Художественные приемы авторов. Литературные приемы
Как называются литературные приемы. Как называется литературный прием с игрой слов
Что можно пожелать человеку, желающему заняться литературным трудом? Во-первых, вдохновения и мечты. Без этого немыслимо любое творчество. Только так ремесло становится искусством! Однако чтобы человеку начать писать, ему априори следует много читать. Первоначально приемы литературного чтения изучаются еще в средней школе. Важно понять фактическое содержание произведения, его основные идеи, мотивы и чувства, движущие персонажами. На основании этого производится целостный анализ. Кроме того, существенную роль играет собственный жизненный опыт.
Роль литературных приемов
Адепту литературной деятельности следует осторожно и умеренно пользоваться стандартными приемами (эпитетами, сравнениями, метафорами, иронией, аллюзиями, каламбурами и т. п.). Секрет, который почему-то редко разглашается, заключается в том, что они являются вторичными. Действительно, овладение умением писать художественные произведения зачастую критикой трактуется как умение использовать определенные литературные приемы.
Что даст осознание и понимание их сути сочиняющему и пишущему человеку? Ответим фигурально: примерно то же, что дадут ласты тому, кто пытается плыть. Если человек плавать не умеет, ласты для него бесполезны. То есть стилистические языковые ухищрения не могут служить самоцелью для автора. Мало знать, как называются литературные приемы. Надо уметь увлекать людей своей мыслью, фантазией.
Метафоры
Определим основные литературные приемы. Метафоры представляют собой уместное творческое замещение свойств одного субъекта или объекта свойствами другого. Таким тропом достигается необычный и свежий взгляд на детали и эпизоды произведения. Примером могут послужить известные метафоры Пушкина («фонтан любви», «по зеркалу рек») и Лермонтова («жизни море», «слезы брызгами»).
Действительно, поэзия – наиболее творческая стезя для лирических натур. Возможно, поэтому литературные приемы в стихотворении наиболее заметны. Неслучайно некоторые художественные прозаические произведения называют прозой в стихах. Так писали Тургенев и Гоголь.
Эпитеты и сравнения
Что собой представляют такие литературные приемы, как эпитеты? Писатель В. Солоухин назвал их «одеждой слов». Если говорить о сущности эпитета предельно кратко, он является тем самым словом, которое характеризует сущность объекта или явления. Приведем примеры: «статная береза», «золотые руки», «быстрые мысли».
Сравнение как художественный прием позволяет для повышения выразительности сопоставлять социальные действия с явлениями природы. Его можно легко заметить в тексте по характерным словам «как», «словно», «будто». Часто сравнение выступает в роли глубокого творческого размышления. Вспомним цитату известного поэта и публициста XIX века Петра Вяземского: «Жизнь наша в старости — изношенный халат: и совестно носить его, и жаль оставить».
Каламбур
Как называется литературный прием с игрой слов? Речь идет об использовании в художественных произведениях омонимов и многозначных слов. Так создаются хорошо знакомые всем и любимые всеми народом анекдоты. Такие слова нередко использованы и классиками: А. П. Чеховым, Омаром Хайямом, В. Маяковским. Как пример приведем цитату Андрея Кнышева: «В доме все было краденое, и даже воздух какой-то спертый». Не правда ли, остроумно сказано!
Впрочем, те, кто интересуется, как называется литературный прием с игрой слов, не должны думать, что каламбур всегда комичен. Проиллюстрируем это известной мыслью Н. Глазкова: «Уголовников тоже влечет к добру, но, к сожалению, к чужому».
Однако признаем, что анекдотичных ситуаций все же больше. Тут же на память приходит другой каламбур – сравнение уголовника с цветком (первого вначале выращивают, а потом садят, а второго – наоборот).
Как бы то ни было, литературный прием с игрой слов пришел из простонародной речи. Неслучайно каламбурами богат одесский юмор Михаила Жванецкого. Не правда ли, замечательна фраза от маэстро юмора: «Машину собрали. в мешок».
Умеющим создавать каламбуры. Дерзайте!
Если вы действительно обладаете ярким чувством юмора, то литературный прием с игрой слов – ваше ноу-хау. Работайте над качеством и оригинальностью! Всегда востребован мастер построения уникальных каламбуров.
Мы в данной статье ограничились толкованием только некоторых инструментов литераторов. На самом деле их гораздо больше. Например, такой прием, как метафора, содержит в себе олицетворение, метонимию («он съел три тарелки»).
Литературный прием парабола
Писатели и поэты зачастую пользуются инструментарием, который носит порой названия просто парадоксальные. Например, один из литературных приемов называется «парабола». Но ведь литература – не эвклидова геометрия. Вот бы, наверное, удивился древнегреческий математик, творец двухмерной геометрии, узнав, что название одной из кривых нашло себе и литературное применение! Почему такое явление имеет место? Вероятно, причиной служат свойства параболической функции. Массив ее значений, приходящий из бесконечности в точку начала отсчета и уходящий в бесконечность, подобен одноименной фигуре речи. Вот почему один из литературных приемов называется “парабола”.
Такая жанровая форма используется для специфической организации всего повествования. Вспомним известную повесть Хемингуэя. Она написана по законам, аналогичным одноименной геометрической фигуре. Ход повествования начинается будто издалека – с описания нелегкой жизни рыбаков, затем автор нам излагает саму суть – величие и непобедимость духа конкретного человека – кубинского рыбака Сантьяго, а после повесть опять уходит в бесконечность, приобретая пафос легенды. Подобным же образом написал Кобо Абэ роман-притчу «Женщина в песках», а Габриэль Гарсиа Маркес – «Сто лет одиночества».
Очевидно, что литературный прием парабола является более глобальным, чем ранее описанные нами. Чтобы заметить его использование писателем, недостаточно прочитать определенный абзац или главу. Для этого следует не только прочесть полностью все произведение, но и произвести его оценку с точки зрения развития сюжета, раскрытых автором образов, общей проблематики. Именно эти приемы анализа литературного произведения позволят, в частности, определить факт использования писателем параболы.
Творчество и художественные приемы
Когда человеку бесполезно браться за литературный труд? Ответ предельно конкретен: когда он не умеет излагать мысль интересно. Не стоит начинать писать, вооружившись знаниями, если ваши повествования не выслушивают окружающие, если у вас нет вдохновения. Даже если вы используете эффектные литературные приемы, они вам не помогут.
Допустим, найдена интересная тема, есть персонажи, имеется захватывающий (по субъективному мнению автора) сюжет. Даже в такой ситуации мы рекомендуем пройти несложный тест. Вы должны его устроить сами для себя. Проверьте, получится ли у вас заинтересовать замыслом своего произведения хорошо знакомого человека, интересы которого вы прекрасно представляете. Ведь типажи людей повторяются. Заинтересовав одного, удастся заинтересовать и десятки тысяч.
О творческом потенциале и композиции
Автору, безусловно, следует остановиться и не продолжать писать, если он себя по отношению к читателям подсознательно ассоциирует либо с пастырем, либо с манипулятором, либо с политтехнологом. Нельзя унижать свою аудиторию подсознательным превосходством. Читатели заметят это, и такого «творчества» автору не простят.
Разговаривайте с аудиторией просто и ровно, как равный с равными. Вы должны каждым предложением, каждым абзацем заинтересовать читателя. Важно, чтобы текст был захватывающим, несущим в себе интересующие людей идеи.
Но и этого недостаточно для человека, желающего заниматься литературой. Одно дело – рассказывать, другое – писать. Литературные приемы требуют умения автора выстраивать композицию. Для этого ему следует серьезно попрактиковаться, сочиняя художественный текст и комбинируя три основных его элемента: описание, диалог и действие. От их взаимосвязи зависит динамика сюжета. А это очень важно.
Описание
Описание несет в себе функцию привязки сюжета к определенному месту, времени, сезону, совокупности персонажей. Оно функционально подобно театральной декорации. Безусловно, автор изначально, еще на стадии замысла, представляет обстоятельства повествования достаточно подробно, однако презентовать читателю их следует постепенно, художественно, оптимизируя используемые литературные приемы. Например, художественная характеристика персонажа произведения автором обычно дается отдельными штрихами, мазками, подаваемыми в различных эпизодах. При этом дозировано используются эпитеты, метафоры, сравнения.
Ведь в жизни тоже поначалу уделяется внимание бросающимся в глаза чертам (рост, телосложение), и только затем рассматриваются цвет глаз, форма носа и т. д.
Диалог
Диалог является хорошим средством для отображения психотипа героев произведения. Читатель в них зачастую видит вторичное описание личности, характера, социального статуса, оценку поступков одного персонажа, отраженное сознанием другого героя этого же произведения. Таким образом читатель получает возможность как углубленного восприятия персонажа (в узком смысле), так и понимания особенности социума в произведении, созданном писателем (в широком смысле). Литературные приемы автора в диалогах – это высший пилотаж. Именно в них (пример тому – творчество Виктора Пелевина) получаются наиболее яркие художественные открытия и обобщения.
Однако использовать диалог следует с двойной осторожностью. Ведь если переусердствовать, то произведение становится неестественным, а сюжет – грубоватым. Не стоит забывать, что основная функция диалогов – коммуникация персонажей произведения.
Действие
Действие является обязательным элементом для литературных повествований. Оно выступает мощным авторским элементом сюжета. При этом действием является не только физическое движение объектов и персонажей, но и любая динамика конфликта, например, при описании судебного процесса.
Предостережение для начинающих: не имея четкого представления о том, как нужно изложить читателю действие, не стоит начинать создавать произведение.
Какие литературные приемы используют при описании действия? Лучше всего, когда их вообще нет. Сцена действия в произведении, пусть даже и фантастическом, наиболее последовательна, логична, осязаема. Именно благодаря этому у читателя создается впечатление документальности художественно описанных событий. Допустить использование приемов литературы при описании действия могут лишь настоящие мастера пера (вспомним из шолоховского «Тихого Дона» сцену появления ослепительного черного солнца перед глазами Григория Мелехова, потрясенного гибелью возлюбленной).
Литературный прием классиков
С возрастанием мастерства автора все объемнее и рельефнее за строками выступает его собственный образ, все изысканнее становятся литературные художественные приемы. Даже если автор о себе не пишет напрямую, читатель его чувствует и безошибочно говорит: «Это – Пастернак!» или же «Это – Достоевский!» В чем здесь секрет?
Начиная творить, писатель помещает свой образ в произведение исподволь, осторожно, на втором плане. Со временем его перо становится более умелым. И автор неминуемо проходит в своих произведениях творческий путь от себя придуманного к себе настоящему. Его начинают узнавать по стилю. Именно эта метаморфоза – главный литературный прием в творчестве каждого писателя и поэта.
Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях
материал по чтению (4 класс) на тему
Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные художественные приемы,
в литературных произведениях
- Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто .
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
- Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны , серебряная роса , сияющие глаза , жадный взгляд .
В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица , добрый молодец , сине море , черны тучи , зелена трава .
- Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
- Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце , убит горем , ломать голову и др.
- Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз.
Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес ), в былинах (меч весом в сто пудов ).
- Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т.д.
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…
- Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла.
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
- Синонимы – слова, близкие по значению.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан , весь окован
Легкой цепью пуховой…
- Антонимы – слова с противоположным значением.
В день уныния смирись;
День веселья , верь, настанет.
- Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:
с моим другом мы съели не один пуд соли .
- Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства.
Торопись, голубка ! Ты теряешь
Час за часом ! Звезд не сосчитать !
- Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.
На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ на уроках музыки.
В статье описываются эффективные приёмы, используемые для развития интереса к чтению.
Данная презентация может быть использована на празднике “До свидания, первый класс!” как демонстрационный материал к литературным загадкам, на уроках внеклассного и литературного чтения.
С первого класса ребенка необходимо учить читать и анализировать литературное произведение, формировать читательские умения и пробуждать интерес к чтению.
Одной из методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Цель интерактивного обучения – создание таких условий, при которых ученик чувствует свою успешность.
Таблица “Художественные приемы в литературе”
Содержание
- Значение
- Тропы
- Фигуры речи
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
Значение
Художественные приемы помогают с наибольшей точностью и выразительностью передать авторские рассуждения. Сочетание различных приемов говорит об авторском стиле.
Рис. 1. Художественные приемы.
Тропы
Художественный прием
Пример
Багровый костер заката
Небо осенью дышало
Облаком волнистым пыль встает вдали
И слышно было до рассвета, как ликовал француз
Шаровары шириною в Черное море
Градоначальник с фаршированной головой
Мальчик с пальчик
Люди в белых халатах
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова)
Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина)
Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.
Фигуры речи
Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:
Художественный прием
Пример
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут,
Други его — не тревожьте его!
Слуги его — не тревожьте его!
Не жалею, не зову, не плачу.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
Медведь – за ней.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Белеет парус одинокой
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян как маков цвет,
Я как смерть и тощ и бледен
У Елены беда тут стряслась. Большая.
Какой же русский не любит быстрой езды?
О времена, о нравы!
Прощай, немытая Россия!
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал…
Вопросно-ответная форма изложения
Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо!
Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.
Что мы узнали?
К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 50.
Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.
- Ирония
- Параллелизм
- Место стихотворения в творчестве поэта
- Таблица “Художественные приемы в литературе”
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1.
марьям дибиргаджиева 332
- 2.
Игорь Проскуренко 307
- 3.
Таня Хмелевская 228
- 4.
Ольга Жаркова 213
- 5.
Надежда Лопина 204
- 6.
Елжан Джалшора 166
- 7.
Дмитрий Гагарин 138
- 8.
Amir Abdulaev 128
- 9.
Андрей Шкурнов 103
- 10.
Таисия Селюкова 100
- 1.
Юлия Бронникова 16,410
- 2.
Кристина Волосочева 16,370
- 3.
Алина Сайбель 16,229
- 4.
Ekaterina 16,146
- 5.
Мария Николаевна 15,680
- 6.
Лариса Самодурова 15,620
- 7.
Darth Vader 15,261
- 8.
Liza 14,890
- 9.
TorkMen 14,576
- 10.
Влад Лубенков 13,410
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источники:
http://www.syl.ru/article/199564/new_kak-nazyivayutsya-literaturnyie-priemyi-kak-nazyivaetsya-literaturnyiy-priem-s-igroy-slov
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/10/22/osnovnye-hudozhestvennye-priemy-ispolzuemye-avtorami-v
http://obrazovaka.ru/literatura/tablica-hudozhestvennye-priemy-v-literature.html