Художественный вымысел в литературе примеры. Е
вымысел художественный
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Смотреть что такое “вымысел художественный” в других словарях:
вымысел художественный — см. художественный вымысел … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
вымысел художественный — средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью. Мера В. х. в произведении может быть различна: существует установка на… … Словарь литературоведческих терминов
ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности. Обнаруживая творческую энергию… … Литературный энциклопедический словарь
ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — специфический акт художественного творчества, способствующий конструированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представлению того, что может и должно быть. Продуктивные свойства В. основаны на работе воображения (Воображение художественное),… … Эстетика: Словарь
ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ — Если бы он запачкал брюки разными красками, он не стал бы лгать вам по этому поводу, но все же создал бы впечатление, что испачкался, скатываясь с радуги. Марк Твен В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем… … Сводная энциклопедия афоризмов
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия
вымысел — сла, м. 1) только ед. В художественном творчестве: плод воображения писателя, то, что создано его фантазией. Писать без вымысла нельзя. (А. Н. Толстой). Художественность без вымысла невозможна, не существует (Горький). Синонимы: фанта/зия 2)… … Популярный словарь русского языка
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству (См. Искусство) форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть… … Большая советская энциклопедия
вымысел — сла; м. 1. То, что создано воображением, фантазией. Художественный, поэтический, творческий в. 2. Выдумка, измышление, ложь. Досужие вымыслы. Обывательские вымыслы. Отличить в. от правды. Не верить вымыслу … Энциклопедический словарь
вымысел — сла; м. 1) То, что создано воображением, фантазией. Художественный, поэтический, творческий вы/мысел. 2) Выдумка, измышление, ложь. Досужие вымыслы. Обывательские вымыслы. Отличить вы/мысел от правды. Не верить вымыслу … Словарь многих выражений
Авторский замысел и его воплощение. Художественный̆ вымысел. Фантастика
Авторский замысел и его воплощение.
Цель писателя — понять и отразить действительность или эмоции через мысли и действия героя.
Замысел — первичный образ будущего творения, наброски содержания, возможных конфликтов, черт героев. Одни писатели берут темы своих произведений из житейского опыта, рассказов людей, другие переосмысливают классические сюжеты. Импульсом к созданию текста может быть мельчайшая деталь, переживание, чья-то биография или кусочек подсмотренной жизни.
Частное в книге становится обобщением действительности. В процессе написания от замысла до реализации происходит субъективное открытие смыслов и перестройка реальности в соответствии с концепцией автора. Литературное произведение неотделимо от личности писателя и выражает его отношение к обществу.
Нет общей схемы создания литературного произведения, каждый писатель и каждая история уникальны. Однако, некоторые тенденции прослеживаются у многих авторах.
- Автору нужно выбрать форму произведения, манеру изложения: от первого или третьего лица, субъективно или абстрагируясь от действа.
- Писатель решает вопрос о времени и месте повествования.
- Выбирает формы осмысления конфликтов – ирония, философское осмысление, патетика.
- Композиция также играет значимую роль: логический, фабульный ход событий может уступить перевернутой структуре, от развязки к событиям, приведшим к финалу.
- Непосредственно при написании автор выбирает жанр, стиль, художественные средства.
Даже у талантливых авторов бывают кризисы, замедляющие творческий процесс. Тогда они ощущают пределы своих возможностей, неспособность выразить все свои мысли и эмоции, осознание безграничности темы. Здесь не обходится без кропотливой работы.
Художественный вымысел. Фантастика
Художественный вымысел – часть любого художественно произведения. Даже в рамках реализма, стараясь изобразить поступки героев на фоне исторических событий, автор оставляет за собой право на выдумку и допущения. У автора нет цели намеренно исказить действительность, но вывести на первый план самое основное.
Мера вымысла варьируется от текста к тексту. Нам знакомы произведения, где художественного вымысла совсем немного. «Старик и море» Э. Хемингуэя основан на рассказе старого рыбака Мигеля Рамиреса. Напротив, есть целые жанры – фантастика и фэнтези, где авторы придумывают с чистого листа целые миры.
Фантастика – изображение неправдоподобных существ, предметов и явлений, не совпадающих с действительностью, часто присутствует нарушение естественных форм, закономерностей.
Еще в дописьменные времена фантастика воплощалась в различных религиях и мифологии. Сказки, народные и литературные, построены на художественном приеме отступления от реальности (ковер-самолет, Змей Горыныч). По мере развития общества, расцвету науки и техники фантастика – это не только способ выразить бурную фантазию, но и окошко в будущее (Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»).
Художественный вымысел в литературе примеры. Е
Напишите или позвоните нам. Мы тут же подберём Вам репетитора. Это бесплатно.
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
СОДЕРЖАНИЕ:
Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев).
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» у М. Ю. Лермонтова).
Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».
На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.
Это происходит по двум причинам:
изменяется сам предмет изображения — человек,
изменяются и формы его отражения искусством.
Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.
В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.
Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.
Художественные средства создания образов
Речевая характеристика героя :
– диалог – разговор двух, иногда более лиц;
– монолог – речь одного человека;
– внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.
Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.
Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.
Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.
Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.
Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4931/%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%B5%D0%BB
http://bingoschool.ru/manual/27/
http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=41638&chapterid=3139