I. Организационный момент
I. Организационный момент;
Решите педагогические задачи
³ познакомьтесь с педагогической ситуацией;
³ ответьте на вопросы.
№ 1. Ознакомьтесь с проектом (моделью) урока русского языка в 3-м классе на тему “Мягкий знак после шипящих у существительных женского и мужского рода” (Е.Г. Шведюк, учитель начальных классов высшей категории, Санкт-Петербург, Россия):
«Главная дидактическая цель урока: добиться усвоения данного правила каждым учеником.
Обучающие задачи: достичь понимания значения мягкого знака у существительных, оканчивающихся на шипящий звук; научить детей безошибочно применять изученное правило в словах на данную орфограмму; продолжить формирование умения пользоваться орфографическим словарем.
Развивающие задачи: способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха у учащихся.
Воспитывающие задачи: создать условия для проявления гуманных отношений в групповой работе.
Ход урока:
(Приводится по: Татарченкова, С.С. Урок как педагогический феномен: учебно-методическое пособие / С.С. Татарченкова. – СПб.: Каро, 2005. – С. 405-409).
· Удалось ли учителю решить цель и задачи, поставленные на уроке? Ответ обоснуйте.
· Какие методы и приемы обучения этому способствовали?
· Соответствовали ли методы и приемы обучения возрастным особенностям учащихся?
· Разделите методы и приемы обучения, реализованные учителем на уроке, на три группы:
· а) словесные, наглядные, практические;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся;
в) методы контроля и самоконтроля.
· Выскажите свое мнение о том, насколько оптимально осуществлен выбор совокупности методов и приемов на данном уроке.
№2. 1) Идет урок по предмету «Человек и мир» в третьем классе. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться или ошибиться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее нетерпеливые трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего одноклассника и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще теряется, ошибается. Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ мальчика, но не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше запутывается и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.
Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал?
Ребята тебе так помогали… Опять недоучил!
2) Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Одноклассники слушают ответ Иры? Некоторые – да. А остальные? Давайте понаблюдаем за учениками. Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно – на лицах глубокая задумчивость… Другие тихонько открывают учебник истории и начинают готовиться к следующему занятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствуют. Ира допускает ошибки, но нет желающих её поправить…
Встречались ли в процессе вашего обучения в школе такие опросы учащихся у доски? Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и во втором случае.
На какие ошибки учителей вы можете указать?
Сформулируйте правила организации устного опроса учащихся у доски.
1.5. Составьте конспект (тезисы, аннотацию, рецензию) статьи:
Чечет, В.В. Генезис методов обучения и педагогических технологий / В.В. Чечет // Народная Асвета. – 2004. – № 8. – С. 11-13.
1.6. Используя результаты выполнения задания 1.5, подготовьте учебное сообщение «Эволюция методов и приемов обучения».
I. Организационный момент
(Приводится по: Татарченкова, С.С. Урок как педагогический феномен: учебно-методическое пособие / С.С. Татарченкова. – СПб.: Каро, 2005. – С. 405-409).
· Удалось ли учителю решить цель и задачи, поставленные на уроке? Ответ обоснуйте.
· Какие методы и приемы обучения этому способствовали?
· Соответствовали ли методы и приемы обучения возрастным особенностям учащихся?
· Разделите методы и приемы обучения, реализованные учителем на уроке, на три группы:
· а) словесные, наглядные, практические;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся;
в) методы контроля и самоконтроля.
· Выскажите свое мнение о том, насколько оптимально осуществлен выбор совокупности методов и приемов на данном уроке.
№2. 1) Идет урок по предмету «Человек и мир» в третьем классе. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться или ошибиться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее нетерпеливые трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего одноклассника и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще теряется, ошибается. Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ мальчика, но не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше запутывается и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.
Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал?
Ребята тебе так помогали… Опять недоучил!
2) Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Одноклассники слушают ответ Иры? Некоторые – да. А остальные? Давайте понаблюдаем за учениками. Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно – на лицах глубокая задумчивость… Другие тихонько открывают учебник истории и начинают готовиться к следующему занятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствуют. Ира допускает ошибки, но нет желающих её поправить…
Встречались ли в процессе вашего обучения в школе такие опросы учащихся у доски? Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и во втором случае.
На какие ошибки учителей вы можете указать?
Сформулируйте правила организации устного опроса учащихся у доски.
1.5. Составьте конспект (тезисы, аннотацию, рецензию) статьи:
Чечет, В.В. Генезис методов обучения и педагогических технологий / В.В. Чечет // Народная Асвета. – 2004. – № 8. – С. 11-13.
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Организационный момент урока.
статья на тему
Организационный момент урока очень важен, так как является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Коробейникова Т.Ю.,
МБОУ СОШ с. Тоора-Хем
Тоджинского кожууна Республики Тыва
Организационный момент урока – без этого небольшого, но значительного этапа невозможны соблюдение дисциплины на уроке, выполнение заданий (одинаковых или разных) всеми учащимися одновременно. Иначе говоря, он определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 1 – 2 мин.
В своей книге «Методика и техника урока в школе» Яковлев М.Н. писал: «Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, любого типа, проводится ли он в классе, в лаборатории, в мастерской, на пришкольном участке, в природе или на производстве, – всегда начинайте с предварительной организации.»
Во время организационного момента идет вступительное слово учителя, который настраивает учащихся на урок. Постановка целей и задач урока могут быть проведены как во время организационного момента, так и после актуализации знаний учащихся.
В настоящее время существуют разные мнения по поводу проведения организационного момента урока.
Некоторые предлагают такой план проведения организационного момента:
- Объявление темы урока (На доске записана тема урока).
- Изложение целей урока.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
Однако в современном уроке организационный момент является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе.
Необходимо обеспечить мотивацию. Задача, поставленные цели должны иметь смысл и быть полезными с точки зрения ученика, носить жизненный характер.
Организационный момент включает в себя:
- Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих.
- Проверку внешнего состояния кабинета и проверку подготовленности учащихся к уроку; организацию внимания.
- Готовность учителя к уроку (наличие плана урока, состояние классной доски, мел, оборудование для демонстрации опытов, ТСО и др.).
- Формулирование темы, цели и задач урока (в некоторых случаях это может быть сделано позже).
- Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»).
Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждает мыслительную активность. Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени.
Активизация познавательной деятельности учащихся через необычное начало урока мобилизует внимание учащихся. Для решения этой задачи урока можно использовать активные методы и приемы обучения.
«Активные методы» – это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
Начать урок можно с эпиграфа к уроку, пословицы, поговорки, загадки, относящейся к теме урока, показа фрагмента видеофильма или опыта, разгадывания кроссворда учащимися и т.д.
Ниже представлены некоторые примеры организационных моментов урока.
Пример 1. Организационный момент урока.
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Сегодня мы проведем с вами урок математики и информатики по теме «Координатная плоскость. Графические возможности языка Бейсик».
Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и выяснить в чем отличия и сходства координатной плоскости и координатной сеткой.
Пример 2. Организационный момент урока.
– Соедините рисунок с загадкой.
(На доске заранее подготовлена запись)
Бурным чувствам нет конца: :
Пылкий нрав у молодца!
Вечно думая над смыслом, ,
Выйдет на дорожку- .
Всем подставит ножку!
Так и хочется ему !
Разъяснить нам, что к чему.
( К доске выходят 5 учеников и с помощью линии соединяют загадку с изображением знака препинания.)
-Ребята, а какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения? ( точку, восклицательный знак, вопросительный знак.)
Вот об этом мы будем говорить сегодня на уроке.
Пример 3. Организационный момент урока.
Учитель: «Здравствуйте, ребята!
Сегодня урок я начну словами великого русского классика.
«О, сколько нам открытий чудных …
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
Сегодня на уроке мы продолжим изучать числовые последовательности, и вы можете самостоятельно сделать по-настоящему чудные открытия в данной области.
Пример 4. Организационный момент урока.
Урок физики в 9 классе по теме «Громоотвод» можно начать с таких строчек:
Ф.И. Тютчев. «Успокоение.»
Гроза прошла – еще, курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженной.
Учащимся задается вопрос: Почему дуб чаще многих других деревьев поражается молнией?
Пример 5. Организационный момент урока.
Урок физики по теме «Свет. Источники света. Распространение света.» можно начать так. В затемненном кабинете на столе горит свеча. Звучит «Лунный свет» К. Дебюсси. Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь».
Мело, мело по всей земле
Свеча горела на столе,
Как летом роем мошкара
Слетались хлопья со двора
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе
Учащиеся отвечают на вопрос: Какая тема объединяет музыкальное произведение и поэтическое?
Пример 6. Организационный момент урока.
На уроках можно использовать видеоматериалы, которые задают эмоциональный тон уроку. Видеоматериал можно использовать для показа практической значимости изучаемого материала.
Например, урок физики в 7 классе по теме «Давление» можно начать с показа такого фильма. Два человека идут по сугробам: один в сапогах (очень сильно проваливается в снег), другой на лыжах. Туристы показывают рюкзак, который они используют в походах, ставят палатку.
- В каком случае человеку легче идти по сугробам?
- Почему лямки у рюкзака широкие?
- Как надо правильно складывать вещи в рюкзак, чтобы не чувствовать боль в спине?
- Почему палаточные колышки острые?
Пример 7. Организационный момент урока.
Для возбуждения интереса к изучаемому материалу в начале урока можно использовать занимательные и любопытные факты о великих ученых. Подборку материала можно найти в журналах.
Например, на уроке физики в 10 классе при изучении темы «Конденсаторы» можно привести такой пример:
Демонстрируя студентам опыты с конденсатором – лейденской банкой, В.К. Рентген предупредил слушателей: «С этой банкой надо обращаться очень осторожно. Если в ней накопить достаточно большой электрический заряд, то, замкнув обкладки, можно убить даже быка».
Лекцию ученый завершил весьма эффектно: для большей наглядности он самоотверженно разрядил заряженный прибор через себя самого. Получив при этом щелчок, Рентген инстинктивно отдернул руку и, переведя дух. Спросил: «Ну, как, видели? То-то …» Помолчав, задал вопрос: «Кто объяснит, что сейчас произошло?»
Студенты растерянно переглянулись, а один после паузы промямлил: «Одно из двух, герр профессор. Или ваше утверждение было несколько преувеличенным, или вы значительно здоровее быка».
В заключение остановимся на показателях выполнения дидактических задач организационного этапа урока и условиях достижения положительных результатов.
Показатели выполнения дидактических задач этапа: кратковременность, полная готовность класса и оборудования урока к работе, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала, интерес к новому материалу и активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах.
Условия достижения положительных результатов: требовательность, сдержанность, собранность учителя; отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность педагога; предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация всего этого в плане.
Учителю необходимо четко и однозначно определить цель урока, которую должны постигнуть ученики: чему должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.
Помните! Любой конец зависит от начала!
Мичурина О.А., учитель физики МОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри. Использование «активных методов» обучения в организационном моменте урока.
Масленникова Л.А., Янышская ООШ. Урок по русскому языку в 4 классе «Знаки препинания в предложении».
Малясова С.В., средняя школа № 22 п. Беркакит. Интегрированный урок математика-информатика в 6 классе.
Источники:
http://studopedia.su/15_45608_I-organizatsionniy-moment.html
http://studopedia.ru/11_142844_I-organizatsionniy-moment.html
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/01/07/organizatsionnyy-moment-uroka