3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ханты. Ханты и манси: самые шокирующие факты

Ханты. Ханты и манси: самые шокирующие факты

Многие люди считают, что ради раскрытия непознанных тайн цивилизации необходимо отправляться на другие континенты: бороздить моря, пересекать пустыни и лазить по джунглям. А между тем, в России встречаются народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить или даже шокировать. Например, манси и ханты, с древних времен живущие на бескрайних просторах Югры, поставили перед историками и этнографами немало вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси – разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий. Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа.

Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи.

Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга. Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями.

Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они – умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством.

Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад – другой.

Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше – всего около 12 тысяч представителей.

Жертвоприношения иконам

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.

Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.

Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков. Так, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле. Например, в охоте на лося. А богиня земли Калтась-эква воспринимается местными верующими как Богоматерь. С таким религиозным синкретизмом пока ничего не могут поделать православные священники, ведь на словах манси и ханты – христиане.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.

Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.

Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.

Медвежий праздник – это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство.

А вот бесплодие – это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство.

Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги – при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина. А дела богов не касаются простых смертных. И каждое дитя принято встречать с радостью.

Кастрируют оленей зубами

Манси, как правило, держат большие стада оленей. Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари. Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом.

В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона. Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев. Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес.

Читать еще:  Ксения бородина до и после. Работа с лицом

В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами. Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.

Едят содержимое оленьих желудков

Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири – не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом – из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя.

Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи. Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими.

Кроме того, манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора. Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов.

Кровная месть

Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления.

Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей. Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника. Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Играют на 27 инструментах

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты. Исследователи насчитали 27 их видов, каждый из которых связан с каким-то тотемным животным или языческим ритуалом. К примеру, семиструнная арфа – это лебедь. А есть еще тумран, нарс-юх, нерыпь, кугель-юх, нин-юх и многие другие музыкальные инструменты.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение. Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте. Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения.

Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

Поделиться:

Вот сволочи эти русские колонизаторы — всех крестили одним чохом. А ведь между ханты и манси такие огромные различия: одни хоронят своих умерших на ветках в лесу справа, а другие несут хоронить на ветках налево. Ну ни хрена не понимают в тонкостях югорской души эти бестолковые русские!

Нужно и надо уважать и воспринимать как должное к обычаям, традициям всех народов в Росси, иначе противоречия будут возрастать и в конечном итоге приведет к распаду России. А хотим ли мы этого? Каждый решает решает сам, исходя из своих убеждений.

Вообще-то автор сочинила столько, что смешно даже. При этом девушка (судя по интеллекту) совершенно упустила из виду, что до революции 1917 года женщина у остяков и вогулов не имела даже имени — в отличие от собаки. Если она рожала, то ее отселяли в отдельный чум, поскольку она считалась грязной. Карантин длился несколько месяцев.
Специально для Г.Тен информация: девушка наврала — и явно не без умысла — про колонизаторов. Дело в том, что русские появились в Югре в начале 13 века — когда с Кавказких гор и долин выползли татары на русские земли. Жители Чалого Дона переселились на берега Иртыша и Оби семьями, даже знаменитых коней бахмутов голубого окраса привели с собой. Правда, в последствии они переродились, стали низкорослыми и мохнатыми. Русские чалдоны дали имена многим югорским поселениям — Самарово (убитый ермаковским атаманом князь Самар, скорее всего был потомком чалдона, м.б. даже без примеси угорской крови). Так что редакторам «Русской семёрки» надо базар авторов фильтровать. А то Тоорум-Маа накажет за вранье. Добавлю, что в начале 20-х один литературный прохвост сочинил якобы мансийский эпос (в стиле «Песни о Гайавате» Лонгфелло). И его имел дурость похвалил сам Горький — он же не знал, что этот проходимец физически не мог встречаться с шаманом из Югры, да и историю Севера не знал. И вот из рук гов…ка манси получили в руки фальшивую историю о том, как их предки боролись против русских колонизаторов, хотя и с приходом Ермака остяки и Угры, которых грабил и убивал Кучум из Бухары, добровольно встали на сторону русских, о чем приняли решение на сходе родов — историю, ребята, надо учить по документам, а не из опусов с сомнительных сайтов. Тен прав: надо уважать обычаи народов России, а не сочинять фигню, как ханты отгрызали яйца у оленей — с металлом у них проблем не было — сходите в Музей народов Севера в Ханты-Мансийске и убедитесь.

Извините за опечатки. Немного ещё о чалдонах, о которых тоже много ерунды пишут, путая их со староверами-кержаками, которые пришли в Сибирь на пять поколений позднее. Так вот, помимо Самаровых (или Самаркиных — от слов Сам-Ар) рядом с теперешним Ханты-Мансийском и Сургутом жили Каяловы (знаменитая по летописям река на юге России), Цингаловы, князьями родов были носители русских фамилий Бардак (в Сургуте приток Оби), Роман, Боянд, Дон. Русские фамилии также Кельчины, Байлаковы. Чалдоны, кстати, активно боролись с царскими отрядами, потому что это была их родная земля! А нам сейчас вешают лапшу про оккупантов. Так что ребят можно и за разжигание межнациональной розни привлечь. Чтобы другим неповадно было врать!

Нагнала девица мути, а о самом главном, умолчала. Не долго им осталось пасти оленей. Слабы они на водочку. Если при Советах, их ограничивали в питии, то сейчас в Ямальской тундре, пооткрывали хренову тучу «факторий», где их обирают и спаивают. И делают это не «проклятые колонизаторы», а оборотистые обормоты из местных же. Вот такая ерунда происходит на просторах Ямала и не только Ямала. Если раньше с малыми народами Севера, тютюшкались, как с малыми детьми, то сейчас они на самовыживании.И я это не из пальца высосал, а жил я там, три года назад уехал с Ямала, обратно в Якутию и здесь не лучше.

Ханты и манси — самые загадочные народы Сибири (10 фото)

В конце XIV века ханы из Средней Азии послали на Урал мусульманских проповедников, чтобы склонить к своей вере как можно больше местных жителей. Это были исламские богословы с воинами из армии узбекского хана Шейбана.
Прорываясь вглубь Урала, мусульмане потеряли большое количество своих людей, особенно во время смертельного боя на Иртыше. Но проповедники добились своей цели, сибирские татары, ханты и манси приняли ислам.

Читать еще:  Краткая Биография В. Набоков

В Сибирской летописи Саввы Есипова есть свидетельства, что в XVII веке, многие местные жители были мусульманами. Хотя есть и более ранние данные о том, что ещё в XII веке «повелитель богословов» — Багаутдин аль-Балти дал указание проповедовать среди ханты и манси «закон Магомета».
На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе РФ работает 18 мечетей и 9 молельных домов.

Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками. Верят в нескольких богов, и даже приносят им «жертвы».
Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.

Почётное место в верованиях уральских народов занимает медведь. Если во время охоты зверя убивали, то в честь этого события устраивали большой пир, с ритуальными действами – прощание с медведем. Если же косолапый нападал и убивал человека, то пощады ему не было.

Историки утверждают, что вплоть до XX века у уральских жителей держался обычай снимать скальп с врагов, и в качестве даров размещать на деревьях. Это было обусловлено тем, что люди верили: если с черепа врага снять волосы, его душа умрёт. Археологи обнаружили в могильнике под Сургутом человеческий череп, со следами снятия скальпа. И в эпосе хантов есть описание сражения воина Гагары и вражеского предводителя, когда победитель снимает с поверженного вождя скальп и вешает на дерево.

Ханты и манси рано начинали обучать своих детей, в 12 лет те уже знали все основные навыки ведения хозяйства: девочки – убирали дом и место содержания скота, а мальчики – осваивали профессию пастуха, и приобретали навыки охотника. Девочки в основном развлекали себя рукоделием, а мальчики – оружием.

Особое отношение у уральских народов было к куклам, все детские игрушки были лишены лица. Они верили, что если у куклы человеческие черты, то это изображение божества, и к нему нужно относиться соответственно. Даже в наше время они стараются не покупать современные игрушки.

В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин – пять или семь, а у женщин – четыре. Но чтобы в человеке оставалась жизнь, у него должно быть всего две души. После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая — перейти в мир мертвых.

По данным археологов, ханты и манси приносили в жертву богам животных. Например у войкарских хантов был ритуал под названием «девушка-собака». По легенде, бог Курык хотел жениться на одной красавице, но она решила его обмануть и нарядила вместо себя собаку. С тех пор появилась традиция: каждые семь лет животное переодевали в женскую одежду, торжественно семь раз катали по священному озеру, а затем собаку топили. Люди верили, что этот обряд поможет им помириться с духами.
Этнографы отмечают в своих исследованиях, что по обычаю, каждый манси за свою жизнь должен принести в жертву: лошадь, петуха, овцу, быка и оленя.

Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов. Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра. А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки. В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.

Ханты и манси — самые загадочные народы Сибири.

Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку.
Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях.

Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*.

До 1930 годов их называли вогулами.

И в наше время эти российские народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам.

Ханты и манси, так же, как и их предки, занимаются скотоводством и охотой.

Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную.

Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные.

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России.

Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство.

Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой.

Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями.

В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера.

Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.

В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту.

Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани.

Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.

Род — основа основ для народов ханты и манси.

Один род считает своим предком медведя, другой — лося или волка.

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.

По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится — для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!

Глава семьи у коренных северян — всегда мужчина, а женщина — его верная спутница.

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.

Современные ханты и манси очень радушны и любят гостей.

Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.

Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник».

Его устраивал один род и созывал гостей из других родов.

Священные обряды, танцы, застолье — это и важное событие, и грандиозное зрелище,

но в первую очередь — таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка — медведя.

Отношение к мясу священного животного — особенное.

Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам.

Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски.

Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками.

Читать еще:  Костёнковские стоянки. Население в Костенках

Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти.

В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины.

Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети.

Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа.

За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.

Также нельзя выходить из-за стола во время угощения.

Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».

Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.

После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!

Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.

Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских.

К сожалению, надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием.

Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым.

Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты.

Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу.

Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох.

Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими.

Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов.

Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах.

И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество».

Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях.

При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее.

Археологические находки под Сургутом

в могильнике Сайгатский-4 и 5 позволяют выяснить это точно.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными?

Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.

Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова.

Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.

Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами.

Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды*** были вынуждены заключить с хантами.

Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам.

То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя.

Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть.

Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.

Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры.

Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками.

Верят в нескольких богов, и даже приносят им «жертвы».

Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.

В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин – пять или семь, а у женщин – четыре.

После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая — перейти в мир мертвых.

Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов.

Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра.

А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки.

В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.

*. Манси-народ.

Самым известным представителем народа манси является Мэр г. Москвы С.Собянин,

хотя в своей автобиографии для избирательной комиссии на пост губернатора Тюменской области Собянин назвал себя русским и опроверг информацию о том, что он – представитель народности манси, о чем написано в некоторых справочниках и энциклопедиях.

Источники:

http://russian7.ru/post/khanty-i-mansi-samye-shokiruyushhie-fakty/
http://fishki.net/2815225-hanty-i-mansi—samye-zagadochnye-narody-severa.html
http://hist-etnol.livejournal.com/8380236.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector