюль, кувшинов, кубков и урн гончары майя прекрасно владели навыками создания глиняных фигур. По некоторым оценкам, например, почти в каждом из примерно 20 000 домов в городе Майяпан имелся домашний идол, изготовленный из обожженной глины. Уровень мастерства их изготовления различен: от грубых и примитивных до исключительно реалистично выполненных фигур, достойных резца древнегреческих скульпторов.

Специалисты по керамике классифицируют работы майя следующим образом:

Мамом – примитивные, утилитарные гончарные изделия, почти не имеющие украшений, относящиеся к 2000—500 годам до нашей эры.

Чиканель – более совершенный вид керамики, производившейся между V веком до нашей эры и III веком нашей эры. Роспись и украшения широко использовались при ее изготовлении, сохранилось большое количество прекрасно выполненных фигурок. Этот тип керамики, по всей видимости, самостоятельно возник и получил свое развитие в центральной части территории майя на Юкатане и не являлся фазой перехода от предыдущей разновидности.

Тсакол – данный тип относится к временам Старой империи (примерно 317—650 годы нашей эры). Гончарные изделия обильно украшены, форма их в основном цилиндрическая и округлая, и они часто снабжены небольшими ножками.

Тепеу – данный тип относится к 650—1000 годам нашей эры и является наглядным примером наивысшего расцвета искусства майя. Гончары достигли вершин мастерства и давали в работе волю своей фантазии. Изделия изобилуют украшениями, в чем прослеживается характерная для скульптуры майя тенденция заполнять деталями все имеющееся свободное пространство.

Майя-Толтек – в этом типе керамики тенденции искусства майя предыдущих периодов смыкаются с идеями, привнесенными завоевателями из Мексики. Это продолжалось до появления испанцев.

В этот последний период отмечено появление известной под названием «плумбате» единственной во всей Центральной Америке разновидности глазурованных гончарных изделий, производившихся в горных районах Гватемалы, граничащих с мексиканским штатом Чьяпас. Данная разновидность керамики в XI и XII веках за короткое время получила широкое распространение и помогает археологам более точно датировать слой, в котором она обнаружена.

В тесной связи с мастерством майя в изготовлении гончарных изделий находится их умение создавать лепные и резные изображения, которые весьма широко использовались. Многие пирамиды от фундамента до вершины были покрыты слоем гипса с искусно выполненными на нем резьбой и рисунками. Менталитет майя требовал, чтобы любая поверхность, где только возможно, была украшена живописными или рельефными изображениями. Многие горшки и кувшины после обжига украшали лепниной. Использовали ее и в скульптуре. Среди сокровищ, обнаруженных в городе Вашактун, есть несколько украшенных рельефными изображениями масок, чья высота достигает восьми футов. Но величайшие из выполненных в этой технике шедевров были обнаружены в городе Паленке, где стены дворцов и храмов украшены иероглифами и превосходными фресками, изображающими сцены из жизни майя.

Гипсовые барельефы и настенная живопись здесь, как и в других местах, чередуются с каменными плитами, имеющими рельефные изображения богов, сцен из повседневной жизни и иероглифов. В создании каменной скульптуры использовались такие примитивные инструменты, как базальтовые резцы и молотки. С их помощью художники майя создавали произведения из камня, не уступающего своей твердостью граниту, и достигали вершин мастерства в изяществе линий и текстуре. Несмотря на пагубное многовековое влияние тропического климата, большинство резных изображений по-прежнему сохраняют четкость и выразительность линий.

Среди самых заметных памятников, завещанных потомкам майя, есть большие каменные обелиски, которые также иногда называют стелами. Они представляют собой стоящие каменные плиты, чья высота в отдельных случаях достигает 30 футов, их поверхность покрыта четкими рельефными изображениями фигур, в чем они во многом схожи с тотемными столбами канадских индейцев. Обычно на них изображены реально существовавшие люди, такие как цари и жрецы, а также содержатся сделанные иероглифами записи о датах и, по всей видимости, событиях, происходивших в период их царствования. В городах майя существовал обычай возводить такие обелиски через определенные промежутки времени, сначала каждые двадцать лет, а в более поздние времена каждые пять лет. Искусство ваяния и возведения стел достигло своих вершин в годы наивысшего расцвета Старой империи (633—731 годы) и, по всей видимости, сошло на нет в период ее упадка ближе к концу IX века нашей эры.

Впоследствии это искусство было возрождено, но на короткое время и без присущего ему в прошлом совершенства. Новые скульптурные формы возникли в городе Чичен-Ица, где сохранилось большое количество пространственных фигур, которые использовали в качестве опор. Часть из них, получившая название атлантов, представляет собой человеческие фигуры, поддерживающие на вытянутых руках алтари. Другие, известные как знаменосцы, изображены припавшими к земле и держат в руках и между ног древки знамен. Каменные ягуары представляли собой основания тронов. Но наибольший интерес вызывают каменные фигуры людей, изображенные полулежащими и опирающимися на локти, а их животы являются опорой для чего-то, скорее всего для огромных чаш. Эти фигуры носят название «Чак Мулы», и только в Чичен-Ице их насчитывается больше десятка.

Резьба по дереву, как и изготовление керамики, вероятно, появилась раньше искусства резьбы по камню. Поэтому вполне уместным будет сравнение стел майя с тотемными столбами канадских индейцев, ибо с уверенностью можно предположить, что относящиеся к ранним периодам стелы создавались из дерева. Деревянными были не только домашняя утварь и орудия труда, но и храмовые идолы, причем для изображения богов можно было использовать лишь определенную древесину – древесину испанского кедра. Часть сохранившихся внутри храмов и дворцов деревянных плит с резными изображениями сцен из жизни майя и иероглифами демонстрирует высокий уровень мастерства резчиков по дереву. Особо примечательны образцы резьбы по дереву на потолках зданий в городе Тикаль. Многие деревянные предметы удалось извлечь со дна священных водоемов «сенотов». Древесина также использовалась для изготовления масок жрецов и актеров, из нее делали шлемы и обложки книг.

Читать еще:  Турандот краткое содержание.

Практически вся скульптура, будь то деревянная, глиняная или каменная, расписывалась красками. Майя питали особую привязанность к цвету. Большая часть наших знаний об обычаях и одежде майя заимствована из великолепной живописи, украшающей с внутренней стороны стены храмов, среди которых особо следует отметить храм в городе Бонампаке, расположенном на юго-востоке мексиканского штата Чьяпас. Бонампак был одним из городов, основанных в период расцвета Старой империи с 731-го по 790 год нашей эры. Украшающие стены трех залов красочные фрески выполнены на слое известковой штукатурки. Они относятся приблизительно к 800 году нашей эры, и на них, по всей видимости, запечатлены события победоносной военной кампании, предпринятой против одного из соседних городов. Живопись во многом схожа с лучшими образами настенной живописи египетских гробниц, но более выразительна и эффектна.

Настенная живопись и фрески, вероятно, создавались особой группой художников-мирян, выполнявших указания духовенства. Их работы были предназначены не для широкого обозрения, а лишь для глаз иерархов церкви, а возможно, только для богов. Воссоздавая сцены из жизни майя, Эрик С. Томпсон выказывает мысль, что начинающий художник, допустивший малейшую неточность в написании иероглифов или изображениях религиозной тематики, вполне мог оказаться на жертвенном алтаре того или иного божества.

Цивилизация майя была цивилизацией каменного века. Майя не сумели найти способа выплавки бронзы, хотя они иногда и использовали медь, но ее приходилось привозить издалека. То же самое относится и к золоту, главным источником которого, вероятно, была Панама. По этой причине обработка металлов, как ремесло, не имела большого значения. Майя изготовляли украшения из меди и делали из нее колокольчики, которые подвешивали на входе в свои дома или носили на браслетах. Большинство золотых изделий, которые удалось извлечь из священных водоемов, куда их бросали в качестве подношений богам, вероятно, были привезены уже готовыми, хотя во времена Новой империи, по всей видимости, существовали небольшие мастерские, занимавшиеся чеканкой тонких золотых пластин. Изделия из золота и меди использовали в качестве приношений богам, но сами металлы для майя не имели ценности, изначально присущей им. Кое-кто из ученых даже считает, что оба эти металла использовали для столь прозаической цели, как изготовление рыболовных крючков! Незадолго до появления испанцев майя, по всей видимости, пришли к осознанию пригодности металлов для использования в качестве денег при торговле. Конкистадорам удалось обнаружить несколько тайников с золотом в прибрежных городах Юкатана.

Культура майя была культурой каменного века, и ремесленники владели искусством изготовления орудий из камня, в частности из твердого камня, носящего название обсидиан. Здесь представлены каменный топор из Вашактуна, а также рисунки из Дрезденского кодекса (слева) и Мадридского кодекса (справа), на которых показано, как топоры крепились к ручкам и как их держали «Причудливый» кремень, из которого высечены два человеческих профиля. Майя в совершенстве владели мастерством создания подобных «странных» произведений искусства.

Для майя нефрит обладал куда большей ценностью, чем золото. Источники его получения неизвестны, но считается, что его добывали со дна горных рек. Нефрит встречался редко, и майя ценили его столь же высоко, как испанцы золото. Представляющий собой магниево-кальцевый силикат нефрит – очень твердый камень, и его обработка требует большой сноровки и терпения. Не имея металлических инструментов, ремесленники майя резали нефрит путем втирания кварцевого песка в небольшие углубления на его поверхности. Линии узоров наносили при помощи скрученного из растительных волокон шнура, проводя им по камню вперед и назад бесчисленное количество раз. Гранильщики майя также пользовались изготовленными из обсидиана инструментами. С помощью изготовленных из кости или твердой древесины сверл проделывали отверстия, а увеличивали их в размерах сверлами большего диаметра, добавляя смесь кварцевого песка и воды для лучшей работы инструмента. С помощью столь примитивных методов ремесленники майя создавали настоящие шедевры, представляющие собой как пространственные фигуры, так и барельефы. Великолепная нефритовая голова бога солнца, Кинич Ахау, обнаруженная в гробнице у города Алтун-Ха в Белизе, имеет высоту в шесть дюймов и весит около десяти фунтов. Еще одна голова из Сан-Иеронимо в Гватемале имеет десять с половиной дюймов в высоту и весит двенадцать с половиной фунтов. Рельефные фигуры на датируемой 750 годом нашей эры нефритовой пластине, обнаруженной в городе Небах в Гватемале, весьма выразительны и полны динамизма.

Нефрит вместе с железным колчеданом и бирюзой также использовался в мозаиках. Этот вид искусства, по-видимому, возник за пределами территории майя, так как некоторые мозаичные произведения, такие, например, как несколько панно из города Чичен-Ица, считаются завезенными сюда из Мексики. Пятна на шкуре и глаза каменного ягуара из Чичен-Ицы инкрустированы нефритом. Можно предположить, что нефрит использовался для изготовления таких украшений, как ожерелья и кулоны.

Для ювелирных изделий использовали и бирюзу, уступавшую по своей ценности только нефриту. Железный колчедан, как было отмечено, использовался для зубных коронок, призванных в первую очередь быть украшением для их владельца, а отнюдь не для сохранения его зубов. Из железного колчедана и горного хрусталя изготовлялись бусы, из пластин железного колчедана также делали зеркала. В Карибском море добывали кораллы и жемчуг, использовавшиеся для украшений и натурального обмена. Морские раковины резали и делали из них бусы и серьги, а розовые раковины моллюсков, обитающих на тихоокеанском побережье, собирали в связки и использовали в качестве денег. Раковины также использовали для инкрустации, среди обнаруженных украшений есть несколько образцов резьбы по перламутру. Витые морские раковины служили в качестве труб, из других разновидностей раковин делали нечто вроде трещоток, использовавшихся для аккомпанемента при религиозных песнопениях.

Кремневый наконечник стрелы и кремневый нож из Вашактуна. Имеющие форму листьев лезвия крепились на деревянных ручках.

Как и положено людям культуры каменного века, майя преуспели в обработке кремня и обсидиана. Кремень имеется в больших количествах в равнинной части Юкатана, а обсидиан – твердая, черная, блестящая горная порода вулканического происхождения – в горных районах. Особенно большого мастерства майя достигли в расслаивании камня, используя для этого давление (а не обтесывая камень умело наносимыми ударами), в результате получалось очень тонкое, по форме напоминавшее створку раковины лезвие с ребристой поверхностью. Имеющие форму листьев лезвия, прикрепленные к деревянным ручкам, превращались в ножи, кинжалы и копья, их также использовали для наконечников стрел. Майя принадлежит заслуга создания необычного искусства скульптуры из кремня, который они превращали в фантастические, пластинчатые фигуры, своими причудливыми очертаниями отдаленно напоминающими людей в пышных головных уборах, скорпионов, собак и пернатых змеев, являющихся любимой темой в искусстве майя.

Источники:

http://fb.ru/article/163675/kuda-propali-mayya-tayna-ischeznuvshey-tsivilizatsii-proishojdenie-i-zanyatiya-drevnego-naroda-mezoameriki
http://womanadvice.ru/civilizaciya-mayya-interesnye-fakty-o-sushchestvovanii-plemeni-i-ego-dostizheniyah
http://religion.wikireading.ru/89249

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector