0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Илья Репин. Великий русский художник

Самые известные картины Ильи Репина

Творчество Ильи Репина знакомо каждому со школьной скамьи. Этот великий русский художник поражает силой, мощью и гениальным исполнением своих живописных полотен. Его называют самым русским из всех русских художников за то, что в своих картинах он одним из первых изобразил героизм социального протеста, и описал практически все стороны тогдашнего русского общества.

Самые знаменитые картины Ильи Репина:

Бурлаки на Волге (1870–1873)

Огромное полотно высотой 1,3 м и шириной почти в три метра изображает рабочий день волжских бурлаков. Первые задумки у художника возникли за год до начала работы над картиной. Гуляя по берегам Невы, Репин был поражён контрастом бурлаков, тянувших баржу, с цветущей окружающей жизнью. Работа над картиной продлилась три года, и для её создания Репин сделал множество подготовительных эскизов и зарисовок. Критики встретили картину по-разному. Одни восхищались реализмом жизни, другие — ругали за «величайшую профанацию». Но ведущие художники России отозвались о «Бурлаках», как о великом произведении искусства.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1880–1891)

Эта картина отличается не только масштабностью, но и интереснейшим сюжетом. Легенда гласит, что письмо было написано запорожскими казаками в 1676. Текст письма состоял из колких ответов и реплик на ультиматум турецкого «властелина мира», с включением острого народного юмора и нецензурной брани.

Этот сюжет заинтересовал Репина, и работа над картиной продлилась почти 11 лет. В своих героях Репин отобразил воплощение рыцарского духа, свободы и отчаянной храбрости. Каждый персонаж картины — огромная личность. Характеры, лица, костюмы — всё было тонко подмечено художником. Колкости, смех, искромётный юмор — можно сразу догадаться, что же такого было в том курьёзном послании турецкому султану.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883–1885)

Картина изображает момент убийства Иваном Грозным своего старшего сына Ивана. В припадке гнева царь ударил сына посохом и убил его. Репин передал именно тот момент, когда отчаяние поглотило обезумевшего от горя отца.

Реакция публики на картину была неоднозначной. Но то, что она гениальна — никто не спорил. Невозможно оторваться от глаз старика, и алой горячей крови, текущей сквозь его пальцы. Смятый ковёр, световые акценты, позы героев, ужасная реалистичность произошедшего делают эту картину потрясающей, одной из самых великих произведений живописи. Из-за этого реализма картину несколько раз пытались повредить личности с неуравновешенной психикой.

Садко (1876)

Эта картина была написана художником в Париже, как протест импрессионизму. Репин не понял этого нового течения в живописи, и оценил лишь его техническую сторону, но смысла в импрессионизме не отметил.

Темой для картины стало старинное сказание о Садко. Новгородский купец Садко попал к морскому царю, и тот предложил ему на выбор невест. Садко выбрал из тысячи красавиц и заморских див, обычную русскую девушку. Репин хотел донести, что, несмотря на тысячи заморских диковин и разных заманчивых вещей, он остался верным русской истории и русской культуре.

Крестный ход в Курской губернии (1877)

Это крупномасштабное полотно Илья Репин написал после поездки в Курскую губернию, где увидел живописное шествие, крестный ход с «чудотворной иконой». По пыльной дороге на фоне вырубленного леса, идёт разношёрстная процессия, во главе которой обычные мужики торжественно несут церковные реликвии. Стоит жара и духота. Люди в толпе расслоились по сословиям. Почётных граждан и духовенство тщательно оберегает конная полиция. Кое-где нарушителей поколачивают плёткой. Простые и нищие люди озабочены серьёзностью происходящего. Реализм картины потрясает, складывается впечатление присутствия и личного участия в процессии.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья о самых красивых иконах.

Не ждали (1888)

Редакция most-beauty уверена, что картина Ильи Репина «Не ждали» знакома многим ещё со школы. В СССР её интерпретировали с русским народовольческим движением. Сюжет прост — семья встречает отпущенного на свободу бывшего заключённого или каторжника. По каким причинам человек был осуждён, а потом отпущен — не известно. Но в 1888 году зрители точно узнали в герое картины народовольца. Реакция членов семьи на внезапное появление обтрёпанного и измученного человека разная. Ему и рады, и боятся одновременно. Мать, жена, дети явно не готовы к подобному визиту.

Читать еще:  Что такое водяное общество. Сочинение Лермонтов М.Ю

Портрет Мусоргского (1881)

Портрет композитора Мусоргского выделяется драматизмом и глубиной. Он написан перед самой смертью великого композитора. Перед зрителями больной, измученный болезнью человек — отёчное красное лицо, всклоченные волосы и борода. Но, в первую очередь, лицо гения музыки притягивает потрясающе умными и печальными глазами. Это взгляд сильного, энергичного человека, снедаемого тоской и ощущением близкого конца.

Кстати, о самых красивых портретах в мире на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья.

Проводы новобранца (1878–1879)

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. затронула все слои населения России. Находясь под впечатлением от этого события, Репин решил изобразить один из самых трогательных моментов — прощание простой крестьянской семьи с новобранцем. Молодого человека провожают на войну жена, дети, родители и соседи. Всё готово к отправке — в телегу с нехитрыми продуктами запряжена лошадь, за спиной новобранца видны сочувствующие соседи. Картина наполнена печалью, и искренней тревогой, но в ней озвучена чёткая патриотическая идея — это необходимо для служения Отечеству. Полотно с успехом выставлялось во многих городах России, а Репин получил твёрдое положение в рядах художников-передвижников.

Приготовление к экзамену (1864)

Одна из первых серьёзных работ Ильи Репина наполнена юмором и озорством молодости. Этот процесс подготовки студентов к экзамену актуален и сегодня. Молодой человек на переднем плане отложил книжки и шлёт воздушный поцелуй девушке из окна напротив. Второй студент уморился от чтения, и заснул с книжкой на груди. На улице стоит весна, кипит жизнь, а студентам приходится коротать время не с барышнями, а с книжками. В то время Репин стал вольным слушателем Академии художеств, и как никому другому, ему была близка и понятна студенческая жизнь.

Портрет Третьякова (1883)

Портрет основателя галереи русской живописи Третьякова прост и скромен. Интеллигентное лицо и простая поза мецената говорят о многом. Перед зрителями возникает образ философа, думающего человека, трепетного, тонкого ценителя прекрасного. Его рука с изящными тонкими пальцами является ярким акцентом картины. Дело всей жизни Третьякова — пополнение и сохранение коллекции картин великих русских художников. Его детище — бесценное сокровище, генный код русского искусства.

Послесловие

Илья Ефимович Репин — выдающийся русский живописец — передвижник, а его творчество — вершина «передвижнического реализма». Невозможно не восхищаться его размахом и абсолютным талантом. Многие картины Ильи Репина хранятся и выставляются в лучших музеях и галереях страны.

Ниже мы решили разместить ещё несколько популярных картин Ильи Репина:

Илья Ефимович Репин — биография и картины

  • Год рождения: 5 августа 1844
  • Дата смерти: 29 сентября 1930
  • Страна: Россия

И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Читать еще:  Илья огурцов биография. Игорь огурцов

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно «Государственный совет». Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

Илья Репин

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов — в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен — на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, — купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

Читать еще:  Статы и их правильная прокачка.

За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей».

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III — цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года.

Куоккалла — родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Все эти годы Наталья Нордман собирала газетные вырезки — все, в которых упоминался ее муж. А Репин начал писать мемуары.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось, и он решил «родные Пенаты» не покидать. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.

Источники:

http://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-ili-repina.html
http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1223-ilya-efimovich-repin-biografiya-i-kartiny.html
http://www.culture.ru/persons/8244/ilya-repin

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×