1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художники слова — о чернобыльской трагедии.

Чернобыль – чёрная быль: Трагедия, потрясшая весь мир, на холстах художников

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Смертельная радиация, мутанты, рак и всякое такое — это первое, что приходит на ум при слове Чернобыль. Это место вызывает панический страх у миллиона людей по всему миру. В истории человечества еще ни разу не было такой ужасной трагедии, виновником которой стала беспечность людей. Мир до сих пор живет в плену растиражированных штампов, глубоко укоренившихся в подсознании. Все в полной мере осознали, что атом может служить не только мирным целям.

Прошло уже более 30 лет, а многим ученым, которые пытались разгадать загадку того трагического апрельского дня 1986 года, до сих пор не дает покоя основная причина, повлекшая за собой разрушение 4-го реактора. Очевидцы ликвидаторы, оставшиеся в живых, говорили: «Вы не можете даже пытаться рассуждать о том, что было в Чернобыле, если не видели разрушенный реактор своими глазами».
Одно известно точно, что эксперимент, проводившийся той ночью на четвертом реакторе, вышел из-под контроля работников станции.

Очевидец первых минут техногенной катастрофы — начальник смены станции Б. Рогожкин описывал это так:«Ночью 26 апреля 1986 года я наблюдал светящийся столб из шахты реактора, правильной цилиндрической формы, высотой и диаметром с трубу второй очереди (диаметр трубы — 20 метров, а ее высота — 100 метров). Внутри этого светящегося столба плавно поднимались и опускались фигуры различной формы (подобно тому, как это происходит в китайском фонарике), при этом цвета были такими, каких я в жизни не видел».

Результат взрыва расценивался как глобальная техногенная катастрофа планетарного масштаба: 190 тонн выброшенных в атмосферу радиоактивных веществ и восемь тонн радиоактивного топлива, что было равнозначным взрыву пятисот атомных бомб, сброшенных на Хиросиму в 1945 году. Радиацией было заражено более 145 тысяч квадратный километров территории Украины, Беларуси и России.

Но самое страшное в этой истории то, что население было предупреждено об опасности лишь спустя два дня. Как всегда государственные деятели ставили на карту сначала свою репутацию потом лишь жизни тысяч людей. Сто пятнадцать тысяч человек начали эвакуировать из зоны отчуждения с большим опозданием.

Чернобыльская зона отчуждения самая большая территория в Европе с закрытым доступом она по размерам сопоставима с некоторыми странами. А в центре этой зоны Чернобыльская атомная станция — памятник самой большой техногенной катастрофы в мире.

Художники, как люди творческие, никогда не оставались в стороне от всех злободневных проблем, происходящих на земном шаре. И тема Чернобыля не обошла их стороной.
Многие художники Беларуси, Украины, России — одни из тех, кто сам родом из районов, пострадавших от радиации, кто воочию видел тот ужас, в который повергла катастрофа благодатный край, находящийся в самом центре Европы. Их работы пропитаны трагизмом и болью, заставляют задуматься о главном — о цене человеческой беспечности, и о бесценной жизни самого человека.

И вот район Чернобыльской АЭС,
Посёлок Припять – маленькое чудо.
Здесь крышами касается небес
Домов многоэтажных амплитуда.
Посёлок химиков, монтажников, врачей,
И энергетиков, чей труд особо знатен,
Кто трудовою доблестью своей
Стране приносит пользу в киловатте.
Сейчас вдруг опустел и вымер он,
Здесь людям оставаться нет резона,
Ведь этот прежде обжитой район
Теперь объявлен заражённой зоной.
Автор: Игорь Алексеев. 1986 год.

Двадцать три года спустя — Чернобыльская станция прекратила генерацию электроэнергии. «В настоящее время ведутся работы по выводу из эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразованию разрушенного в результате аварии четвёртого энергоблока в экологически безопасную систему». На атомной трудится коллектив в семьсот человек, который своим трудом в нечеловеческих условиях совершает подвиг во имя всего живого. Атомный монстр должен быть полностью ликвидирован к 2065 году. А истинные причины взрыва до сих пор остались неизвестны, и очередной апокалипсис может повториться в любой момент.

Читать еще:  Аниме в жанре меха онлайн. Смотреть аниме меха

Художники слова — о чернобыльской трагедии

Представители разных поколений писателей, публицистов, ученых из Беларуси, России и Украины собрались в мемориальном зале Союза писателей Беларуси за «круглым столом» поговорить на тему «Чернобыль в литературе. Поэзия как современный культурный феномен». Встреча прошла в рамках конференции «Чернобыль: преодоление. Вклад научной и творческой интеллигенции Беларуси, России, Украины». В качестве организаторов международного форума выступили министерства информации, иностранных дел и по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Союз писателей Беларуси при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ.

С одной стороны, тема чернобыльской трагедии — сфера научных исследований физиков и химиков. Именно они должны прилагать как можно больше усилий, чтобы изучить последствия трагедии и предотвратить новые глобальные катастрофы. Но как быть с простыми людьми, пережившими аварию, которые потеряли родные дома, родственников и подорвали здоровье? Именно в этой сфере на помощь физикам приходят «лирики» — поэты и прозаики, публицисты и драматурги. Именно они с помощью литературных произведений могут помочь людям осознать весь масштаб горя и пережить трагедию. Об этом в своих выступлениях за «круглым столом» говорили председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец и директор Института литературоведения имени Янки Купалы НАН Беларуси, доктор филологических наук Иван Саверченко.

По законам жанра поэзия, требующая скорее сильных эмоциональных переживаний, чем долгих размышлений и анализа (что характерно для прозы), способна гораздо быстрее откликаться на проблему, показывать ее личностный аспект. Так, в Беларуси уже через несколько лет после аварии на Чернобыльской АЭС вышли антологии стихов отечественных поэтов «Звезда полынь» и «Пройти через зону». На страницах этих изданий свои стихи-отклики опубликовали более семи десятков поэтов. Уникален и пример поэта Николая Метлицкого. Его родная деревня Бабчин Хойникского района Гомельской области оказалась в зоне заражения и отселения. Через некоторое время после трагедии он вернулся в опустевшую деревню, по несколько дней жил в каждом из покинутых домов односельчан, где писал стихи о жителях Бабчина. Он вернулся в Минск с сильно подорванным здоровьем, вскоре был госпитализирован. Но книга поэзии, которая так и называется — «Бабчин», стала данью памяти родной деревни и ее жителей.

Белорусские мастера прозы тоже откликнулись на трагедию Чернобыля, но немного позже. Вышли романы Ивана Шамякина «Злая звезда», Виктора Казько «Спаси и помилуй нас, черный аист», документальную книгу «Чернобыльская молитва» написала и Светлана Алексиевич. Тема чернобыльской трагедии и сейчас волнует прозаиков. Можно вспомнить повести Леонида Левановича «Полынный ветер», «Жена ликвидатора». Опираясь на документальную основу, они рассказывают о том, как авария повлияла на судьбы простых людей.

А что о Чернобыле могут сказать представители нового поколения писателей? С одной стороны — немного, ведь они не были свидетелями тех событий. Но с другой — тема катастрофы может перерасти в рассуждение об ответственности человека перед природой. Поэтому стихи, которые прочли во время встречи молодые поэты Игорь Остапенко, Леся Мудрак, Сергей Савин (Украина), Яна Явич, Маргарита Латышкевич, Юлия Алейченко (Беларусь), Инга Кузнецова, Дмитрий Тонконогов, Андрей Коровин (Россия), не были напрямую посвящены Чернобылю, но стали рассуждениями о месте человека в мире.

Участник второй конференции международного гуманитарного проекта «Минская инициатива» переводчик, филолог, литературный критик из России Дмитрий БАК

— «Минская инициатива» стала попыткой ученых, литераторов, деятелей культуры трех стран — Беларуси, Украины и России — нащупать общие точки, общее прошлое, общие эмоции и создать проекты, подтверждающие славянское единство. В данном случае общая беда — катастрофа на Чернобыльской АЭС — может служить знаком нашего родства. Когда приходит настоящая беда, исчезают взаимные упреки, попытки переписать историю и просто сфальшивить.

Читать еще:   Ю.М.Лотман. Быт и традиции русского дворянства

Конференция произвела на меня сильное впечатление, особенно пленарное заседание. Здесь прозвучали выступления белорусских коллег, они рассказали, как много в Беларуси сделано за истекшие тридцать лет после аварии и насколько это сделано системно, осознанно, публично. Это не значит, что таких усилий не было в России и Украине, но все же у меня осталось впечатление, что для белорусской культуры, экономики и политики чернобыльская катастрофа — одна из важнейших, центральных тем. Минская инициатива также призвана показать, что за словом «культура» стоят не только музыка, театр или кино — гуманитарное измерение есть у техники, технологии тоже.

В наших беседах прозвучала мысль о том, что день 26 апреля 1986 года разделил историю человечества на две разные эпохи. Коллективная драма атомной техногенной катастрофы на тот момент не имела аналогов. Войны известны человечеству на протяжении тысячелетий, но опыт апреля 1986 года эмоционально был совершенно новым и по-новому страшным.

Я сам проехал мимо Чернобыля за сутки до аварии, тогда я жил в Украине. Остались тягостные воспоминания о том, как тысячи киевлян вдруг оказались в моих родных Черновцах, о трагическом первомайском параде, когда о трагедии уже стало известно. Тогда случился настоящий прорыв информационной блокады. Понятно нежелание государства сеять панику, но тогда был выбор: опасаться паники или завоевывать доверие народа. Выбор был сделан не совсем правильный: на втором году перестройки, в достаточно оптимистичное время доверие к власти было подорвано. Сейчас мы пытаемся общими усилиями преодолеть прошлое.

Есть надежда, что меморандум «Минской инициативы» будет скромным, но весомым вкладом в важнейшее дело: осознание нашего родства и желание двигаться дальше.

Искусство, которое вдохновилось трагедией Чернобыля

Безжалостные жернова массовой культуры пропускают сквозь себя все то, что волнует мир, ухватывают тренды и мысли. Каждая трагедия — сюжет, каждый боль — тема. Никаких сопереживаний, только рефлексия. С момента катастрофы прошло уже 30 лет, за это время художники создали сотни проектов, всесторонне изучая ее. Портал «Знай.ua» исследовал, кого из художников не прекращает вдохновлять крупнейшая в мире техногенная катастрофа.

Чернобыль стал мощным, но очень негативным заявлением о существовании Украины в мире, хотя она и была в момент катастрофы республикой СССР. Трагедия, связанная с радиацией породила миф, который разошелся в массовую культуру: о Чернобыле пишутся книги, снимаются фильмы и делаются компьютерные игры. Зона пользуется успехом у туристов, превратившись в некий экстремальный аттракцион постапокалиптического будущего.

Наш ответ

«Время, когда мы можем позволить себе не забывать о том, что было — наступило. А как еще мы можем передать знания своим потомкам, если прекратим воспроизведения истории руками художников и мастеров? Искусство во все времена было самым сильным рычагом воздействия на человеческий разум. Мы можем долго говорить о том, что произошло, а можем увидеть, вспомнить и предотвратить. Именно поэтому, до сих пор подобные острые социальные темы интегрируют и объединяют разные художественные миры и креативные процессы вокруг себя», — говорит Ann Kotz (BLACK HOLE by Ann Kotz), одна из участников выставки «Clouded of Lands», которая открывается завтра в Мистецьком Арсенале.

Читайте также: Чернобыль превратят в зону для экспериментов

Проект «Мне уже тридцать», созданный художником в рамках выставки, показывает жизнь человека, ставшего жертвой событий во время катастрофы на ЧАЭС. То, какой мы можем увидеть ее сегодня, — физическая форма, воспоминания, отголоски душевной боли, — является прямым доказательством того, что последствия значимее, чем мы думаем. «Сквозь призму искусства я покажу состояние, живущее внутри каждого. То зеркало, в котором мы наблюдаем наши страхи, и так боимся быть не как все. И пока мы так яростно заботимся о теле и чистим мысли, выбираем фасоль в супермаркете, сортируем мусор, у кого-то, кто стал свидетелем аварии, не осталось ничего, кроме мутировавших телесных форм и громкой тишины, как ответ на наш вопрос: мы это то, что мы едим? Поколение тридцатилетних проверило на себе как важно помнить и разбираться в том, что нас калечит. Если ты не был там, поверь, тебя это тоже коснулось», — рассказывает Ann Kotz.

Читать еще:  Тюркская группа языков: народы. Кто они — тюрки

Грустная песня

Дэвид Боуи, создавая композицию «Time Will Crawl» в 1987, вдохновился катастрофой в Украине, песня была написана о загрязнения и разрушения планеты промышленностью. В своем интервью, Боуи сказал, что согласен с идеей, «что только один человек может быть ответственна за то, что уничтожит весь мир». Именно эта песня является его любимой с того альбома, а позже, он добавил ее в свой список лучших песен, добавив в сборник «iSelect».

Культовый итальянский поп-певец Адриано Челентано, через 26 лет после трагедии, но признался, что «ему снится Чернобыль» в песне «Sognando Chernobyl». В своей 11-минутной песни певец беспокоится за будущее человека в этом мире.

Американский певец Пол Саймон в своей песне, вышедшей в 1990 году «Can not Run But» тоже упоминает беда Чернобыля.

Немецкая электронная группа Kraftwerk вспоминает Чернобыль в ремиксе своей песни «Radioactivity», которая вышла в альбоме The Mix в 1991 году. Чернобыль упоминается наряду с другими местами ядерных инцидентов и трагедий, таких как Харрисбурге, Селлафилде и Хиросима. В ремиксе песни были добавлены эти названия, так как некоторые критики обвинили оригинальную версию песни, в том, что она слишком оптимистичной, как для атомной энергетики.

В кадре

Кинематограф, вероятно, самая широкая сфера по частоте появления образа чернобыльской аварии. Например, во Франции, вышел, довольно кощунственно по отношению к тем реальных людей, пострадавших от радиации, короткометражный анимационный фильм «Дети Чернобыля» (Chernokids). Он показывает жизнь чернобыльских детей-мутантов, которые разговаривают на украинском и живут неподалеку от самого реактора, у одного из них несколько глаз, другой живет с двумя головами.

Читайте также: Чернобыль превратят в зону для экспериментов

«Отец» японского аниме Хаяо Миядзаки в 1995 году снял аниме-клип «На старт!» На одноименную песню японского поп-дуэта «Chage and Aska». Ситуация в видео была навеяна чернобыльской катастрофой. В одном из интервью Миядзаки подтвердил: «Большое строение в конце и в начале фильма — саркофаг ЧАЭС».

Культовая американская франшиза «Крепкий орешек» не обошла вниманием украинский Чернобыль. Последние 20 минут пятой части фильма полностью сняты в Припяти.

Популярный в 90-х годах сериал «Секретные материалы«, что сегодня получил продолжение, посвятил вторую серию второго сезона жутком чернобыльской мужу-червю, что стал одним из самых популярных и известных монстров в среде поклонников сериала.

Игра в катастрофу

Одной из первых видеоигр с Чернобылем стала Maniac Mansion — приключенческая компьютерная игра, выпущенная в 1987 году студией режиссера Джорджа Лукаса Lucasfilm Games. В игре есть сюжет, когда игрок может найти скрытый ядерный реактор, на котором написано «сделано в Чернобыле».

Наверное, каждый, кто хоть немного увлекается компьютерными играми, знает о «S.T.A.L.K.E.R .: Shadow of Chernobyl» — пост апокалиптическая игра от первого лица. Действие игры происходит в альтернативной реальности, где состоялся второй взрыв на территории Чернобыльской атомной электростанции. Этот взрыв стал причиной появления «Зоны» — места, внутри которого появляются разнообразные аномальные явления, например, разнонаправленное гравитационный поток. История второго взрыва на бывшей ЧАЭС окутана мраком, и, желая расследовать эту ситуацию, правительство Украины посылает в Чернобыльскую зону, войска. Однако, их действия на территории зоны заканчиваются провалом.

Не менее популярная игра Call Of Duty 4: Modern Warfare имеет две миссии, которые происходят в заброшенной Припяти, где опасность радиации является элементом игрового процесса.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/250717/35361/
http://belros.org/news/novost/3901/
http://znaj.ua/ru/content/yskusstvo-kotoroe-vdohnovylos-tragedyey-chernobylya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector