5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественное творчество и душевное и здоровье.

Творчество и здоровье

Творчество — это всегда поиск либо новых идей, новых возможностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения. Состояние творческой и поисковой активности всегда связано с мобилизацией внутренних духовно-энергетических ресурсов человека на преодоление выхода из создавшейся ситуации. Именно эта мобилизация психологических ресурсов и помогает человеку справляться с бытовыми сложностями жизни и преодолевать разного рода болезни.

Нижеследующие примеры показывают благотворность влияния творчества на здоровье.

В исследовании А.Н. Рубакина, изучившего жизненный путь 604 ученых, было выявлено, что 354 человека (58,6%) из этого числа скончались в возрасте старше 70 лет, из них 150 человек (24,8%) прожили свыше 80 лет. Старческие изменения, связанные с прогрессирующим атеросклерозом и другими нарушениями, среди ученых и деятелей искусства — довольное редкое явление. Как тут не вспомнить изречение Ромена Роллана, что «творить — значит убивать смерть».

В одном из своих писем А.П. Чехов признавался: «Работая, я всегда бываю в хорошем настроении». Он отмечал, что для того, кто испытал наслаждение творчества, все другие наслаждения уже не существуют [1] .

Известно, что Чарльз Дарвин был очень болезненным и мнительным человеком. Его биографы нашли, что все свои тяжелые душевные кризисы великий ученый преодолевал главным образом с помощью работы, с головой уходя в свои исследования.

Одна из знакомых великого композитора и пианиста С. Рахманинова, О.Н. Конюс, встречавшаяся с ним в последние годы жизни, когда С. Рахманинов уже был нездоров, вспоминает о нем после блестящего концерта: «Удивительно, как человек, который час тому назад едва мог двигаться в своем номере отеля, в концерте мог исполнить длинную программу так прекрасно, с таким подъемом и вдохновением». Выходя на сцену, С. Рахманинов забывал о тех болях и недомоганиях, которые его мучили в последние годы [2] .

У выдающегося немецкого дирижера XX в. Герберта фон Караяна однажды во время концерта «пошел» почечный камень. «Я почувствовал это, — признавался он в одном из своих интервью, — только после выступления. Обычно же ощущаешь такие боли, что просто катаешься по полу» [3] .

По мнению нашего великого соотечественника хирурга Н.Н. Бурденко, чьим именем в Москве назван институт нейрохирургии, деятельность, связанная с творчеством, способствует выработке определенных гормонов, положительно влияющих на состояние человека. Современная психоэндокринология называет среди таких гормонов серотонин, дофамин, амфетамин. Все они обладают тонизирующим и обезболивающими свойствами, придающими силы и омолаживающими человека.

Читать еще:  Астрид линдгрен личная жизнь. Последние годы жизни

Не только писатели и художники знают о целительной силе творчества. Это знают и садоводы-любители, и спортивные тренеры, и врачи, и вообще любой человек, который способен относиться к своему делу неравнодушно и предельно заинтересованно.

  • [1] См.: Русские писатели о литературном труде. Л., 1955.
  • [2] 3 См.: Воспоминания о Рахманинове. Т. 1. М., 1988.
  • [3] Эликсир жизни — музыка (Караян о себе) // Муз. жизнь.1983. № 15. С. 19.

Как творчество влияет на ваше психическое здоровье?

Не все мы родились художниками, но каждый из нас может рисовать, лепить, делать наброски и создавать некоторые вещи самых вычурных форм, хотя и уровень мастерства у всех разный. Некоторые из нас по своей природе более одарены, чем другие. Но это не имеет значения. Если вам что-то нравится, начните этим заниматься! Конечно, вы не обязаны этим занятием зарабатывать себе на жизнь. Но даже если вы не уверены в том, что ваше творчество понравится другим, все равно стоит попробовать.

Влияние на здоровье

Существуют доказательства того, что любой вид творческой деятельности способен сохранить ваше психическое здоровье. Исследование показало:

  • Музыка и искусство могут иметь положительное влияние на физическое состояние. Искусство также улучшает самочувствие больных раком молочной железы. Оно уменьшает негативные эмоции и увеличивает позитивные.
  • Искусство может улучшить общее состояние здоровья и благополучие, работая как средство отвлечения внимания, улучшения самоидентификации и обеспечения социальной активности людей с хроническими заболеваниями.
  • Недавнее исследование, проведенное в 2016 году, обнаружило, что творческие занятия могут значительно снизить уровень стресса, независимо от художественного таланта или опыта. Полученные результаты не удивили исследователей, так как это основная идея в арт-терапии. Каждый человек – творческий, и это можно выразить при помощи изобразительного искусства, работая в благоприятной обстановке. Тем не менее исследователи не предполагали, что результаты будут заметнее у тех людей, у которых есть опыт творческой деятельности.

Эксперимент

В исследовании приняли участие 39 студентов (33 женщины и 6 мужчин) в возрасте от 18 до 59 лет. При этом у 18 из них был ограниченный творческий опыт, у 13 он был небольшим, а у 8 – обширным. Исследование длилось один час, при этом 15 минут были использованы для согласования действий и сбора данных до и после сеанса. Оставшиеся 45 минут использовали для художественных решений. Творческое выражение приняло форму создания коллажей, лепки или рисования.

Участники создавали свои работы, используя те формы, которые они хотели (по отдельности или вместе). В комнате находился также арт-терапевт, который мог ответить на любые вопросы. До и после тестирования у участников были отобраны образцы слюны, чтобы тестировать уровень кортизола. Это биологический индикатор, связанный со стрессом. Чем выше его уровень, тем сильнее напряжение и стресс, и наоборот.

Читать еще:  Чичиков в поэме Н. Гоголя "Мертвые души"

После эксперимента был сделан статистический анализ, также участников попросили предоставить краткое письменное описание своего опыта. 38-летняя женщина, у которой был опыт творчества, рассказала о том, что ее участие в эксперименте было очень расслабляющим. Уже через 5 минут она начала ощущать уменьшение тревожности. Она смогла меньше думать о тех вещах, которые ей было необходимо сделать. Более того, по ее словам, искусство позволило ей посмотреть на многие вещи в перспективе.

Результаты

Уровень кортизола значительно снизился, по сравнению с показателями, которые были до начала эксперимента. На самом деле 75% людей продемонстрировали снижение уровня кортизола. На эти показатели никак не повлияли такие факторы, как предыдущий опыт, выбор вида работы, пол или принадлежность к какой-то расе. Были различия, хоть и незначительные, которые зависели от возраста и времени суток.

Молодые люди продемонстрировали более выраженное снижение уровня стресса, чем пожилые. Одной из причин такого результата может быть то, что молодые люди до сих пор развивают свои способности к борьбе со стрессом. А вот пожилые, в силу своего возраста и жизненного опыта, имеют больше выработанных собственных стратегий, позволяющих им решать проблемы и более эффективно сражаться со стрессом.

С точки зрения времени суток исследование показало, что уровень стресса выше по утрам и снижается в течение дня. Это можно объяснить тем фактом, что люди утром готовят себя к напряженному рабочему дню и занимаются многими видами деятельности, а затем, к концу дня, расслабляются, когда приходит время ложиться спать.

Перспективы

Ученые планируют использовать это исследование для дальнейшего изучения связи между снижением уровня стресса и творческим самовыражением в терапевтической среде. Они также планируют рассмотреть эффект изобразительного искусства на пожилых людях и их опекунах.

Таким образом, хотя некоторые из нас действительно более одаренные, чем другие, это не имеет значения. Занимайтесь творчеством для удовольствия, это подарит вам массу преимуществ!

Тема 11: Художественное творчество и психологическое здоровье

(для самостоятельного изучения)

История взглядов на связь творчества и психологического здоровья. Генетика гениальности. Терапия искусством как метод психотерапии. Психоаналитическая первооснова метода – теории З.Фрейда и К.Юнга. Общее представление об арт-терапии. Цели арт-терапии. Основные подходы и принципы арт-терапии. Групповая арт-терапия. Сублимация как центральное понятие в терапии искусством.

Основные формы арт-терапии: рисуночная арт-терапия, библиотерапия, сказкотерапия, кинотерапия, психодрамма, данс-терапия, музыкотерапия и другие. Роль фантазии в творческом процессе. Психотерапевтические возможности арт-терапии. Формы организации арт-терапии – индивидуальная и групповая. Виды арт-терапии: рецептивная, активная, интегративная. Направления в арт-терапии: психофизиологическое, психотерапевтическое, социально-педагогическое, психологическое.

Читать еще:  Значение слова тынянов в литературной энциклопедии.

Подходы в арт-терапии – психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и инновационные направления: мультикультуральное, интегративное, феминистский подход.

Литература по теме:

1. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.

2. Андерсон, Д. Мир – театр. Будь актером! / Пер с англ. А. Петровой / Дейл Андерсон. – Вильнюс: Полина, М.: Полина М, 1998. – 285 с.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева и др. – М.: Академия, 2001. – 248 с.

4. Архипова, О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми (на базе Пансионата для ветеранов труда) // Психология зрелости и старения, № 2 (42) Лето, 2008. – С. 18 – 58.

5. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. – М., 2001. – Гл. 3.

6. Галин, А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.

7. Гениальность: божий дар или наказание? (“Клинический архив гениальности и одаренности” под ред. Г.В. Сегалина). Репринтное воспроизведение изданий 1925 – 1930 гг. – Москва, Изд. дом “Дом РДФ”, Издательский образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”; 2006. – 1711 с.

8. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической и социальной работе – Речь, 2007. – 336 с.

9. Кондратенко, Л.К. Психологическое здоровье и творческое Я // Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.

10. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Лань, 2002. – 230 с.

11. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. – СПБ.: ЛОИРО, 2001. – 320 с.

12. Николаенко, Н. Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

13. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: Учебное пособие. – М.: «Когито-центр», 2007. – 95 с.

14. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии, 1999, № 2. – С. 61 – 73.

15. Шейнов, В.П. Искусство жить: творческий подход – С. 377 – 381.

16. Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности – М., Тайдекс Ко, 2002. – 375 с.

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studme.org/226640/psihologiya/tvorchestvo_zdorove
http://fb.ru/post/mental-health/2016/8/17/7006
http://studopedia.ru/4_3855_tema—hudozhestvennoe-tvorchestvo-i-psihologicheskoe-zdorove.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector