1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художник венецианов биография. Школьная энциклопедия

Алексей Гаврилович Венецианов, картины и биография

  • Год рождения: 18 февраля 1780
  • Дата смерти: 16 декабря 1847
  • Страна: Россия

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в купеческой семье. Предки его были выходцами из Греции, переехавшими в Россию в первой половине XVIII века.

Мальчик учился в одном из московских пансионов и рано начал интересоваться живописью. Он самостоятельно копировал картины старых мастеров и рисовал своих друзей. Сначала ему помогал некий старый художник Пахомыч, который научил его готовить краски и натягивать холсты. Так же юный Алексей неплохо рисовал пастелью.

В 1807 будущий художник переезжает в Петербург и поступает на службу в Почтовую канцелярию. В свободное время он ходит в Эрмитаж, где изучает и копирует работы известных живописцев. Известно, что молодой Венецианов брал уроки у В. Л. Боровиковского.

В начале своей карьеры Алексей Григорьевич работал как портретист. В это же время Венецианов решил издавать журнал карикатур, но его выпуск был запрещен цензурой.

В феврале 1811 года Венецианов представил на суд Академии художеств свой автопортрет, написанный маслом. За эту работу его назначили в слушатели Академии, а уже в сентябре за портрет К. И. Головачевского дали звание академика.

Во время войны 1812 года Венецианов выпускает ряд гравюр с карикатурным изображением французомании русского дворянства. Также художник продолжает писать портреты современников и героев прошлого.

В конце 1810-х живописец обращается к образам крестьян. В это время он женится на М. А. Азарьевой и покупает на имя жены небольшое имение — села Трониха и Сафонково в Тверской губернии. Вскоре у Венецианова рождаются две дочери Александра и Фелицата.

В 1819 А. Г. Венцианов в чине титулярного советника оставил службу и посвятил себя полностью живописи. Он поселился в своем имении и стал писать картины из крестьянского быта.

В 1824 Венецианов едет в Петербург, чтобы показать свои новые работы обществу на академической выставке. Картины его были восприняты благосклонно. Художник принимает решение получить звание профессора живописи, однако Художественный совет отклоняет его работы. Его картины «Гумно», «Очищение свеклы» и «Утро помещицы» были выкуплены императором Александром I.

В 1825 году художник вынужден вернуться в свое имение и заняться хозяйством. Там у него появился замысел обучать живописи талантливых крестьянских мальчишек. Некоторых из них художник выкупал у их хозяев. Он содержал их за свой счет, возил в Эрмитаж. Из учеников Венецианова впоследствии вышло много известных художников.

В 1828 году император Николай I вызвал Венецианова в Петербург для исполнения одного деликатного поручения. Необходимо было переписать портрет А. Н. Голицына, испорченный английским художником Джорджем Доу. Исполнив поручение царя, Венецианов добился также освобождения крепостных художников англичанина.

В 1830 А. Г. Венецианов обратился за финансовой помощью к императору. Ему требовались деньги на существование художественной школы и своей семьи. Император удовлетворил ходатайство. Художнику выделили разовую выплату и пригласили на аудиенцию к царю. Алексея Гавриловича наградили орденом Святого Владимира 4-й степени и присвоили звание «художник государя императора» с выплатой ежегодного жалования.

После смерти жены художник полностью посвятил себя своим ученикам. В своем имении он построил специальный павильон, где проводил занятия. Для старших учеников он находил заказы на написание церковных иконостасов. На вырученные деньги закупал материалы, а также еду и одежду для воспитанников. Ученики ехали к нему со всей страны. Тем, кого он не мог взять к себе на обучение, Венецианов давал деньги на покупку материалов.

Уже пожилой мастер больше времени уделял своей просветительской деятельности. Сам он писал все меньше работ. В Петербурге он стал публиковать свои статьи, посвященные современным художникам. Среди них многие стремились завести знакомство с Венециановым. Иногда он писал портреты своих петербургских знакомых.

Зимой 1863 художника разбил паралич, от которого он с трудом оправился. Венецианов с печалью наблюдал, как открытый им «крестьянский» жанр становится модным. Молодые живописцы стали рисовать не правду, а красивые картинки, в угоду зрителю. К тому времени художника лишили ежегодного жалования, имение его было заложено. Он устроил аукцион своих работ, и почти все они были раскуплены. Однако собранной суммы едва хватило, чтобы рассчитаться с долгами и на пожертвование петербургской детской больнице.

Все прошения художника о разрешении преподавать в Академии художеств были отклонены. Последние годы своей жизни Венецианов провел в своем имении. Он уже никуда не выезжал, его не интересовала столичная жизнь, да и о нем уже стали все забывать. Умер художник зимой 1847 года в результате несчастного случая. Лошади понесли сани. Венецианов попытался их остановить, но запутался в поводьях, и лошади протащили его тело по земле.

Читать еще:  Памятник Петру I (Медный всадник). Медный всадник

Смерть мастера осталась незамеченной в Петербурге, но он оставил глубокий след в русском искусстве, первым воспев простого крестьянина и предоставив дорогу в жизнь многим своим ученикам.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Книги

Login Form

Алексей Венецианов и его школа

Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 23.03.2018 11:31 Просмотров: 1416

Творчество Венецианова способствовало интересу к национальному русскому пейзажу и народным образам.

Бытовой жанр в русской живописи начал формироваться в XVIII в., об этом вы можете прочитать здесь. В творчестве А. Венецианова этот жанр получил дальнейшее развитие.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.

А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург)
Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре. За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.

А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург)
Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры.
В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности.
Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.

А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург)
В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема.
А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Творчество А. Венецианова

Венециановым создана довольно большая портретная галерея его современников, в том числе выдающихся людей того времени: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея.

А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. Литография 1834 г.

А. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина (1828). Холст, масло. Всеросийский музей А.С. Пушкина
Но наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» и многие другие картины уже почти 200 лет привлекают зрителей своей свежестью и искренностью. Главными героями картин художника стали его собственные крестьяне. Большую роль играли пейзаж и интерьер. Новаторство этих картин заключалось в умении художника передать особую атмосферу деревенской простоты и естественности, близость земле, на которой они жили и которую обрабатывали своими руками. Иногда Венецианова упрекали в том, что крестьяне на его картинах слишком нарядны, слишком идеализированы. Но так хотел видеть их сам художник, и такими показал их нам.

А. Венецианов «Гумно» (1823). Холст, масло. 66,5 × 80,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник изображает гумно (место, где молотили зерно). Образы крестьян написаны с чувством уважения к их труду и искренней симпатией. Умело передана перспектива.
Эта картина стала началом большой работы над изображением русской деревни. Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.

А. Венецианов «Жнецы» (1825). Холст, масло. 66,7 х 52 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художника привлекла романтическая жизненная картина: мать и сын любуются бабочками, присевшими на руку жницы (их занятие мы узнаём по заголовку картины и по орудиям труда в их руках). Мальчик воспринимает мир радостно и по-детски доверчиво. Мать устала, но и она не осталась равнодушной к красоте. Идея картины очевидна: крестьяне тоже могут чувствовать прекрасное (у Карамзина – «и крестьянки любить умеют»).

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824). Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см. Государственный русский музей (Петербург)
Спящий (или просто позирующий) пастушок изображён на фоне пространственного пейзажа. Венецианову удалось передать перспективу и единение природы и человека. Кроме мальчика, на картине мы видим девушку с коромыслом и фигурки рыбаков, и всё это показано в полной гармонии: и природа, и люди спокойны, умиротворены. Эта картины также стала новым словом в русской живописи – в то время на пленэре ещё не работали.

Читать еще:  Магия чисел. К чему снится грустный мужчина

Другие виды работ художника

А. Венецианов также работал в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал иконы. Его кисти принадлежат иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

А. Венецианов «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института». Запрестольный образ для Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя (Смольного собора) в Петербурге (1832-1835). Холст, масло. 489 × 249 см

Школа Венецианова

Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.
Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.
Расскажем о двух из них.

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.

Г. Сорока. Автопортрет
В 1842-1847 гг. он учился живописи в школе А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. После обучения Сороку пришлось отправить обратно к барину. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого.
Молодой художник окончил жизнь самоубийством.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Александра Алексеевна Венецианова (1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.

А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 лет
Александра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.
Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.

Александра Венецианова «Почтовая станция». Холст, масло. 57 x 62 см. Тверская областная картинная галерея

Лучшая картина Венецианова. Биография и творчество Алексея Гавриловича Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов – известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

Ранние годы

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.

Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.

Начало карьеры

В столице Алексей попытался начать зарабатывать с помощью своего искусства. Однако его первые попытки заявить о себе в обществе как о художнике не увенчались успехом. Тогда он на некоторое время поступил на службу чиновником. Однако Алексей Гаврилович продолжал брать уроки живописи у известного художника В. Боровиковского, самостоятельно копировал картины в Эрмитаже.

Первая картина Венецианова была написана в 1801 году. Это был портрет его матери, в котором были заложены основные принципы его живописной манеры: мягкость и светлость красок, лиричность образа, простота и естественность поз, выражения лиц.

Художник начинал именно как портретист. Он активно рисовал портреты своих близких, знакомых, родственников и на этом поприще получил признание. Картина Венецианова «Портрет К.И. Головачевского с воспитанниками» принесла ему популярность. В 1811 году он получил звание академика, что дало ему возможность всецело посвятить себя любимому делу.

Портреты живописца

Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.

Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.

«Жница»

В указанное десятилетие произошли важные перемены в жизни и творчестве Венецианова. В 1819 году он оставил службу, купил имение в Тверской губернии, где и начал разрабатывать новый жанр крестьянской темы.

Первая картина Венецианова, посвященная простым бытовым сценам, называется «Жница». Полотно было создано в середине 1820-х годов. Оно примечательно тем, что открыло новый этап в творчестве автора, отныне взявшегося воспроизводить с максимальной точностью картины деревенских трудовых будней и русскую природу. На холсте нарисована молодая девушка в праздничном крестьянском наряде. У нее в руках серп, который указывает на род ее занятий.

Читать еще:  Что такое крестная мама. Вопросы о таинстве крещения

Образ изображен художником с особенной торжественностью: поза и выражение лица девушки дышат спокойствием и умиротворением. Таким образом, новый этап в карьере художника открыла картина «Жница». Венецианов с тех пор стал активно разрабатывать тему жанровых крестьянских сцен в живописи.

«На пашне. Весна»

Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.

Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.

Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна» — полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.

«На жатве. Лето»

Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.

Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.

На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» — картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

«Гумно»

Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора – коллективный труд группы крестьян.

Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины – рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.

Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» — полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.

«Захарка»

Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.

Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.

Общественная деятельность

Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.

Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.

Источники:

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2656-aleksej-gavrilovich-venecianov-kartiny-i-biografija.html
http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xix-veka/802-aleksej-venetsianov-i-ego-shkola
http://www.syl.ru/article/299834/luchshaya-kartina-venetsianova-biografiya-i-tvorchestvo-alekseya-gavrilovicha-venetsianova

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector