3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественная живопись. Школьная энциклопедия

Основы рисования: 10 лучших учебников для художника

Если ваша давняя мечта научиться рисовать как настоящий художник, но нет времени для того, чтобы идти в художественную школу, или денег, чтобы нанять репетитора, не отчаивайтесь! Вы можете самостоятельно заняться обучением дома в свободное и удобное для вас время. Главное – это тщательно подготовиться, потому что вашим учителем будете вы сами.

В первую очередь необходимо понять, какими именно знаниями вы должны овладеть. Решающее значение в самостоятельном обучении имеют правильно подобранные книги. В учебных заведениях для художников-живописцев преподают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, цветоведение, анатомия и перспектива. Если вы самостоятельно решили изучать курс рисования, то вам понадобится набор следующих учебников.

Рисунок

Основы учебного академического рисунка. Николай Ли.

Автор подает весь курс академического рисунка, последовательно раскрывая все материалы учебной программы художественного училища. Шаг за шагом вы легко освоите рисование простых геометрических тел (куб, цилиндр, сфера, конус, пирамида), которые лежат в основе конструкций любых более сложных предметов таких как греческие вазы, капители, предметы мебели, дома, человеческое тело. Из этой книги вы узнаете основы линейной перспективы, метод конструктивного построения в рисунке, понятие о пропорциях предметов и их значение в рисунке, а также знания пластической анатомии тела человека.

Рисунок. Наброски и зарисовки. В. К. Кузин

Выполнение набросков и зарисовок играет важную роль в развитии выразительности рисунка, цельности видения, умения передать пропорции и основные черты позы. Данная книга ознакомит вас с художественными возможностями линии и пятна, а также с различными материалами, которыми можно выполнять наброски. Здесь полно примеров набросков выдающихся художников. Кроме того, вы узнаете роль набросков в создании композиции, и освоите техники и схемы построения набросков и зарисовок.

Игра света и тени для художников. Бёрн Хогарт

Из этой книги вы узнаете о всевозможных типах освещения и влияние света на материальность. Вы получите обширное представление о том, что такое светотеневой рисунок на плоскости, и какую роль играет свет в моделировке формы. У вас будет представление о том, какие есть категории света и тени, и как влияет свет на выразительность композиции. А также поймете, чем отличаются друг от друга плоский рассеянный свет, лунный свет, скульптурный свет, пространственный свет, фрагментарный свет, ослепляющий свет, выразительный свет. В целом, в этой пособии вы обнаружите сотни определений света и получите более глубокое представление о его функции в рисунке.

Живопись

Техника акварельной живописи. П. П. Ревякин

Эта книга, выпущенная еще во времена СССР, является универсальным руководством по академической живописи. Она дает широкое представление о влиянии освещения на цвет и раскрывает такие основные понятия в живописи как собственный и отраженный свет, цветовая температура, светотень, локальный цвет предмета. Этот учебник познакомит вас с особенностями чувствительности нашего зрения к цвету и различными видами цветовых контрастов. Вы узнаете, какие материалы необходимы при работе с акварельными красками, а также особенности взаимодействия различных пигментов с бумагой. Здесь описана подробная методика работы классического способа моделировки формы предметов при помощи акварельных красок, а также дается понятие о перспективе и планах в живописи. Значительная часть книги посвящена написанию архитектурных сооружений, поэтому ее полезно будет прочитать даже архитекторам.

Основы живописи. Могилевцев В. А.

Эта книга рассчитана на профессиональное обучение портретной живописи. Здесь изложены базовые знания об академической живописи маслом в жанре портрета. Также здесь есть описание перечня необходимых материалов, этапы рисунка кистью на холсте, схема проработки деталей (глаза, нос, губы). А также здесь рассмотрены цветовые отношения и выразительные средства живописи. Книга разбита на 4 раздела: голова, портрет с руками, фигура, копирование. В каждом из разделов автор подробно описывает все этапы работы от замысла, создания эскиза до детализации и обобщения готового портрета. Кроме этой книги у Могилевцева есть еще две отличные книги “Основы рисунка” и “Наброски и учебный рисунок”, которые также заслуживают внимания и могут служить альтернативой вышеуказанным учебникам по рисунку.

Полный курс масляной живописи. Хеннес Руиссинг

В данной книге вы найдете описание материалов для живописи маслом, рецепты грунта, методы создания подрамника, обтяжки его холстом и проклейки грунтом. Автор демонстрирует все этапы работы: от наброска до создания готового живописного полотна. Из этой книги вы узнаете как работать с мастихином, чем отличаются пастозные и лессировочные краски, что такое воздушная перспектива и колорит. Здесь есть простые примеры для наработки техники письма маслом в основных жанрах. Кроме того автор дает понятие о цветовых контрастах и способах применения их в живописи, а также дает советы, как избежать многих ошибок при работе с красками начинающим художникам.

Читать еще:  Мила каникулы в мексике 2. Интервью с милой блюм

Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты. Кейт Фенвик.

Если вам больше по душе акварель, то эта книга позволит с легкостью освоить пейзажную живопись. Она содержит в себе множество иллюстрированных примеров. При помощи нее вы освоите технику написания деталей пейзажа, которые порой представляют сложность для начинающих – это вода, архитектурные детали, камни, одиночные деревья. Автор детально рассматривает способы написания различных атмосферных эффектов, архитектурных и горных пейзажей, учит различным приемам написания неба, леса, воды. Он раскрывает секреты своей палитры, демонстрирует возможности применения маскирующей жидкости, дает множество мелких практических советов.

Анатомия

Изображение человека. Готтфрид Баммес

Безусловно, самый лучший автор, которого можно найти для изучения пластической анатомии художнику. Баммес не только профессионально излагает анатомию фигуры человека, но и дает представление об изображении фигуры на плоскости. Самая лучшая его книга «Анатомия для художников», к сожалению, не переведена на русский язык. Поэтому всем, кто не владеет немецким языком, рекомендую ознакомиться с этими двумя книгами на русском языке «Образ человека» и «Изображение человека. Основы рисунка с натуры», которые являются компиляцией оригинальной книги на русском языке. Первая книга является подробным курсом анатомии и дает полное представление о строении, пропорциях человеческого тела, изображении статичной и динамичной человеческой фигуры. Вторая книга посвящена больше именно процессу рисования фигуры на плоскости и позволит вам освоить различные способы моделирования формы человеческого тела.

Цветоведение

Искусство цвета. Иоханнес Иттен

Данная книга представляет собой обширный труд о теории цвета. Она познакомит вас с физической природой цвета, расскажет об основах цветовой гармонии и даст полное представление о системе цвета. Вы узнаете не только о цветовом конструировании, всех типах цветового контраста, цветовой гармонии и теории цветовой выразительности, которые являются базой во многих учебниках по цветоведению, но и расширите свое представление о цвете боле глубокими познаниями. Автор углубляется в изучение семантики цвета, субъективного восприятия цвета, пространственного воздействия света на цвет. Кроме того, Иттен уделяет внимание теории цветовых впечатлений, что является особенно важным для художников-живописцев, которые интересуются реалистичной передачей объектов в световоздушной среде.

Композиция

Основы композиции. Н. М. Сокольникова.

Несмотря на то, что этот учебник рассчитан на учащихся 5-8 классов, на мой взгляд, это полезная книга как для начинающего, так и для опытного художника. Здесь в простой форме изложены основы композиции и очень удачно подобраны примеры, которые доступно передают логику композиционного размещения объектов на плоскости. Книжка знакомит читателя с элементарными правилами и средствами композиции, значением диагоналей в передаче движения, силовыми линиями формата, средствами выделения сюжетно-композиционного центра, правило золотого сечения, симметрии и асимметрии. В общем, здесь вы найдете все необходимое, что нужно учитывать при построении любой композиции, включая практические советы, которые легко усваиваются и применяются.

Вот с таким набором учебников, вы можете справиться с процессом обучения рисованию самостоятельно! Все эти книги можно легко скачать в интернете, но еще лучше будет приобрести их оригиналы для настольного чтения. Напоследок, еще один совет – старайтесь обращаться в первую очередь к методической литературе авторов-академиков и избегать поверхностных брошюр в мягкой обложке с броскими названиями, которые, как правило, не дают системных знаний.

12 классических картин русских художников, которым не место в школьных учебниках

Из всех видов искусства изобличением общественных пороков занимаются обычно литература и театр. Художники же чаще передают что-то возвышенное или драматическое. Однако даже среди классических произведений изобразительного искусства есть картины, которые представляют общество с неблаговидной стороны. Просто их обычно выставляют в дальних залах галерей и уж тем более не включают в школьные учебники.

1. «Пьяный отец семейства»

Николай Касаткин, 1897 год

Корзухин стал одним из первых русских художников, которые в своем творчестве подняли тему бесправия женщин и детей по сравнению с мужчинами. Илья Репин писал: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя. Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе… До чего одичал этот варвар!»

2. «Запил»

Иван Горохов, конец XIX — начало XX вв.

Горохов, прославившийся жанровыми полотнами о деревенской жизни, не мог обойти стороной тему деспотичного поведения русских мужиков. На этой картине мы видим захмелевшего крестьянина, который принес домой очередную бутылку. Старший сын сжимает кулак в бессильной злобе, остальные домочадцы уже приготовились к худшему.

3. «Тихонько от жены»

Владимир Маковский, 1872 год

Бывают, конечно, и семьи, где за главного жена. Тогда мужская привычка приложиться к бутылке переходит из буйно-разгульной в стыдливую, но от этого не менее регулярную. Неизвестно еще, что хуже.

4. «По примеру старших»

Читать еще:  Где жил кощей бессмертный. Где живет Колобок

Василий Максимов, 1864 год

Юнцы, у которых едва пробилась первая растительность на лице, старались не отставать от отцов. И, сами того не осознавая, постепенно превращались в таких же упившихся тиранов.

5. «Порка»

Павел Ковалевский, 1880 год

За проделки детей наказывали нещадно. В ход шли кнуты, хлысты, розги, палки. Наказания настигали даже отпрысков знатных семей. Педагогика в XIX веке была своеобразной, родители считали, что побоями они наставляли на путь истинный.

6. «Новичок»

Иван Богданов, 1893 год

В бедных семьях к детям относились еще более строго, практически как к взрослым. Уже с трех лет малыши работали в полях и по дому наравне со всеми. А подростков сдавали в подмастерья, на обучение ремеслу. Там их, естественно, тоже «воспитывали».

7. «Перед наказанием»

Сергей Коровин, 1884 год

Розгами потчевали и провинившихся крестьян. На картине Коровина запечатлена сцена в волостном правлении. Осужденный крестьянин стаскивает с себя рваный зипун, а в углу экзекутор связывает последний пучок тонких прутьев.

8. «Купеческие поминки»

Фирс Журавлев, 1876 год

Купцы — люди, как правило, не слишком воспитанные и образованные — забыли, по какому поводу собрались, и, кажется, готовы пойти в пляс. Скорбное собрание превращено в отвратительный балаган.

9. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»

Николай Неврев, 1866 год

Именины — мероприятие праздничное, и веселье тут вполне уместно. Но раскрасневшийся от спиртного поп, который что-то горланит, уже за гранью.

10. «Освящение публичного дома»

Владимир Маковский, 1900 год

Художник Маковский вошел в историю как основатель жанра критического реализма. На его эскизе соединены совершенно несочетающиеся вещи: бордель как низменная точка греховности и религия, воспринимающаяся обществом как высшее проявление духовности.

11. «Сельский крестный ход на Пасху»

Василий Перов, 1861 год

Снисходительное отношение церкви к пьянству было поразительным. На картине Перова некоторые перепившие во время религиозного праздника крестьяне уже не стоят на ногах, а те, кто еще может идти, едва соображают: мужичок в центре несет икону вверх ногами.

12. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда»

Василий Пукирев, 1868 год

Вместо того чтобы воспитывать среди непросвещенного люда мораль, церковники запугивали и угнетали крестьян страшными мыслями о наказаниях, которые постигнут их в случае греховного поведения.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Направления школ в живописи, общие представления и особенности

«Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый Вестник грядет. », Лукреций «О природе вещей»

Очень важно иметь хотя бы самое общее представление об особенностях различных направлений и школ в живописи, кроме умения искать замысел художника в композиционном построении, в почерке и выбранных материалах и читать его чувства.

Древнерусская живопись изображала то, что можно узреть «очами ума». Её изображения вели к раскрытию внутреннего смысла вещей и их связей. Мы не видим в плоских и как бы деформированных фигурах иконописи свидетельство неумения художника, а восхищаемся поэтической речью её линий и красок. Особенно внимательными при общении с древнерусской живописью надо быть к её композиции и цвету. Ведь иконопись — искусство каноническое, а канон – это твердо установленный свод правил изображения. Не только сюжеты, даже цвет одежды, позы и жесты святых были определены каноном, согласно, которому и творили все древнерусские иконописцы в течение нескольких веков. И тем не менее одно и то же «Преображение» у Феофана Греко и Андрея Рублева раскрывает совершенно различные стороны взаимоотношения человека и мира. Прочитать эти смысловые оттенки можно именно в композиции иконы и в её колорите. Не случайно исследователи говорят о «моральном значении» композиции в древнерусской живописи, которую называют «умозрением в красках».

Феофан Грек, «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор», около 1403 г, доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера, 184 x 134 см, Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Ранее автором иконы считался Феофан Грек или художники его мастерской, однако современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отвело его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Андрей Рублев, «Преображение Господне», Благовещенский собор Московского Кремля.

Об этом выдающемся произведении, где наиболее отчетливо видны не только манера, но и миросозерцание великого художника, написано, пожалуй, больше, чем о всех других праздничных изображениях из Благовещенского собора. Несравненно лучше других сохранившееся «Преображение» вызывает у исследователей исключительно высокую оценку. «Особенно хорошо «Преображение», выдержанное в холодной серебристой гамме. Надо видеть в подлиннике эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, бледно-зеленые и белые цвета, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный… дар художника» (В. И. Лазарев).

Средневековая живопись была искусством для «умственного созерцания», поэтому она отражала не внешние формы жизни, а представления, идеи о её смысле и законах. Этим и объясняется условность её изображений.

Читать еще:  Традиции и обычаи западной европы. Европа

«Битва при Креси», миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара, XV в.

В творчестве художников эпохи Возрождения проявляется интерес к познанию способов нашего чувственного восприятия мира и к построению изображения в связи с законами зрения. Картина уже мыслится как «окно в мир» и поэтому получает раму и единую точку зрения на всё пространство (а в иконах каждый предмет дан с точки зрения своего зрителя).

Сандро Боттичелли, «Весна», 1482 г, доска, темпера, 203 х 314 см, галерея Уффици, Флоренция.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли «Весна» (Primavera). На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе Вещей»:

«Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.»

Над Венерой вверху мы видим Амура — спутника богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций.

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, позднее была перевезена в Кастелло и находилась у семьи Медичи вплоть до угасания рода в 1743 г. Из запасников Уффици, она вернулась в галерею Уффици только в 1919 г. Её мало кто видел на протяжении около 400 лет. Теперь же — это одна из главных жемчужин Уффици.

С конца 19-го века в живописи появляются направления, сочетающие использование при изображении данных нашего зрения и данных нашего знания. Например, кубисты противопоставляли зрение знанию, которые считали первостепенным. Отсюда их установка на изображение предмета с разных точек зрения одновременно, разложение его на простейшие элементы (куб, шар, цилиндр, конус) и их конструирование на плоскости картины в неожиданной последовательности. Один из представителей кубизма, Пикассо, говорил, что если импрессионисты изображали мир таким, каким его видели, то он изображает мир таким, каким его мыслит.

Пабло Пикассо, «Алжирские женщины», 1955 г, холст, масло, 114 х 146,4 см, частная коллекция Хамада бен Джасима бен Джабера Аль Тани, Доха (Катар)

По экспертным оценкам, Пикассо — один из самых «дорогих» художников в мире. В 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долларов. Картина Пикассо «Алжирские женщины», проданная весной 2015 года в Нью-Йорке за 179 млн долларов, стала самой дорогой картиной, когда-либо проданной с аукциона.

Клод Моне, «Женщины в саду», 1866 г., холст, масло, 255 х 205 см, Музей Орсе, Париж.

Другой французский художник, представитель постимпрессионизма Сезанн, пытался в своем творчестве соединить данные зрения и данные знания, вкладывая в изображение предмета и пространства то, что видит наш глаз, и то, что знает о них наш ум.

Поль Сезанн, «Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»), 1868 г, холст, масло, 57,8 х 92,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фовизм — еще одно направление в живописи начала 20-го века, вызывающее затруднения при восприятии. Сам Анри Матисс, один из его представителей, говорил о своих портретах: «Если бы я встретил такую женщину в жизни, то в ужасе убежал бы от неё… Но я создаю не женщину, а картину».

Анри Матисс, «Танец», 1910 г, холст, масло, 260 х 391 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Анри Матисс, «Танец» (первая версия), 1909 г, холст, масло, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Картина «Танец» — созданная в 1910 году существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Признавая право художника творить мир на холсте заново, Матисс опровергал зрительное правдоподобие форм, противопоставляя ему правдоподобие ощущений, передаваемых через аккорды цвета и выразительный голос линии. В творчестве Матисса и других фовистов основную роль играет открытый цвет, сила и выразительность, которого доведены до предела. Чистый цвет диктует свои законы изображения, отсюда и уплощение пространства и «сдвиги формы» (деформация очертаний предметов).

«Человек видит, только, то что знает», — говорят психологи. И поэтому многие особенности языка того или иного живописца наш глаз не в состоянии заметить, если его не будет направлять наше знание. Некоторые художники, оставив в своих письмах, дневниках, заметках всякого рода пояснения и размышления, могут быть прекрасными экскурсоводами по своему творчеству. Подобной литературы издается много, и читается она с большим интересом. Освоив с её помощью особенности различных направлений и школ в живописи, вы пойдете в музей или на выставку уже с «новым зрением».

В следующих наших заметках мы рассмотрим основные стили и направления изобразительного искусства.

Друзья, поздравляю вас с приходом Весны! 🙂

Источники:

http://say-hi.me/knigi/top-uchebnikov-dlya-xudozhnikov.html
http://bigpicture.ru/?p=928319
http://www.livemaster.ru/topic/3088801-napravleniya-shkol-v-zhivopisi-obschie-predstavleniya-i-osobennosti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector