23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идейное и эстетическое богатство комедии А. С

Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова “Горе от ума”

В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно комедии А. С. Грибоедова, в короткий срок снискали бы столь громкую всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку “собственных богатств” (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную

С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени – борьбу двух мировоззрений, двух

После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового – нарождающегося и развивающегося – со старым – отжившим и тормозящим движение вперед – острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями “свободной жизни” и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в “Горе от ума”. Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу комедии: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, – Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. Сначала он весел, и это порок: “Шутить и век шутить, как вас на это станет!” Слегка перебирает странности прежних знакомых, но что же делать, коли нет в них благородной черты! Его насмешки до поры не язвительны,

Но все-таки: “Унизить рад, кольнуть, завистлив! Горд и пол!” Не терпит подлости: “Ах! Боже мой, он карбонарий”. Кто-то со злости выдумал, что он сумасшедший.

Голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе!

В нем дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи – со всеми противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, – тему рубежа двух эпох – “века нынешнего” и “века минувшего”.

Отсюда – необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в “Горе от ума” множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания.

На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти, такого неукротимого негодования, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала нравы крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. И писатель с блеском выполнил эту задачу.

Он запечатлел в “Горе от ума” целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, процветают “знатные негодяи” и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и “зловещие старухи”, ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к “свободной жизни”, к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, “разливались в пиpax и в мотовстве”, а ученье считали “чумой”, зловредным и огнеопасным изобретением “окаянных вольтерьянцев”. Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям “минувшего века” – “века покорности и страха”. “Мораль” их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых.

Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен – такой, как дядя Фамусова Максим Петрович, достигший “степеней известных” благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству при дворе.

Типичнейший представитель этого мира – сам Фамусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного “героя” плац-парадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного “пруссачества”, которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывало ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции “Горя от ума” Скалозуб сам говорит о себе: “Я – школы Фридриха…”).

Резкими, типическими чертами наделены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в “Горе от ума”: властная барыня-крепостница старуха Хлестова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий – светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным – тайный агент политической полиции, Репетилов – “душа” дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайлович Горич – в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова – Молчалин. В его лице – Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”. Вся лакейская “философия жизни” этого чинуши и подхалима, не смеющего “свое суждение иметь”, раскрывается в его знаменитом признании: Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает, в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как “черно-мазенький” завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член “Ученого комитета”, и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный “французик из Бордо”, и клубные друзья Репетилова, и много других – вплоть до княгини Марьи Алексввны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания “Горя от ума”, и это составляет одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в “Горе от ума”, по самой широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIX столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный “порок” или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в “пансионах, школах, лицеях”, и дебаты о парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, – все это имело самое насущное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию.

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в “Горе от ума”, придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 – начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической точности и достоверности.

В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что “Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя”. И в этой связи критик совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему “надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружающей… пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов”.

Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»

Комедия “Горе от ума” появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года.
Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия “произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами”.
“Горе от ума” — комедия социально-политическая. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной службе, о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному, народному.
В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем “века нынешнего” является Чацкий, а “века минувшего” — фамусовское общество.
Чацкий — выразитель идей декабристов. Он выступает против устоев фамусовского общества, против крепостного права, “Несторов негодяев знатных”, “зловещих старух”.
Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет своих верных слуг (и “честь и жизнь его не раз спасали”) на “борзые три собаки”. Он обрушивает свой гнев на того “любителя” искусства, который “на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей”, а затем распродал их поодиночке.
Чацкий обличает “век минувший”, “век покорности и страха”, тех, кто является идеалами фамусовского общества, — Максима Петровича (который “не только на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах езжал-то вечно цугом”), Кузьму Петровича (“с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат”).
Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения по службе:
Довольно счастлив я в товарищах своих, Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов говорит, что при нем “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. У Фамусова даже такой обычай: “подписано — так с плеч долой”.
Именно поэтому Чацкий, который готов служить “делу, а не лицам”, отказывается от службы: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности “чины добыть” и “сгибаться вперегиб”. Недаром Лиза говорит:
Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами.
Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он “и золотой мешок, и метит в генералы” и “выгод тьму по службе получил”.
Фамусовщина — это косность, реакция, рутина, болото, которое поглощает все новое, передовое. Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: “Они тотчас: разбой! пожар!” Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Они считают, что “уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь”.
Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого “карбонарием”, вольнодумцем, “опасным человеком”, “вольтерьянцем ”. Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.
Здесь больше всего боятся молвы (“грех не беда, молва нехороша”).
Молчалинство — вот типичная черта этого прогнившего общества. Молчалин — воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему “угождать всем людям без изъятья”.
И в этот мир, где “Молчалины блаженствуют на свете”, врывается Чацкий с его тревогами, мечтами о будущем России. . .
Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту национальной культуры. Чацкий — горячий патриот. Вернувшись домой, он не находит ничего, кроме торжества пороков, позорного раболепия перед “французиком из Бордо”. “Воскреснем ли когда от чужевластья мод?!” — с горечью восклицает Чацкий.
Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель!
Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы.
Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные черты романтизма).
Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типические образы.
Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей — Фамусовых и Чацких.
Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде “Мильон терзаний” (1871 г. ). Он отмечал наличие в пьесе двух “пружин”, которые движут развитием действия: в первой части — это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетня о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.
Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку “с”, когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом “с” выражается стремление угодить.

Эстетические принципы и поэтика комедий Ж.Б. Мольера. Комедия «Смешные жеманницы» и проблема создания «высокой» комедии.

основные источники творчества Мольера – литературная комедия и народный театр. Народный театр строился на импровизационных сюжетах с типичными персонажами, обычно плутами. Народному театру была свойственна карнавальность, и он исходил из всеобщности. Это всегда был праздничный театр. Важной категорией фольклорного театра являлись превращения. Действие строилось на импровизации. Существовали устойчивые положения, переслаивавшиеся фарсовыми сценами.

Литературным источником комедий Мольера были комедии интриги и трудно формировавшиеся комедии характеров (Табаре, Арди). Основной интерес комедии интриги – непредсказуемость положений и развязки. Она строилась по обычной схеме: первое, второе действие – подготовка интриги, третье действие – ложная развязка, четвёртое действие – новые перипетии, пятое действие – истинная развязка. Сюжет у Мольера определялся логикой характеров. Характер главного действующего лица является идеологическим центром и выносится в заглавие.

Комедия характеров имеет в своей основе социально-типологический тип. У Корнеля и Расина этот тип ещё и психологичен, определяемый доминантной чертой. В их произведениях в основу ставилась этика. Мольер интерпретирует характер как социальное явление, вредное или полезное для общества. Центральной в творчестве драматурга является «высокая» комедия.

Высокая комедия – пятиактное произведение, затрагивающее интересы большого числа людей. В высокой комедии комизм интеллектуален. В этом плане высокая комедия сближается с трагедией. Часто у Мольера события совершаются катастрофическим образом для главного действующего лица. У Мольера на первый план выдвигается искусственная развязка – судьбу героев решает надличностная сила. В его бытовой комедии доминантными становятся положения и грубый комизм. К бытовой комедии Мольер обращается в своём позднем творчестве. И высокую и бытовую комедии объединяют общие философские установки. От своего учителя Гассенди Мольер усвоил внимание к эмпирике. Мольер берёт все свои сюжеты и типажи из современности. Своих персонажей он конструирует на примере реальных людей. Категория разума у Мольера означает здравый смысл. Но Мольера интересует нарушение норм. Нормы человек нарушает либо по заблуждению, либо сознательно.

Смех Мольера является юмористическим для временно «ослепших» героев. Основной предмет наблюдения Мольера – люди, сознательно стоящие на пути лицемерия и корыстолюбия. Этот порок должен быть уничтожен надличностной силой. В этой философии видно влияние нравов городской среды. Свои эстетические взгляды Мольер изложил в пьесах «Версальский экспромт» и «Критика школы жён».

Жан-Батист Мольер (1622 – 1673 гг.) родился в семье придворного обойщика. Его настоящая фамилия – Поклен. Его готовили к деятельности ремесленника. Но его настоящей страстью становится театр, к которому его приучил дед. В возрасте 14 лет Мольера отдают в иезуитский колледж. После обучения в колледже он получает диплом юриста в Руане. Из своих одноклассников он организует труппу под названием «Блестящий театр». Труппа выступала с трагедиями, но не имела успеха. Затем труппа стала путешествовать по стране с итальянской комедией масок. Итогом этих выступлений стала первая комедия Мольера – «Сумасброд». Позднее Мольер переработал свои ранние комедии.

В течение гастролей Мольер собирал определённые типажи. Он осознал своё предназначение как комедиографа. У него подбирается комедийная труппа. При написании пьес Мольер опирался на своих актёров. На этой основе Мольер разрабатывал новые жанры.

В 1658 г. труппа Мольера выступала в Версале. По повелению короля Мольеру для театра был предоставлен сначала дворец Ти-Бурбон, затем – Пале-Рояль. С 1659 г. Мольер – придворный комедиограф. Людовик не препятствовал цензуре в отношении произведений Мольера, но и не давал его театру заглохнуть.

В 1660 г. Мольер ставит первую пьесу на злободневную тему – «Смешные жеманницы». В этой пьесе Мольер высмеивал прециозников, которые были последним оплотом дворянской оппозиции. Но в комедии участвуют не сами прециозники, а их подражатели из мещанской среды. В этой пьесе у Мольера появляется мотив общественного лицемерия. Для главных героинь Мадлон и Като существует очарование аристократическим миром. По своему сюжетному строению пьеса представляет некое воспитание, но оно растворяется в событиях. Открытые поучения отсутствуют – урок извлекается из самого сюжета. Косвенным результатом выхода этой пьесы был закат культуры прециозников.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 2000 . Нарушение авторских прав

Источники:

http://lit.ukrtvory.ru/idejnoe-i-esteticheskoe-bogatstvo-komedii-a-s-ggriboedova-gore-ot-uma/
http://cwetochki.ru/post-Ideynoe-i-hudojestvennoe-bogatstvo-komedii-Gore-ot-uma-4189.html
http://studopedia.info/7-75848.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: