0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идеальный музыкальный слух. Бережанский П

Содержание

Идеальный музыкальный слух. Бережанский П

Небольшой конспект (по книге Бережанского).
Если непонятно, пропускайте и читайте ниже.

УСЛОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АС

1. Дискретное восприятие (воспитание до-центрического ладотонального ступеневого чувства):

а) диатонические звуки устойчивые;
б) диатонические звуки неустойчивые;
в) хроматические звуки.

Методика воспитания ступеневого чувства отработана и подробно описана, например:
— Гейнрихс И. П. Музыкальный слух и его развитие. — М., 1978.
— Козырев Ю. П., Серапионянц Н. Л. Основной начальный курс сольфеджио импровизатора. — М., 1994.

г) сокращение длительности реакции узнавания (интенсификация процесса интериоризации моноладотональных ступеневых представлений — для ускорения развития сформированного и достаточно интериоризованного на первом этапе абсолютного слуха).

2. Селективное восприятие (развитие способности выделять в восприятии и узнавать отдельные элементы гармонического комплекса).

Дискретное восприятие и селективное восприятие возможны на перцептивном уровне развития абсолютного слуха — уровне так называемого пассивного абсолютного слуха. Этот уровень характеризуется сформированностью моноладотонального ступеневого чувства, но неразвитостью моноладотональных ступеневых представлений.

3. Внетембровое восприятие (освобождение от тембровой зависимости).

а) узнавание звуков ближайших к исходной октав того же музыкального инструмента;
б) узнавание звуков других музыкальных инструментов;
в) узнавание звуков собственного голоса;
г) узнавание звуков «немузыкального» происхождения.

Внетебровое восприятие — переходный этап от перцептивного к репродуктивному уровню развития — уровню так называемого активного абсолютного слуха.

4. Сукцессивное представление и воспроизведение (развитие репродуктивной способности абсолютного слуха — способности последовательно во времени представлять, а значит, и воспроизводить отдельные звуки, интервалы, аккорды).

5. Симультанное представление (развитие способности одномоментного слухового представления — в абсолютном высотном ладотональном контексте — последовательно излагаемого музыкального материала, а также развитие способности слияния музыкально-слуховых с внемузыкальными представлениями с образованием межчувственных ассоциаций).

Условные этапы сукцессивного представления и воспроизведения и симультанного представления относятся к репродуктивному уровню развития — уровню так называемого активного абсолютного слуха.

Определяющий для развития абсолютного слуха — этап дискретного восприятия. Только на этом этапе требуются особые организационно-педагогические условия и методические принципы. Дальнейшее развитие АС (на последующих этапах) может осуществляться в рамках традиционных методик, но необходимо сбалансированное сочетание константного и аконстантного типов ладотонального музыкального восприятия.
.
.
#абсолютныйслух #методикабережанского #perfectpitch #absolutepitch

Конспект по сообщениям П. Н. Бережанского на форуме.

Проверка факта сформированности АС (по тест-заданиям, начиная с 1-й части курса):
1 Узнали ли вы последний звук мелодии по абсолютному слуху? Назовите его.
2 Закончена ли мелодия? Да или нет.
3 Чувствуете ли вы ступеневое качество последнего звука по относительному слуху? Назовите ступень.
4 Узнали ли вы тональность мелодии? Назовите тональность.
Если можете определять тональности, АС формируется правильно.

Проверка готовности к освоению других тональностей (параллельно со 2-й частью курса):
1) Настроить слух в Фа мажор или другую тональность.
2) Проверить верность узнавания звуков по АС.
Если слух перестраивается, переход к освоению других тональностей преждевременен.

Порядок освоения тональностей:
C-dur, a-moll
C-dur, G-dur, a-moll
C-dur, e-moll, G-dur, a-moll
C-dur, F-dur, e-moll, G-dur, a-moll
C-dur, d-moll, F-dur, e-moll, G-dur, a-moll
C-dur, B-dur, d-moll, F-dur, e-moll, G-dur, a-moll
C-dur, g-moll, B-dur, d-moll, F-dur, e-moll, G-dur, a-moll
и т. д., постепенно увеличивая количество ключевых знаков.

Как работать в тональностях:
а) Узнавать отдельные звуки, преодолевая их относительное тяготение и вырабатывая слышание двойного ладового качества.
б) Узнавать интервалы, аккорды (см. ниже). Определять не только их обращение по относительному слуху, но и положение в звуковысотной системе по абсолютному слуху.
в) Устные диктанты.
г) Письменные диктанты.
д) Сольфеджирование (пение по нотам) с предварительной настройкой по абсолютному слуху.
е) Мысленная нотация знакомых мелодий.
ж) Игра на инструменте по слуху.

Проверка уровня сформированности АС (для завершающих курс):
1) Можете ли узнать звук без предварительной настройки?
2) Можете ли определить тональность одноголосной мелодии?
3) Можете ли настроиться на нужную тональность при сольфеджировании?

Что делать, чтобы узнавать звуки в «живой музыке»:

1) Непривычный тембр. Нужно привыкнуть к тембру инструмента. Для этого ускоренно в том же порядке, как в аудио-курсе, потренироваться в узнавании «живых» звуков инструмента.

2) Быстрый темп. Сократить скорость реакции узнавания звуков, занимаясь по аудио-курсу.

3) Гомофонно-гармонический или полифонический склад музыки. Развивать селективный компонент слуха (см. ниже).

4) Непривычный ритм. Научиться улавливать и узнавать звуки разных длительностей (в мелодиях, или записать и проработать упражнения курса в ритмическом разнообразии).

5) При модуляциях слух уплывает из До мажора (хорошо развитый ОС).
Повторить курс сольфеджио музыкальной школы и училища, выполняя все задания абсолютным слухом:
а) устные диктанты;
б) письменные диктанты;
в) петь с листа;
г) подбирать по слуху;
д) слушать интервалы и аккорды, вычленяя абсолютным слухом последовательно верхний, средний и нижний звуки созвучия;
е) слушать музыку — сначала фортепианную, с лёгкой фактурой, определяя звуки и тональности.

6) Неразвитый ОС. Проверьте, можете ли узнавать звуки «живой» музыки относительным слухом при знании тональности? Если нет, чего же вы хотите. Вы имеете такой абсолютный слух, какой имеете относительный. Развивайте и относительный слух, т. е. все компоненты слуха.

7) Утрата навыка узнавания звуков. К сожалению, многие, стремясь быстрее пройти курс, не следят за отчетливым слышанием и переживанием ладовых портретов узнаваемых звуков. Переходят к заданиям с непосильными темпами, при которых невозможно пропевать звуки и их интонации вслух, вынужденно преждевременно переходят к внутреннему пению и пению без интонаций. Звуки начинают терять в восприятии достигнутый ранее яркий акустический ладовый портрет. Продолжение такой практики приводит к трудностям и даже утрате навыка узнавания звуков. Особенно, по моим наблюдениям, это опасно в третьей части курса, но также и в первых двух частях

Читать еще:  Он любил русский язык: Владимир Иванович Даль.

Как развивать селективный компонент слуха:
а) Записать на аудио интервалы с размещением верхнего звука в 1-й октаве. Слушать и узнавать по абсолютному слуху верхние звуки.
б) Записать на аудио интервалы в широком расположении: нижние звуки в 1-й октаве, верхние в 4-ой. Узнавать только нижние звуки.
в) Постепенно сужать интервалы до тесного расположения. Всё время узнавать только нижние звуки.
г) Перенести нижние звуки в малую октаву. Начать в широком расположении, постепенно сужая до тесного.
д) Аналогично перенести нижние звуки во 2-ю октаву.
е) Перенести нижние звуки в большую октаву.
ж) Перенести нижние звуки в 3-ю октаву.
Итого: месяц-два, и слух будет направлен на нижние звуки интервалов.
з) Размещать оба звука интервала в удобной для слуха октаве в тесном расположении. Слушать и узнавать оба звука.
и) Размещать оба звука во всех октавах, в любом расположении. Слушать и узнавать оба звука.
к) Аналогично проработать мажорные и минорные трезвучия и их обращения. Вначале узнавать верхние звуки.
л) Размещать мажорные и минорные трезвучия и их обращения в широком расположении. Узнавать нижние звуки.
м) Размещать мажорные и минорные трезвучия и их обращения в широком расположении. Узнавать средние звуки.
н) Размещать мажорные и минорные трезвучия и их обращения в тесном расположении в 1-й октаве. Узнавать все звуки. Определять тональность аккорда, одновременно приобретая знания в теории музыки.
о) Размещать мажорные и минорные трезвучия и их обращения в тесном расположении во всех октавах. Узнавать все звуки. Определять тональность аккорда, одновременно приобретая знания в теории музыки.
п) В том же порядке узнавать звуки в аккордах нетерцового строения.

Обязательно!
Приобрести учебник: Ю.П.Козырев, Н.Л. Серапионянц «Сборник упражнений по начальному сольфеджио для импровизации». Также использовать учебник по сольфеджио французского композитора А. Денхаузера, образца 1891-го года.
а) Петь нотами с листа, т. е. сольфеджировать.
б) Записать на аудио, слушать и узнавать звуки и тональности (устные диктанты).
в) Слушать и записывать нотами (письменные диктанты).

Как определять на слух мажорные и минорные трезвучия с обращениями:
а) Пропеть слышимый аккорд сверху вниз.
б) Остановиться на нижнем звуке и определить относительным слухом по тяготению к тонике ступень и обращение.
в) Определить по абсолютному слуху один из звуков.
г) Назвать тональность.

Интериоризация («запоминание» в абсолютном высотном положении):
а) отдельных звуков в исходной тональности До мажор;
б) отдельных звуков в тональностях со всё большим количеством ключевых знаков;
в) интервалов;
г) аккордов с обращениями;
д) септаккордов с обращениями.
И т. д.

Хронология такая. Бережанский работал по своей методике с детьми и думал, что взрослым АС недоступен. В 1999 году к нему пришла Маргарита, выпускница муз. училища, у которой были проблемы со слухом и метро-ритмом. Он с ней занимался по своей методике — в монотональности, хотя не надеялся сформировать АС, просто считал такой подход более эффективным для развития слуха. Неожиданно для Бережанского она начала узнавать звуки. Они занимались в течение года, и потом она поступила в Гнесинку. После этого Бережанский задумался о развитии АС у взрослых.

Он начал заниматься сам и развил АС у себя самого.

Потом 4 месяца помогал студенту училища им. Гнесиных, и у того сформировался АС. Этот студент достиг цели — перевёлся в другой колледж, и больше они не занимались.

Потом Лена Залесова — ученица 10-го класса ЦМШ, т. е. уже подростковый или юношеский возраст. Бережанский занимался с ней 1 год. У неё развился АС, и она поступила в Московскую консерваторию. Через несколько лет её мама сказала, что без АС не поступила бы в консерваторию.

Как-то я просматривала видео учеников Валярия Пясецкого (это педагог Дениса Мацуева). И неожиданно обнаружила видео с Леной Залесовой, ещё ученицей ЦМШ: https://youtu.be/7cGbmYo1s2w
Наверное, та самая Лена, которая училась у Бережанского — не совпадение же.

Почему П. Н. и сказал на форуме:
«. важно не количество, а сама принципиальная возможность воспитания абсолютного слуха у взрослых. Было показано, что и у взрослых воспитание абсолютного слуха возможно. Это дало мне право сообщить об этом в книге и аудио-курсе».

Из книги Б.:
«. не всякое скорое узнавание отдельных звуков по их ладовому качеству можно назвать абсолютным слухом в принятом смысле. Существует граница скорости, до которой восприятие и узнавание звуков еще обусловлено исходным моноладотональным контекстом и при смене ладотональности нарушается, но после которой узнаванию звуков не мешают ладотональные перестройки. Эта граница имеет количественное выражение.

Как известно, количественные показатели используются с целью контроля за динамикой развития навыка чтения в начальных классах общеобразовательной школы и выражаются в количестве читаемых в минуту слов. При скорости чтения менее 100-120 слов в минуту еще нельзя говорить о сложившейся способности. Психофизиологические механизмы чтения еще недостаточно автоматизированы и интериоризованы. Смысл прочитанного при этом воспринимается читающим фрагментарно или не воспринимается совсем. Только скорость чтения более 120 слов в минуту свидетельствует о достаточной интериоризации, сформированности функционального органа, способности осмысленного чтения и возможности ее дальнейшего самостоятельного развития.

Так и абсолютный слух начинается при скорости узнавания в среднем не менее 150-160 звуков в минуту, то есть длительности реакции 0,4 с, так как именно такой уровень автоматиации и интериоризации системы психофизиологических механизмов ступеневого моноладотонального восприятия, как показали эксперименты, свидетельствует о достаточном оттормаживании и редукции эффекторных звеньев и переводе экстериоризованных действий в психический план. Только при симультанной форме восприятия и такой длительности реакции узнавания звуки приобретают абсолютное качество, индивидуальный портрет и «вполне определенную физиономию», освобожденную от исходного моноладотонального притяжения. Можно также уверенно предположить, что и дальнейшее совершенствование абсолютного слуха, обеспечивающее, в конечном итоге, внетембровый и репродуктивный его уровни, непосредственно обусловлено продолжающимся сокращением длительности реакции узнавания до отмеченных О. Абрагамом 0,005-0,109 с».

Бережанский П. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4
Глава I
Сущность абсолютного слуха 8
Глава II
Психологическая природа абсолютного слуха 28
Глава III
Генезис абсолютного слуха 40
Глава IV
Характерные особенности абсолютного слуха 49
Малая распространенность абсолютного слуха 49
Обнаружение абсолютного слуха 54
Виды абсолютного слуха 56
Ошибки при узнавании звуков 59
Длительность реакции узнавания звуков
при абсолютном слухе 66
Порог различения высоты звуков по абсолютному слуху 68
Опознавательные эталоны абсолютного слуха 70
Абсолютный слух и музыкальность 71
Критерии подлинности абсолютного слуха 76
Глава V
Воспитание абсолютного слуха у лиц,
его не имеющих 79
Глава VI
Способ формирования и развития
абсолютного слуха 91
Литература

ВВЕДЕНИЕ

Абсолютным слухом называют способность узнавать и определять, используя названия нот, отдельные звуки, не сравнивая их с другими, известными.
Умение узнавать музыкальные звуки, по-видимому, с давних пор привлекало музыкантов. Одним из свидетельств этому является, например, рекомендация Аристида Квинтилиана (I в. н. э.) для узнавания высоты звука пользоваться сравнением положения гортани при пении этого звука с положением ее при пении самого низкого звука голоса (103, I, 139).
Но абсолютный слух, в современном его понимании, у музыкантов прошлого не обнаруживался. Еще не были установлены нормативы камертонной настройки музыкальных инструментов, названия нот не были закреплены за определенными высотами звуков. «Тем специфическим функциям абсолютного слуха, которые проявляются у современного музыканта в его деятельности, невозможно было найти применения. Абсолютный слух исключался, относительный был господствующим», — отмечал Е. В. Назайкинский (53, 68-69).
Собственно история абсолютного слуха начинается с XVII в. с введения 12-ступенного равномерно-темперированного музыкального строя и фиксированного эталона музыкальной высоты. Первое свидетельство способности узнавать музыкальные звуки, то есть обладания абсолютным слухом, установлено в отношении В. А. Моцарта в середине XVIII в. В объявлении о его концерте говорилось: «Кроме того, он будет самым точным образом узнавать издали, по отдельности и в аккордах все звуки, которые только можно воспроизвести на фортепиано или на любых других инструментах: колоколах, стеклянных сосудах, часах и т. д.» (88, I, 30). Понятия «абсолютный слух» еще не существовало. Слух В. А. Моцарта называли «превосходным», «идеальным», «феноменальным», «истинным».
Сам термин «абсолютный слух» появился только во второй половине XIX в. Предполагается, что введен он был немецким музыковедом и акустиком Г. Риманом (27).
В России термин «абсолютный слух» впервые встречается в работах музыканта и педагога Э. Эпштейна в конце XIX в. (74), а широкое использование этого термина начинается с теоретических работ Н. А. Римского-Корсакова (62).
С конца XIX в. начинается этап научного исследования абсолютного слуха. Первым исследователем этой способности был немецкий акустик и психолог К. Штумпф, опубликовавший в 1883 г. первый том своего исследования «Tonpsychologie» (103). Наиболее значительной вехой в истории изучения абсолютного слуха стала монография Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», изданная в 1947 г., в отдельной главе которой был обобщен отечественный и зарубежный опыт исследований, дан глубокий анализ сущности и природы абсолютного слуха, позволивший вплотную приблизиться к его объяснению (67, 120-159).
Однако прошло полстолетия и в 1999 г. музыковед и педагог М. В. Карасева признает: «Исследования ведутся уже более ста лет, однако, несмотря на множество исследований, проводившихся музыковедами, акустиками и физиологами, феномен абсолютного слуха остается достаточно загадочным» (34, 110).
С течением времени интерес к абсолютному слуху не только не ослабевает, но возрастает как у нас в стране, так и за рубежом. Продолжают высказываться самые противоположные суждения о детерминации абсолютного слуха, его сущности, природе, генезисе, возможности и способах формирования, значении для музыкальной деятельности и последствиях для музыкального искусства.
Особенностью изучения абсолютного слуха с самого начала стало противопоставление его слуху относительному. Это противопоставление, отраженное уже в семантическом значении терминов «абсолютный» и «относительный», распространилось на всю проблематику, связанную с абсолютным слухом. Е. В. Назайкинский отмечал, что становление «различных форм и проявлений абсолютной памяти на высоту звуков» привело к осознанию «полярности абсолютных и относительных высот», возникновению «множества связей и взаимодействий абсолютного и относительного компонентов слуха, в том числе и антагонистических, усложняющих процессы восприятия, творчества, записи и исполнения музыки» (53, 78). Можно сказать, что противопоставление этих двух компонентов слуха стало методологией исследования абсолютного слуха. Такое противопоставление сужало возможности изучения и относительного слуха, но наиболее негативно сказалось на исследовании слуха абсолютного. Если относительный слух единодушно признается специальной музыкальной способностью, то музыкальная обусловленность абсолютного слуха подвергается сомнению. Если относительный музыкальный слух рассматривается как сложная многокомпонентная способность, то абсолютный слух сводится к одной занимательной и элементарной способности угадывать звуки. Если относительный слух подвергается глубокому генетическому исследованию, то абсолютный слух практически остается на уровне феноменологического объяснения.
Существует огромное количество методической и учебной литературы по вопросам формирования и развития относительного слуха, и ни одного специального пособия — по воспитанию слуха абсолютного. Вместе с тем признается, что «ученики с абсолютным слухом требуют строго индивидуального подхода, если их мало в группе, и совершенно иной методики, если их большинство. Для них обычная методика, рассчитанная на относительный слух, ничего не дает» (51, 144).
Проводившиеся исследования абсолютного слуха в большинстве своем ограничивались либо описанием характерных особенностей уже сложившейся способности, либо наблюдением за его развитием в онтогенезе, либо его экспериментальным формированием. Необходимо собственно генетическое исследование абсолютного слуха как психической функции. Только путь объяснения роли социальных и психологических факторов, влияющих на становление и рост исследуемой способности, может привести к пониманию сущности, природы, генезиса и нахождению способов целенаправленного педагогического руководства процессом формирования и развития абсолютного слуха.
Положительные результаты исследования возможны также при признании абсолютного слуха специальной музыкальной способностью, формируемой и развиваемой в музыкальной деятельности и успешность музыкальной деятельности обуславливающей. Абсолютный слух должен рассматриваться как компонент музыкального слуха, наряду с другими его компонентами и в генетическом их единстве.
Результаты такого исследования приведены в настоящей работе. Полученные впервые, они предполагают углубление, уточнение, дополнение и указывают на перспективные, по мнению автора, направления дальнейших исследований.
Автор признателен доктору искусствоведения, профессору Московской консерватории Е.В.Назайкинскому и доктору искусствоведения, профессору Московской консерватории Ю.Н.Холопову за критические замечания и ценные указания при подготовке книги к изданию.

Читать еще:  Николай михайлович карамзин.

УДК 781.1
ББК 85.310.70 + 88.454
Б 48

БЕРЕЖАНСКИЙ П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). — М., 2000. — 101 с.

В предлагаемом издании впервые в отечественной и зарубежной музыкальной психологии дано научное объяснение феномена абсолютного слуха. Анализ результатов ранее проводившихся исследований и собственная теоретическая и экспериментальная работа автора привели к разработке эффективного способа формирования и развития этой ценной, считавшейся врожденной музыкальной способности.
Книга адресована музыковедам, психологам, преподавателям и студентам музыкальных учебных заведений, всем интересующимся вопросами психологии музыкальных способностей, а также музыкантам, желающим воспитать у себя или усовершенствовать уже имеющийся абсолютный музыкальный слух.

ISBN 5-89598-091-0
© Бережанский П. Н., 2000
ББК 85.310.70 + 88.454
.

Музыкальный слух: мифы и реальность

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».
Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Читать еще:  Повседневная жизнь в разных уголках мира (34 фото).

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слух
Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).

Относительный слух
Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка — звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.
Развивается в процессе обучения музыке.

Мелодический слух
Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития — записывать нотами.
Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух
Способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух
Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

  • Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
    На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
  • Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

Развивается в процессе обучения музыке.

Предслышание
Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Можно ли развить музыкальный слух?
Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.
Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.
Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха».

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.
Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

Один из методов развития интонационного слуха — через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.

Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!

Источники:

http://vk.com/topic-144913531_35233816
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bereg/index.php
http://zen.yandex.ru/media/id/5d44127dae56cc00ad977dc9/5d7789564735a600aee9de5d

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×