0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественные миры романа Л.Н. Толстого и В.В

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей, что вполне справедливо. На то есть два основания: величина, масштаб, объем изображаемых действий и событий, а кроме того – характер событий, развертывающихся, начиная с третьего тома (всего в книге четыре тома). Все отношения персонажей и события исторического плана протекают в атмосфере войны с Наполеоном, войны отечественной, освободительной, народной, в отличие от кампаний 1806–1809 годов, участниками которых были и Андрей Болконский, и Николай Ростов и другие герои романа. Война 1812 года по меркам не только того, но и нашего времени, была грандиозным потрясением для всей России. Она унесла массу жизней, разорила жилища, искалечила судьбы, уничтожила значительную часть Москвы, горевшей в течение нескольких дней. Все это показал Толстой введением огромного количества действующих лиц – дворян, крестьян, военных, партизан, французов и т. д. Он же сумел передать драматический колорит того периода, который ощущался и осознавался разными участниками событий – от Кутузова и императора Александра до простого солдата. Стоит вспомнить сцены отступления армии, бегства населения, пожара Москвы, пленения русских, переживаний главнокомандующего, который, узнав об уходе французов из Москвы, понял, что «спасена Россия», и потому всячески старался уберечь свою армию от излишних потерь. Таким образом, причастность всех россиян, так или иначе показанных в «Войне и мире», к событиям 1812 года окрасила повествование Л.Н. Толстого в драматические тона и вместе с тем придала ему эпопейно-героический характер.

К этим россиянам принадлежали и главные герои Толстого, знакомство с которыми состоялось задолго до этой войны, а расставание произошло через семь лет после ее окончания. Следовательно, временные рамки повествования составили в целом около пятнадцати лет. Оправдан ли такой срок ведения действия и о чем он говорит?

Дело в том, что если бы речь шла о массе действующих лиц, даже таких как старшие Ростовы, их дочь Вера, Берг, Друбецкой, князь Василий, Элен, Анна Шерер и другие, то указанный разворот сюжета был бы необязателен. Все они, добрые и злые, умные и глупые, – весьма ординарны, обычны, неизменны и постоянны в своих привычках, склонностях, мыслях о жизни. Поэтому для выяснения общего уклада их жизни, стиля мышления и способа существования не потребовалось бы столь длительного времени.

Но в их среде, представленной огромным количеством персонажей, выделены и выведены на передний план всего четверо героев – Андрей Болконский, Пьер Безухо в, Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Изображение их судеб и определяет временные границы повествования, которое начинается как роман и кончается как роман, позволяя ввести в свои рамки несчетное количество персонажей, оказавшихся причастными к событиям 1812 года и тем самым к судьбам ведущих героев. Выделением этих героев Толстой демонстрирует свои симпатии к подобному типу людей, но при этом подчеркивает, что даже потенциально значительному, духовно одаренному человеку необходимы долгое время и масса испытаний, чтобы найти себя, обрести спокойствие – внешнее и внутреннее.

В чем причина его симпатий? В духовных возможностях, в содержании внутреннего мира, в интеллекте, культуре, эмоциональном богатстве. Князя Андрея отличает постоянная потребность думать, знать, читать, осознавать, что происходит вокруг и с ним самим. Он не вписывается ни в какой круг. Когда ему хочется высказать свои мысли, он готов доверить их только Пьеру, который значительно моложе его. Пьера он характеризует Наташе как единственно умного, доброго, уважаемого и надежного человека и друга. Пьер тоже начитан, интеллектуален, озабочен делами и идеями, которые далеко не всегда ему удаются, не успокоен, но, в отличие от своего эмоционально холодного друга, мягок, доверчив, отзывчив и до бесконечности добр. Его любят все, кроме его жены Элен и ее чопорного окружения, ему рады во всех домах, привязанность к нему окружающих – стихийная награда его нравственным качествам.

Различия между характерами друзей становятся источником их размолвки, холодности, отчуждения. Эти же различия объясняют разные отношений с Наташей. Пьер любит ее глубоко и безотчетно. Андрей приходит к пониманию ее душевного склада через ощущение смерти.

А Наташа? По словам князя Андрея, она была единственной в своем роде в светском обществе. Ее прелесть зафиксировал даже его холодный, рассудочный ум, отметив непосредственность, открытость, эмоциональную наполненность, жажду счастья. В момент их знакомства он не мог еще оценить ее доброты, чуткости, умения понять чужое горе, порадоваться чужому счастью. Такой ее видел Пьер, такой она оказалась в семейной жизни – беспредельно преданной мужу, гордящейся им, погруженной в любовь к семье. Признаком ее, как и Пьера, человеческого обаяния была любовь к ним Николеньки Болконского, не любившего дядю Николая (Ростова).

В чем истоки духовности толстовских героев? Во многом – в семье. От атмосферы в семье, особенно такой, как семья Ростовых или Болконских, зависит становление личности. В петербургской среде всякие порывы и возможности могут быть задушены этикетом, нормой, фальшивостью отношений.

Но выделяя всего трех-четырех героев, Толстой наводит на мысль, что личностные возможности заложены в самой индивидуальности. В благополучной патриархальной семье Ростовых Наташа не похожа на Веру и даже Николая. В семье Болконских все сами по себе. А Пьер сформировался как личность вообще вне семейных традиций, не случайно его нравственный путь был длиннее и сложнее.

Немалый срок, отпущенный героям, позволяет осознать и им самим, и автору, и читателям их жизненно-духовный итог В ходе их жизни было много потерь и разочарований – смерть графа Ростова, Пети, старого князя Болконского, самого Андрея, разорение Ростовых, потеря половины состояния Пьером, дыхание смерти во время казни на Ново-Девичьем поле, плен, болезнь и многое другое. А обретения? Устойчивая жизненная позиция, радость встречи друге другом, понимание ценности жизни и семейного счастья. Ощущение и героями, и автором, и читателями нравственного итога – это и есть наличие монологизма, без которого не существует ни один роман. Только монологизм, то есть положительно значимый итог, не всегда лежит на поверхности, он может быть глубоко затаен, потому что формы прозрения, обретения, самопознания могут быть самыми разными.

За время жизненного пути настроения толстовских героев не были одинаковыми, а поступки однозначно разумными. Не раз возникали драматические ситуации, переживания, страдания, горькие мысли и чувства, но они не выливались в страшные диссонансы, метания, всплески противоречий, борьбу разнонаправленных сил в сознании и поступках, как у героев Достоевского. Поэтому психологизм в романе Толстого всепроникающий, постоянно функционирующий, но не бросающийся в глаза, фиксирующий большей частью состояние героев, но не скрытые импульсы их поведения, обнажающий динамику внутреннего мира, но без внезапных взрывов, переходов, катаклизмов.

Читать еще:  Судьба ночь схватки. Прикосновение небес

Таким образом, ситуация толстовского романа очень напоминает таковую в пушкинском. Только там многочисленные персонажи были лишь названы, а здесь они получили право голоса, место и время для проявления своего характера. Принцип выделения героев по признаку духовности, нравственного обаяния тоже сближает этих писателей. «Войной и миром» не исчерпывается и не завершается русская романная традиция. Сам Толстой еще напишет «Анну Каренину» и «Воскресение».

XX век принципиально изменил «романную карту» Европы. Мы не обращались к западноевропейской литературе, ибо это не входит в задачи данного пособия. Но нельзя не отметить, что до конца XIX века пути развития романа в России и Западной Европе в самых общих чертах были сходными. С конца XIX века эти пути явно расходятся. Рубеж двух веков изменил общую ситуацию в мире – это было зафиксировано самыми разными мыслителями. При этом характер изменений в России и Западной Европе был неодинаков. Основным показателем изменений в Европе стало, как говорил немецкий философ Ницше, «исчезновение богов», то есть неверие во всякие положительные ценности, в прогресс, в разум. Это проявилось во многих романах и сказалось во все более заметном отчуждении героя от мира. Символом такого героя стал персонаж, названный А. Камю «посторонним» (повесть «Посторонний»).

Творческая история романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьное сочинение

  • 1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • 2. Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Все похожие сочинения (4) ↓

«Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы», — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи «Война и мир» не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и «примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России», и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, «эпохе заблуждений и несчастий» своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то «чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. «. Толстой в очередной раз оставил написанное и «стал писать со времени 1812 года». Но оказалось, что «между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи» личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали» с равным интересом для автора, «молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени». И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав «наших неудач и нашего срама». Писатель пришел к выводу, что если «причина нашего торжества» лежала в «сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений». Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести «многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов». Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта «Войны и мира» прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: «Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. «, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: «Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. «

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте «Войны и мира» появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил «по Толстому». Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что «исторические рассуждения» в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем «особого мнения». То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Читать еще:  Сыромятниковой "Первые зрители". Урок русского языка

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. «Что за славный народ!» — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. «. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: «Я сожгу Москву», как и Наполеон: «Я накажу свои народы», — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. » — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно «Войну и мир», с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют «романом-эпопеей». Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Презентация «Художественные миры Толстого и Достоевского» (сравнительный анализ)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественные миры Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского В романах Толстого и Достоевского весьма своеобразно сочетается постоянное, живое внимание к окружающей жизни, к тому, что характеризует духовный облик современного человека, к вечным проблемам человеческого бытия, вне рассмотрения которых они не мыслили себе своего художественного творчества.

Л.Н.Толстой – основоположник эпико-психологического течения в искусстве нового времени Истоки новаторских исканий и творческих исканий великого художника заключены в тех глубоких сдвигах в общественном сознании, которые произошли в России во второй половине XIX века. Это явление имело мировое значение. В этот период все боле ясно вырисовывались антигуманистические свойства буржуазного общества, все отчетливее и острее стала ощущаться возможность освобождения человека от цивилизованно-варварских принципов и норм этого общества.

Идеи возрождения человека Все творчество Л.Толстого пронизано идеями возрождения человека и человечества, утвердить истинно человеческие отношения. Внимание писателя привлекали к себе многообразные связи человека , его духовного «я» и действительности, которые получили столь яркое воплощение в мощном размахе толстовского эпического творчества.

Анализ и синтез окружающей жизни в творчестве Л.Толстого Важнейшая его особенность – стремление писателя подвергнуть художественному анализу и синтезу окружающий мир в его разнообразных проявлениях и в то же время показать внутреннее противоречивое единство различных форм жизни, человеческой деятельности. Описание крупных исторических событий, процессов социальной действительности в произведениях Толстого теснейшим образом сочетается с глубоким раскрытием внутренней жизни людей.

Диалектика души Писатель неизменно освещает воздействие «внешних» событий на течение психических процессов, душевный строй людей, нравственные искания действующих лиц его произведений. Реальную сложность, противоречивость внутренней жизни человека, Чернышевский проницательно назвал «диалектикой души».

Принцип повествовательного сопоставления Используя принцип повествовательного сопоставления действующих лиц произведения, Толстой нередко раскрывает меру сопричастности, тяготения своего героя к добру и злу, меру его человечности, душевной широты или узости. Интересна в этом смысле обрисовка семьи Ростовых, отдельных ее членов. Писатель подчеркивает существенное несходство между отзывчивой к людям, их Наташей и жестким, ограниченным Николаем, готовым ради сохранения дорогого ему порядка вещей на весьма суровые меры. Еще более резкие различия предстают при сопоставлении семей Ростовых и Курагиных, которое возникает в ходе развития сюжета «Войны и мира».

Мера человечности Мера человечности является одним из очень важных принципов характеристики Толстым его героев. Писатель всегда отмечает в героях даже малую долю, иногда искру. Человечности, если она в них существует. И в то же время он решительно осуждает и развенчивает бесчеловечность многих своих героев (Наполеон, сановные чиновники и т.д.)

«Непрямое» изображение явлений жизни в романе Толстой разработал оригинальный способ «непрямого» изображения явлений жизни. Так, например, смотр русских войск перед Аустерлицким сражением описан с «позиций» Николая Ростова – участника этого смотра. Смоленск перед вступлением в него наполеоновских войск – глазами управляющего имением старика Болконского Алтапыча. Характерная черта толстовского повествования состоит в том. Что ряд эпизодов романа окрашен в тона того эмоционального состояния, которое было свойственно действующему лицу в тот или иной период времени.

Стереоскопическое изображение явлений жизни в романе «Война и мир» С охарактеризованным здесь способом повествования тесно соприкасается многофокусное, стереоскопическое изображение явлений жизни. Оно заключается в том, что одно и то же явление, событие освещается с разных позиций. Так, Бородинское сражение описано с точки зрения Пьера Безухова, князя Болконского, Наполеона, Кутузова и т.д. Помимо обрисовки позиций своих героев, автор «Войны и мира» развивает и свою собственную точку зрения на это историческое событие. Слияние субъективного и объективного образует в романе совершенно новое качество, раскрывает многомерность окружающего мира.

Читать еще:  Настала пора возвращаться домой. Оксимирон вернулся

Появление в романах Л.Толстого коллективного героя Выход Толстого за границы образа-персонажа делает совершенно естественным появление в его романе коллективного героя. В романе «Война и мир» писатель довольно часто рисует совокупность отдельных лиц, временами безымянных героев. Объединенных общим настроением, характером своих действий, отношением к событиям. Такого рода единство рельефно выступает, например, в описании довольно большой группы солдат и офицеров на батарее Раевского во время Бородинского сражения. Группа эта, ее сосредоточенная самоотверженность, ее героизм ясно сопоставлены в повествовании с фигурой Пьера Безухова.

Творческий опыт Толстого Творческий опыт Толстого нашел свое действенное продолжение и развитие многих крупнейших художников слова конца XIX и XX века. Среди них – Ромен Роллан, Анатоль Франс, Голсуорси, Генрих и Томас Манны, Теодор Драйзер, Прус, И.Бунин, Хемингуэй, а также М.Шолохов, К.Фадеев и многие другие. В произведениях каждого из этих авторов нашли свое самобытное преломление разные стороны творческих открытий автора «Войны и мира». Обязанные своему возникновению гениальному художнику слова, открытия эти и сегодня являются действенным средством освоения окружающего мира.

Своеобразие творчества Ф.М.Достоевского Весьма своеобразное сочетание социального и психологического предстает в творчестве Ф.М.Достоевского. В отличие от Толстого Достоевского не увлекала игра красок широкого жизненного потока, изображение изменений, переливов в нем, он не стремился воссоздать многообразие связей между людьми. Достоевского глубоко волновали только кризисные явления социального мира, трагические начала в жизни человека.

Реалист в высшем смысле Подчеркивая свой особый интерес к внутренней жизни людей, Достоевский заявлял в одном из писем: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать…Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».» «Меня зовут психологом,- пишет он в своей «Записной книжке» (1880 -1881 годы), — я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Взгляды Достоевского на окружающий мир Взгляды Достоевского на окружающий мир, его представления о человеке и тем самым принципы художественного освоения жизни существенно отличались от взглядов Л.Толстого. При внимательном и глубоком изучении действительности, утверждал писатель, в ней часто открываются такие неожиданности и исключительные явления. «Никогда еще романисту не представлялось таких возможностей, — пишет он, — как те, которые действительность представляет нам каждый день тысячами, и в виде самых обыкновенных вещей. Иного даже вовсе и не выдумать никакой фантазии».

Художественный метод Ф.М.Достоевского Достоевский в повседневном течении жизни постоянно подмечал чрезвычайные события и факты, до того казавшиеся невозможными. Если Толстой особое значение придавал органическому, стихийному развитию жизни, росту и укреплению ее нравственных основ, то Достоевского привлекают прежде всего явления, выходящие за рамки традиционного, явления, заключающие в себе острые противоречия, взрывы, черты катастрофичности. По мнению писателя. Именно в такого рода процессах с наибольшей силой и раскрывалась сущность жизни.

Предельное выражение типического в творчестве писателя Достоевский отрицательно относился к бытовому расцвечиванию повествования, к «натуральности» (художественный метод Н.В.Гоголя), колоритности, которыми пользовались многие писатели – его современники. Писатель стремился к тому, чтобы раскрыть свойства явлений жизни действующих лиц в их наиболее полном, предельном понимании. По мнению писателя, это и позволяет глубоко очертить и отобразить проявления типического.

Духовное отчуждение личности в изображении Достоевского Особый интерес Достоевского вызывала духовная атмосфера жизни общества. С большой горечью писатель наблюдал растущее разобщение людей, в котором он видел характернейшую черту социального, духовного существования современного человека. Духовное отчуждение личности от социального мира было одной из очень важных жизненных, творческих проблем, которую писатель глубоко разрабатывал в своих произведениях. Индивидуализм и отчуждение близко соприкасаются между собой, хотя они и не являются в изображении Достоевского равнозначными явлениями.

Отрицательные герои Достоевского Отчуждение личности, крайнее проявление индивидуализма, по мнению писателя, является полное противопоставление личности другим людям, обществу в целом, признание любых желаний и прихотей «я» непреложным законом, высшей ценностью. Образ человека, который упорно защищает, оправдывает подобное отношение к обществу, особенно выразительно описано в романе «Преступление и наказание». Внутреннее отчуждение, крайний индивидуализм проявляют себя и в иных формах – в облике изощренного своеволия, цинизма, хищничества, в виде разгула низменных страстей ( образы Свидригайлова, Федора Карамазова, Смердякова, князя Валковского ). Стремясь достичь своих целей, они готовы прибегнуть к любым средствам, включая самые тяжкие преступления, они отвергают любые, в том числе и нравственные, нормы. Основным стимулом жизненного поведения этих героев является резко выраженное неудержимое своекорыстие, утверждение своего темного «я», стремление властвовать над людьми.

Люди особого склада Рядом с отчуждением личности и в противовес ему Достоевский рисовал героев, которые остро ощущают скорби человеческого бытия, терзаются ими, пытаются отыскать выход из сложнейших коллизий жизни. И это иногда соединяется с чертами индивидуалистического мировосприятия, свойственного этим героям. Раскольников и Иван Карамазов считают себя людьми особого склада, которые могут не подчиняться общепризнанным законам бытия. И в то же время их глубоко волнуют коренные проблемы мироустройства. Они считают себя ответственными за то, что происходит в нем.

Положительные герои Достоевского Свойства «положительно прекрасного человека», который стремиться преодолеть «раздоры», различные проявления человеческого зла, Достоевский изобразил в образе князя Мышкина. При всех своих противоречиях образ этот отличается большой психологической правдой, которая находится в тесном соприкосновении с правдой таких характеров, как Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова. Щедрость души, благородство, самоотверженность – в изображении писателя это не только реальные человеческие качества, но и своеобразный нравственный критерий в отношениях между людьми.

«Двойничество» героев Достоевского Характерную черту обрисовки героев Достоевского составляет раскрытие в их духовном облике противоположных психических качеств, чувств, стремлений. Это выражается прежде всего в изображении раздвоенности действующих лиц. «Двойничество» так или иначе характерно Раскольникову и Ивану Карамзину. Герои Достоевского в своем сознании и поведении нередко живут между такими крайностями, как гордость и самоуничижение, своеволие и покорность, ощущение мученика и положение мучителя, бунт и смирение.

Идеал Достоевского Рисуя острые драматические ситуации, игру страстей, Достоевский, так же как и Л.Н.Толстой, придавал большое значение нравственным началам человеческой жизни. Идеалом Достоевского была разносторонне развитая личность, отдающая все свои силы благу других людей. В «Записной тетради» 1864 года он пишет: «В чем идеал? Достигнуть полного могущества сознания и развития, вполне осознать свое я – и отдать это все самовольно для всех». Художественный мир Достоевского оказал громадное влияние на мировую литературу XX века. Творческие обобщения Достоевского – значительный этап в развитии искусства слова, в обогащении художественного образа.

Источники:

http://lit.wikireading.ru/45346
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=8&bookid=242
http://infourok.ru/prezentaciya-hudozhestvennie-miri-tolstogo-i-dostoevskogo-sravnitelniy-analiz-2547623.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector